Организационные аспекты управления информационными ресурсами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные аспекты управления информационными ресурсами



Система государственного управления в целом, а, следовательно, и система управления государственными информационными ресурсами, включает три параллельно существующие схемы управления: функциональную, ведомственную и региональную.

  • Функциональная (межведомственная) схема - осуществление управления определенным видом деятельности, независимо от ведомственного или регионального подчинения организаций, осуществляющих эту деятельность. Примером такой схемы является закрепление управляющих функций по некоторым видам информационных ресурсов за конкретным ведомством (архивы - Росархив, библиотеки - Минкультуры, НТИ - Миннауки и т.д.).
  • Ведомственная (иерархическая) схема - управление всеми функциями подчиненных организаций.
  • Региональная схема - управление организациями, расположенными на данной территории. В полной мере региональная схема управления реализуется по отношению к организациям регионального подчинения, однако, значительная часть функций управления, в частности, координация деятельности, фактически осуществляются по отношению ко всем организациям региона.

Перечисленные схемы управления сосуществуют, создавая сложную и противоречивую картину, тем более при управлении столь большим и неоднородным объектом, как государственные информационные ресурсы.

В соответствии с рассмотренными вариантами схем управления основной деятельностью государственного сектора управление информационными ресурсами также может осуществляется по межведомственной, ведомственной и региональной схемам

Перечень видов информационных ресурсов, контроль и координация деятельности по формированию и использованию которых осуществляется по межведомственной схеме, должен определять ответственность федеральных органов исполнительной власти за развитие этих видов информационных ресурсов независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности организаций-владельцев. Перечень быть утвержден Правительством Российской Федерации и регулярно актуализироваться в соответствии с новыми правовыми актами, закрепляющими ответственность федеральных ведомств за отдельные виды информационных ресурсов. Необходимо как можно скорее снять межведомственные противоречия по проблемам управления следующими видами информационных ресурсов:

  • правовая информация;
  • Государственный регистр юридических лиц;
  • Государственный регистр физических лиц;
  • Система государственных кадастров и данных о недвижимости;
  • картографическая информация о природных ресурсах;
  • фонды аудиовизуальной информации и ряд других.

Необходимо также уточнить и усилить ответственность органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления за формирование и использование информационных ресурсов, управляемых в соответствии с ведомственной и региональной схемами.

Кроме функций непосредственного управления деятельностью по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, имеются также функции контрольного и нормативно-методического характера, осуществляемые по отношению ко всем государственным информационным ресурсам на общероссийском уровне.

Эти общие функции, касающиеся, в первую очередь, деятельности по формированию, ведению, использованию и защите государственных информационных ресурсов, должны осуществлять:

  • Государственная комиссия по информатизации при Госкомсвязи России - в части контроля создания информационных ресурсов в органах и организациях, регистрации, доступности и порядка использования, в части систем навигации и общей координации работ по формированию и ведению государственных информационных ресурсов;
  • ФАПСИ и Гостехкомиссия России - в части контроля средств защиты государственных информационных ресурсов от незаконного использования и разрушения;
  • Мингосимущество России - в части учета государственных информационных ресурсов как имущества, порядка их закрепления в оперативном управлении и хозяйственном ведении.
  • Роспатент - в части учета информационных ресурсов как интеллектуальной собственности;
  • Минфин России - в части порядка финансирования и финансовой отчетности деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов с использованием бюджетных средств, а также оказания платных услуг на основе государственных информационных ресурсов.

Пути реализации государственной политики в области информационных ресурсов.

Анализ состояния государственных информационных ресурсов свидетельствует о необходимости изменения подхода к государственной политике в области информационных ресурсов с целью решения первоочередных задач:

  • информационное обеспечение органов государственной власти и управления;
  • обеспечение информацией социальной сферы;
  • обеспечение (в широком смысле) защиты информации;
  • равноправное вхождение России в мировое информационное пространство.

Эти задачи до сих пор решаются в основном в узких рамках интересов отдельных ведомств, что не приносит желаемого эффекта. Преодоление межведомственных барьеров и информационной закрытости, развитие информационных ресурсов, соответствующих задачам страны в начале XXI века, возможно только на основе выработки общегосударственных, согласованных решений перечисленных задач. Организационной формой достижения этой цели может стать разработка и реализация следующих государственных программ:

1. Единая система информационных ресурсов государственной власти;

2. Система информационно-справочных служб для населения;

3. Единая система государственных кадастров и регистров;

4. Управление государственными информационными ресурсами на федеральном, региональном и ведомственном уровне;

5. Нормативно-методическая база формирования, учета, использования и защиты информационных ресурсов.

6. Информационные технологии XXI века.

7. Россия в международном информационном обществе.

Без проведения активной и согласованной на всех уровнях государственного управления политики в области развития информационных ресурсов Россия может в значительной мере лишиться своей информационной независимости и превратиться в третьеразрядную страну грядущего мирового информационного общества.

Редакционная коллегия Национального доклада

А.Е. Крупнов - главный редактор, Председатель Госкомсвязи России;
А.О. Адамьянц - ответственный секретарь, зам. директора НТЦ "Информрегистр";
В.Н. Александров - начальник Управления цифрового картографирования, БнД и ГИС Роскартографии;
А.Б. Антопольский - директор НТЦ "Информрегистр";
Г.Т. Артамонов - зам. директора ВНИИПВТИ;
А.В. Бутрименко - директор МЦНТИ;
А.В. Волокитин - Зам. Председателя Госкомсвязи России;
О.В. Кедровский - генеральный директор объединения "Росинформресурс";
И.Н. Киселев - начальник отдела организации научно-методической работы и информационных технологий Росархива;
В.С. Костяков - начальник отдела информатики и информационных ресурсов МПР России;
Б.В. Кристальный - советник Комитета по информационной политике и связи Государственной Думы ФС РФ;
Е.И. Кузьмин - нач. Управления библиотек и информации Минкультуры России;
И.Н. Курносов - зам. начальника УИФ Госкомсвязи России;
Б.Р. Логинов - директор ГЦНМБ;
А.В. Макешин - зам. начальника УИФ Госкомсвязи России;
Ю.А. Михеев - директор ВНИИПВТИ;
В.П. Нечипоренко - зам. начальника Управления информационного обеспечения научно-технической сферы Миннауки России;
А.Н. Райков - начальник Отдела информационных баз данных Администрации Президента РФ;
Д.С. Черешкин - зав. лабораторией ИСА РАН

Авторский коллектив

А.Б. Антопольский (НТЦ "Информрегистр") - руководитель авторского коллектива
А.О. Адамьянц (НТЦ "Информрегистр")
И.А. Андреева (АО "МБИТ")
Е.А. Антипова (НТЦ "Информрегистр")
В.И. Ауссем (НТЦ "Информрегистр")
С.Б. Бурмистров (Минпромторг России)
А.Ф. Василевич (МЦНТИ)
В.Н. Везиров (ВИМИ)
В.Е. Вересотский (МЦНТИ)
С.М. Волошенюк (Гостехкомиссия России)
Ф.С. Воройский (ГПНТБ России)
А.Д. Гвинепадзе (ФИПС)
Л.В. Глотова (НТЦ "Информрегистр")
Л.В. Ерошенко (НЦПИ)
Н.В. Забарова (Минпромторг России)
И.К. Илингин (Минпромторг России)
Н.И. Ильин (ГУИС ФАПСИ)
И.Н. Киселев (Росархив)
М.Л. Колчинский (ВНИИ "Информэлектро")
С.В. Королева (НТЦ "Информрегистр")
В.С. Костяков (МПР России)
Е.И. Кузьмин (Минкультуры России)
В.Г. Лисицын (ВНИИПВТИ)
Б.Р. Логинов (ГЦНМБ)
Н.Г. Монастырская (ВНИИПВТИ)
А.В. Морозов (Минюст России)
В.П. Нечипоренко (Миннауки России)
Н.И. Пашинцева (Госкомстат России)
Т.К. Полунина (ВИНИТИ)
М.С. Потапов (НИИ "Контур" ФАПСИ)
И.В. Романов (ГУИС ФАПСИ)
И.С. Ротфельд (МПР России)
Н.И. Рыбалкина (МПР России)
С.Ф. Тонков (НИИ "Контур " ФАПСИ)
Р.П. Черемисин (НИИ "Контур" ФАПСИ)
В.А. Цветкова (ВИНИТИ)
Я.Л. Шрайберг (ГПНТБ России)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.006 с.)