Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ)



Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) эмоциональная осведомленность,

2) управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность),

3) самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14),

4) эмпатия,

5) распознавание эмоций других людей (скорее - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Тест явно нуждается в доработке, хотя основа его может 'быть использована для создания новой его модификации.

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

Полностью не согласен - (- 3 балла);

В основном не согласен - (-2 балла);

Отчасти не согласен - (-1 балл);

Отчасти согласен - (+ 1 балл);

В основном согласен - (+2 балла);

Полностью согласен - (+ 3 балла).

Текст опросника

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

634 Приложение

8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. Ключ для диагностики

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Методика «Эмпирический анализ категоризации эмоций»

Методика разработана Д. В. Люсиным (1999) для изучения того, как категория «эмоция» используется определенной группой людей (разного возраста, уровня образования, различной культуры) в естественном (обыденном) языке, исходя из их знаний об эмоциях. Она включает определение в трех самостоятельных сериях следующих показателей: продуктивной частотности, прототипичности и некатегориальности, категориальной доминантности.

Определение продуктивной частотности

Дается следующая инструкция. В данном эксперименте нас интересует, что имеют в виду люди, используя те или иные понятия. Вам дается общее понятие «эмоция»,

Приложение 635

и вы должны привести примеры, относящиеся к этому понятию, которые вам придут на ум. Вам дается одна минута, по истечении которой я вас остановлю.

Испытуемые на листке бумаги пишут все слова, которые, с их точки зрения, подходят под понятие «эмоция». Экспериментатор подсчитывает, какое число раз в данной группе использовалось то или иное слово, относящееся, по мнению испытуемых, к эмоциям, а затем ранжирует все названные группой слова от большего их использования к меньшему. Эти цифры являются показателями продуктивной частотности. Высчитывается также, в каком проценте случаев от возможного (100%, соответствующих числу людей в группе) использовалось то или иное слово, обозначающее какую-либо эмоцию.

Определение прототипичности и некатегориальности

Инструкция. Нас интересует, что люди имеют в виду, используя те или иные понятия. Для примера возьмем красный цвет. Закройте глаза и представьте себе чис-

Протокол для ответов

Пример            
Раздражение            
Разочарование            
Расстройство            
Растерянность            
Ревность            
Слезы            
Слезы            
Смех            
Смущение            
Сомнение            
Сострадание            
Сочувствие            
Страдание            
Страсть            
Страх            
Стыд.................            
Счастье            
Тоска            
Тревога            
Удивление            
Удовольствие            
Ужас            
Улыбка            
Умиление            
Уныние            
Ярость            

636 Приложение

тый красный цвет. Теперь представьте оранжево-красный... а теперь пурпурно-красный. Хотя вы могли бы назвать оранжево-красный и пурпурно-красгный красным цветом, они все же не такие хорошие примеры красного, как чистый красный цвет. Оранжевый и пурпурный цвета являются еще более плохими примерами красного и даже, может быть, вообще не относятся к красному цвету.

Заметьте, что хороший пример понятия - это не тот, который вам больше всего нравится, а тот, который лучше всего представляет данное понятие.

Нас интересует содержание понятия «эмоция», т. е. какие состояния или переживания людей являются хорошими или плохими примерами эмоций. Вам дается список слов, выражающих то, что люди могут испытывать или чувствовать - счастье, боль, нетерпение и прочее. Вам надо оценить, в какой степени каждое слово из списка является хорошим или плохим примером понятия эмоция. Справа от каждого слова расположено шесть квадратиков, в одном из них вам нужно поставить крестик или галочку. Если вы считаете, что слово является очень хорошим примером эмоции, то поставьте пометку в первом квадратике. Крестик или галочка в пятом квадратике будет означать, что слово является очень плохим примером эмоции. Пометка в третьем квадратике обозначает, что ваша оценка данного слова находится где-то посередине. Пометка в шестом квадратике обозначает, что данное слово вообще не является примером эмоции.

Не беспокойтесь о том, насколько правильны ваши оценки. Нас интересует именно ваше личное мнение. Время работы не ограничено.

Используются две версии списка из 64 примеров: в одной примеры расположены в алфавитном порядке от А до Я, а в другой версии - от Я до А.

Обработка полученных данных. Подсчитывается показатель типичности (в баллах) путем усреднения оценок, данных всеми испытуемыми каждому примеру. Кроме того, подсчитывается показатель некатегориальности, равный количеству испытуемых, решивших, что слово не является примером катеогрии «эмоция». Затем этот показатель переводится в проценты к общему числу испытуемых в группе. Показатели типичности (прототипичности) и некатегориальности для каждого примера ранжируются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.009 с.)