Семинар 1. Введение в психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Введение в психологию



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ

 

Модуль 1.

Семинар 1. Введение в психологию

Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук.

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия особенностей объекта и субъекта.

Понятие психики. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психически свойства. Функции психики. Психика и организм.

Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитидуальный), эмпирические (анкета, опрос, беседа, наблюдение, библиографический, интервьирование, эксперимент лабораторный и естественный, тесты, социометрия, контент- аниализ), статистической обработки, интерпретации. Надежность, стандартизация и валидность методологии и методики исследования. Проблема репрезентативности.

Задание:

1) Используя монографии классиков психологии, раскройте содержание одного из вопросов (на выбор).

2) Используя периодические издания, выявите актуальные проблемы по одному из вопросов (на выбор) по плану: а) автор (ы) статьи, название журнала, его №, год, страницы; б) актуальность проблемы, заявленной авторами статьи; в) методы и методики исследования; г) выводы авторов по результатам исследования.

Основная литература

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Дополнительная литература

1. Абрамов Г.С. Сбоник задач по социальной психологии и психологии развития. – М., 1999.

2. Александров В.В., Алексеев А.И., Горский Н.Д. Анализ данных на ЭВМ (на примере системы СИТО). – М., 1990.

3. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.

4. Ломов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

5. Основы психодиагностики /Под общ. Редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Современная психология /Под ред. В.Н. Дружинина. – М.. 1999.

 

 

Семинар 2. История развития психологических знаний

1. Основные этапы истории психологии в текстах о человеке и обществе, несловесной продукции людей.

2. Психологические концепции. Первые представления о психике. Философские учения о психике. Развитие психологических знаний с ХVII в. Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-е годах ХIХ в.:

1.1.Экспериментальная психология (В Вунд). Функциональный подход (У. Джеймс).

1.2.Отечественная научная психология (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин).

1.3.Бихевиоральный поход (Д. Уотсон, Б. Скиннер, Бандура). Теории социального научения (Д. Роттер).

1.4.Психоанализ (З. Фрейд). Неопсихоанализ (А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни).

1.5.Когнитивный подход в психологии (У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Д. Келли).

1.6.Гуманистические теории личности (Г. Оллпорт, Г.а. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

1.7.Трансперсональный подход (Р. Ассаджиоли, С. Гроф). Психогенетический подход (Ч. Тойч).

Основная литература

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Дополнительная литература

7. Абрамов Г.С. Сбоник задач по социальной психологии и психологии развития. – М., 1999.

8. Александров В.В., Алексеев А.И., Горский Н.Д. Анализ данных на ЭВМ (на примере системы СИТО). – М., 1990.

9. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.

10. Ломов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

11. Основы психодиагностики /Под общ. Редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996.

12. Современная психология /Под ред. В.Н. Дружинина. – М.. 1999.

13. Немов Р.С. Психология. Кн. 1., 4 – е изд. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 688 С.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

 

Тема 5. Психические процессы (познавательная деятельность)

1. Понятие об ощущениях, их виды и особенности. Физиологическая основа ощущений. Классификации видов ощущений. Измерение и изменение ощущений. Пороги ощущений. Свойства ощущений. Изменение ощущений: адаптация, сенсибилизация, явление контраста и синестезия.

2. Восприятие, его виды и свойства. Физиологические основы восприятия. Свойства восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Законы восприятия. Иллюзии восприятия.

3. Общая характеристика памяти. Общие основания-критерии для классификации видов памяти. Виды памяти по характеру психической активности Основные законы и закономерности памяти. Индивидуальные различия памяти.

4. Определение и свойства внимания. Особенности внимания как психического процесса. Основные свойства внимания. Функции и иды внимания. Психологические теории внимания.

5. Понятие о мышлении. Виды мышления интеллекта. Мыслительные операции. Формы мышления. Индивидуальные различия мышления.

6. Общее понятие языка и речи. Определение языка и речи. Характеристики и различия языка и речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Психологическая структура речи. Виды речи. Функции речи. Соотношение мышления и речи. Генетически первичные формы общения у ребенка.

7. Понятие о воображении, его виды и функции. Понятие воображения. Отличие воображения от восприятия, памяти, мышления. Виды воображения. Особенности каждого вида воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения. Воображение и творчество Понятие креативности.

Основная литература

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Дополнительная литература

Бехтерева Н.П. О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека. – СПб.: Нота-Бене, 1997.

Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – С.443-463.

Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004. – 368 с.

Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

 

Тема 6. Психология общения и взаимодействия

1. Общее представление о психологическом общении. Функции, механизмы, средства, структура общения как науки. Профессиональное общение. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека.

2. Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Методика самопознания. Формирование индивидуального стиля общения. Речевые уровни уверенного поведения.

3. Технология общения в различных деловых ситуациях. Субъектная, предметная, инструментальная и процедурная составляющие технологии общения.

4. Вербальные – невербальные, рецептивные – продуктивные коммуникативные умения. Психотехника общения.

Основная литература

Маклаков А.Г. Психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Дополнительная литература

Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – С.443-463.

Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004. – 368 с.

Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – 3- изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 400 с.

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИКА

 

Модуль 2

Тема 8.Учебная деятельность

1. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

2. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы.

3. Формы организации учебной деятельности. Образовательная, воспитательная и развивающаяся функция обучения.

Основная литература

Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.).

Кроль В.М. Психология и педагогика. 2001. – 319 c. http://www.klex.ru/3jv

 

Дополнительная литература

1. Милорадов Н.Г. Психология и педагогика. М. Гардарики, 2005. – 335 с.

2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Санкт-П., Питер., 2002. – 432 с.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Кроль В.М. Психология и педагогика. 2001. – 319 c. http://www.klex.ru/3jv

2. Маклаков А.Г. Психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1., 4 – е изд. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 688 С.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. – (Высшее образование.)

6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. 17-еизд. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

 

Дополнительная литература

1. Абрамов Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. – М., 1999.

2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.

3. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – М.: КСП + «ЮВЕНТА», 1999.

4. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека. // Избранные психологические труды. – М., 1980., т. 1.

5. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М., 1995.

6. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

7. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1997.

8. Бернс Р. Развитие «Я-концепции». М., 1987.

9. Бехтерева Н.П. О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека. – СПб.: Нота-Бене, 1997.

10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

11. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – С.443-463.

13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петоровского. – М., 1977. – С.361-365.

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 2005

15. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Учебное пособие по курсу «Возрастная психология». – «Педагогическое общество России», 2007. – 280 С.

16. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996.

17. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1992.

18. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004. – 368 с.

19. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

20. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., педагогическое общество России. – 1999. – 112 С.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

22. Иванова Е.И. Психотехнология изучения человека трудовой деятельности. – М.. 1992.

23. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

24. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.

25. Климов Е.А. Основы психологии. – М. «Культура и спорт», Издательское объединение «ЮНИТИ». 1997. – 295 С.

26. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.: Питер, 2000. – 357 С.

27. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. 2-изд. – М., Смысл; Академический проспект, 1999. – 279 С.

28. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994.

29. Ломов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

30. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 592 С.: Ил.- (Серия «Учебник нового века»).

31. Маркова А.К. Психология профессионала. – М., 1996.

32. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – 3- изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 400 с.

33. Немов Р.С. Психология. Кн. 1., 4 – е изд. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 688 С.

34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – «Педагогическое общество России», 2009. – 442 С.

35. Основы психодиагностики /Под общ. Редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996.

36. Педагогическая и возрастная психология. М., 1988.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

37. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Санкт-П., Питер., 2001. – 432 с.

38. Рубинштейн С.В. Основы общей психологии. (Серия «Мастера психологии») – СПб: Питер Ком, 2007. – 720 С.

39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С.

40. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с. –

41. Хьюрлл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб «Питер», Москва – Харьков – Минск, 1997. – 608 С.

Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации

№ п/п Наименование дисциплины Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
  «Мир истории» (Российский электронный журнал). http://www.historia.ru/ 1. Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании Доступно
  Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. http://humanities.edu.ru Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании Доступно
  Каталог образовательных Интернет-ресурсов http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании Доступно

Вопросы к экзамену

Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитидуальный), эмпирические (анкета, опрос, беседа, наблюдение, библиографический, интервьирование, эксперимент лабораторный и естественный, тесты, социометрия, контент- аниализ), статистической обработки, интерпретации. Надежность, стандартизация и валидность методологии и методики исследования. Проблема репрезентативности.

5. Основные этапы истории психологии в текстах о человеке и обществе, несловесной продукции людей. Психологические концепции. Первые представления о психике. Философские учения о психике.

6. Развитие психологических знаний с ХVII в. Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-е годах ХIХ в. Экспериментальная психология (В Вунд). Функциональный подход (У. Джеймс).

7. Отечественная научная психология (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин).

8. Бихевиоральный поход (Д. Уотсон, Б. Скиннер, Бандура).

9. Теории социального научения (Д. Роттер). Психоанализ (З. Фрейд). Неопсихоанализ (А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни).

10. Когнитивный подход в психологии (У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Д. Келли).

11. Гуманистические теории личности (Г. Оллпорт, Г.а. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

12. Трансперсональный подход (Р. Ассаджиоли, С. Гроф).

13. Психогенетический подход (Ч. Тойч).

14. Понятие о психике. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психическое отражение. Основные функции психики. Психика и организм.

15. Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция. Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы.

16. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как: личность. Субъект, индивидуальность.

17. Психология личности. Личность человека как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей. Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры. Направленность. Потребности.

18. Сознание.Понятие о сознании и его сущность. Сознание как высшая форма психического развития. Происхождение сознания. Сознательное и бессознательное.

19. Структура сознания. Внутренний мир и состояния сознания. Сознание и бытие. Сознание и труд. Сознание и деятельность.

20. Общее понятие о деятельности человека. Разновидности активности человека (уровень реактивности, уровень импульсивности, уровень послепроизвольности. Потребности человека и мотивация деятельности.

21. Деятельность и установка. Структура деятельности человека. Интериоризация и экстериоризация. Освоение деятельности: знания, навыки, умения. Основные виды деятельности человека (игра, учение, труд).

22. Личность и межличностные отношения. Общее и индивидуальное в психике человека. Воля. Свобода воли. Концепции воли.

23. Психологические особенности развития человека от рождения до старости.

24. Жизненный цикл развития человека: развитие нервной системы, физическое, половое, когнитивное развитие.

25. Формирование и развитие личности. Социализация, социальная роль, социальный статус, социальные роли. Реасоциализация.

26. Эпигенетическая теория развития личности по Э. Эриксону. Жизненные кризисы.

27. Психологические особенности возрастных периодов.

28. Психологические признаки труда: мысленное предвосхищение социально-ценного результата; сознание обязательности достижения ценного результата; владение внешними и внутренними средствами деятельности; ориентировка в межличностных производственных отношениях.

29. Личностные качества человека и требования труда. Понятие профессиональной пригодности: гражданские качества; отношения к труду, профессии (склонности, интересы и пр.); дееспособность общая (физическая, психическая, умственная); единичные, частные и специальные способности; навыки; опыт; выучка. Внутренние условия деятельности профессионала.

30. Предмет педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. цели образования и воспитания.

31. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение, самовоспитание, самообразование,

32. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

33. Образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен, образование как педагогический процесс.

34. Понятие о педагогическом процессе. Образовательная, воспитательная, развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

35. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

36. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

37. Структура педагогической деятельности. Организационно-управленческая деятельность педагогическим действием (акт). Эффективное управление процессом обучения.

38. Основные дидактические концепции. Виды, методы, особенности традиционного обучения. Классификация методов по характеру деятельности обучаемых.

39. Воспитание в педагогическом процессе.

40. Психологические концепции обучения. Программированное обучение.

41. Проблемное обучение и деловые игры.

42. Производственно-профессиональное обучение.

43. Педагогическое общение. Стили педагогического общения: автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, непоследовательный.

44. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Понятие о семейном воспитании и его роль. Личность родителей как первых воспитателей ребенка.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ

 

Модуль 1.

Семинар 1. Введение в психологию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.063 с.)