Тема 1. Общая методология научного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая методология научного творчества



В.В.Дудников

 

Научное сочинение

студента факультета управления

 

Учебно-методическое пособие

для студентов

факультета управления

 

Самара 2008

 


Введение

Курс «Методика научных исследований» является одной из дисциплин национально-регионального компонента блока специальных дисциплин подготовки менеджеров по специальности 080507 «Менеджмент организации» со специализацией «Социальный менеджмент». Менеджерам социальной сферы необходима технологическая подготовленность для проведения научно-исследовательских работ, составляющая необходимую основу профессиональной подготовки специалиста – менеджера со специализацией «Социальный менеджмент». Содержание курса предусматривает знакомство студентов с исследовательским видом деятельности, а также овладение комплексом умений по осуществлению исследований. Полученные студентами знания и умения должны помочь им в овладении исследовательским компонентом профессиональной деятельности менеджера, в подготовке к изучению отдельных тем по курсам «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент в социальной сфере», «Исследование систем управления», а также в подготовке и оформлении курсовых работ, курсовых проектов и дипломной работы.

Цель курса – обеспечить технологическую подготовку студентов к проведению научно-исследовательской работы.

Задачи курса – обеспечить формирование:

ü понимания особенностей научной работы;

ü понимания сущности методологии и логики научных исследований;

ü понимание основных логических законов и правил;

ü знание основных методов научных исследований;

ü умения выбирать тему исследования;

ü умения формулировать проблему исследования;

ü умения определять цель и задачи исследования;

ü умения определять объект и предмет исследования;

ü понимания гипотезы исследования;

ü понимания основных моделей написания научного текста;

ü понимание основных правил презентации результатов научного исследования.

 

Освоив данный курс, студенты должны знать:

ü основные признаки научной новизны результатов исследования;

ü основные признаки практической значимости результатов исследования;

ü основные логические законы и правила;

ü классификацию методов научного познания;

ü особенности составления программы экспериментальной работы;

ü особенности составления рабочего плана исследования;

ü признаки научной проблемы;

ü лексические средства научного произведения, отличительные признаки письменного текста научной работы;

ü композицию научной работы (структуру);

ü различные виды научных работ.

 

Освоив данный курс, студенты должны уметь:

ü определять направление исследования (исследовательскую специальность);

ü формулировать научную проблему;

ü обосновывать актуальность исследования;

ü разрабатывать гипотезу исследования;

ü определять объект и предмета исследования;

ü ставить цели и задачи исследования;

ü выбирать методы и отбирать методики исследования;

ü формулировать предварительные выводы, обосновывать заключительные выводы;

ü обрабатывать информацию, полученную в первоисточниках;

ü оформлять библиографию;

ü оформлять результаты исследовательской работы (в письменной и устной формах);

ü проводить защиту исследовательской работы.

 

Освоив данный курс, студенты должны владеть сложными практическими умениями:

ü формулировать в их взаимосвязи тему, цель, проблему, объект, предмет, задачи исследовательской работы по менеджменту (в ситуации курсовой и дипломной работ);

ü формулировать на основе текста выводы (в научном стиле) о результатах проведенного исследования.

 

Основные понятия:

актуальность темы, аспект, гипотеза исследования, дипломная работа, задачи исследования, замысел исследования, идея исследования, концепция, курсовой проект, курсовая работа, методика исследования, метод исследования, методология научного познания, наука, научная дисциплина, научная работа (научное исследование), научная статья, научная теория, научно-исследовательская работа студента, научное знание, научное исследование, научное определение (дефиниция), научное познание, научное понятие, научный аппарат исследования, научный доклад, научный подход, научный стиль, научный факт, научный язык, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема исследования, результаты исследования, реферат, тезисы доклада, тема исследования, учебно-исследовательская работа студента, цель исследования.

 


Рабочий план курса

 

Темы курса Лекции Семинары Практические занятия
  Общая методология научного творчества      
  Выбор темы исследования и постановка проблемы      
  Определение научного аппарата исследования      
  Использование методов научного исследования      
  Применение логических законов и правил      
  Написание научной работы      
  Публичная защита результатов научной работы      
  Оформление научной работы      
  Всего - 36      

 

Программа курса

Тема 1. Общая методология научного творчества

Научное исследование студента: его сущность и особенности.

Наука. Научное знание. Научное творчество. Научная работа. Разнообразие и виды научных работ студентов. Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа. Научные тезисы. Научная статья. Реферат. Курсовая работа. Курсовой проект. Дипломная работа. Научный аппарат исследования: тема, актуальность темы, проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза. Научное понятие, научное определение.

Общая схема научного исследования.

Тема 2. Выбор темы исследования и постановка проблемы

Идея и замысел исследования. Формулировка темы исследования. Рабочий план исследования. Библиография. Изучение литературы. Поиск и отбор материала. Обоснование актуальности темы. Формулировка проблемы исследования. Требования к формулировке проблемы. Ошибки при формулировке проблем.

Тема 3. Определение научного аппарата исследования

Объект исследования. Объект исследования в области экономики и менеджмента. Предмет исследования. Предмет исследования в области экономики и менеджмента. Определение цели исследования в области экономики и менеджмента. Логика исследования. Задачи исследования. Гипотеза исследования. Программа экспериментальной работы. Результаты исследования. Научная новизна результатов исследования. Практическая значимость результатов исследования.

Тема 4. Использование методов научного исследования

Методология. Метод. Подход. Методика. Методы исследования общие и специальные. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы теоретико-эмпирического исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование. Методы теоретического исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному. Отбор методов исследования.

Тема 5. Применение логических законов и правил.

Закон тождества. Закон непротиворечия (противоречия). Закон исключения третьего. Закон достаточного основания. Дедуктивное и индуктивное умозаключение. Правила обоснования используемых примеров. Правила проверки причинно-следственных связей. Правила аргументирования. Требования истинности, автономности, непротиворечивости и достаточности аргументов.

Тема 6. Написание научной работы

Композиция научной работы (структура). Рубрикация материала.

Научный текст. Категории текста. Цель написания. Абзац. Моделирование научного текста. Научный стиль. Научный язык.

Подготовка тезисов. Написание научной статьи. Подготовка реферата. Написание курсовой работы. Написание дипломной работы. Структура курсовой и дипломной работы.

Тема 7. Оформление научной работы

Общие правила оформления научной работы. Оформление цитат, ссылок. Оформление библиографии. Оформление приложений. Представление иллюстративного материала: таблиц, рисунков, схем, формул, графиков.

Учебные материалы

Конспект лекции

1.1. Наука и управление организацией.

В основе деятельности человека лежит процесс приема, переработки и передачи информации. На бытовом уровне человек осуществляет этот процесс и принимает решения, опираясь на опыт, культуру, воспитание, интуицию и т.д. Поэтому в стандартных ситуациях принятые человеком решения оказываются достаточно результативными.

Менеджер при принятии решений тоже опирается на опыт, интуицию и т.д.. Но, поскольку он несет ответственность не только за себя, но и за других людей, а также отвечает перед собственником организации за результаты деятельности компании, то ему просто необходима серьезная научная подготовка, позволяющая повысить качество и эффективность принимаемых решений. Именно научная подготовка позволяет менеджеру абстрагироваться от индивидуальных личных пристрастий и посмотреть на любую ситуацию отстраненно, тем самым при принятии решения опираться на опыт всего человечества.

1.2. Научное исследование студента: его сущность и особенности.

Научное исследование студента представляет собой работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Работа должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема – быть актуальной.

Основная задача студента – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Содержание научной работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь ход и полученные результаты. Причем в работе не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации их проявления, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

В содержании научной работы приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Тем самым научная работа характеризуется наличием в ней дискуссионного и полемического материала.

Кроме того, при написании научной работы используется научный язык, отличающийся от обиходно-бытового и понятный специалистам с достаточно высокой квалификацией. Нормы научного языка строго регламентируют характер изложения научной информации, что требует отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В научном сочинении принято выражать мнение во множественном числе «мы», что подчеркивает отражение согласованного мнения студента и научного руководителя, а также – принадлежность к определенной научной концепции, школе.

 

1.3. Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов.

Научно-исследовательская деятельность студентов в основном заключается в доказательстве обоснованных научных идей на новом материале: в новой ситуации, в новой организации (например, во время практики на предприятии). Учебно-исследовательская деятельность студентов чаще всего связана с проверкой научных фактов не в реальной, а в учебной ситуации (например, ситуация для анализа возможности применения какого-то инструмента управления взята из научного или общественного журнала).

Основными видами исследовательской работы студентов являются научные тезисы, научная статья, реферат, курсовая работа, курсовой проект, дипломная работа.

Все перечисленные виды работ могут относиться как к научно-исследовательской деятельности студентов, так и к учебно-исследовательской, в зависимости от того, известные или новые решения предлагаются в качестве результата.

 

1.4. Общая схема научного исследования.

В общем виде процесс научного исследования можно представить в виде логической схемы:

  1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
  2. Постановка проблемы, цели и задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Формулировка гипотезы исследования.
  5. Выбор методов (методики) проведения исследования.
  6. Описание процесса исследования и его проведение.
  7. Обсуждение результатов исследования.
  8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Формулировки темы, проблемы, цели и задач, объекта, предмета, гипотезы исследования составляют научный аппарат исследования. Научный аппарат выступает логической основой, «рамками» исследования, не позволяющие исследователю отклоняться в своих рассуждениях от общей логической линии исследования, что обеспечивает автору доказательную основу при формулировании выводов.

 

Вопросы семинара 1

1. Ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение примерами из практической деятельности:

  1. Как влияет на деятельность менеджера его научная подготовка?
  2. Что представляет собой научное исследование студента?
  3. В чем состоит основная задача студента при подготовке научного исследования?
  4. Каковы особенности содержания научной работы?
  5. В чем специфика научного языка, который используется при написании научной работы?

2. Сравните трактовки приведенных ниже пар понятий и проиллюстрируйте свой ответ примерами (на основе изученной литературы, собственного опыта):

- «наука» и «научное творчество»;

- «научное знание» и «научное познание»;

- «научная работа» и «научное исследование»;

- «научно-исследовательская работа студентов» и «учебно-исследовательская работа студентов».

3. Раскройте особенности следующих видов научной работы:

· научные тезисы;

· научная статья;

· реферат;

· курсовая работа;

· курсовой проект;

· дипломная работа

Приведите примеры тем каждого вида работ.

4. Приведите общую схему научного исследования. Как можно обосновать именно такой порядок подготовки и проведения научного исследования?

5. Перечислите элементы, составляющие научный аппарат исследования. Чем является научный аппарат для исследователя? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

 

Конспект лекции

2.1. Идея и замысел исследования.

Прежде, чем выбрать тему научного сочинения, студенту необходимо продумать основную идею исследования и осмыслить общий замысел. Для понимания общей идеи студенту следует проанализировать существующие (или предлагаемые соответствующей кафедрой) направления научных изысканий и практической деятельности.

При этом анализировать следует с позиции собственного интереса (сегодняшнего и будущего), знания (пусть и небольшого) и опыта (пусть и незначительного). Выбранная идея может повторять анализируемые направления науки и практики, а может быть их некоторой конкретизацией. В любом случае студенту необходимо не только оформить идею, но и подготовить объяснение ее выбора (то есть общий замысел), то есть сформулировать для себя, почему его интересует выбранная идея, и что он хотел бы для себя открыть (уточнить, расширить, углубить) при работе над ней.

При выборе идеи и оформлении замысла студенту могут помочь:

· ознакомление с уже выполненными работами по выбранному направлению;

· знакомство с темами научных докладов и статей, выполненных за предыдущие годы.

Выбрав идею исследования и поняв собственный общий замысел, студент выбирает научного руководителя, который работает в рамках данного направления. Подготовленное объяснение замысла студент представляет научному руководителю, поскольку именно с научным руководителем и выбирается окончательно тема исследования.

 

2.2. Формулировка темы исследования.

На выбор темы исследования (окончательная формулировка темы может утверждаться после написания всей или большей части работы) оказывает влияние не только интересы и опыт студента, но и научные интересы, и практический опыт научного руководителя.

Правильно выбрать тему исследования – наполовину обеспечить ее успешное выполнение. Тема исследования – это то главное, о чем в ней говорится, это предмет, который детально рассматривается, это материал, который отбирается и структурируется соответствующим образом. Кроме того, интересующая обе стороны тема – это залог заинтересованного и активного вклада в работу и исследователя, и научного руководителя.

Со стороны студента выбор темы зависит, прежде всего, от установки на конечный результат ее написания. Практические соображения (не перетруждаться, попроще защититься) приводят студента к выбору случайной темы исследования. Студенты, которые хотят реализовать свои идеи, удовлетворить свои амбиции и интересы, выбирают тему, позволяющую им серьезно продвинуться в своем профессиональном развитии. Для таких студентов большую роль в выборе темы играют общая информированность в данном вопросе, предыдущие работы и выступления на конференциях (если они есть), а также личные качества (уверенность, смелость и т.п.).

Со стороны научного руководителя серьезное значение при выборе темы имеют его научные интересы, опыт руководства научными работами студентов, желание (или нежелание) руководить работой, тема которой может выходить за рамки области его научных интересов.

2.3. Рабочий план исследования.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Совместно с научным руководителем студентов составляется план-конспект научного исследования и план работы над исследованием.

План-конспект представляет собой поэтапное реферативное изложение вопросов, раскрывающих решение поставленных задач исследования. В дальнейшем подробное рассмотрение каждого вопроса и становится основным текстом работы.

План работы представляет собой поэтапное изложение порядка работы над исследованием с указанием сроков выполнения:

· написание введения,

· подготовка библиографии,

· написание теоретической части,

· подготовка программы экспериментальной работы,

· проведение эксперимента,

· анализ результатов эксперимента и

· оформление выводов.

Рабочий план уточняется, корректируется научным руководителем, который и оценивает его выполнение.

 

2.4. Поиск и отбор материала.

После согласования темы и рабочего плана студенту необходимо подобрать библиографические источники, которые обеспечат его теоретическим материалом для написания работы. Научный руководитель может посоветовать целесообразные с его точки зрения источники информации. Однако, студенту следует самому осуществить поиск и отбор материала, поскольку его задача – глубокое и разностороннее изучение темы.

Подбор литературы нужно начинать с общих работ (монографий, учебных пособий, сборников), которые позволят получить широкое представление об основных вопросах по избранной теме. Затем включить в библиографический список теоретические статьи, научно-практические статьи, тезисы докладов на конференциях.

Составив список источников, исследователю можно приступать к подготовке материала введения в тему.

 

2.5. Обоснование актуальности темы.

Представленная автором актуальность позволяет развернуто представить тему, а, с другой стороны, доказать наличие проблемной ситуации в практике и теории. Иными словами, представленная актуальность темы должна указать на несоответствие состояния реальной практики возможному идеальному ее состоянию. Иными словами, студенту при обосновании актуальности темы необходимо показать границу между знанием и незнанием в предмете исследования (в сути темы).

Обоснование актуальности темы исследования лучше начинать с описания состояния экономики России, региона и/или отрасли. Такое описание практики поможет понять существующие источники проблемы исследования. Описание практики управления организациями в конкретной отрасли экономики, представленное далее, обеспечит основу для понимания сложностей и противоречий, которые являются причинами проблемы, предлагаемой к разрешению.

Для обоснования темы исследования в теоретическом аспекте составляется краткий обзор научной литературы по теме, который должен подвести к выводу о том, что данная тема еще не раскрыта или раскрыта лишь частично и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод не следует, то работа лишается смысла, тема раскрыта другим исследователем.

Подготовленное на основе первичного анализа литературы описание несоответствия научных исследований сложностям и противоречиям управленческой практики подведет к формулировки проблемы данного исследования. При этом указания на авторов работ, по которым подготовлен первичный анализ литературы, и результатам их исследований поможет более точно понять и сформулировать проблему научного сочинения.

2.6. Формулировка проблемы исследования.

Суть проблемной ситуации представляется в формулировки проблемы исследования. Сформулировать научную проблему для автора – это значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Проблема исследования формулируется как указание на противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Из формулировки проблемы должно быть понятно,

· что не так,

· почему не так и

· что будет, если сделать как надо.

Сформулированная корректно проблема конкретизируется в цель исследования.

 

2.7. Требования к формулировке проблемы.

Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии (неадекватности) одной части реальности – другой.

Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать некоторым требованиям:

  1. максимально конкретно в формулировке проблемы должно быть указано на то, что в практической деятельности не соответствует (не делается в соответствии) модельной, идеальной ситуации, описанной в теории;
  2. максимально конкретно в формулировке должно быть указано на то, что и как должно быть в идеальной ситуации, описанной в теории;
  3. в формулировке проблемы должно быть указание на то, почему практическая деятельность не соответствует требованиям теории.

2.8. Ошибки при формулировке проблем.

Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:

подмена проблемы вопросом,

Например, как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни.

подмена проблемы задачей,

Например, обеспечить освоение всеми старшеклассниками коммуникативной компетентности на III уровне.

подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),

Например, большая нагрузка учителя не дает возможности обеспечивать индивидуальные задания при изучении новой темы.

подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы.

Например, существует проблема в обучении восприятию иноязычной речи на слух.

подмена постановки проблемы оценкой ситуации:

Например, низкий уровень владения пользовательскими навыками среди учащихся 9-х классов.

 

Практическое занятие 1

1. Объясните:

- что представляют собой «идея исследования» и «замысел исследования»;

- как осуществляется выбор идеи и замысла исследования?

Приведите пример направления практической деятельности менеджера или направление научных исследований в области менеджмента. Сформулируйте на основе приведенного направления идею и замысел исследования.

2. Перечислите основные факторы, влияющие на выбор темы научного исследования. Приведете пример идеи исследования и сформулируйте тему исследования. Обоснуйте на этом примере влияние различных факторов на выбор темы исследования.

3. Объясните разницу между планом-проспектом исследования и планом работы над исследованием. Приведите пример замысла научного исследования и на его основе изложите план-проспект и план работы над его реализацией.

4. Раскройте особенности поиска и отбора теоретического материала для написания работы. Приведите пример темы исследования и целесообразные для ее раскрытия источники теоретической информации.

5. Объясните, что необходимо представлять в качестве обоснования актуальности темы исследования. Приведите пример темы исследования и кратко обоснуйте ее актуальность на основе анализа практики управления организациями и теории менеджмента.

6. Изложите требования, предъявляемые к формулировке проблемы исследования. Приведите пример темы исследования, краткого обоснования актуальности темы и сформулируйте проблему исследования. Обоснуйте соответствие ее формулировке теме и требованиям к формулировке проблемы.

7. Приведите примеры основных ошибок при формулировке проблем исследования:

· подмена вопросом,

· подмена задачей,

· подмена трудностью,

· подмена указанием на область существования проблемы,

· подмена оценкой ситуации.

Переформулируйте проблемы без ошибок.

8. Раскройте роль научного руководителя в оформлении идеи, замысла, темы и рабочего плана исследования. Приведите пример взаимодействия студента и научного руководителя по данному вопросу.

 

Конспект лекции

3.1. Определение цели исследования в области экономики и менеджмента.

После подготовленного обоснования актуальности темы исследования как части проблемы, которая не получила своей разработке и освещения в специальной литературе, а также после постановки проблемы исследования логично перейти к формулировке цели исследования.

Цель исследования может быть сформулирована широко – такие работы бывают поверхностными и мало самостоятельными, их практические результаты не всегда полно подтверждают выводы по теории вопроса.

Цель исследования может быть поставлена узко – такие работы бывают глубокими, детальными, сложности возникают на начальном этапе исследования, поскольку материала может оказаться недостаточно.

Цель исследования представляет собой прогноз того результата, который позволит решить проблему, то есть является своеобразной конкретизацией проблемы. Цель исследования может быть связана с апробацией, проверкой, разработкой каких-то положений. Тем самым предполагается получение в качестве результатов разных продуктов исследования.

1 вариант.

Разработан конкретный управленческий механизм в конкретной организации, внедрен в этой организации и руководителем организации представлена оценка эффективности разработки (например, программа обучения сотрудников конкретной организации овладению новыми технологиями работы);

2 вариант.

Разработан управленческий механизм для группы организаций, отсутствует его внедрение в виду невозможности, представлены рекомендации менеджерам с несколькими их отзывами (например, разработана компенсационная схема для работников туристических агентств с учетом специфики этих организаций);

3 вариант.

Разработана теоретическая модель определенного (нового!) управленческого механизма без внедрения в практику управления организациями, но позволяющего решить определенные проблемы менеджеров (например, теоретическое обоснование схемы размещения определенных групп товаров в магазинах).

 

3.2. Логика исследования.

На основании цели исследователь продумывает логику своего исследования, то есть определяет каким образом он реализует цель. Для этого определяются этапы исследования, которые состоят из выделения вопросов, позволяющих последовательно:

  1. проанализировать необходимый материал,
  2. синтезировать его в виде новых теоретических выводов,
  3. обосновать возможность применения в практике управления,
  4. проверить обоснованность выводов в практической деятельности менеджера,
  5. доказать результативность исследования и экономическую эффективность полученных результатов.

 

3.3. Задачи исследования.

Определившись с логиков исследования, исследователь формулирует задачи исследования:

· провести анализ…,

· описать…,

· установить…,

· выявить…,

· вывести формулу…,

· экспериментально проверить….

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения составляет содержание научной работы.

Формулировки задач необходимо делать как можно более конкретно, поскольку их следует переформулировать в названия глав и параграфов научной работы.

Кроме того, из формулировок задач должно быть понятно, какой результат предполагается получить по итогам их решения как часть достигаемой цели исследования.

 

3.4. Научные характеристики исследовательской работы.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и выбранные для изучения.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Как более общее объект исследования изучается, анализируется в начале научной работы, в первой ее части. Формулировка объекта исследования в некоторой части повторяется в формулировках темы и проблемы.

Объектом исследования в области менеджмента выступает процесс управления организацией, различные аспекты управления организацией, а также отдельные явления (факторы, свойства, характеристики) в процессе управления организациями.

Предмет исследования - часть объекта исследования, выделенная для специального изучения.

Предмет исследования в границах объекта. Именно на предмет направлено основное внимание исследователя. Как более частное предмет исследования изучается, анализируется во второй части научной работы. Формулировка предмета исследования в некоторой части также повторяется в формулировках темы и проблемы.

Предметом исследования в области менеджмента выступают различные аспекты управления организацией, а также отдельные явления (факторы, свойства, характеристики) в процессе управления организациями. Предмет – это тот аспект управленческой деятельности, с которым связаны предлагаемые изменения в управлении, поэтому с ним тесно связана цель исследования и полученные результаты.

Гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения, доказательства каких-либо явлений.

Гипотеза – это то, что надо доказать. В формулировке гипотезы исследования указывается, что будет с объектом, если произвести предлагаемые автором изменения в предмете. Тем самым, гипотеза описывает более подробно предполагаемые результаты исследования. Гипотеза исследования не обязательна для исследований студентов.

Программа экспериментальной работы - комплекс задач, этапов, порядка, способов проведения работ, который направлен на получение результатов, предполагающих подтверждение выдвинутой идеи.

Программа экспериментальной работы позволяет исследователю определиться с методиками, методами, формами работы по формулировке и проверке теоретических выводов. Такая программа необходима исследователю для концентрации своих усилий на существенном, для определения необходимой, значимой информации, для целенаправленного проведения исследования.

Результаты исследования - выводы, которые содержат новое и существенное, обоснованное и доказанное исследователем в процессе научной работы.

Научная новизна результатов исследования - подтвержденное результатами исследования доказательство открытия новых фактов, явлений.

Практическая значимость результатов исследования - подтвержденная исследованием возможность использования его результатов в практической деятельности.

Научное определение (дефиниция) - уточнение содержания используемых понятий, один из самых надежных способов устранения недоразумений в исследовании.

Научное понятие - научно оформленная мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними.

Практическое занятие 2

1. Объясните, что такое цель исследования. Объясните, что значит:

- широко поставленная цель исследования;

- узко поставленная цель исследования.

Приведите примеры широко и узко поставленных целей исследований.

2. Объясните, что является результатом исследования. Расскажите, какие варианты результатов (продуктов) исследования могут быть получены студентом. Приведите примеры формулировок целей исследования, связанные с получением разных продуктов.

3. Проанализируйте цель исследования: «Апробировать методику оценки эффективности материального стимулирования N в организации социальной сферы (на примере ВУЗа)».

Определите конкретные этапы данного исследования:

1. проанализировать …,

2. выделить…,

3. обосновать …,

4. проверить …,

5. доказать ….

4. Проанализируйте цель исследования: «Обосновать особенности разработки стратегии на предприятиях малого бизнеса».

Сформулируйте конкретные задачи данного исследования:

· провести анализ…,

· описать…,

· установить…,

· выявить…,

· определить…,

· вывести формулу…,

· экспериментально проверить….

5. Объясните требования к формулировке задач исследования: тщательность, конкретность, результативность. Приведите примеры постановки задач в соответствии с требованиями.

6. Дайте определение объекту и предмету исследования. Объясните особенности объекта и предмета исследования и их взаимосвязь. Определите объект и предмет исследования по теме «Специфика материального стимулирования в учреждениях бюджетной сферы».

7. Проанализируйте проблему исследования «Недостаточная разработанность в теории механизмов эффективного контроля работа продавцов-консультантов в супермаркетах не позволяет поддерживать высокое качество обслуживания покупателей». Сформулируйте гипотезу данного исследования.

8. Дайте определение следующим понятиям:

· программа экспериментальной работы;

· научная новизна результатов исследования;

· научное определение (дефиниция);

· научное понятие.

Объясните сущность и значение каждого из явлений.

 

Конспект лекции

Успешность выполнения научной работы зависит не только от определения научного аппарата и логики исследования, но и в не меньшей степени от выбора методологии исследования и методов исследования.

 

4.1. Методология. Подход. Методика.

Методология научного познания - совокупность принципов, форм и способов исследовательской деятельности, выступающая основой для конкретных исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.166 с.)