Теоретико-методологический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологический раздел



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

на тему: «Восприятие китайско-российских отношений в системе мировой политики в массовом сознании населения г. Тула».

 

Выполнила: студентка группы 840451/12 и

Чжу Либо

Науч. руководитель: док. полит.наук,

проф. Бродовская Е.В.

 

 

Тула 2011


Содержание:

1. Теоретико-методологический раздел ………………………………4.

2. Методический раздел …………………………………………………20.

3. Аналитический отчет …………………………………………………25.

1. Основные политические ценности, нормы и стереотипы, в рамках которых происходит восприятие образов России и Китая.

2. Восприятие основных направлений китайско-российского сотрудничества.

3. Восприятие китайско-российского экономического сотрудничества.

4. Интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

5. Переговорный процесс КНР и РФ.

4. Выводы ……………………………………………………………….34.

5. Рекомендации ………………………………………………………..36.

6. Список литературы …………………………………………………40.

7. Приложения ………………………………………………………….44.


На сегодня, по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора об организации ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка.

Однако стоит заметить, что причины международного сотрудничества КНР и РФ расцениваются аналитиками довольно неоднозначно.

Ряд аналитиков усматривают антизападную направленность российско-китайского договора и рассматривают его как своего рода совместный ответ на предполагаемое развертывание США системы НПРО.

Зарубежные наблюдатели также указывают, что российско-китайские отношения стали приоритетными во внешней политике Кремля (укрепление стратегического партнерства двух стран) во многом из-за планов расширения НАТО.

В рамках научно-исследовательской практики на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ было проведено исследование «Китайско-российские отношения в системе мировой политики».

Данный аналитический отчет включает в себя результаты мониторингового исследования, проведенного с применением метода массового опроса.


Теоретико-методологический раздел

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается сильная динамика в китайско-российских отношениях. Эти изменения инициируются элитами, они задают направления движения, но фактором, который определяет возможности этого движения по той или иной траектории развития, становится массовое сознание. Многообразие мнений, противоречивость точек зрения, обилие поступающей информации приводят к тому, что образ китайско-российских отношений в массовом сознании граждан крайне дискретен. Россия и Китай накопили богатый опыт сотрудничества в рамках международных организаций в современном мире.

1. Становление Шанхайской организации сотрудничества как организации, способной оказывать определенное влияние на развитие событий в XXI веке, в основном завершено[1].

- Эта структура имеет мощный потенциал для своего развития не только в центральноазиатском измерении, но и в Евразии в целом.

- Система стран-наблюдателей при Организации и стран-партнеров по диалогу придает ей более фундаментальный имидж и обуславливает развитие как в южноазиатском (Афганистан, Пакистан, Индия), так и в восточноазиатском измерениях (РБ, РФ, КНР, Монголия).

- Россия и Китай, являясь “движущей силой” развития Организации, выступают с общих позиций по многим вопросам региональной безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества в Евразии в XXI веке в рамках ШОС.

- В то же время, развитие сотрудничества и интеграции между государствами Центральной Азии – членов ШОС до сих пор в гораздо большей степени зависит не столько от эффективности существующих механизмов Организации, сколько от наличия политической воли и уровня взаимного доверия в рамках разрешения существующих межгосударственных противоречий.

2. Оценивая современное значение международных организаций, известный китайский политолог Юй Суй отмечает, что «США начали всемерно продвигать эту организацию на Восток, чтобы продолжать добиваться мировой гегемонии. Европа и АТР являются двумя флангами американской глобальной стратегии. В Европе используются отношения в треугольнике США – Европа – Россия, острие которых обращено главным образом против России. В АТР используются отношения в треугольнике США – Китай – Япония, острие которых направлено против Китая. С точки зрения США, наиболее мощными противниками американской глобальной гегемонистской стратегии являются Россия и Китай. Поэтому США на Западе сдерживают Россию, на Востоке – Китай. Чем сильнее противодействует Россия расширению НАТО на Восток и сковывает США в Европе, тем более это благоприятствует безопасности в АТР, поскольку ограничивает американскую активность в этом регионе»[2].

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин считает, что «в системе современных международных отношений Россия и Китай представляют собой важный стабилизирующий фактор, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также в Центральной Азии»[3].

Вместе с тем, как отметил член Валдайского клуба, профессор Шэн Шилян, «в настоящее время в АТР отсутствует механизм обеспечения безопасности, и в этой связи отношения с Россией очень важны». «Наши страны, - подчеркнул он, - должны спроектировать такой механизм безопасности и пригласить другие страны к участию в его реализации»[4]. Китайско-российские взаимоотношения нуждаются в предельном ускорении и повышении качества.

Россия и Китай имеют единый взгляд по такой проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом.

Россия и Китай занимают единую позицию по проблеме целостности России (Чечня) и Китая (Тибет, Синьцзян). Китай поддерживает действия Правительства России в Чечне. Позиция России в отношении «тайваньского вопроса» остается неизменной и заключается в том, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой составной частью территории Китая.

3. На сегодня, по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора об организации ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка[5].

4. Однако стоит заметить, что причины международного сотрудничества КНР и РФ расцениваются аналитиками довольно неоднозначно[6].

- Ряд аналитиков усматривают антизападную направленность российско-китайского договора и рассматривают его как своего рода совместный ответ на предполагаемое развертывание США системы НПРО.

- Зарубежные наблюдатели также указывают, что российско-китайские отношения стали приоритетными во внешней политике Кремля (укрепление стратегического партнерства двух стран) во многом из-за планов расширения НАТО.

- Газета "Таймс" отмечает, что РФ и КНР испытывают настороженность в связи с попытками США установить новый мировой порядок при их лидирующей роли. С точки зрения Пекина, Запад во главе с США проявляет к нему все большую враждебность, а РФ ищет партнера для сдерживания американского глобального влияния.

- Зарубежные эксперты указывают, что РФ и КНР намерены выступить против политики гегемонии и создания блоков, имея в виду планы расширения НАТО и упрочение американо-японской системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

- Многие российские политики отмечают, что внешняя политика России будет наверняка переориентирована на восток, если Запад не продемонстрирует понимание интересов Москвы при расширении НАТО.

- Стратегическое партнерство между Москвой и Пекином может стать серьезной угрозой для США и стран Европы, как в дипломатическом, так и военном отношении, считает ряд аналитиков.

- «Интернэшнл геральд трибьюн» полагает, что Западу не только не следует беспокоиться по поводу дальнейшего сближения РФ и КНР, но, напротив, необходимо содействовать процессу разрядки напряженности между двумя странами - Запад уже выиграл от улучшения российско-китайских отношений: КНДР готова к диалогу с Южной Кореей, у Москвы появился стимул нормализовать отношения с Токио и активизировать сотрудничество с Пекином в деле международного контроля над вооружениями. Но многие аналитики и эксперты все больше склоняются к единому мнению, отмечая, что говорить о создании российско-китайского альянса, противостоящего Западу, преждевременно, так как к этому пока не готовы ни Россия, ни КНР.

- По мнению российского аналитика Александра Иванова, с помощью сотрудничества КНР с РФ председатель КНР стремится сохранить преемственность в отношениях с Москвой. А будущий российско-китайский договор не противоречит нормализации китайско-американских или российско-американских отношений.

- С помощью укрепления связей с Россией Китай намерен поднять свой политический вес в глазах США по сравнению с Японией, которая, как известно, является стратегическим союзником Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, за всем этим стремлением заключить незыблемый договор можно разглядеть заинтересованность Китая в использовании альянса с Россией против Японии и Индии для ослабления их давления на региональную политику в Азии.

- Для России Китай является на сегодня важным «мостом» экономической интеграции в АТР. Китай демонстрирует удивительные успехи в плане темпов роста экономики, привлечения иностранных инвестиций, использования западного технологического опыта.

- По мнению азербайджанского политолога Махира Халифазаде, Россия способна предложить Китаю сотрудничество в военной области: создание новой военной техники, подготовка военных кадров, продажа современной авиатехники. Сотрудничество в области ядерных вооружений.

И все же международное сотрудничество России и Китая больше следует рассматривать как налаживание цивилизованных и взаимовыгодных отношений. Поскольку высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом.

Относительно значения старых военных союзов китайские аналитики сходятся во мнении, что они являются «продуктом холодной войны», а их расширение – это обращение к методам холодной войны в современных условиях. Хотя холодная война и закончилась, но ликвидирована не полностью. Запад, особенно США, по-прежнему придерживается целей и мышления холодной войны. В то же время со своей стороны Китай и Россия продолжают декларировать свою принципиальную позицию невступления в какие-либо союзы, направленные против третьих стран.

По мнению заместителя Председателя всекитайского общества по изучению России, Центральной Азии и Восточной Европы Ван Хайюня, в настоящее время наблюдается очевидная совместимость интересов и перспектив развития Китая и России. «У нас с Россией существует гораздо больше общих интересов по сравнению с другими крупными державами. Это и общая граница, и общие соседи, и обоюдная заинтересованность в стабильности», - сказал он[7]. За 60 лет китайско-российские отношения прошли непростой путь развития: ежедневное продвижение к политической зрелости, обогащение результатов практического сотрудничества, углубление политического взаимодоверия, продвижение делового сотрудничества, расширение гуманитарных обменов, укрепление регионального сотрудничества и стратегического партнерства в международных делах и прочих областях, в которых достигнут невиданно высокий уровень[8].

В политической психологии на сегодняшний момент не существует единого, целостного, теоретического подхода ка анализу восприятия межгосударственных отношений. Однако отдельные аспекты этого явления проанализированы в политической психологии весьма подробно. В массовом сознании СМИ создает образ (естественное отражение объективной действительности) и имидж (субъективно моделируемый) китайско-российских отношений[9].

К основным подходам, используемым в исследовании, можно отнести следующие:

Системный подход позволил рассматривать государства КНР и РФ как элемент более общей системы в тесной и устойчивой взаимосвязи с другими её элементами.

Процесс взаимодействия международных организаций, в рамках которых взаимодействуют КНР и РФ, с другими общественными и политическими (в т.ч. и государственными) институтами позволяет рассматривать неоинституциональный подход.

Механизмы и природа коммуникационных взаимодействий изучается в рамках кибернетического подхода.

Коммуникативную составляющую, как одну из главных функциональных особенностей межправительственных организаций и вытекающие из этого специфические черты данных институтов исследуется в рамках структурно-функционального подхода.

Формулировка проблемы: несоответствие между фактически сложившимся и необходимым уровнем развития государственного сотрудничества КНР и РФ как стабилизирующего фактора в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Центральной Азии для дальнейшего сохранения баланса сил в условиях глобализации и американского доминирования в современно мире.

Объект исследования

Теоретический объект: процесс глобализации в современном мире.

Эмпирический объект: студенты РФ (75 человек) и студенты КНР (75 человек).

Предмет исследования: факторы и характеристики межгосударственного взаимодействия КНР и России.

Цель исследования: выявить основные факторы и характеристики китайско-российских отношений для выработки рекомендации на пути совершенствования китайско-российских отношений в современном мире.

Задачи:

Основные задачи:

- Определить основные ассоциативные слова-символы в восприятии образов Китая, России и китайско-российских отношений;

- Рассмотреть основные стереотипы массового сознания в отношении социально-значимых интересов необходимых для построения эффективных китайско-российских взаимоотношений;

- Определить основные политические ценности, нормы и стереотипы, в рамках которых должны формировать имидж китайско-российских отношений;

- Выявить основные составляющие элементы переговорного процесса в китайско-российских отношениях.

 

Дополнительные задачи:

- Выявить характер информационных поводов, стимулирующих внимание политической элиты к китайско-российским отношениям.

- Проанализировать роль идей обеспечения национальной безопасности и национального развития в китайско-российских отношениях.

- Определить степень информированности об основных направлениях китайско-российских отношений.

Факторная операционализация в системе объекта:

1. Политический: вера в возможность оказания влияния на власть, изменить что-либо в политической жизни общества;

2. Политико-культурный: тип политической культуры.

3. Психологический фактор: мотивы, ориентации, установки, значимые для индивида как для личности и впрямую обуславливающие переговорный процесс.

4. Идеологический: степень заинтересованности политикой; политические предпочтения.

 

Аналитический отчет

Выводы

Всемерное развитие китайско-российского экономического сотрудничества является одним из ключевых факторов укрепления и обогащения отношений партнёрства и стратегического взаимодействия между Китаем и Россией. Как в России, так и в Китае хорошо понимают необходимость резкого укрепления материальной основы российско-китайского стратегического партнерства.

Огромный потенциал китайско-российского экономического сотрудничества общепризнан. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав государств и правительств России и Китая, подписаны десятки договоров и соглашений различного уровня.

Из всех направлений сотрудничества между Китаем и Россией энергетические проблемы постепенно выходят на первый план в российско-китайских отношениях. Энергетика является одним из самых перспективных направлений сотрудничества России и Китая. В результате проводимых экономических реформ Китаю удалось добиться высоких темпов роста экономики и повышения жизненного уровня населения. Быстрые экономические преобразования уже значительно увеличили спрос на энергию, а выполнение поставленных руководством КНР новых масштабных задач по экономическому развитию страны на период до 2020 г. потребует дальнейшего существенного наращивания объемов энергопотребления. Китай нуждается в стабильных поставках энергоносителей, и Россия готова к кооперации в этой сфере.

Как ведущие мировые экономические субъекты, как ответственные державы Китай и Россия должны совместно отвечать рискам и вызовам, появлению которых способствовал кризис, выявлять резервы и максимально использовать все возможности для сотрудничества в целях развития. Среди инструментов преодоления кризиса на первом месте стоят инвестиции и торговля, всемерная поддержка ведущих секторов экономики и диверсификация производств, обеспечение высокого качества и экологичности выпускаемой продукции. Все это, безусловно, будет содействовать взаимовыгодному развитию китайской и российской экономики.


Рекомендации

Рассматривая все вышесказанное, можно сформулировать следующие рекомендации:

Властным структурам:

1. Для лучшего понимания гражданами России специфику китайско-российских отношений, их историческую значимость необходимо повысить информированность о долгосрочных целях развития Российского государства путем увеличения количества сведений о различных проектах в СМИ. Рекомендуется проводить объяснение гражданам принципы построения либерального общества в развитых демократических странах с целью преодоления атмосферы неприязни и недоверия ко всем восточным политическим ценностям и идеалам;

2. Властная элита всех уровней должна понимать, что все большая дистанцированность от народа способна привести к массовым всплескам недовольства к представителям населения других стран, поэтому ей рекомендуется расширить свою деятельность в разных сферах жизни общества, активизировать информационную поддержку своей деятельности, налаживать контакт с населением (личные встречи депутатов с гражданами, дебаты, акции, и т.д.);

3. Необходимо вести политику разъяснения населению ценностей социальной самодеятельности и приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека, представляющие различные страны, способствовать развитию критического анализа общественностью деятельности властей. Необходимо повышать образовательный уровень населения.

4. Следует расширить инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансов. Так, сегодня российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует план возрождения старой промышленной базы своих северо-восточных провинций. В сентябре прошлого года главы наших государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая, а это принесет новые возможности для взаимных инвестиций и технико-экономического сотрудничества. Совсем недавно, во время визита Заместителя председателя Китая Си Диньпина в Россию, предприятия двух стран во Владивостоке и в Москве подписали более 20 соглашений и контрактов, касающихся сотрудничества в ряде областей – таких, как строительство электростанции, реконструкция морских портов, развитие сельского хозяйства и освоение минеральных ресурсов, сотрудничество в лесной и т.д.. Кроме того, китайская сторона желает развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке 2010 г. и зимней Олимпиады в Сочи 2014 г.

5. Необходимо углубить финансовое сотрудничество. Коммерческие банки и политические финансовые институты сторон должны повышать уровень участия в двусторонней торговле. Одновременно необходимо непрерывно укреплять сотрудничество в области взаимного доверия, обеспечивать кредитование консорциумов, возможности использования банковской карточки и т.д. Необходимо держать на контроле вопросы обмена валют между нашими странами и создания биржи для китайских юаней и рублей, активно изучать возможность расширения расчетов национальных валют в обычной торговле. Нужно обеспечить более универсальное и высококачественное обслуживание торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

6. Важно укрепить сотрудничество между малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия являются важнейшим фактором развития экономики и внешней торговли любой страны ввиду их многочисленности, гибкости и мобильности. Компетентные органы правительств и торговые ассоциации наших стран должны поощрять и поддерживать их, способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, предоставлять им услуги по политическому консалтингу, финансированию и т.д..

Политическим партиям:

1. Для консолидации общества в сознании туляков необходимо повысить информированность граждан о деятельности политических партий в мероприятиях с представителями разных стран, в том числе и с представителями Китая, путём активизации их деятельности, независимо от срока выборов;

2. Для повышения политического участия жителей г. Тулы рекомендуется проводить международные массовые политические мероприятия и акции;

3. Политическим объединениям следовало бы не выдвигать популистские идеи в периоды предвыборной кампании, а четко разъяснить свою идеологическую направленность и позицию по отношению к представителям разных сран;

4. В целом в качестве основной рекомендации институтам политической власти, а также политическим партиям и движениям, хотелось бы отметить необходимость повышения эффективности использования СМИ, поскольку успех политики определяется, прежде всего, общественным мнением.

5. СМИ:

1. СМИ отводится ведущая роль в формировании общественного мнения, поэтому необходимо, чтобы центральные телерадиокомпании и печатные издания были более объективными в оценке тех или иных политических событий;

2. Необходимо увеличить количество всевозможных разъясняющих программ и статей о китайско-российских отношениях.

Институтам образовательной системы

1. В школах, вузах должны изучаться ценностная модель, иерархия ценностей, доминирующих в обществе, ценностные программы разных стран;

2. Рекомендуется проводить социальную работу с молодежью с целью формирования у них демократического сознания и соответствующей ему системы ценностей;

3. Необходимо приложить все усилия для формирования у молодежи современного, осмысленного, неидеологизированного представления об истории путем проведения внеучебных занятий, научных диспутов и семинаров;

Населению г. Тулы

1. Необходимо больше интересоваться реальной политической деятельностью, повышая, таким образом, уровень политического участия;

2. Рекомендуется четко определять свои политические интересы и руководствоваться не популярностью той или иной ценности или идеи во властных кругах, а собственным мнением.

Главная же рекомендация относится к сфере улучшения работы властных структур по разъяснению вопросов истории, и исторического становления китайско-российских отношений в системе мировой политики.

 

 


Список литературы

1. Михеев В. Россия-Китай: «дозагрузка отношений» // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №6. С.10 – 19.

2. Кузина З. Внешнеполитические проблемы в зеркале общественного мнения в России (2000-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 62 – 76.

3. Мочульский А. Об особенностях политики Китая в вопросах экономического сотрудничества в ШОС // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 84 - 90.

4. Иванова А. Лунин А. Титаны АТР и стратегические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №9 С. 101 - 111.

5. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №6. С.72 – 85

6. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №5. С.83 – 95.

7. Канаев Е. Курилко А. Юго-Восточная Азия в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №2. С.38 - 46.

8. Федоровский А. Возможности и проблемы регионального сотрудничества в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №1. С.82 - 91.

9. Потапов М. Мировой экономический кризис и Восточная Азия // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.19 - 25.

10. Брутенц К. О реструктуризации современных международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.26 - 37.

11. Мозиас П., Яковлева В. Внешнеторговая политика Китая после присоединения к ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.64 - 68.

12. Кульнева П. либерализация инвестиционного режима в Китае: новый этап // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.69 - 77.

13. Бергер Я. Китайская модель развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.73 - 81.

14. Таций В. Финансовые кризисы и накопление: опыт Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.82 - 89.

15. Загашвили В. Отношения России с лидерами мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.3 - 11.

16. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.69 - 81.

17. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №7. С.43 - 55.

18. Гельбрас В. Тридцатилетие эпохи «реформ и открытости» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №6. С.73 - 83.

19. Козырев В. Китай в политике, культуре и менталитете России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №5. С.121 - 126.

20. Лавров С. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь. 2010. №10. С.4 – 14.

21. Сумский В. Модернизация России, геополитика Восточной Азии и фактор АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.15 - 20.

22. Колдунова Е. Встречаемся в АСЕМ! Теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России // Международная жизнь. 2010. №10. С.21 - 27.

23. Канаев Е. Феномен «driver’s seat» // Международная жизнь. 2010. №10. С.28 – 36.

24. Мазырин В. Россия в Индокитае: назад в будущее? // Международная жизнь. 2010. №10. С.37 - 48.

25. Рогожин А. АСЕАН на пути к Экономическому сообществу // Международная жизнь. 2010. №10. С.56 – 63.

26. Урляпов В. Все выше и выше. Проекты России и стран ЮВА в аэрокосмической сфере // Международная жизнь. 2010. №10. С.69 - 72.

27. Лисоволик Я. В чем польза зоны свободной торговли России – АСЕАН? // Международная жизнь. 2010. №10. С.73 - 77.

28. Урляпов В. Расширение АСЕАН: мотивы, значение, последствия // Международная жизнь. 2010. №10. С.85 - 95.

29. Колотов В. В начале «века Азии» // Международная жизнь. 2010. №10. С.122 - 124.

30. Локшин Г. Путем АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.125 – 128.

31. Бородавкин А. Азиатский вектор политики России и модернизация страны // Международная жизнь. 2010. №8. С.12 – 20.

32. Иванов А. Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия: новая роль в глобальном развитии // Международная жизнь. 2010. №8. С.71 - 80.

33. Грациани Т. Россия – краеугольный камень системы многополярного мира // Международная жизнь. 2010. №7. С.93 – 104

34. Моисеев Л. Через ШОС снимается масса проблем // Международная жизнь. 2010. №6. С.14 - 21.

35. Николаев М. АТР и национальная безопасность России // Международная жизнь. 2010. №4. С.10 - 19.

36. Каменнов П. Китай: принципы активной обороны // Международная жизнь. 2010. №4. С.40 - 56.

37. Иваншевцов Г. Азиатский вектор российской энергетики // Международная жизнь. 2010. №3. С.62 - 72.

38. Бакишев Д. Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. 2010. №3. С.97 - 107.

39. Михеев В.В. Китай – Япония: стратегическое соперничество и партнерство в глобализируещемся мире. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 358с.

40. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 20009, 180с.

41. Россия в мировой экономике и международных отношениях / Отв.ред.Ф.Г. Войтоловский, А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 200с.

42. Галенович Ю. Взгляд на Россию из Китая. – М.: «ВРЕМЯ», 2009. 304с.

43. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 180с.

44. Россия и мир: 2010.Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз /Рук-ли проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: 2009. 149с.

45. Бусыгина И.М. Политгеография. Формирование политической карты мира. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2010. 382с.

46. Итоги и перспективы реализации программы Глобального партнерства / Под ред. А.А. Пикаева. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 110с.

47. Россия и мир 2009: Экономика и внешняя политика / Рук-ли. Проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: ИМЭПО РАН, 2008. 142.

48. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII – XXI веках. – М.: «АСТ», 2008. 598с.

49. Формирование позитивного имиджа России через взаимодействие с многосторонними международно-политическими институтами / Отв. ред. А.Д. Богатуров. – М.: «ЛКИ», 2008. 336с.


Приложение 1

Лаборатория социально-политических исследований.

Бланк интервью

 

Китайско-российские отношения в системе мировой политики

В России происходят большие перемены. Мы хотели бы знать, как Вы к ним относитесь. С этой целью мы просим Вас ответить на ряд вопросов, которые в основном касаются участия граждан в политической жизни общества. Не сомневаемся, что Ваши заинтересованные и искренние ответы помогут разобраться в существе дела, наметить пути решения насущных проблем.

Материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Тула – 2010 г.

1. Влияет ли политика на Вашу повседневную жизнь?

01 Да

02 Скорее да, чем нет

03 Скорее нет, чем да

04 Нет

05 Затрудняюсь ответить

 

2. На Ваш взгляд, могут ли рядовые граждане оказывать влияние на политическую жизнь страны?

01- Да

02 - Скорее да, чем нет

03 - Скорее нет, чем да

04 - Нет

05 - Затрудняюсь ответить

3. В какой степени Вас затрагивают проблемы, обсуждаемые политиками федерального уровня (парламентские заседания, выступления президента)?

01 - В высокой степени

02 - Нейтральное отношение

03 - В низкой степени

04 - Затрудняюсь ответить

4. Как Вы оцениваете уровень развития китайско-российских отношений?

01 – Положительно

03 – Нейтрально

03 – Отрицательно

04– Затрудняюсь ответить

5.6. С чем у Вас ассоциируется образ России/Китая? (4 варианта ответа)

Варианты ответов Образ России Образ Китая
1. Равенство    
2. Семья    
3. Традиция    
4. Демократия    
5. Авторитаризм    
6. Справедливость    
7. Благосостояние граждан    
8. История    
9. Свобода    
10. Гражданская активность    
11. Другое    

 

 

7. На Ваш взгляд, смог ли Китай эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

01 – Да

02 – Нет

03 – Другое: _____________________________________.

04 – Затрудняюсь ответить

 

8. На Ваш взгляд, смогла ли Россия эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

01– Да

02– Нет

03– Другое: _____________________________________.

04– Затрудняюсь ответить

 

9. Как Вы считаете, какое из приведенных направлений является приоритетным в китайско-российских отношениях?

01 – экономическое.

02 – военная сфера

03 - политическое

04 - социальное

05 – Другое: _________________________________________.

06 – Затрудняюсь ответить

 

10. На Ваш взгляд, какое место занимает Китай среди торговых партнеров России?

01 – Первостепенное

02 - Второстепенное

03 – Другое: ______________________________________.

04 – Никакое

05 – Затрудняюсь ответить.

 

11. На Ваш взгляд, как можно охарактеризовать отношения между Китаем и Россией?

01 – взрослый - взрослый

02 – взрослый – ребенок

03 – взрослый - родитель

04 – Другое: __________________________________________.

05 – Затрудняюсь ответить

Обоснуйте Ваш ответ:

 

12. Есть ли общие интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

01 – Да

02 – Нет

03 – Затрудняюсь ответить

 

13. Как Вы считаете, развитие экономики Сибири и Дальнего Востока должна происходить ________.

01 – при сотрудничестве КНР и РФ.

02 – только по средствам КНР

03 – только по средствам РФ

04 – Другое: _________________________________________.

05 – затрудняюсь ответить

 

14. Откуда Вы узнаете, по большей части, информацию о развитии китайско-российских отношений?

01 – Интернет

02 – Телевидение

03 - пресса

04 - Радио

05 – Другое: __________________________________.

 

И в заключении, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе:

15. Ваш пол: 1) мужской; 2) женский

16. Ваш возраст:

17. Гражданство какой страны Вы имеете?

1) КНР

2) РФ

Благодарим за участие в исследовании!


Приложение 2

Диаграмма 1

Корреляции Спирмена

1 – 5.1

Переменные Ассоциативные слова-символы с образом России (равенство)  
Влияние политики на повседневную жизнь респондента   Коэффициент Спирмена: 0,356** Значимость (двусторонняя): 0,000

**Коэффициент корреляции имеет значение на уровне 0,01 (двусторонняя)

 

2 – 5.4

Переменные Ассоциативные слова-символы с образом России (демократия)  
Возможность респондентов оказывать влияние на политическую жизнь в стране   Коэффициент Спирмена: -0,255** Значимость (двусторонняя): 0,002

**Коэффициент корреляции имеет значение на уровне 0,01 (двусторонняя)

 

 

3 – 4

Переменные Отношение респондентов к уровню развития китайско-российского сотрудничества
Степень причастности к проблемам, обсуждаемым политиками федерального уровня Коэффициент Спирмена: -0,394** Значимость (двусторонняя): 0,00

**Коэффициент корреляции имеет значение на уровне 0,01 (двусторонняя)

 


3 – 5.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.26 с.)