Люди должны иметь право обладать собственностью и пользоваться ей по своему усмотрению, то есть извлекать из нее прибыль, делать ее предметом бизнеса, покупать и продавать ее как товар. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Люди должны иметь право обладать собственностью и пользоваться ей по своему усмотрению, то есть извлекать из нее прибыль, делать ее предметом бизнеса, покупать и продавать ее как товар.



Непризнание, даже частичное, естественного права собственности (как например пресловутое дозволение «личной», но не «частной» собственности) автоматически лишает граждан большинства фундаментальных свобод. Так, декларированная социалистическим государством свобода слова, не поддержанная существованием частных издательств, означала лишь фикцию.

Ни­кто не может быть лишен собственности произвольно и без справедливого вознаграждения. На базе общности своих экономиче­ских прав люди могут объединяться в профсоюзы и заключать коллек­тивные соглашения с работодателями. Они имеют право на отказ от работы и на забастовку, если их не удовлетворяет оплата или условия труда. Рабочие и служащие должны иметь возможность защищать свои жизненные интересы и контролировать безопасность своего труда.

Одной из форм права на материальное (финансовое) выжива­ние людей является их защита как потребителей товаров и услуг. Граж­дане имеют право не быть обманутыми лживой рекламой или неадек­ватной информацией, продажей необеспеченных ценных бумаг и т.д. Они обладают правом возбудить в суде дело о воз­мещении им ущерба стороной, совершившей обман. Государство должно следить за законностью сделок, совершаемых продавцами товаров и услуг, финансовыми и страхо­выми компаниями и подобными им организациями, как и за выполнением ими при­нятых обязательств, правил и соглашений.

Важной экономической свободой является свобода от нищеты. Все современные индустриально развитые страны имеют материальные, социальные и юридические возможности обеспечить это право за теми своими согражданами, которые по раз­ным причинам оказались неспособными работать или как-то иначе обеспечить себе хотя бы скромный прожиточный минимум. Но это не означает ни того, что менее богатые страны не должны признавать этого права, ни того, что государство и общество обязаны удовлетворять все материальные запросы людей. Наилучшее в данном случае – обеспечить им возможность са­мим содержать себя и свои семьи, работать и зарабатывать столь­ко, сколько необходимо для достойного существования.

Государство и общество должны устанавливать оптимальный прожиточный минимум и делать все возможное, чтобы ни один из граждан не оказался за чертой бедности.

Одним из важнейших прав является право на труд. В условиях рынка имеется тенденция к конкуренции везде, в том числе и на рынке труда. Но, в принципе, человек имеет право на труд или на такое закон­ное занятие, которое в состоянии обеспечить его материально. Этот труд должен быть свободным, а его оплата достойной и справедливой. Сле­довательно, должны обеспечиваться не только результаты труда по найму, но и любые заслуги человека. Те, кто внес наибольший вклад в общее благосостояние, имеют право на получение более высокого вознаграждения. За равную работу должна производиться равная оплата без дискриминации по половым, расовым, этническим или на­циональным признакам. Тем, кто не в состоянии работать временно, должны предоставляться пособия по безработице, и/или возмож­ность переквалификации.

 

Свободы человека

Особая группа прав человека именуется обычно свободами. Большая часть этих свобод связана с правом на жизнь как таковую, другие отражают специфические потребности человека. Исходной сре­ди них является сама личная свобода, сфера направленности которой не имеет четких границ. Право на свободу свидетельствует о внутренней бесконечности личности, неограниченности ее возможно­стей и стремлений. Общество должно воздерживаться от контроля лич­ной свободы, либо этот контроль не должен наносить ей ущерба. Един­ственное ее ограничение в обществе состоит в том, что она не должна причинять вред другим или препятствовать людям пользоваться сво­ими правами и свободами.

Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу от неволи и рабства, свободу мысли и совести, сво­боду слова и выражения, свободу на уединенность, приватность и част­ную жизнь.

Каждый проживающий в своей стране и не нарушающий ее за­коны имеет право свободно передвигаться внутри ее территории и сво­бодно менять место жительства. Свобода передвижения включает в себя право свободно покидать свою страну, безопасно пересекать ее границы и возвращаться в нее. Это право может быть ограничено только соображениями национальной безопасности, сохранения обще­ственного порядка, жизни, здоровья, прав и свобод других людей.

Никакой человек не должен покупаться или продаваться. Ни­кто не должен удерживаться где-либо против своей воли или силой принуждать­ся к какой-либо деятельности. Исключение составляют заключенные, представители специальных или военных служб, хотя и здесь все ограничения долж­ны соответствовать законодательству и не причинять ущерба досто­инству и другим не ограниченным в данных случаях свободам и правам человека.

Одним из культурных и социальных завоеваний человечества яв­ляется свобода мысли и совести. Люди обладают неотъемлемым правом придерживаться любых убеждений и ценностей. Государство не должно искоренять их или применять к ним санкции, если практическая реализа­ция этих убеждений и ценностей не нарушает закон. Свобода мысли и совести охватывает все области духовной и социальной деятельности: религиозную, гражданскую, правовую, научную, политическую, мо­ральную, благотворительную, просветительскую, экологическую, эстетическую, профессиональную, семейную, бытовую…

К этой форме свободы примыкает свобода слова и выражения. Принципы свободы мысли и слова сформулированы в 18 и 19 статьях Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публично или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиоз­ных и ритуальных обрядов... Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Эти свободы не должны контролироваться и подавляться, а сообщаемая информация не должна подвергаться цензуре. Вместе с тем они не дают право клеветать, дез­информировать и оскорблять достоинство людей, наносить ущерб их репутации или карьере. Все подобные действия могут быть предметом судебного разбирательства и повлечь за собой возмещение морального ущерба и требования публичных извинений или исправле­ния ложных или оскорбительных утверждений. Важно сознавать, что судебным преследованиям в данном случае подвергается не свобода, а фактически преступный образ действий.

В особых случаях (война или объявление чрезвычайного поло­жения) на свободу слова могут быть наложены определенные времен­ные ограничения, вызванные интересами общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей.

 

Частная жизнь

Право на частную жизнь включает в себя большой реестр сво­бод: конфиденциальность, уединенность, свобода и автономия сферы совести и убеждений, свобода распоряжаться своим соб­ственным телом и личной собственностью, придерживаться любой сексуальной ори­ентации.

Част­ная жизнь предполагает репродуктивные свободы, т.е. право на воспроизведение себе подобных, на контроль зачатия, право на прерывание беременности (до момента, пока плод не в состоянии ощущать боль), на искусственное оплодотворение и отцов-доноров.

Частные права касаются различных форм сексуального вы­ражения, включая мастурбацию, адюльтер и гомосексуализм.

В целом частная жизнь как право каждой личности соответствует фундаментальным принципам современного демократического, цивили­зованного общества. Тоталитарные и фундаменталистские общества оставляют своим гражданам мало простора для свободы выбора, тогда как демократические стремятся к развитию индивидуальности, инициативы, многообразия в жизни человека.

Вместе с тем факт взаимоинтегрированности личности и об­щества предполагает границы их свобод, прав и обязанностей, пределы взаимных ограничений личности и общества. Оптимальным яв­ляется здесь установление максимально взаимоподдерживающих и ми­нимально взаимозапрещающих гармоничных, безопасных взаимоот­ношений человека и человека, человека и общества в конкретном и ди­намичном социокультурном и личностном контекстах.

За этой абстрактной формулировкой скрываются вполне опре­деленные вещи. Каждый из нас, как бы ни был умственно неискушен или дурно воспитан, в сущности, понимает, что не имеет права оскорблять людей, нравственно или физически, причинять ущерб их имуществу, и что за совершенные преступления он несет ответственность перед обществом или другим человеком. Существуют самоочевидные «нельзя» – нельзя убивать, грабить, насиловать, клеветать и т.п. Общество имеет право или просто обязано установить систему законов для защиты своих граждан.

Правовое регулирование включает в себя весьма многое: от охра­ны порядка внутренними органами и создания институтов защиты на­циональной безопасности до принципов установления партнерских отношений в экономике, социальной сфере, культуре и образовании. При этом законодательство и особенно практика его реализации должны подлежать контролю, в том числе и со стороны гражданского общества, поскольку сами законы, охраняющие общественный порядок, могут неверно истолковываться и недобросовестно использоваться для подавления личной свободы и нарушения прав граждан.

Вместе с тем существует то, что называется зоной частной жизни, которая должна охраняться и защищаться законом и на кото­рую распространяется определенный нравственно-правовой принцип: общество должно уважать право человека распоряжаться собой. Зонами частной жизни, в которые общество не должно вторгаться без веских на то оснований, являются тело человека, его собственность, убеждения, ценности, действия и членство в различных объединениях, поскольку оно входит в сферу его собственных частных интересов.

Этот принцип имеет ряд ограничений или условий применения:

– он относится, в полной мере, только ко взрослым, а не к детям, у которых особая об­ласть свобод и прав;

– он имеет в виду психически здоровых людей, об­ладающих способностью мыслить рационально и совершать осмыс­ленный и свободный выбор на основе информированности, т.е. имеющих возможность совершать акт информированного согласия, столь важного при решении вопросов медицинской этики, семейных и половых от­ношений.

– он основан на признании того, что каждый чело­век является моральной личностью и имеет равные с другими права и свободы, в том числе и в частной сфере жизни.

 

Свобода в сфере культуры

В этот круг свобод обычно включают моральную свободу, интеллектуальную, право на обучение и культурное обогащение.

Моральная свобода отражает факт диверсификации, культурной относительности и плюра­лизма в сфере моральных ценностей, идеалов и убеждений. Это не означает полной свободы нравов, игнорирования общих моральных норм или нравственного нигилизма, но учет реальных относитель­ных различий в моральных нормах и отношениях людей в разных культурах.

Люди имеют право придерживаться собственных моральных взглядов, если они даже и не совпадают с прева­лирующими или официальными, но не наносят ущерб правам и свобо­дам других людей. Люди естественно привержены различным вкусам, стилям поведения, одежде, манерам и т.д. У каждого из нас могут быть свои личные моральные приоритеты и представления о счастье.

Общей тенденцией современных демократических обществ является увеличение многообразия нравственных норм и предпочтений, плюра­лизм в области нравственных отношений, большая терпимость, широта и открытость взгляда на различия в нормах поведения и моральных убеждениях. Свобода в области нравственных отношений отнюдь не означает полного нравственного релятивизма и утери общепри­нятых моральных стандартов. Она может и должна означать право че­ловека на различные моральные убеждения и идеалы, если только их реализация не ставит под угрозу безопасность людей и не ущемляет их прав и свобод.

К понятию моральной свободы примыкает понятие морально­го равенства, дополняющее равенство по рождению и юридическое ра­венство. Оно вытекает из общего принципа равенства людей в своих обязанностях и правах. Каждый человек имеет право на одинаковое уважение и внимание – хотя всякий раз это право завоевывается соот­ветствующей жизнью и достижениями. Тем не менее, принцип мораль­ного равенства предусматривает предоставление равных возможностей в реализации людьми своих уникальных способностей, задатков и та­лантов, равное право на доступ к системе социального обеспечения. Не должно существовать никакой дискриминации по признакам расы, цвета кожи, сексуальной ориентации, возраста, пола, религии, убеждений, национальности, социального происхождения и имущественного положения.

Интеллектуальная свобода – это одна из почтенных свобод, обретавшая себе статус права уже в те времена, когда первые европей­ские университеты получали относительную автономию, включавшую в себя основные академические свободы. В современном смысле интеллек­туальная свобода – это, прежде всего, свобода исследования или сво­бодное исследование. Она означает, что общество признает и защищает право человека заниматься научным, философским, этическим и лю­бым иным исследованием с результатами, которые объективно невозможно заранее предвидеть, а следовательно подчинить определенной идеологической или религиозной догме. Не должно быть областей или феноменов, закрытых для исследований.

Однако и исследования должны отвечать некоторым условиям. Так, например, медицинские эксперименты не должны вредить здоровью человека. Они не могут рас­пространяться на людей, не давших на это добровольного и информи­рованного согласия. Запрещается использование таких результатов познания и техники, которые угрожают безопасности личности, об­щества или окружающей среды. С другой стороны, интеллектуальная деятельность, художественное и техническое творчество не должны подвергаться политическим, церковным и экономическим санкциям. Цензура в этой области свобод недопустима.

Все члены общества должны иметь возможность обучаться и давать образование своим детям без каких-либо ограничений и дис­криминации. (Разумеется, это не предполагает права «обучать» детей порнографии или чему-нибудь в этом роде.) В процессе обучения не должно применяться тех­нологий, основанных на внушении или других методах, приносящих вред физическому или психическому здоровью. Процесс обучения дол­жен исключать религиозную, идеологическую и политическую пропа­ганду. Успех в образовании должен определяться на основе фактических достижений учащегося. Все люди должны иметь равные возможности наилучшим образом раскрывать свои природные задатки. Интеллекты и способности должны конкурировать в равных условиях.

Праву на обучение должно сопутствовать право на культурное обогащение и совершенствование. Все институты культуры должны быть доступными для каждого. Это относится к библиотекам, паркам, стадионам, музеям, выставкам, театрам, концертным залам, заповед­никам и т.д.

 

Основные гражданские права

В сфере отношений гражданина и правовой системы общества у человека должны иметься некоторые безусловные права. Это – право на справедливый суд, право на юридическую защиту и право на гуманное обращение.

Первое имеет в виду принцип презумпции невиновности, право обвиняемого на открытое слушание его де­ла в независимом, беспристрастном и законно учрежденном суде. Обвиняемый должен быть детально ознакомлен с материалами следствия и выдвинутыми против него обвинениями. Ему должно быть предоставлено право личной, ли­бо адвокатской защиты, обеспечено право активного участия в опросе свидетелей, и право самому представлять собственных сви­детелей. Он должен быть свободен от всех видов принуждения, особен­но от принуждения признавать свою виновность. Ему должно быть предоставлено право апелляции.

Право на юридическую защиту включает в себя возможность человека обратиться в суд за защитой от любых действий, нарушающих его права и свободы.

Заключенные не должны подвергаться жестокому, антигуман­ному обращению, пыткам и издевательствам, унижению их досто­инства. Они должны иметь одежду, кров и пищу, возможность пользоваться медицинским обслуживанием.

Подследственные не должны содержаться вместе с осужденными. Целью тюремного заключения является защита об­щества от угрозы преступления, если таковая существует, перевоспита­ние преступившего закон человека и возвращение его в общество.

Общее юридическое право граждан состоит в их равенстве перед законом. Принципы верховенства закона выражаются в том, что его власть должна применяться ко всем, независимо от их положения в об­ществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.024 с.)