Кутузов и наполеон в романе Л. Н. Толстого «война и мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кутузов и наполеон в романе Л. Н. Толстого «война и мир»



Основой сюжета «Войны и мира» являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все эпизоды, герои, проблемы. Трактовка войны выводится Толстым из его понимания исторического процесса, из его философии истории, которая раскрывается в авторских комментариях и отступлениях. Именно в них Толстой размышляет о том, что такое история, какие силы оказывают решающее влияние на исторический процесс, каковы причины исторических событий. Писатель утверждает, что жизнь человечества не зависит от воли и намерений отдельных людей. Эта жизнь, в его понимании, — стихийная, «роевая». Она складывается из взаимодействия частных и общих интересов, желаний и намерений миллионов людей. Исторический процесс — это их всеобщая стихийная деятельность: историю делают не исторические личности, а массы, руководимые общими, часто неосознанными, интересами.
Автор «Войны и мира» иронически относится к политике и военной науке, скептически оценивает роль материальных факторов в войне, подчеркивая бессмысленность попыток сознательного воздействия на исторический процесс. Толстого волнует не столько военно-политическая сторона исторических событий, сколько их нравственно-психологический смысл.
Образы основных полководцев, Кутузова и Наполеона, созданные в романе, — яркое воплощение толстовских принципов изображения исторических деятелей. Русский главнокомандующий представлен как истинно русский человек, близкий своему народу. Он понимает и ценит каждого солдата, хочет победить с наименьшими потерями. Для Кутузова важна не личная слава, не амбиции, а итог. Именно поэтому он прислушивается к общему «течению мысли» и старается давать указания в соответствии с ним. Наполеон же, напротив, воплощение эгоизма и личных амбиций. Он жаждет славы лишь для себя, и каждая смерть для него – еще один шаг к победе. Французский полководец далек от простого народа, для него это всего лишь пушечное мясо. Именно поэтому он с позором проигрывает, понеся огромные потери. Армия Наполеона преследовала захватнические цели, перед ней не стояло истинной цели.
По мысли Толстого, Наполеон исполнял «жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая была ему предназначена». Вряд ли он смог бы вынести всю тяжесть этой исторической роли, если бы у него не были «помрачены ум и совесть». Наполеон — глубоко несчастный человек, не замечающий этого только благодаря полному отсутствию нравственного чувства. Этот «европейский герой» нравственно слеп, не способен понять «ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение».
Однако, несмотря на то, что Наполеон обречен сыграть свою «отрицательную» роль в истории, Толстой вовсе не умаляет его нравственной ответственности за содеянное: «Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!... Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».
Антипод Наполеона — Кутузов — это воплощение народной нравственности, истинного величия, «простоты, добра и правды». «Кутузовское», народное начало противопоставлено «наполеоновскому», эгоистическому. Не пытаясь воздействовать на ход истории, он подчиняется логике исторического процесса, интуитивно прозревает высший смысл происходящего. Кутузов, как подчеркнул Толстой, наделен истинной мудростью, особым чутьем, которое побуждает его во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом: что должно произойти, произойдет само.
Источником «необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений», которой обладал Кутузов, стало его народное чувство. Это чувство, поставившее его на «высшую человеческую высоту», полководец «носил в себе во всей чистоте и силе». Именно оно было признано в Кутузове народом — и русский народ выбрал его «в представители народной войны».

 

Вопрос №17
Любимый герой Толстого (Ростова, Болконский, Безухов)
В романе «Война и мир» Толстой очень четко разделяет героев на любимых, нелюбимых и тех, к кому он достаточно равнодушен. Любимые герои Толстого обладают определенным набором качеств: способность к духовной эволюции, близость к народу, искренний патриотизм, духовная отзывчивость.
Андрей Болконский прошел долгий путь духовного становления. Это высоинтеллектуальный герой. Он много думает и размышляет. Периоды духовного просветления сменяются в его жизни периодами скепсиса и разочарования, душевной смуты. В самом начале романа князь Андрей захвачен жаждой славы, подвигов. Он восхищается Наполеоном, считая его гением, великой личностью. Болконский мечтает найти свой «Тулон», подобно Наполеону. Во время ранения под Аустерлицем князь понимает всю ложность своих мечтаний, разочаровывается в своем кумире. После долгих исканий, любви к Наташе и разочарования в этом чувстве, Андрей приходит к осознанию истинного смысла жизни: к состраданию, всепоглощающей любви ко всем. Перед смертью он полон чувства умиротворения, гармонии с самим собой и со всем миром. Болконский прощает Наташу и умирает счастливым.
Болконскому чуждо высшее общество, он скучает в окружении этих людей. В начале войны 1812 года Андрей командует полком и сближается с простым народом. Его очень любят солдаты, называют «наш князь». Несмотря на всю жажду славы в ранний период, Болконский всегда искренне патриотичен. Он любит свою родину и готов стоять за нее до конца.
Пьер Безухов – герой, наиболее близкий автору духовно. Пьер отличается большой открытостью, наивностью, простотой, духовной отзывчивостью. Вернувшись из-за границы, он мечется в поисках своего места в жизни. Но очень часто ему не хватает воли для принятия собственных решений. Поэтому героя часто используют в корыстных целях. Пьер увлекается масонством, путешествует из «любопытства» по полю военных действий, разочаровывается в Наполеоне, мечтает спасти все человечество, убив Бонапарта. Попав в плен, Пьер многое переосмысливает. После расстрела пленных, его вера в основы бытия разрушается. Но на месте возникшей пустоты образуется новое восприятие жизни, наиболее верное. Пьер становится близок к простому народу. В этом ему сильно помог Платон Каратаев. Во время войны 1812 года Пьер приходит к осознанию истинного патриотизма.
Самым обаятельным женским образом Толстого является Наташа Ростова. Она – воплощение «живой жизни». Ее главные качества – удивительная искренность и непосредственность, любовь к людям. Наташа по-своему прекрасна в любом возрасте. Ее духовная эволюция заключается в том, что она, отбросив от себя все наносное, стала замечательной женой и матерью. А это, по Толстому, - главное предназначение каждой женщины.
Душевная щедрость и чуткость постоянно проявляются в ее поступках и в отношениях с людьми. Она всегда готова к общению, душевно расположена ко всем людям и ожидает ответной доброжелательности. Важная черта Наташи Ростовой – органическая, инстинктивная близость национальному духу. Наташа насквозь пропитана ощущением глубокого патриотизма. Она всегда готова быть со своей страной. Во время отъезда из Москвы в 1812 году она настаивает, чтобы подводы Ростовых были отданы для раненых солдат.
Толстой использует весь арсенал художественных средств и приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутреннего мира героев, «диалектику души». Основными средствами психологического изображения в романе являются внутренние монологи и психологические портреты. Изображая главных героев, писатель создает как бы ряд моментальных «рентгеновских снимков» их души. Преимущества этих снимков - беспристрастность, достоверность, убедительность. Толстой часто сам комментирует эти внутренние монологи, подсказывая читателю, как их следует интерпретировать.
Также Толстой раскрывает психологию героев в их портретных характеристиках и высказываниях, выявляет психологический подтекст поступков и поведения.
Писатель выделяет своих любимых героев, описывая их глаза, взгляды в разные жизненные моменты. Также Толстой уделяет большое внимание описанию мимики, жестов, движений своих героев, передавая тем самым их душевное состояние.
Автор часто рассказывает о впечатлениях своих героев. Это одно из средств психологической характеристики: не сам предмет, а его восприятие героем важно для писателя.
Все эти средства помогают Толстому создать наиболее полный психологический портрет своих героев.

Вопрос №18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.006 с.)