Финансы коммерческих орагнизаций и предприятий, их назначение, формирование, распределение и использование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы коммерческих орагнизаций и предприятий, их назначение, формирование, распределение и использование.



Коммерческая организация (предприятие) это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечения прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия — это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств,

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд.

Источники в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства.. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений (собственные финансовые ресурсы).

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции.

В состав собственного капитала можно включить следующие компоненты:

Уставный капитал.

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль.

 

Привлеченные источники формирования финансовых ресурсов делятся на собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Бюджетное ассигнование используется как на безвозвратной, таки на возвратной основе.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами этих учреждений понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, обродувания;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности

5) прочие денежные поступления.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы.

 

6. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы построения бюджетной системы. Бюджетная классификация.

Бюджетная система -совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

ü формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

ü составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

ü федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

ü региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации.

ü местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

- Принцип единства

- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

- Самостоятельность бюджетов всех уровней,

- Принцип сбалансированности бюджета.

- Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

- Принцип достоверности бюджета

- Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

- Принцип гласности,

- Принцип адресности и целевого характера.

- Правовой базой бюджетной системы РФ является:

- - Конституция РФ

- - БК РФ

- - НК РФ

- - ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

- - законы субъектов о бюджетном процессе

- - правовые акты органов МСУ о бюджетном процессе

- - фед. Законы о федеральном бюджете

- - законы субъектов РФ о бюджете

- - правовые акты МСУ

 

Бюджет – универсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции:

1. распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

2. контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределениеВВП;

- государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

 

- Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

- Федеративное (объединенное) государство - это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

 

 

7. Налоги, их социальнл-экономическая сущность, фнкции и виды. Роль налогов в формировании доходов бюджетов.

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Налоги выполняют 2 основные функции:

1) фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;

2) регулирующую, связанную с вмешательством государства в темпы развития экономики;

Различают:

1) косвенные налоги — налоги, заложенные в цену товаров и услуг (например, НДС, акцизы, таможенные пошлины), которые оплачивают потребители товаров и услуг;

2) прямые налоги — это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40–45%.

Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет.

Государство не может существовать без взимания налогов. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего. Экономическая сущность налога заключается в безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов. На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Налоговое регулирование – один из наиболее мобильных элементов налогового механизма.

Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют налоговые платежи.

Источник налога - то, за счет чего уплачивается налог (прибыль, зарплата, себестоимость).

Единица обложения - единица измерения объекта налога (тыс. руб., гектар).

Налоговая ставка - размер налога (в %, абсолютных величинах) на единицу обложения.

Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

Налоговая система РФ.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения.

В зависимости от органа, который взимает налоги, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги

· Налог на добавленную стоимость (НДС).

· Акцизы.

· Налог на доходы от страховой деятельности.

· Налог с биржевой деятельности.

· Налог на операции с ценными бумагами.

· Таможенная пошлина.

· И тд

 

 

8. Система формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных доходов.

· Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездной и безвозвратной порядке в соответствии с законодательством в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

· налоговых доходов;

· неналоговых доходов;

· безвозмездных перечислений;

· доходов целевых бюджетных фондов;

· доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизируются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. Формирование доходной части бюджета носит в основном налоговый характер.

К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

4) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

5) иные неналоговые доходы.

.

Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами
Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2. перераспределение самих бюджетных источников;

3. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экст­раполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.

 

9. Расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Составные части и формы расходов бюджетов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Главное назначение всех звеньев бюджетной системы – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы:

· Государственное и муниципальное управление

· Национальная оборона

· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

· Осуществление международной деятельности

· Поддержка отраслей сферы материального производства

· Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

· Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения

· Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов

· Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на:

-капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают в себя:

a) расходы на инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

b) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юр./лицам;

c) расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

d) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований;

e) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с эконом. классификацией расходов бюджетов РФ

-текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов гос.власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания гос.поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Методы планирования бюджетных расходов.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

- программно-целевой

- нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финанасовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрация и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, опредеяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы.

Нормативный метод используется в основном при планировании средств на финанасирование бюджетных мероприятий и составление смет бюджетных учреждений. нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть: 1) денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социал. потребностей (напр. нормы расходов на питание населения в бюдж. учреж-х..); 2) нормы индивидуальных выплат (ставка зарплаты, размеры пособий..); 3) нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде(напр.,нормы на содержание помещений, учебных расходов..)

Бюджетные ассигнования.

Расходы осуществляются в форме бюджетных ассигнований. Бюд. ассигнования – это предельный объем денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюд. ассигнованиям относятся расходы на: (ст.69) (Завьялов сказал можно назвать некоторые, а остальные указать, где смотреть, т.е. в ст.69 БК РФ):

1. оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

2. социальное обеспечение населения;

3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

4. предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

5. предоставление межбюджетных трансфертов;

6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7. обслуживание государственного (муниципального) долга;

8. исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Расходные обязательства.

Органы гос.власти и МСУ принимают в рамках бюджета расходные обязательства, обусловленные законодательством и др. нормативно-правовыми актами РФ (НПА), субъекта РФ и МСУ.

Вопросы местного значения прописаны в 131 ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Расходные обязательства субъектов РФ прописаны в 184 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Т. о. расходные обязательства – это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности ППО-я или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физ. или юр.лицу, иному ППО-ю, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства формируют бюджетные обязательства. Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем фин. году.

Расходные обязательства публично-правовых образований (ППО) возникают в результате:

1. принятия ФЗ данного ППО и (или) нормативных правовых актов при осуществлении соответствующими органами власти МСУ полномочий по предметам ведения или по предметам совместного ведения;

2. заключения договоров (соглашений) ППО-ями при осуществлении полномочий по предметам ведения или полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к действующим законам или НПА-ам

3. заключения от имени ППО договоров (соглашений) с казенными учреждениями;

4. принятия законов и НПА-в, предусматривающих предоставление из соответствующего бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе предоставление субвенций на осуществление переданных расходных полномочий из одних бюджетов в другие бюджеты;

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Непосредственное финансирование расходов осуществляется на основе бюджетной росписи, т.е. на основе документа, который составляется и ведется ГРБС-ом (главным распорядителем бюджетных средств).

Органы гос.власти и МСУ ведут реестр расходных обязательств. Реестр расходных обязательств – это используемый свод законодательных и иных НПА-в, в которых прописаны все публично-правовые нормативные обязательства ППО.

 

10. Бюджетный процесс в РФ. Этапы, организация и участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения.

Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент РФ

2. Органы законодательной и исполнительной власти

3. Органы денежно-кредитного регулирования

4. Органы финансового контроля

5. Государственные внебюджетные фонды

6. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений; самостоятельность бюджетов всех уровней; законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы; равенство всех бюджетов РФ.

Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функции соответствующих органов законодательной власти.

Бюджетный процесс осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий.

Первая стадия - стадия составления проекта бюджета.

Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса - утверждение бюджета, принятие закона о бюджете.

Четвертая стадия бюджетного процесса - исполнение бюджета - совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.).

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

Вышестоящий исполнительный орган власти вправе осуществлять надзор за ходом исполнения бюджета нижестоящим исполнительным органом власти. В случае, если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территориального уровня, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. Представительный орган государственной власти может принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета и внебюджетных фондов.

Пятая, последняя, стадия бюджетного процесса - стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета представительным органом власти. Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. Отчет готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных рапорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.079 с.)