Философия, круг её проблем и роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, круг её проблем и роль в обществе



УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

для студентов всех специальностей

 

Уфа 2004

 

Составители: Ф.С. Файзуллин, Э. Ф. Абдрахимов, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Б. В. Житков, А.Я. Зарипов, Ю. А. Кожевникова, С.А. Ли, Т.П. Моисеева, Ф.М. Неганов, В.Е. Обухов, А. Б. Столь, М.Т. Шафиков, Н.Х. Хазиахметов, З.Я. Хазиев

 

 

УДК 1 (07)

ББК Ю (я 7)

 

Планы семинарских занятий по философии/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Ф.С. Файзуллин, Э. Ф. Абдрахимов, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Б. В. Житков, А.Я. Зарипов, Ю. А. Кожевникова, С.А. Ли, Т.П. Моисеева, Ф.М. Неганов, В.Е. Обухов, А. Б. Столь, М.Т. Шафиков, Н.Х. Хазиахметов, З.Я. Хазиев. – Уфа, 2004. – 53 с.

 

Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по курсу философии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Определено место семинарских занятий в системе образовательного процесса и преподавания курса философии в техническом вузе, основные формы работы на семинарском занятии, указаны рекомендации студентам по подготовке к занятиям, требования к студентам при изучении курса. Представлены планы семинарских занятий и рекомендуемая к ним литература, приведен перечень основных понятий по темам. В конце планов представлен библиографический список.

Целью данных рекомендации является оптимизация процесса изучения курса философии студентами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Предназначен для студентов I курса всех факультетов, направлений и специальностей.

 

Библиогр.: 15 назв.

 

Рецензенты: Ширяев Л.А.;

Бикметов Е.Ю.

 

 

©Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2004

 

Содержание

 

 

1 Содержание………………………………………………………… 2

2 Тематика лекционного курса……………………………………… 3

3 Планы семинарских занятий……………………………………… 8

4 Тема 1. Становление и развитие философии …………………… 8

5 Тема 2. Философское понимание мира, исходные философские категории: бытие, материя, сознание…………………………….. 16

6 Тема 3. Диалектика и её принципы, законы и категории……….. 22

7 Тема 4. Основные проблемы теории познания ………………….. 24

8 Тема 5. Общество как развивающаяся система…………………… 28

9 Тема 6. Проблема человека в философии. Общество и личность.. 42

10 Тема 7. Культура и цивилизация………………………………….. 46

11 Тема 8. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности……………………………………………………… 48

12 Основная учебная литература……………………………………... 52

 


 

Тематика

лекционного курса

(34 часа)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - -

Наименование тем Кол-во часов

- - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - -

1 Философия, круг её проблем и роль в обществе 2

2 Исторические типы философии 6

3 Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия 2

4 Сознание, его происхождение и сущность 2

5 Диалектика, её принципы и законы. Концепция развития 2

6 Познание, его методы и сущность 4

7 Общество: основы философского анализа 8

8 Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и

формы 2

9 Проблема человека в философии. Личность и общество 2

10 Культура и цивилизация. Культура и ценности 2

11 Прогресс и глобальные проблемы современности 2

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Тематика

семинарских занятий

(32 часа)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Наименование тем Кол-во часов

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1 Становление и развитие философии 6

2 Философское понимание мира. Исходные философские

категории: бытие, материя, сознание 4

3 Диалектика и её принципы, законы и категории 2

4 Основные проблемы теории познания 2

5 Общество как развивающаяся система 14

6 Проблема человека в философии. Общество и личность 2

7 Культура и цивилизация 1

8 Общественный прогресс и глобальные проблемы

современности 1


 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Философия - одна из учебных дисциплин, составляющих основу высшего образования. Знание философии необходимо для формирова­ния научного мировоззрения и для решения практических социаль­ных задач.

С момента своего возникновения философия всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется, прежде всего, тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях - и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Предметом философии являются наиболее общие законы существования и развития природы, общества и познания.

Курс философии состоит из трех частей:

1. История философии.

2. Онтология и теория познания.

3. Социальная философия.

Основной целью изучения философии является выработка навыков диа­лектического мышления, материалистического понимания природных и социальных процессов.

Основная задача изучения философии заключается в формировании научного философского мировоззрения. Оно включает в себя изучение различных философских учений и теорий, методов логического и исторического анализа, владение категориальным и терминологическим аппаратом философской науки.

Целью данных планов семинарских занятий является оказание помощи студентам в изучении курса философии при подготовке к семинарскому занятию.

 

Авторы ставят следующие задачи:

1. Оказать помощь студенту в изучении теоретических и методологических основ курса философии и повышении уровня научного мировоззрения.

2. Способствовать формированию у студентов логического мышления, закреплению и развитию приемов и методов философского познания мира.

3. Обучить студентов навыкам риторики, умению вести научную дискуссию в рамках заданной темы, аналитическим методам работы с первоисточниками и научной литературой.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

Семинарские занятия являются обязательным компонентом учебного процесса, который является дополнением к лекционной форме обучения и предназначается для более углубленной проработки тем, затронутых на лекции.

Как правило, темы семинарских занятий включают в себя вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы, источников и лекций. Методической особенностью семинарских занятий по курсу философии является применение двух основных форм работы со студентами:

1. аудиторной – в виде выступления или устного обсуждения изучаемых тем;

2. самостоятельной – включающей изучение лекционного материала, учебной, монографической литературы и первоисточников, подготовку и написание рефератов и докладов.

 

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

 

1. Внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, списком рекомендуемой литературы;

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия;

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме;

4. Внимательно изучить и постараться усвоить основные понятия изучаемой темы, так как эффективное освоение курса невозможно без владения философской терминологией;

5. В ходе изучения темы семинарского занятия необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинарских занятиях как подсказка при публичном выступлении.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ

1. Подготовка к семинару является обязательной для каждого студента учебной группы и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.

2. Учебная работа студентов на семинаре должна быть активной и соответствовать следующим требованиям при публичном выступлении:

¨ излагать подготовленное выступление без опоры на письменный текст, прибегая к нему лишь как плану или для зачитывания сложных цитат из первоисточников;

¨ свободно владеть основными понятиями темы выступления и терминологией, пройденных ранее тем курса философии;

¨ быть готовым и уметь отвечать на вопросы и делать выводы из проработанного и изложенного в выступлении материала;

¨ соблюдать временной регламент устного выступления примерно 8-12 минут.

3. Завершив изучение курса философии, студент должен владеть основными понятиями курса, знанием основных этапов развития философской науки, глубоким пониманием законов философии, уметь оперировать философской терминологией и использовать методологический и логико-понятийный аппарат диалектико-материалистической философии для анализа закономерностей бытия и познания окружающей действительности.

 


 

ПЛАНЫ

Семинарских занятий

 

Тема 1

Становление и развитие философии

(6 часов)

 

Занятие 1

Основные понятия

Философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, антропология, логика, этика, эстетика, основной вопрос философии, материализм, идеализм, дуализм.

Список литературы

1 Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Высшая школа, 1983 –387с.

2 Вольф Р.Г. О философии. – М.: Аспект Пресс, 1996 - 415 с.

3 Горелов А.А. Древо духовной жизни. – М.: Аргус, 1994.-360c.

4 Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991 - 464с.

5 Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. - №7- С. 17-30

6 Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 574с.

7 Мамардашвили М.Н. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1998 – 201с.

8 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.1. - М.: Наука, 1976 - С. 6-9.

9 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996 – 231с.

10 Огородников Ю.Л., Тавыдов Г.Г. Философия: взгляд в начале XXI века // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №4 - С. 316-320

11 Основы философии: Учебник /Под ред. акад. Файзуллина Ф.С.- Уфа.: УГАТУ, 1997. – 375с.

12 Современный философский словарь. – М.:Политиздат,1998.- 1250с.

13 Сознание и теория мировоззрения. – М.: Мысль,1992- 403с.

14 Философия и политика (Материалы "Круглого стола") //Вопросы философии. -1996. -№ 1.- С.3-41

15 Что такое философия? (Материалы «Круглого стола») //Вестник Московского университета. -1995. – С.3-14,3-18

16 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.21. - М.: Наука, 1976 - 421с.

Занятие 2

Исторические типы философии

1 Культурно – исторические предпосылки зарождения философской мысли.

2 Античная философия: а) натурфилософия; б) философский смысл учений Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Эпикура.

3 Религиозно-схоластический характер средневековой филосо­фии. Противостояние реализма и номинализма.

4 Философия Нового времени. Различие эмпиризма и рационализма.

5 Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, И.Г. Фихте).

6 Научные, социальные и исторические предпосылки возникнове­ния диалектико-материалистической философии.

Основные понятия

Натурфилософия, софизм, стихийный материализм, атомизм, схоластика, патристика, проблема универсалий, номинализм, реализм, томизм, эмпиризм, рационализм, объективный идеализм, антропологический материализм, диалектический материализм.

Список литературы

1. Антология мировой философской мысли. В 2-х томах. – М.: Мысль, 1969 – 301с.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003 - 400 с.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 1989 -479 c.

4. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М.: Аграф, 1999, 254 c.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. - 2-е изд. - Т.З. - М.: Наука, 1976. - С. 1-5.

6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М.: Греко-латинский кабинет, 1996 – 231с.

7. Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. – М.: Академический Проект, 2003. – 992с.

8. Современная западная философия. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.-414c.

9. Соколов В.В. Средневековая Философия- М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 351с.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 2001 – 365с.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.21. - М.: Наука, 1976 - 421с.

 

Занятие 3

Философия XIX – XX веков

1 Человек в мире и мир человека. Экзистенциализм и философ­ская антропология.

2 Позитивизм и его разновидности (эмпири­окритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

3 "Критический рационализм" и идея "открытого" общества.

4 Отечественная философия конца XIX-начала XX веков.

Основные понятия

Эмпириокритицизм, эмпириомонизм, позитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, русский космизм.

Список литературы

1 Антология мировой философской мысли. В 2-х томах. – М.: Мысль, 1969 – 301с.

2 Бушуева В.В. Философия XIX века. – М.: Наука, 1994.-341с.

3 Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. – Л.: ЛГУ, 1989 - 652 с.

4 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.: Магистр, 1996 -352с.

5 Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Акад. проспект, 2003 – 877с.

6 Зотов А.Д., Мильвил Ю.К. Западная философия XX века. – М.: Мысль, 1998.- 521с.

7 Ильин В.В. Философия нового времени. – СПб.: ЛГУ, 1993.- 386с.

8 История русской философии. Учебник для вузов. – М.: Академический проспект, 2001- 625с.

9 История философии: Запад – Россия - Восток: Учеб. для вузов: Кн.3: Философия 19-20 в. /Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевич - М.: Греко-латинский кабинет, 1999 - 448 с.

10 Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. - М.: Академический проект, 2002 - 240 с.

11 Новиков А.И. История русской философии 10-20 веков: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Лань, 1998 -319c.

12 Русская философия. Краткая энциклопедия. – М.: Аргус, 2002. – 358с.

13 Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв. Курс лекций. – М.: Изд-во РОУ, 1996 - 144с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Какова причин возникновения философии и в чем основное отличие философии от мифологии, религии, науки и искусства?

2 Что такое мировоззрение?

3 Какую роль играет философия в формировании мировоззрения?

4 Какие важнейшие проблемы находятся в центре философии, ка­ковы ее главные функции?

5 Чем отличается понимание человека в средневековой филосо­фииот античной?

6 Какова роль естественных наук в формировании философии Но­вого времени?

7 Как решалась проблема метода в философии Бэкона и Декарта?

8 В чем заключаются сильные и слабые стороны материализма XVII-XVIII веков?

9 В чем обнаруживаются консервативная и революционная стороны философии Гегеля?

10 Антропологический материализм Фейербаха: его положитель­ные стороны и ограниченность.

11 Какие социально-экономические и социально-политические условия обусловили возникновение диалектико-материалисти­ческого мировоззрения?

12 Каковы естественно-научные предпосылки и теоретические источники возникновения диалектико-материалистической философии?

13 Какие факторы обусловили возникновение основ­ных течений западной философии?

14 Каково отношение позитивизма к философии?

15 Что принимается в качестве основы бытия в философском ир­рационализме?

16 Какова структура "целостного" знания в гносеологии "все­единства"? Какой элемент в этой структуре является определяющим?

17 Какое содержание в понятие "личность" вкладывал Н. Бердя­ев? Чем отличается понимание "личности" у Н. Бердяева от понимания "индивидуальности" в современной философии?

18 В чем оригинальность религиозно-философских взглядов" Л. Шестова?

19 В чем отличие идеи космизма в русской философии от идеи космизма в древнегреческой философии?

20 Сохранило ли свою актуальность учение Вернадского о ноос­фере в современную эпоху?

21 Что такое «априорные формы» в понимании И. Канта?

22 В чем состоит сущность идеализма Платона?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1 Натурфилософияэпохи античности.

2 Научная революция ХVII-начала ХVIII веков и ее влияние на развитие философии.

3 Антропологический материализм Л. Фейербаха и современность.

4 Диалектика Гегеля, ее влияние на развитие философской науки.

5 Историко-философские взгляды Г.В. Плеханова.

6 Философия русского "космизма".

7 Свобода и ответственность в экзистенциализме.

8 Время в философии М. Хайдеггера.

9 Современный неотомизм.

10 С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма.

11 Философия К. Ясперса.

12 Русская философия конца XIX - начала XX в.: основные идеи и направления.

13 Русская философия и проблема современной российской идеологии.

14 Экзистенциализм в русской философии: Л. Шестови Н. Бердяев.

15 В.И. Вернадский: естествоиспытатель и философ.

16 Специфика русского космизма.

17 Этика Канта

ТЕМА 2

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА, ИСХОДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ:

БЫТИЕ, МАТЕРИЯ, СОЗНАНИЕ (4 часа)

Занятие 1

Пространство и время

1 Бытие как философская проблема. Основные формы бытия и их специфика.

2 Формирование философского учения о материи. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи.

3 Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь.

4 Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени.

Основные понятия

Бытие, его основные виды: духовное, материальное, социальное. Объективная реальность, материя, движение. Основные типы и формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Пространство и время, понятие пространственно-временного континуума, субстанциальная и релятивистская теория пространства-времени.

 

Список литературы

1 Аксенов Г.П. О причине времени //Вопросы философии.- 1996. - N 1. –С.42-50

2 Астрономия и современная картина мира. – М.: ИФРАН, 1996 - 247 с.

3 Ахундов М.Ф. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М.: Янус, 1998 – 421с.

4 Ахутин А. Тяжба о бытии. – М.: Рус. феноменол. об-во, 1997 - 303с.

5 Бытие: коллективная монография. Под ред. А.Ф. Кудряшева. – Уфа.: БГУ, 2001 – 266с.

6 Габричевский А.Г. Пространство и время //Вопросы филосо­фии. -1994. -№2. – С.134-147

7 Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 1997. - №7. – С.110-136

8 Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. - 2000. - № 6. – С.110-136

9 Готт В.С. Философские вопросы современной физики. - М.: Высшая школа, 1988 - 343с.

10 Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятий "материя" и "сознание" //Философские науки. -1987. - № 2.- С.24-29

11 Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западной европейской философии. – М.: МГУ, 1992.- 456с.

12 Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологиизм его критика) //Вопросы философии. – 2000.- №5. – С.15-32

13 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч.: В 55 т. - Т.18. - М.: Наука,1989 – С.131, 193-185, 280-289

14 Лолаев Т.П. О механизме течения времени. // Вопросы философии. -1996. -№ 1. – С.51-56

15 Основы онтологии. – М.: Наука, 1997 - 463 с.

16 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003 -380с.

17 Саттаров Р. К определению понятия «материя» //Философские науки. -1990. -N2. – С.72-79

18 Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: Институт философии РАН, 1997.- 274 с.

19 Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987 - 256с.

20 Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Мысль, 2001- 320с.

21 Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-111с.

22 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд.- Т.20 - М.: Наука, 1976. – С.40-55

23 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. - 2-е изд. - Т.20.-М.: Наука, 1976. – С.391-407, 558-564

Занятие 2

Основные понятия

Отражение, эволюция отражения, простое отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, нейродинамический эквивалент, знание, внимание, память, эмоции, воля, самосознание, подсознание, безсознательное, язык, интеллект, социальная среда.

Список литературы

1 Бескова И.А. Эволюция и сознание.- М.: ИФРАН, 2001.- 256 c.

2 Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. -1998. -№ 1.- С.15-27

3 Жаров Л.Н. Материя и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 451с.

4 Иванов А.В. Сознание и мышление. - М.: Изд-во МГУ, 1999 – 322с.

5 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 832с.

6 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч.: В 55 т. - Т.18. –М: Наука.,1989. – С.313, 183-185, 280-289

7 Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990.- №6. – С 68-82

8 Мозг и разум. – М.: Наука, 1994.- 360с.

9 Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. – М.: Рефл-бук, 1998 - 464 c.

10 Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ вв. – Иваново,1993.- 211с.

11 Прист С. Теории сознания. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.-287с.

12 Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994.-336с.

13 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М.: Питер, 2003.- 380с.

14 Семенов П.В. Мозг и творчество //Вопросы философии.-1992.-№ 11.- С.3-24

15 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Республика, 1992. – 816с.

16 Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. – Минск: Харвет, 1998.- 496с.

17 Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.20. -М.: Наука, 1976. – С.34-35

18 Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.20. -М.: Наука, 1976. – С.486-499

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие научные открытия позволили переосмыслить подход к материи лишь как к субстанции?

2. Почему недопустимо смешивать философское понятиематерии с естественно-научными представлениями о ее строении?

3. Как понимать утверждение, что противоположность материи и сознания сохраняет свой абсолютный смысл лишь в пределах основного вопроса философии?

4. Почему решение проблемы источника движения оказывает реша­ющее влияние на философскую позицию мыслителя?

5. В чем принципиальное различие субстанциальной и реляцион­ной концепций пространства и времени?

6. Существует ли материальное в природе, в общественной жиз­ни, не связанное, так или иначе, с сознанием, с мыслью?

7. Какое место в нашей психике занимает бессознательное?

8. Какова исходная основа, обусловившая возможность возник­новения сознания?

9. Заменят ли когда-нибудь искусственные языки естественные?

10. Является ли сознание только отражением действительности?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1 Философское значение законов сохранения.

2 Современная наука о системной организации материи.

3 Философия о единстве и многообразии мира.

4 Пространственно-временные отношения в свете современной науки.

5 Проблема бесконечности мира.

6 Диалектическое единство природного и социального в истори­ческом процессе.

7 Учение Вернадского о ноосфере и современность.

8 Проблемы экологии в деятельности инженера.

9 ЭВМ и мозг человека.

10 Философский смысл проблемы искусственного интеллекта.

11 Роль знаковых систем и искусственных языков в наук

Т Е М А 3

Основные понятия

Движение, взаимосвязь, развитие, закон, категория, диалектика, метафизика, детерминизм, тождество, различие, противоположность, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, отрицание отрицания, диалектическое отрицание, общее, единичное, особенное, сущность и явление, часть и целое, содержание и форма, элемент, структура, система, причина и следствие, повод, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Список литературы

1 Борзенков В.Г. Детерминизм и теология // Человек. - 2002.- С.94-99

2 Бородкин В.В. Проблемы отрицания и развития. – М.: АН СССР,1991.- 403с.

3 Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- М.: Мысль, 1999.-1068с.

4 Диалектика: проблемы и поиски. – М.: Диалектика,1998.-304с.

5 Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в ис­торико-философском процессе. - М.: Наука, 1995. – 159с.

6 Кедров Б.М. Беседы о диалектике. – М.: Молодая гвардия, 1989.- 239 с.

7 Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в при­роде и обществе //Вопросы философии. -1998. -N4. – С. 138-143

8 Коновалов Ю.Х. Случайное – как форма проявления необходимого // Философские исследования. – 1999. - №1.- С. 179-194

9 Краткий философский словарь. - М.: Проспект, 2000.- 400с.

10 Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. – Л.: ЛГУ, 1988. - 182 с.

11 Проблемы связей и отношений в материалистической диалектике. – М.: Наука,1990.- 336с.

12 Руткевич М.Н. Диалектика и теория познания. – М.: Мысль,1994.- 289с.

13 Семенов В.В. Ключи к диалектике // Философские исследования. - 2001.- №2.- С.186-200

14 Шадур И.М. К вопросу о детерминизме //Философские исследования.- 1997.- №1.- С. 94-105

15 Швырев В. С. Как нам относиться к диалектике //Вопросы философии. -1995. - №1. – С.118-138

16 Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.20. -М.: Наука, 1976. – С. 391-407,558-564

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 В чем состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики?

2 Каковы важнейшие качественные характеристики закона?

3 Каковы основные принципы диалектики и их методологическое значение?

4 Какова роль философских категорий в научном познании?

5 В чем суть философского понятия противоречия?

6 Что отличает основные противоречия от неосновных, внутрен­них от внешних?

7 Какова роль противоречия в процессе развития?

8 Какие стороны процесса развития раскрывают закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания?

9 Поддаются ли количественному измерению возможности?

10 В чем отличие категории «единичное» от категории «отдельное»?

11 Существует ли предмет или явление действительности, которое одновременно выступает в качестве единичного, общего и особенного?

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1 Законы диалектики в научном познании.

2 Диалектическое противоречие – источник и движущая сила развития.

3 Особенности и характер социальных противоречий.

4 Развитие: единство преемственности и обновления.

5 Особенности проявления причинности в микромире.

6 Гегель как основоположник диалектической логики.

ТЕМА 4

Занятие 1

Основные понятия

Познание, гносеология, метод, методология, методика, объект, субъект и предмет познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, рефлексия и саморефлексия, объективная, абсолютная и относительная истина, практика.

Список литературы

1 Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Высшая школа,1991.- 382с.

2 Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. - М.: Академкнига, 2003.- 504с.

3 Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991.- 351с.

4 Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.: Изд-во МГУ,1994.- 563с.

5 Кузнецов В.Т. и др. Философия: учение о бытие, познании и ценностях человеческого существования. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 519с.

6 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч.: В 55 т. - Т.18. -М.: Наука,1989. – С.99,102-103,170-171,244-246

7 Познание в социальном контексте. - М.: ИФ РАН,1994.- 358с.

8 Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М.: Мысль,1994. – 456с.

9 Современные теории познания. - М.: Прогресс,1992.- 534с.

10 Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992.- 191 с

11 Философия и методология науки. - М.: Наука, 1997. – 569с.

12 Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М.: Наука,1988.- 175с.

 

Занятие 2

Основные понятия

Наука, эмпирический, теоретический уровень, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, системный анализ, идеализация, идея, гипотеза, теория, концепция.

Список литературы

1 Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. – М.: Высшая школа,1991.- 382с.

2 Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление. – М.: ЛМА, 1996.- 206с.

3 Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. - М.: Академкнига, 2003.- 504с.

4 Возможности и границы познания. – М.: Мысль, 1999. – 429с.

5 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М.: Наука,1990. – 312с.

6 Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Общественные науки и современность. - 2000. - № 6.- С.23-45

7 Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991.- 352с.

8 Климов А.Я. Диалектика практики и познания. – М.: Высшая школа, 1991.- 144с.

9 Кузнецов В.Т. и др. Философия: учение о бытие, познании и ценностях человеческого существования. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 519с.

10 Купцов В.И. и др. Основы методологии науки. – М.: Аспект Пресс, 1996.-551 с.

11 Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М.: Наука,1991.- 208с.

12 Филатов В. Научное познание и мир человека. – М.: Политиздат, 1989.- 269с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается?

2 Что такое знание и познание?

3 Какова роль гносеологии в философской науке?

4 Верно ли утверждение, что истина - это процесс?

5 Каковы критерии истины?

6 В чем различие между заблуждением и ложью?

7 В чем специфика технической деятельности как формы практи­ки?

8 Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания?

9 Что такое научный факт?

10 Каковы главные составляющие научной теории?

11 Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания?

12 Какова взаимосвязь познания и практики?

13 Каково соотношение знания и веры?

14 В чем отличие научного познания от обыденного?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Научное познание и его значение в деятельности инженера.

2. Познание и деятельность.

3. Диалектика истины и заблуждения.

4. Основные принципы построения научной теории.

5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

6. Проблема критерия истины в истории философии.

ТЕМА 5

ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА (14 часов)

 

Занятие 1

Основные понятия

Система, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, исторический процесс, законы-тенденции исторического процесса, объективные и субъективные факторы исторического процесса.

Список литературы

1 Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.- 415с.

2 Барулин В.С. Социальная философия. Учебник для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560с.

3 Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории. Пособие для студентов по социальной философии и социологии. – Волгоград: «Учитель», 2000.- 357с.

4 Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. - Минск: Харвест, 1998. – 365с.

5 История методологии социального познания. – М.: ИФРАН, 2001.- 352с.

6 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Академический проспект, 2000.- 576с.

7 Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – 576с.

8 Кутырев В.А. Современное социальное познание. – М.: Мысль,1988.- 202с.

9 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.: ИНФРА-М, 1997.- 519с.

10 Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. - СПб.: Алетейя, 2001.- 444с.

11 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1992.- 141с.

12 Социальная философия.// Под ред. Грызлова И.А. – М.: Академический Проект, 2003.- 502с.

13 Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. - №8.- С.5-17

14 Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: Мысль, 1991. – 589с.

15 Философия истории: Антология. – М.: Аспект- Пресс, 1994.- 354с.

16 Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. – М.: Мысль, 1988.-415с.

17 Ясперс К. Смысл и значение истории. – М.: Прогресс, 1991.- 468с

 

Занятие 2

Материальное производство - основа общественного развития

1. Труд как необходимое и естественное условие существования общества. Общественное производство и его составляющие: материаль­ное производство и производство духовное.

2. Понятие способа материального производства и его структура:

а) производительные силы: вещественный и личностный элементы производительных сил;

б) структура производственных отношений.

3. Диалектика производительных сил и производственных отноше­ний.

4. НТП, его влияние на материальное производство.

Основные понятия

Труд, общественное производство, материальное и духовное производство, способ производства, производительные силы, орудия труда, предметы труда, производственные отношения, отношения производства, отношения распределения, отношения обмена, отношения потребления, отношения собственности на средства производства.

Список литературы

 

1 Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: Экон.шк. и др., 1998.- 321с.

2 Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: Масштабы перемен //Полис.-1991.-№ 1,3.- С.15-28

3 Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.279 с.)