А. Н. Толстой великолепно сказал: «у великих людей не две даты их бытия в истории — рождение и смерть, а только одна дата: их рождение». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Н. Толстой великолепно сказал: «у великих людей не две даты их бытия в истории — рождение и смерть, а только одна дата: их рождение».



Новелла об авторе

Общий анализ роли в контексте режиссерского замысла

Идейно – тематический анализ пьесы

Тема: драматическая сказка, произошедшая в стране берендеев в доисторические времена.

Тема как проблема: отсутствие подлинной любви в стране берендеев.

Идея: истинная любовь – это наивысшее счастье, ради которого не страшно и умереть.

Исходное предлагаемое обстоятельство: рождение Снегурочки в «браке»

Весны – Красны и Мороза.

Исходное событие: сговор родителей о дальнейшей судьбе дочери.

Сквозное действие: знакомство Снегурочки с людьми.

Ведущее предлагаемое обстоятельство: искаженное понятие любви (отсутствие нравственной категории в стране берендеев).

Центральное событие: обоюдная исповедь матери и дочери.

Финальное событие: счастливая гибель любящей Снегурочки.

Главное событие: прозрение берендеев.

Конфликт: между борьбой за истинную любовь и искажённым пониманием любви и отсутствием нравственных категорий в стране берендеев.

Сверхзадача: дать возможность зрителям осознать, что Любовь наивысшая ценность на Земле.

 

 

Идейно – тематический анализ роли

Тема: драма, произошедшая с молодой девушкой Купавой в сказочной стране берендеев.

Тема как проблема: проблема искаженного понимания любви Купавой – как право на полное обладание другим человеком.

Идея: Возможность полного обладания над человеком не заменит подлинное чувство любви (желание превосходства над другими людьми, гордыня и эгоизм не помогут обрести любовь).

Исходное предлагаемое обстоятельство: помолвка с Мизгирём.

Исходное событие: знакомство со Снегурочкой.

Основное событие: измена Мизгиря.

Сквозное действие: борьба за возможность удачно выйти замуж и стать богатой хозяйкой своего дома.

Ведущее предлагаемое обстоятельство: гордыня и эгоизм (чувство превосходства над другими людьми)

Центральное событие: соблазнение Леля.

Финальное событие: отказ Леля от Купавы.

Главное событие: ожесточение Купавы (зарождение мести).

Процесс: деградация (от ненависти к Мизгирю за предательство до полного ожесточения на мир и зарождения в её сердце мести).

Конфликт: борьба за возможность удачно выйти замуж и личными качествами, которые мешают в осуществлении данного замысла: гордыня, эгоизм, чувство превосходства над другими людьми.

Сверхзадача: обрести истинную любовь.

 

Роман жизни

 

 

Я родилась в Заречной слободке Берендеевка, в семье зажиточного слобожанина Мураша. Мы с отцом живём в большой разукрашенной резьбой избе, самой красивой избе на улице, у отца есть хмельник и пчельник – вообщем всё для того, чтобы мы считались самой зажиточной семьёй в слободке. С самого детства я отличалась красотой, энергией и сильным характером. Батюшка души во мне не чаял, я всегда получала то, чего хотела по первому требованию, с детства меня окружает всё самое лучшее и красивое. Беззаботно я проводила своё время, не зная тяжелой работы – каталась на Красной горке, водила хороводы, провожала Масленицу, пела, плясала с подружками.

Однажды в нашей слободке оказался торговый гость из царского посада – Мизгирь. Его дикая красота, темперамент, богатство с первых минут вскружили мне голову, да и он не устоял перед моими чарами и красотой. Я очень захотела быть его женой, потому что я заслуживаю самого лучшего. Брак с Мизгирём обеспечит мне статус хозяйки богатого дома, о котором я так мечтаю, к тому же возвысит меня над другими жителями слободки, а уж как подруги будут мне завидовать! Поддавшись страсти и напору юноши, я отдалась Мизгирю, но он обещал на мне жениться и отвести меня к царю. В присутствии царя и получив его благословенье, мы обменяемся венками и скрепим наш брак поцелуем. С этой минуты я стану полноправной хозяйкой его дома в большом царском посаде, настоящей барыней! Как же мне повезло! Я была в состоянии эйфории в предчувствии долгожданного и почти ощутимого счастья!

Но моим мечтам и замыслам не суждено было сбыться! Навсегда и бесповоротно изменилась моя жизнь с появлением в нашей слободке таинственной девушки Снегурочки. С первым появлением Снегурочка показалась всем чужой, не похожей на нас, берендеев, но, несмотря на это, она совершенно очаровала парней нашей слободки. Что в ней такого особенного? Неужели холодность и недоступность так привлекают? К тому же она такая нелепая, дикая, как будто первый раз видит людей! Я решила, что нужно подружиться со Снегурочкой, разгадать её тайну, пусть она впустит меня в своё холодное сердце! Я познакомила Снегурочку с девицами нашей слободки, когда мы пели песни на реке. На моё удивление, подружки приняли Снегурочку, с той минуты холодная девушка немного «оттаяла» для общения, особенно со мной, ведь я поддержала её и открыла мир людей, который так привлекает и манит её! Так мы стали подругами, и я решила поделиться со Снегурочкой своим предстоящим счастьем – свадьбой с Мизгирём! Я рассказала ей обо всём, о нашей первой встрече, о том, как он удивительно хорош и невероятно богат. Рассказывая страстно и порывисто, я взболтнула лишнего – о том, как отдалась Мизгирю, чем поставила Снегурочку в неудобное положение! Ведь она ничего о радостях любви и мужчинах не знает! Какая же она всё – таки нелепая и смешная! Кстати, когда я нашла Снегурочку, чтобы рассказать ей о своём счастье, потому что я больше не могла держать всё в себе, я застала её очень огорченнойкая же она всё - таки Вставила Снегурочкунула лишнего как он удивительно хорош и невороятно богат ла ей обо всём, о н, который, она говорила что – то про Леля…хотя ладно, мне сейчас не об этом нужно думать! Мой Мизгирь вот – вот приедет свататься! Нужно слегка принарядиться, хотя я итак безмерно хороша, да и Снегурочке не помещает прихорошиться. Вдруг на празднестве по случаю выкупа она кому- нибудь приглянется! Ведь она всё же мила. Мой Мизгирь подарил мне чудесные украшения, бусы из чёрного жемчуга я решила надеть на себя – чтобы подчеркнуть свою яркость и красоту, к тому же они самые дорогие, а из белого жемчуга подарила Снегурочке, пусть она тоже будет красивой на моём празднике!

Заболтавшись со Снегурочкой, забыв обо всём, я и не заметила, как появился мой избранник, он словно из – под земли вырос! Как же он хорош! Я совсем растерялась от переполнявших меня эмоций и вот я стою в окружении моих подружек, простоволосая - Снегурочка расплела мне косу, пока я пела свой девичий плач, свою последнюю девичью песню. Подружки не пускают Мизгиря ко мне, а я сама уже еле сдерживаю желание наброситься на него со страстными поцелуями! Неужели он мой! Неужели я его невеста и скоро буду женой! Подружки завершают обряд выкупа, Мизгирь щедро дарит девушкам печатные пряники, орехи, леденцы – петушки, и подружки оставляют нас одних! И вот он мой, я ощущаю его на своих губах, всем своим телом прижимаюсь к нему, страсть сводит меня с ума! Нужно как – то совладать с собой и оторваться от него, мы всё – таки пока только жених и невеста!

Но этот миг счастья, именно миг, разрушился в одну секунду, когда Мизгирь увидел Снегурочку! Он словно заворожённый и околдованный смотрел на неё, пока я звала Снегурочку в последний раз повеселиться со мной, покататься а горках, пока я ещё свободная и незамужняя девица. Я попыталась скорее увести его подальше от неё, воспользовавшись моментом ухода Снегурочки. Но его было уже не остановить, мой жених, словно оказался в её власти! Он не стал слушать мои рассказы о том, что Снегурочке нравится Лель. В отчаянии, не помня себя, я схватила изменника за грудки! Как же ты можешь, я ведь твоя, одна могила сможет нас разлучит!!! – кричала я ему, смело глядя в глаза! Откуда столько смелости, откуда столько гнева взялось в моём сердце? Я унижена, растоптана, убита! Ах, она разлучница! Она только притворяется такой простой, так вот какая ты, Снегурочка! В гневе я бросаюсь на неё, но этот изменник её заслоняет, если бы не он, я бы убила её в порыве страсти! Сравнив свою любовь с Солнцем, которое не вернётся назад, он убегает вслед за Снегурочкой! Какой стыд, я стою простоволосая посреди улицы, я…брошена, отвергнута!!! Я, прекрасная Купава, молодая, страстная, горячая, я дала ему любовь! Зачем изменнику холодная Снегурочка? Это страшный сон! Что же мне делать? Я зову своих подружек, а парни нашей слободки возвращают изменника! Я не позволю так унижать себя! Пусть он прилюдно объяснит, почему он разлюбил меня и почему он смеет так поступать со мной! Я требую объяснений! Я задаю ему свой главный вопрос: За что ты меня разлюбил? И новая волна обиды, унижения и боли накрывает меня с его ответом: изменнику нужно только Снегурочка! С этими словами он удаляется. Что же мне делать? Как это пережить? Я простоволосая, униженная, какой стыд! Ах, отец! Что же может народный суд? Да ничего, только быть свидетелями. Берендеи призывают меня бежать к царю и у него искать справедливости! К царю????? Да, да, к царю!!!! Откуда вновь эта решимость взялась в моём сердце? Да, я пойду к царю, упаду ему в ноги, расскажу как всё было! Нет, я расскажу больше, я раскрашу измену Мизгиря такими красками, что царь не сможет отказать мне в помощи! Только нужно соврать! Как это сделать? Говорят, что царь очень мудрый! Царь мудрый, а я хитрая, я смогу его обмануть, ведь всё – таки больше правды будет в моём рассказе! И вот я у входа в царские палаты, не помню, как я добралась, но силы мои на исходе! Давай, Купава соберись с силами, это твой последний шанс вернуть себе уважение! И вот я попадаю в царские палаты, кланяюсь царю настолько низко, что мои распущенные волосы и подаренные бусы этим проклятым изменником, оказываются на полу! Царь велит мне рассказать, что случилось со мной, с бедною девицей как он назвал меня! Мне впервые в жизни страшно, вдруг царь не поверит моим словам, он смотрит прямо в глаза, как будто в душу глядит! Ах, как страшно, но я не покажу виду! Я опускаю свои глаза, прикидываясь скромной и застенчивой…но что я вижу! Что происходит! Царь уходит! Нет, надо что-то делать! Что же? Что же? Я бросаюсь царю в ноги, я молю его поверить мне! И царь верит! О, счастье! Великий Берендей восстановит справедливость! И изменнику придётся жениться на мне!

Вся слободка собирается на суд. Приспешники царя ведут изменника на суд царёв. Все, даже Прекрасная Елена, жена царя, покинула по этому случаю царские палаты. В присутствии царя Мизгирь признаётся в своей вине. Как он горд! Но ничего, мой милый, моя гордость пострадала, пострадает и твоя! Царь спрашивает меня, согласна ли я быть женой изменника? И вправду, согласна ли я? Я унижу его перед всеми своим отказом, я покажу всем свою гордость, свою ненависть к человеку, который разрушил мои мечты! Нет…он мне не нужен! Пусть все это видят! Я смело и гордо выступаю вперёд…но какая – то слабость, какая – то надежда заставляет меня смягчиться и задать вопрос так, чтобы он понял, что, я, гордая, обиженная Купава, прощаю коварного предателя! Но что я вижу – он и не смотрит на меня, потупил свой взгляд. Ну, тогда прощай Мизгирь! Да. Я нахожу в себе силы выплюнуть ему в лицо свою ненависть. Всё, Мизгиря нет больше в моей жизни! Как же обидно, как больно, но я буду сильной, я буду ещё сильней! Я забуду его, забуду обиду, и, может быть, заживёт моя душевная рана…Царь приговаривает Мизгиря к изгнанию!

На царский суд приходит и семья Бобылей со Снегурочкой! Ах, она смеет сюда являться, показываться мне на глаза! Я ненавижу тебя подружка и уверена, что ты побываешь в моей шкуре, будешь страдать как и я, да, я этого хочу… Увидев Снегурочку, Мизгирь точно заколдованный вновь, умоляет царя не изгонять его из царства Берендеев, а дать ему шанс на завоевание Снегурочки! Лель и Мизгирь дают царю обещание попробовать увлечь её любовью! Лель поёт песню небу, какой у него голос!!Девушки заводят вокруг него хоровод. Лель… Раньше я не замечала, что он так красив и свеж, волосы его светлы и кудрявы, глаза синие как небо, при всей своей мужественности он кажется хрупким. Он так непохож на Мизгиря…И на меня! Но я тоже поучаствую в хороводе, хоть я и простоволосая, вся в слезах, и не смогу сейчас никого увлечь. Лель обойдёт девичий круг и выберет Снегурочку! Ну и пусть, может тогда она перестанет манить чужих женихов! Но что происходит? Я не могу поверить! Что я вижу? Лель идёт ко мне! Он выводит меня из круга и приглашает в пляс! Что происходит? Ах, спасибо прекрасный Лель! Ты спас меня от унижения, я снова желанна, я не одна! Ах, смотри, разлучница! Теперь твой любимый - мой! Пусть твоё холодное сердце теперь болит, ты лей теперь горючие слёзы! Ах, Лель! Его спасительный поцелуй в присутствии царя был другим… Он словно вдохнул в меня новую жизнь, действительно спасительный поцелуй! Ах, я хочу ещё! Девицы и парни разнимают нас, начинается хоровод, но нет я хочу к нему, к моему спасителю, не хочу участвовать в хороводе, но обряд есть обряд! Я жадно ищу его глазами! Где он, где мой белокурый спаситель? Ведь мы целовались в присутствии царя, значит он мой! Где же он? Мы потерялись в этом хороводе! А вдруг он ищет Снегурочку? Вдруг это вновь какая – то злая игра судьбы? Я не вынесу! Я найду своего Леля!

В панике, измождённая избытком переживаний, я из последних сил бегаю по лесу в поисках милого! Где же он? Ах, вижу, на поляне? Не один!!! Ах, нет, показалось! Я останавливаюсь, собираюсь с духом! Я должна добить его, соблазнить, увлечь своей красотой! Но я не повторю прежних ошибок, нет! Я не повисну у него на шее, я буду кроткой, я буду как собачка у его ног. Он нужен мне, ведь он самый прекрасный юноша нашей слободки! Это поможет мне вновь возвысится над слобожанами, восстановить своё униженное достоинство! Ведь разве я недостойна самого лучшего?! Я выбегаю к Лелю, я полна решимости соблазнить его, я подключаю все свои чары…и они срабатывают! Наш второй поцелуй был уже не таким лёгким, он был порывистый, страстный, кровь забилась у меня в висках, я чувствую Леля так близко, он становится таким желанным! Что это со мной? Сердце колотится так быстро, оно вот – вот вырвется из груди! Лель попался! Он готов вести меня к царю! Я всё – таки буду женой! Не будет Купава одна! Я смеюсь, смеюсь впервые после всех невзгод, что я пережила…Мне хорошо с Лелем! Снегурочка преграждает нам путь? Почему? Ах, оказывается, этот похититель сердец обещал отвести её к царю! Ах, Лель! Но, нет, Купава не будет унижена вновь! Я не буду прятаться за его спиной, к тому же, Лель, кажется, слаб духом, а я решительна и сильна как никогда и объясню наивной Снегурочке, как любит настоящая женщина, так, как она никогда не сможет! Но я вижу, что Лель в растерянности, ничего, я отойду в сторону, пусть он сделает выбор сам! Моя спина прямая как никогда…но в душе я очень боюсь, боюсь быть унижена вновь, боюсь остаться одна… Ах, счастье! Лель выбирает меня! Прощай Снегурочка, побудь в моей шкуре! Я знала, что справедливость восторжествует! Я и Лель убегаем в лес, не в силах сдерживать своих чувств более! Я с радостью и великим наслаждением отдаюсь ему! Он мой! Ах, как сладко…

Лель приводит меня царю. Но что я вижу???!!! Снегурочка и Мизгирь в присутствии царя обмениваются клятвами и вот он долгожданный для Мизгиря поцелуй совсем близко, но что – то происходит со Снегурочкой! Что с ней? Она словно не ступает ногами по земле, она будто плывёт! Любовь погубила Снегурочку, она тает! Последний свой взгляд она обращает к Лелю, она любит его и оставляет ему частичку себя - выплетает цветочек из косы… И что я вижу!!! Мизгирь не выдержав потери любимой, бросается в реку! Ах, он несчастный, погубила его Снегурочка и сама погибла! Ах она любовь! Снегурочка исчезла, словно испарилась и только цветочек в руках у моего милого остался! Волна боли вновь накрывает меня с головой – я вижу, что Лель любит Снегурочку! Он вырывается из моих объятий и бежит вслед за ней! Но куда? Её нет, она растаяла, исчезла … а я здесь, такая настоящая, живая, горячая, не уходи…НЕ УХОДИ!!!!!!! Любовь….Ах, что же это любовь? Я и не знаю, я несчастна, никто из женихов не любил меня, ими двигала страсть! О страсти я знаю теперь всё, а о любви ничего! Я хочу любить, я поняла…. любовь, я любви не знаю, но я полюблю…возможно! Ах, как горько, какая злоба в сердце, как она сильна! Видишь Бог – Ярило, как сильна моя злоба, слышишь мой гнев в песне, которую я тебе пою! Так знай, узнайте все! Не будет прежней Купава, никогда не будет….мея иким наслаждением отдаювать своих чувств более! а, что справедливость воссторжествует!ю! не хочу участвовать вть! Я же была уверенна!, может тогда она перестанет манить чужтх жеихов!прощаю коварного пред

 


 

 

Место персонажа в конфликте

 

Конфликт: между борьбой за истинную любовь и искажённым пониманием любви и отсутствием нравственных категорий в стране берендеев. Купава - одна из тех, кто может похвастаться искаженным пониманием любви. Для неё любовь – это возможность обладать другим человеком. С гибелью Снегурочки к Лелю приходит осознание, что он потерял свою подлинную любовь. Мизгирь бросается в реку, когда его возлюбленная погибает. К Купаве же с гибелью Снегурочки приходит понимание, что она никем любима не была, а только желанна. Истинная любовь только зарождалась в ней с появлением Леля в её судьбе, но очередное предательство надломляет сильную Купаву и она позволяет своему сердцу ожесточиться.

 

Сверхзадача актёра

Вызвать сочувствие к своему персонажу. Мне хотелось бы, чтобы история моей героини натолкнула людей на мысли:

1).Подлинная любовь – величайшая ценность.

2).Гордыня и эгоизм не станут верными спутниками в поисках истинного чувства.

3). Отсутствие подлинного чувства ожесточает сердце.

 

 

Характеристика персонажа

 

Что происходит с персонажем

Гибель Снегурочки:

1. Купава становится свидетельницей трагических событий.

2. Новая волна обиды и боли приходит с понимаем того, что Лель любит Снегурочку. Он убегает, тяжело переживая потерю. Купава вновь остаётся одна.

3. Купава ожесточается.

 

Что персонаж говорит о себе

- Сердечный друг, свою девичью волю,

Подруг, родных, на милого дружка

Сменяла я; не обмани Купаву,

Не погуби девического сердца.

 

- Не стыдно ль вам? К девице слобожанке

Жених пришел, его приветить нужно;

А вы на брань и драку лезть готовы.

 

- Умел бы ты, да я – то не умею

Любить тебя, вот горе.

 

- Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! От радости и места не найду, Вот так бы я ко всякому на шею И кинулась, про радость рассказала, Да слушать-то не все охочи. Слушай, Снегурочка, порадуйся со мной! Сбирала я цветы на Красной горке, Навстречу мне из лесу молодец, Хорош-пригож, румяный, круглолицый, Красен, кудряв, что маковый цветок. Сама суди, не каменное сердце, Без милого не проживешь, придется Кого-нибудь любить, не обойдешься. Так лучше уж красавца, чем дурного. Само собой, по скромности девичьей, Стараешься ретивое сердечко Удерживать немного; ну, а все же На всякий час не спасешься. Парень Пригож собой, жениться обещает, Да так-то скор, да так-то скор, что, право, Скружит совсем, ума не соберешь. - … а он уж так-то клялся В Ярилин день, на солнечном восходе, В глазах царя венками обменяться И взять меня женой, тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, На всем виду, богатою хозяйкой Забарствую. - Снегурочка, потешь свою подружку В последний раз, в останешний,- пойдем Круги водить, играть на Красной горке. Не долго мне резвиться-веселиться, Последний день моей девичьей воли, Снегурочка, последний. - Как же, милый? Ведь я твоя, твоя; одна могила Разлучит нас. - Закрой сперва сыпучими песками Глаза мои, доской тяжелой сердце У бедненькой Купавы раздави, Тогда бери другую. Очи видеть Разлучницы не будут, горя злого Ревнивое сердечко не учует. Снегурочка, завистница, отдай Дружка назад! - Голубушки-подружки, поглядите! Отец, гляди, в слезах твоя Купава! Тоска ее за горло душит, сухи Уста ее горячие; а он - С разлучницей, веселый, прямо в очи Уставился, глядит, не наглядится. - Скажи, злодеи, при всем честном народе, Тогда ли ты обманывал Купаву, Когда в любви ей клялся? Или вправду Любил ее и обманул теперь, Позарившись несытыми очами На новую добычу? Говори!

 

- За что же ты Купаву разлюбил? - О реченька, студеная водица, Глубокая, проточная, укрой Тоску мою и вместе с горем лютым Ретивое сердечко утопи! - Сердце-то вынувши, Душу-то вызнобив, Девичьей ласкою Вдосталь натевшившись, Вдоволь нахваставшись, При людях девицу Назвал бесстыжею.

 

- Долго ли встретиться,

Долго ль знакомиться

Девушке с парнями?

Вот я и встретилась.

 

- Я и поверила.

 

- Так я и сделала.

 

- Всех-то забыла я,

Батюшко родного,

Близких и сродников,

Милых подруженек,

Игры веселые,

Речи заветные.

Знаю да помню лишь

Друга любезного.

 

- Гонит, срамит меня,

Верную, прежнюю.

Сам же он выкланял

Выплакал, вымолил

Сердце у девушки,

Сам же корит, бранит:

При людях девушку

Назвал бесстыжею...

 

- Слушала, слушала,

Свету невзвидела,

Ноги-то резвые

Ровно подкошены,

Так и валюсь снопом,

Веришь ли, светлый царь,

Так вот и падаю,

Вот хоть сейчас гляди, -

Так вот точнехонько

Оземь и грянулась

 

- Великий царь, любви Купава ищет.

Хочу любить, а как его полюбишь?

Обижено, разбито сердце им;

Лишь ненависть к нему до гроба будет

В груди моей. Не надо мне его.

 

- Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

 

- Голубчик сизокрылый!

Тепло мое сердечко, благодарной

Навек тебе останусь; ты от сраму,

От жгучих игл насмешки и покоров

Купаве спас девическую гордость.

При всем честном народе поцелуем

Сравнял меня, забытую, со всеми.

 

- Подружку? Нет, собачку.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

 

- Надолго ли любовь твоя, не знаю;

Моя любовь до веку и до часу

Последнего, голубчик сизокрылый!

 

Действие первое:

Явление пятое:

Сцена рассказа Купавы Снегурочке о Мизгире и предстоящей свадьбе:

«Подходя к Снегурочке» - автор транслирует нам данной ремаркой, что Купава видит в Снегурочке подругу, которой хочет похвастаться своим счастьем. Зная, что Снегурочка о парнях и любви ничего не знает, Купава именно её выбирает в слушатели истории своего счастья, не обращая внимание на неготовность «подруги» слушать её рассказ В этом Купава чувствует своё превосходство над Снегурочкой и не отказывает себе в удовольствии потешить свою гордыню и эгоизм.

 

Сцена появления Мизгиря:

«Бежит и прячется между девушек» - автор отмечает игривость, лёгкость в поведении Купавы. В предвкушении долгожданной свадьбы, она счастлива, весела, наслаждается последними деньками свободной жизни незамужней девушки. Прячась от избранника, она хочет продлить сладостный трепет предвкушения встречи с ним.

 

Явление шестое:

«Парням»

«Девушкам»

Данными ремарками автор подчёркивает общительный характер, энергичность героини. Купава успевает перемолвиться словечком и с теми и с другими. Она свободна в общении с людьми, всегда в центре всех событий.

 

Явление восьмое:

Сцена измены Мизгиря:

«Бежит к реке, Лель её удерживает, почти бесчувственную»

«Падает на руки Лелю»

Эти ремарки отражают крайнюю степень эмоционального возбуждения. Купава страстная и порывистая натура, эмоции взяли верх над гордой девушкой. В порыве отчаяния, обиды, испытанного впервые унижения, она готова броситься в реку. Стремительность, решительность, внезапность натуры характеризуется данным поступком.

Действие второе:

Явление третье:

Сцена жалобы царю:

«Плача» - Автор отмечает, что Купава искренне взывает к помощи царя. Только причина слез Купавы в неосуществлении её замысла стать богатой хозяйкой дома, а также уязвлённое самолюбие и гордость, а не в разбитом сердце и поруганной любви.

«Хочет упасть, царь её поддерживает» - Купава готова идти на крайние меры в доказательстве своей правоты и упасть в ноги царю, чтобы он поверил девушке.

 

Главная фраза роли

« На всем виду, богатою хозяйкой Забарствую.»

Зерно роли

«Вулкан»

 

Действующий - нежелательные вмешательства и катаклизмы могут вызвать извержение, которое влечёт за собой разрушение.

 

Когда в природе всё спокойно и гармонично, вулкан дремлет, тая в себе энергию и силу огня.

 

 

Работа над текстом роли

Новелла об авторе

А. Н. Толстой великолепно сказал: «У великих людей не две даты их бытия в истории — рождение и смерть, а только одна дата: их рождение».

Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). Брат писателя, П. Н. Островский, справедливо возмущался узкобытовой меркой, с которой подходили к пьесам Александра Николаевича многие критики. «Забывают,— говорил Петр Николаевич,— что прежде всего он был поэт, и большой поэт, с настоящей хрустальной поэзией, какую можно встретить у Пушкина или Аполлона Майкова!.. Согласитесь, что только большой поэт мог создать такой перл народной поэзии, как «Снегурочка»? Возьмите хотя бы «жалобу Купавы» царю Берендею — ведь это ж чисто пушкинская красота стиха!!»

А. Н. Островский не только завершил создание отечественной драматургии, но и определил своими шедеврами все ее дальнейшее развитие. Под его воздействием появилась целая «Школа Островского» (И. Ф. Горбунов, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, Н. Я. Соловьев, П. М. Невежин). Под его влиянием формировалось драматическое искусство Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и А. М. Горького. Для автора «Войны и мира» пьесы Островского являлись образцами драматического искусства. И поэтому, задумав писать «Власть тьмы», он снова стал их перечитывать. Заботясь о развитии отечественной драматургии, Островский был исключительно чутким, внимательным пестуном, учителем начинающих драматургов. В 1874 году, по его инициативе, в содружестве с театральным критиком и переводчиком В. И. Родиславским было создано Общество русских драматических писателей, улучшившее положение драматургов и переводчиков. Всю жизнь Островский боролся за привлечение в драматургию новых сил, за расширение и повышение качественности русского национально-самобытного театрального репертуара. Но ему всегда было чуждо пренебрежение к художественным успехам других народов. Он стоял за развитие международных культурных связей. По его мнению, театральный репертуар «должен состоять из лучших оригинальных пьес и из хороших, имеющих несомненные литературные достоинства, переводов иностранных шедевров». А. Н. Островский не только творец гениальных пьес, незаурядный переводчик, но и выдающийся знаток сценического искусства, великолепный режиссер и теоретик, предвосхитивший учение К. С. Станиславского. Он писал: «Я каждую свою новую комедию, еще задолго до репетиций, прочитывал по нескольку раз в кругу артистов. Кроме того, проходил с каждым его роль отдельно». Будучи театральным деятелем большого масштаба, Островский страстно боролся за коренное преобразование родной сцены, за превращение ее в школу общественных нравов, за создание народного частного театра, за повышение актерской культуры. Демократизируя тематику, отстаивая народность произведений, предназначенных для театра, великий драматург решительно повернул отечественную сцену к жизни, и ее правде. М. Н. Ермолова вспоминает: «Вместе с Островским на сцену явились правда и сама жизнь». На реалистических пьесах Островского воспитывались и сценически росли многие поколения выдающихся русских артистов: П. М. Садовский, А. Е. Мартынов, С. В. Васильев, П. В. Васильев, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина и многие иные, вплоть до современных. Артистический кружок, обязанный своим возникновением и развитием прежде всего ему, оказывал многим служителям муз существенную материальную помощь, способствовал повышению актерской культуры, выдвигал новые артистические силы: М. П. Садовского, О. О. Садовскую, В. А. Макшеева и других. И естественно, что отношение к Островскому всей артистической общественности было благоговейным. Большие и малые, столичные и провинциальные артисты видели в нем своего любимого драматурга, учителя, горячего защитника и искреннего друга. В 1872 году, отмечая двадцатипятилетие драматической деятельности А. Н. Островского, провинциальные артисты писали ему: «Александр Николаевич! Все мы развивались под влиянием того нового слова, которое внесено было вами в русскую драму: вы наш наставник».

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (год написания - 1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Если в исторических пьесах Островский рисовал по преимуществу тяжесть народной, в особенности крестьянской жизни, то в весенней сказке «Снегурочка» он воссоздал духовный облик крестьянства и воплотил свою мечту о его счастливом будущем. Пользуясь сказочной формой, драматург рисует счастливую страну берендеев, возглавляемую царем Берендеем.

Царь Берендей — горячий поборник интересов народа. Это — мудрец, художник и труженик, доступный всем и каждому. Это — «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира». Во всех поступках он руководствовался убеждением, что свет «правдой и совестью только и держится». Отстаивая свободу своего народа во всех положительных его проявлениях, он говорит Бермяте: «Не терпит принужденья свободный брак». Исходя из принципа гражданского равенства всех берендеев, он обращается к солнцу с призывом:

Палящий бог, тебя всем миром славим!

Пастух и царь тебя зовут, явись!

Совершенно ясно, что образ царя Берендея условный. Сказочные образы Берендея и его подданных представляют не монархическую идиллию, а завуалированную условной, сказочной формой мечту Островского (пусть не совсем ясную и отчетливую!) о народоправстве, о будущем социальном строе, в котором простые люди обретут социальные права, найдут свободу и, наслаждаясь мирным трудом, будут жить в полном довольстве. В мирном царстве берендеев, чуждом кровавых законов и стеснений личности, трудовой народ «не голоден, не бродит с котомками, не грабит по дорогам» (д. 2-е, явл. 2-е). Он живет вольно и весело. Берендеи руководствуются в своем поведении правдой и совестью, верностью взятым обязательствам. Ими свято чтутся «обычаи честные старины».

Слобожанин Мураш говорит:

Давно живу, и старые порядки

Известны мне довольно. Берендеи,

Любимые богами, жили честно.

Без страха дочь мы парню поручали,

Венок для нас — порука их любви

И верности до смерти. И ни разу

Изменою венок поруган не был,

И девушки не ведали обмана,

Не ведали обиды.

(Действие 1-е, явление 8-е.)

«Снегурочка» — вдохновенный гимн трудовому народу, его мудрому уму и щедрому сердцу. Берендеи — простодушны и великодушны, гуманны, высоконравственны и поэтичны. Величие ума и души берендеев сказывается и в их труде и в их веселье. Премудрый царь Берендей, проходя между гуляющими, с восхищением говорит о них:

...Народ великодушный

Во всем велик, — мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь — так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

(Действие 3-е, явление 1-е.)

Красота поэтической души берендеев проявляется в их влечении к искусству. Их избы в причудливо раскрашенной резьбе. В их быту большое место занимают музыка, песни, пляски. Идея народовластия, воплощенная в правлении Берендея, органически связана в этой пьесе с идеей мира. В то время как в соседних странах идут войны, несущие гибель дружин в кровавых сечах и плач осиротевших жен, берендеи наслаждаются миром.

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава,

Слава

В роды и роды блюстителю мира!

Островский был исполнен к простому народу, крестьянству чувствами безмерного уважения, национальной гордости и великой любви. Именно в нем он видел наиболее полное проявление лучших особенностей и традиций русской нации. Но крестьянство оставалось и в пореформенную эпоху экономически порабощенным. Оно оказалось под двойным ярмом — поместно-дворянским и буржуазно-капиталистическим. Приветствуя реформы 1861 года, Некрасов, однако, сказал:

...на место сетей крепостных

Люди придумали много иных.

(«Свобода».)

Александр Николаевич Островский — глубочайший знаток русской природы, пламенно и нежно увлеченный ею с юношеских лет. Ему ведомы были все красивейшие уголки Подмосковья, которые он исходил как страстный рыболов и охотник вдоль и поперек. Его, истинно понимавшего все очарование Подмосковья, благодатного края заповедных рощ, пленительных речушек, живописных полян, пригорков и оврагов, крошечных, тенистых и многоводных прудов, трудно было удивить чем-либо новым. Именно эта любовь к природе со всей полнотой воплотилась в пьесе «Снегурочка». Поэтому, изучая биографию Островского, мне показалась особенно интересным тесная связь Островского с имением Щелыково, которое в 1868 году они с братом выкупили имение у мачехи (он проводит здесь по 3-5 месяцев в год).

4 мая 1848 года (первое посещение) на третий день по приезде в Щелыково Александр Николаевич записал: «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны» С годами его увлечение красотами Щелыкова не уменьшалось, а усиливалось. Чем больше жил здесь драматург, тем роднее, милее и притягательнее становилась ему эта на самом деле сказочно-волшебная природа. И с той поры щелыковская природа вошла в круг основных источников творчества драматурга. Она явилась и могучим возбудителем его поэтической энергии, и средой, местом действия героев некоторых его произведений, и предметом их эстетического наслаждения. На правом берегу Куекши, примерно в полукилометре за мостом, ведущим в усадьбу, расположена красивая широкая поляна, окруженная со всех сторон лесом. В одном ее углу бьет родник, заполняя прозрачной водой деревянный шестигранный сруб, врытый в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.39 (0.15 с.)