Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).



Основные звенья ЕТС (8 видов трансп., трансп. узлы, тр. центры и магистрали)

1. Ж/д. транспорт перевозка массовых грузов и пассажиров на дальние и средние расстояния

2. Автомобильный транспорт – массовые, разовые и мелкосерийные перевозки грузов и пассажиров на короткие расстояния.

3. Морской транспорт – 1)каботажные перевозки – между отечественными портами перевозка грузов: малый (в одном море), большой (в разных морях); 2) внешнеэкономические торговые связи.

4. Речной (внутреводный) транспорт (сезонный д/России) – перевоз объемных грузов, не требующих скорой доставки.

5. Воздушный транспорт – перевозка пассажиров, ценных грузов, почты.

6. Трубопроводный - перевозка нефти, газа

Электронный транспорт

Гужевой транспорт (лошади)

Они отличаются по себестоимости: возд. → автомоб.→ ж/д. и речн. → морск. → трубопров.

ЕТС предполагает такое объединение транспорта, которое объединяет все виды транспорта.

Все виды транспорта страны объединяет ЕТС - экономическая и техническая, сбалансированная совокупность всех видов транспорта, призванная оптимально при минимальных издержках обслуживать экономику. Создание ЕТС необходимо для:

~ устранения транспортных тупиков,

~ изменения грузопотоков с одного вида транспорта на другой,

~ изменения грузооборота в зависимости от сезонности.

Звенья ЕТС: транспортные узлы и пункты, где пересекаются несколько видов транспорта (бывают ж/д-водн; ж/д-авто;)

Транспортный баланс: у страны, у федерального округа, у субъекта федерации:

а) активный – больше вывозится, чем ввозится

б) пассивный – больше завозят, чем вывозят

Грузонапряженность – размеры грузовых потоков, которые проходят ч/з определенный период времени в каждом направлении или густота движения поездов на средний вес.

Грузооборот – совокупность всех грузовых перевозок, которые измеряются общим весом транспортируемых грузов в тоннах и перевозочных работах в км.

Обеспеченность транспортными путями плохая (1место-ЦФО, 2место-ПФО, 3место-ЮФО).

По перевозке грузов:

1 место - ж/д

2 место - трубопроводы

3 место - автомобили

4 место - внутренневодный

5 место - морской

6 место – воздушный

По перевозке пассажиров:

1 место – автомобильный

2 место – трамваи

3 место – метро

4 – троллейбусы

5 – ж/д

6 – воздушный

7 – речной

8 – морской

По грузообороту (тонн/км):

1 – трубопроводный

2 – железнодорожный

3 – внутренневодный

4 – морской

5 – автомобильный

По пассажирообороту:

1 – ж/д

2 - воздушный

КТС - коэффициент транспортной слагающей – это суммарные транспортные издержки (износ оборудования, подвижного состава, дороги, з/п) деленные на стоимость товара у потребителя. КТС колеблется от 12-13% в промышленности, а по другим отраслям КТС составляет 30-35%

Обеспеченность дороги чрезвычайно слабое: в Западной Сибири в 10 раз ниже, чем в Центральном районе дороги. В России 1 млн. км дороги.

По обеспеченности в целом среди стран мира: по скорости движения в 2-3 раза ниже; по качеству в 3-5 раз хуже

Транспортный коридор – объединение всех видов транспорта в транспортную сеть с целью скорейшей доставки груза.

В 1994 г. Критское соглашение гос-в Зап. Европы о строительстве 9 Критских коридоров, в т.ч. 1, 2, 9 проходят через Прибалтику, С.-Петербург и Москву.

В 2002 г. РФ разработала и приняла схему транспортных коридоров на территории РФ:

3 широтных:

ü Арктически (сев. морской путь) трансп. коридор

ü Северный (от Баренцева моря до порта Ванино – и по сушу, и по морю)

ü Транссиб

4 мередиональных:

ü Север-Юг (канал Волго-Балтийский, Беломорский)

ü Уральский (р.Кама, притоки Оби)

ü Енисей

ü Дальневосточный (вдоль Тихоокеанских морей)

 

34. Развитие и размещение железнодорожного транспорта России. Основные магистрали и грузопотоки. Удельный вес в грузообороте (сравнить со странами мира) Анализ транспортного баланса районов по ввозу и вывозу. Привести конкретные примеры.

Ж/д. транспорт – главный вид транспорта для России.

По эксплуатационной длине ж/д – 2 место в мире (после США), на РФ приходится около 8 %.

По грузообороту ж/д РФ – 1 место в мире – около 60%

По протяженности электрофицированных ж/д – 46%

По программе «Развитие транспортной системй» (с 2010 до 2040) ж/д необходимо увеличить на 20 тыс. км (или 25%) протяженность:

ü в Кызыл (Тыва)

ü в Ненецком авт. округе

ü на Алтае

ü в Магаданской обл.

Будут строить скоростные ж/д:

ü Москва – С.-Петербург (230 км/ч)

ü Москва – Нижний Новгород

Основные грузы, α перевозят по ж/д:

17% - уголь (из Восточных р-нов на Запад)

13% (2 место) – нефть

около 13% - минеральное сырье

Основные ж/д магистрали:

от Москвы – 12 направлений.

Наиболее загруженные: в страны ЕС, Беларуссию, Украину, Южное направление.

Восток страны транспортной системы не имеет.

Основная магистраль – Транссиб (от Москвы до Владивостока). Строили с 1898 г. Трасса: Челябинск – Курган – территория Казахстана – Омск – Новосибирск – Тайга – Анжеро-Судженск – Мариинск – Красноярск – Иркутск – Улан-Уде (с юга Байкала) –Чита – Благовещенск – Хабаровск – Владивосток.

// с Транссибом 2 ж/д (идут от Челябинской обл.) – 1) Среднесибирская (1975): Троицк – Казахстан – Барнаул;

2) Южносибирская (чуть раньше): Магнитогорск – Новокузнецк – Абакан – связь с Транссибом.

Задача: разгрузить Транссиб.

За последние годы большое кол-во ж/д в Сибири:

- от Уренгоя до р.Оби (в устье порт Лобымнанги). Здесь замкнем дорогу на Севере (Европейская часть + Сибирь на севере)

- Байкало-Амурская магистраль: г.Усть-Кут(Иркутская обл.) – север Байкала – Бурятия на севере – Забайкальский край на севере –Амурская обл. (станция Тында) – Хабаровский край (до Комсомольска-на-Амуре) – порт Ванино. БАМ получила выход в Татарский пролив.

ü от Тынды (на юг) идет до Транссиба

ü от Тынды (на север) строительство продолжено

- АЯМ (Амуро-Якутская): станц. Сковородина – Тында – Нерюнгри – Алдан – Томмот – до середины Якутска.

3 варианта продолжения успешного строительства:

ü в сторону Магадана (Якутск – Магадан)

ü В сторону Чукотского п-ова

ü Предполагается строительство паромной переправы через Беренгов пролив (или туннель)

Сущ. соглашение о строительстве Транссиба в Северную Корею через Манчжурию в Китай.

Договор о строительстве до Монголии (Путин)

Проблемы ж/д транспорта: реконструкция путей; комфортабельность вагонов; точность работы

 

35. Понятие территориально-производственный комплекс (ТПК). Экономические преимущества создания ТПК. Классификация ТПК. География формирующихся ТПК. Отличия ТПК и кластеров.

ТПК (территориально производственный комплекс) – совокупность предприятий на какой-либо территории, которые связаны между собой технологически и экономически.

Кузбасский ТПК: уголь, металлургия, химия

Выгода составляет 20%, т.к. не тратим деньги на производственные ифраструктуры, технологическую связь.

ТПК классифицируются:

3. традиционные ТПК, α образуются исторически (Кемеровская Область)

4. программно-целевые, α расчитываются (Братско-Усть-Илимский ТПК в Иркутской области):

3) экстенсивного хар-ра (например, только добывающие)

4) интенсивного хар-ра (добывающие + переработка)

ТПК создаются либо у богатейших источников сырья, либо у дешевых источников электроэнергии.

Места для строительств ТПК:

3) крупные скопления ПР (Пример: Курская, Белгородская обл. – магнитные руды)

4) крупные источники э/энергии (каскады ГЭС, или большие, мощные ГЭС, пр: Саянский ТПК- Хакасия)

Таким образом в настоящее время идет формирование нескольких мощных ТПК:

Северо-западный ф.о.:

- Тимано-Печорский ТПК (респ. Коми, Ненецкий авт. Округ): нефть, газ, уголь, лес. Развитие экстенсивное.

Центральный ф.о.:

- ТПК КМА (Курская, Липецкая, Воронежская, Белгородская обл.), отрасли специализации: ЧМ

Приволжский ф.о. (территория респ. Татарстан)

- Нижнекамский ТПК (в основном Респ. Татарстан): нефть,, э/энергия → МС и т.д.

Сибирский ф.о:

- Кузбасский ТПК

- Саянский ТПК (Хакасия)

- Братско-Усть-Илимский (Иркутская обл.)

- КАТЭК –Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (юг Красноярского края + Тяжинский район КО)

Дальневосточный ф.о.:

- Южно-Якутски ТПК (г. Нерюнгри)

 

Кластер – новая форма организации произ-ва, включает в себя сеть независимых произ-ных и сервисных фирм, включающих поставку сырья, создателе ноухау (университеты, НИИ), рыночные институты (биржи, консалтинговые фирмы, брокерские фирмы).

Главное в структуре кластера – распространение инноваций на всю цепочку создания продукции.

В КО преступают к созданию угольно-энергетического кластера в Беловском районе, поселок Менчереп (2 шахты, угольный разрез, обогатительная фабрика, тепловая станция).

Различия: ТПК - группа отраслей,α оптимально сочетаются в пределах административно-территориальной единицы; кластер – группа отраслей, α являются наиболее конкурентоспособными и взаимосвязанными отраслями хозяйства страны или региона. ТПК появились в результате проведения учеными теоретических исследований в условиях плановой экономики. Кластеры – в результате пространственного проявления действий рыночных вил. Кластеры обычно образуются в староосвоенных р-нах, ТПК применялись д/районов нового освоения.

 

Экономико-географическая характеристика развития и размещения производительных сил Северо-Западного Ф.О. Причины различий в уровне развития и специализации Северо-Западного и Северного экономических районов.

Северо-Западный Ф.О. 4 место (9,8%) по территории, по численности населения – 5 место (9,9%). Экономика округа развивается в сложных природных условиях, поэтому и низкий уровень жизни. ВРП – 5 место (10%). объем промышленного произ-ва – 5 место (около 12%); с/х произ-во – 6 место (6%). Активный транспортный баланс.

Коэффициент естественного прироста = 6 место, ожидаемая продолжительность жизни = 71год, плотность заселения тоже низка = 8чел/км² Высокий процент урбанизации = 81%. Преобладают средние и малые города, но есть город федерального значения - Санкт - Петербург. Северо-Западный район индустриальный.

Главные отрасли специализации: машиностроение, химич. промышленность, ЧМ, ЦМ, лесной комплекс, топливная промышленность.

Древние русские земли, первая рос-кая гос-ность – Новгородская республика, развитие древней Русской культуры и мореходства. В 13 в. уже активные связи через моря с др. странами.

1242 г. – великая битва Александра Великого на Чутском озере → становление гос-ва. Экономич. развитие: выход к Балтики и др. морям.

В 1703 г. – «Окно в Европу», стали строить С.-Петербург → развитие под эгидой столичного региона. Был таковым 200 лет до 1917 г.

Это отразилось на территориальной структуре региона, она не однородна → несколько разных по уровню развития территорий:

1) С.-Петербург и его окружение (Новгородская, Псковская, Ленинградская обл.) → формирование машиностроения – главн. отрасль. Череповецкий метал. комбинат. Разностороннее МС, крупнейший центр. С.-Петребург – старейший, исторический, культурный центр.

2) Центральная часть ФО: Архангельская обл., Вологодская обл., Респ. Коми – внутренние районы: лен, животноводство. Живут плохо, мало транспортных связей.

3) Баренц Регион: Карелия, север Архангельской обл., север Коми: добыча нефти, газа.

Р-н имеет огромные капиталовложения из вне. Быстро развивается. Р-н лесоэкспортный (Карелия, Коми, Ленингр. обл., Калининградская обл.). Формирование Тимано-Печерского ТПК.

Портовое хоз-во по объемам перевозок уступает только Дальневосточному ФО.

Химич. промышленность и ЦМ. Факторы размещения: наличие сырья (Кольский п-ов, + бокситы).

Специализируется: лен, молочное животноводство, оленеводство.

Проблема: малые народности севера. Задача: сохранить их, создать условия д/развития культуры.

По лову рыбы занимает 2 место.

Лесное хоз-во (30%)

География ЧМ:

ü Мурманская обл.: Оленегорский, Ковдорский ГОКи.

ü Респ. Карелия: «Северсталь»

(месторожд. железной руды: в карелии, Костомукша)

География ЦМ

География Ал:

ü Мурманская обл. (нефилины)

ü Ленинградская обл., Архангельская обл. (Североонежское местор.), Респ. Коми (Тиманский кряж) (бокситы)

Произ-во глинозема:

ü Бакситогорск

ü Волхов

ü Пиколево

Произ-во Ал:

ü Респ. Карелия, г.Надвойцы

ü на р. Волхов (Новгородская и Ленинградская обл.)

ü Кандалакша

География МС

Тяжелое:

ü Электроэнергетическое:

- С.-Петербург: Колкино, Ижорский завод (оборудов. д/атомных электростанций, гидротурбины)

ü Произ-во электровозов, тепловозов, вагонов: С.-Петербург

Среднее:

ü Тракторостроение:

- С.-Петербург: Кировский завод («Кировец»), Путиловский завод

- Респ. Карелия, г. Петрозаводск

ü Автомобилестроение (только сборка):

- Калининградская обл., Калининград

Топливная промышленность:

Нефть:

ü Республика Коми: Ухта, Усинское, Возейское, Пашнинское месторождения

ü Ненецкий авт.округ: Ардалинское, Харьягинское

…в Баренцевом море: Прилазломное, Новогуляевское

…о.Калгуев: Песчано-Каменские

Газ:

ü Республика Коми: Вуктыл, Войвож, Ухта, Уса(старые); Василковое(новое)

ü в Баренцевом море: Новогуляевское, Прилазломное, Истокмановское, Песчано-Озерские

Уголь:

ü Республика Коми: Варкута, Инта, Варгашор(шахта) - Варкутинский бассейн

Экономико-географическая характеристика развития и размещения производительных сил Центрального Ф.О. Объяснить причины высокого уровня ВРП, диверсификации и концентрации произ-ва. Территориальные различия.

Центральный Ф.О.: 17 областей и город федерального значения - Москва.

6 место (3,8%) по территории, по численности населения – 1 место (26%). ВРП – 1 место (32%). Объем промышленного произ-ва – 1 место (23,9%); с/х произ-во – 2 место (21,8%). Пассивный транспортный баланс.

Высокий коэф. миграционный. Район высокоурбанизированный=83% - 1место. В нем расположены крупные агломерации, характерен наиболее высокий уровень жизни населения по стране. Ожидаемая продолжительность жизни=72года. По уровню экономического развития Центральный Ф.О. - лидер, причина лидерства в истории. Москва издревле собиратель русских городов. Отрасли специализации: машиностроение, химич. промышленность, ЧМ, электроэнергетика, текстильная, высокий уровень развития АПК.

Черты:

1)Лидер по ВВП промышленного произ-ва. ВВП создается и за счет развития третичного сектора экономики (сектор услуг)

2)Специализируется на конечной продукции

3)Отличается высокой диверсифекацией промышленного произ-ва.

По территориальной структуре:

1)Собственно центрально-промышленные районы в междуречье Волги и Оки(Волгоокский р-н_ - столичный р-н.

Текстильная – самая древняя промышленность (лен, получение хлопка) → развитие химии д/обработки ткани → стало развиваться МС.

Р-н машино-химико-текстильный. Неметаллоемкость → среднее и общее машиностроение.

70 % ткани закреплено за р-ном.

Хорошо развито произ-во минеральных удобрений.

2)Северные обл.: Тверская, Смоленская, Брянская, Ярославская, Кастромская. Слабо развиты.

Специализируются: лесное хоз-во, МС.

Условия д/жизни тяжелые, бездорожье.

3)Центральный черноземный район: Белгородская, Курская, Липецкая, Воронежская, Орловская обл.

Специализация: -освоение КМА, металлургия

-АПК: произ-во сахарной свеклы, зерна, и др. культур.

Сложности фор-ния КМА:

1. Затраты на рекультивацию земель

2. Отсутствие топливных ресурсов

3. Отсутствие воды (ЧМ – водоемкое произ-во)

 

География электроэнергетики

ТЭС:

ü Московская обл.: Шатурская ТЭС

ü Московская + Тверская (граница): Коноково ГРЭС

ü Кастромская обл.: Кастромская ГРЭС

ü Рязанская обл.: Рязанская ГРЭС

ü

АЭС:

ü Тверская обл.: Калининская АЭС

ü Смоленская обл.: Смоленская АЭС

ü Воронежская обл.: Нововоронежская АЭС

ü Курская обл.: Курская АЭС

ГЭС:

ü Ивановская обл.: Ивановская ГЭС

ü Ярославская обл.: Ярославская, Угличинская ГЭС

География МС

Тяжелое:

- Воронежская обл (КМА – наличие сырья)

ü Электроэнергетическое МС:

- Московская об., г.Подольск

- Белгородская обл., г.Белгород

ü Произ-во электровозов, тепловозов, вагонов:

- Московская обл., г. Коломна – тепловозы, старейший центр; г.Мытищи – вагоны д/метро

- Тверская обл., г.Тверь – вагоны грузовые и пассажирские

- Калужская обл., г.Людиново – тепловозы

- Владимирская обл., г.Муром – тепловозы

Общее:

ü Произ-во с/х МС:

- Тверская обл., г.Бежецк – льноуборочные комбайны

- брянская обл. – картофелеуборочные комбайны

Среднее:

ü Тракторостроение:

- Липецкая обл., г.Липецк

- Владимирская обл., г.Владимир

ü Самолетостроение:

- Воронежская обл., г.Воронеж

- Смоленская обл., г.Смоленск

ü Автомобилестроение:

- Московская обл., поселок Ликино – автобусы; г.Москва, п. Ликино, Галицино – только сборка.

География ЧМ (Центральная метал. база):

(Полного цикла):

- Вологодская обл., Череповецкий метал. завод «Северсталь» (на экспорт + д/С.-Петербурга)

- Липецкий метал. комбинат (включает в себя и передельный)

- Тульский метал. комбинат «Тулачермет»

(Передельные):

- Московская обл. «Электросталь»

- Белгородская обл., Старый Оскол

(ГОКи): «Электросталь»; Новотульский; Липецкий; Курская обл (в КМА): Михайловский, Стойленский; Белогородская обл. (в КМА): г.Губкин, Михайловский.

География электроэнергетики

ТЭС:

ü Респ. Татарстан: Заленская ГРЭС

ü Пермский край: Пермская ТЭС

ü Респ. Башкортостан: Кармановская ГРЭС

ü Оренбургская обл.: Ириклинская ТЭС

ГЭС:

ü Самарская обл.: Гигант-Кубошевская ГЭС

ü Респ. Татарстан: Нижнекамская ГЭС

ü Саратовская обл.: г.Балаково

ü Нижегородская обл.: Городетская ГЭС

ü Удмуртская респ.: Вотинская ГЭС

АЭС:

ü Саратовская обл.: г.Балаково

География МС

Тяжелое:

- Оренбургская обл., г. Орск

Среднее:

ü Самолетостроение (крупные центры):

- Респ. Татарстан, Казань

- Саратов

- Самара

- Ульяновская обл., Ульяновск

ü Вертолеты:

- Респ. Татарстан, Казань

ü Автомобилестроение:

- Саратовская обл., г.Энгельс (троллейбусы)

- Респ. Татарстан, Набережные Челны: Камский автомобильн. завод – КАМАЗ

- Нижегородская обл., Нижний Новгород: Горьковский авт. завод – ГАЗ

- Самарская обл., г. Тольятти: Волжский авт. завод – ВАЗ

(только сборка):

- Респ. Удмуртия, Ижевск

- Нижегородская обл., г.Павлово

 

39. Специализация экономики Южного ФО. Выделите основные предпосылки, проблемы и перспективы развития. География ведущих отраслей.

Южный Ф.О.

7 место (3,4%) по территории, по численности населения – 3 место (16%). ВРП – 6 место (8%). Объем промышленного произ-ва – 6 место (6-7%); с/х произ-во – 3 место (21-22%). Пассивный транспортный баланс.

Рождаемость самая высокая по стране=10чел/тыс, также высок коэффициент иммиграции, а коэффициент прироста=6чел/тыс. Преобладает сельское население над городским особенно в горн. районах. Ф.О. является важнейшим аграрно-промышленным районом страны. По уровню развития экономики отстает - 6место, но существую благоприятные факторы:

1. почвенно-климатические - самый южный район, зона влажных субтропиков =>благоприятная жизнь для людей. Район богат природными ресурсами.

2. Район густонаселен, хар-ся высоким естественным приростом =>трудовые ресурсы.

3. Имеет выход к 3м морям

Есть рекреационные условия для создания санаторно-курортных центров.

Отрасли специализации: АПК, МС, рекреационная зона (куруртное хоз-во), портовое хоз-во.

1) Лицо ФО – АПК.

Растениеводство: производит дорогостоящую продукцию, в т.ч. субтропическую продукцию (цитрусовые, чай и т.д.). Высокий уровень развития переработки. Мощнейшие агрофирмы. Потребители: курортная зона.

АПК По объемам производства с/х продукции лидируют - Краснодарский край (по зерну, техн. культурам), Ростовская обл, Ставрополье. По пр-ву сах. свеклы и подсолнечника район занимает соотв. 2 и 1 места. Наличествуют скотоводство, субтропическое земледелие, огромные плантации эфиромасленных культур.

Район занимается разведением крупного скота мясного направления и произ-ом овечей шерсти - 1место. Прекрасно развита переработка с/х продукции: сах. заводы - Ростов-на-Дону, с/х техника - Россельмаш;

2) Рекреационное хоз-во. (Ставрополье, Большое Сочи, Горные районы)

3) Портовое хоз-во (Махачкала, Новороссийск – сам. крупный, Туапсе, Дербент)

Комплексная программа Каспий. Направления - развитие нефти, экология Каспия. Освоение нефте-газовых месторождений: Калмыкия, Астраханская обл.

Проблема ФО: неспокойная обстановка.

4) География МС:

Тяжелое:

ü Электроэнеретическое машиностроение:

- Ростовская обл., г.Таганрог

ü Произ-во электровозов:

- Ростовская обл., г.Новочеркаск

Общее:

ü Произ-во с/х машиностроения:

- Ростовская обл.: г.Таганрог (комбайны); г. Ростов-на-Дону - Россельмаш

Среднее:

ü Тракторостроение:

- Волгоградская обл.: Волгоградский тракторный завод

ü Вертолетостроение:

- Ростовская обл., г.Ростов-на-Дону

 

Уральский Ф.О.

3 место (10%) по территории, по численности населения –6 место (9%). ВРП – 3 место (19%). Объем промышленного произ-ва – 2 место (23%); с/х произ-во – 5 место (7,3%). Активный транспортный баланс.

Высоко урбанизирован = 80%.. Район с явно доминирующим развитием тяжёлой промышленности, представлены:

Отрасли специализации: Нефть, газ, ЧМ, ЦМ, лесная промышленность (север Свердловской области).

Первый комбинат ЧМ был открыт в 1631 г. в Нижнем Тагиле.

Старопромышленные р-ны: Челябинская, Свердловская, Курганская обл. Необходима реконструкция, модернизация.

Новопромышленные р-ны – нефть, газ.

Необходимо развитие транспортной инфраструктуры, дополнительные трудовые ресурсы и новые месторождения, диверсификация продукции.

География нефтяного комплекса:

ü Ханты-Мансийский авт.округ: Среднее приобье, Самойор, Мегион, Лангепас, Федоровское, Сургут, Усть-Балык, Шаимское.

ü Ямало-Ненецкий авт.округ: Надымское, Южно-Русское, Мессояха.

География газового комплекса:

ü Ханты-Мансийский авт.округ: Игримское, Березовское, Похромское, Пунгинское

ü Ямало-Ненецкий авт.округ: Уренгой, Ямбург, Медвежье, Кагалын, Заполярное, Южно-Русское, Надым, Харасавей, Крузинштерновское

… п-ов Ямал: Бованенковское, Тейское, Харасавей, Русановское, Харсоновское, Ленинградское, Тамбей

География произ-ва ЧМ:

ü Свердловская обл.: Нижнетагильский метал. комбинат; передельные: Первоуральск, Серов (+ добыча железн. уды – Качканар, Нижний Тагил)

ü Челябинская обл. (2 комбината), в т.ч. Магнитогорский мет. комбинат

География ЦМ:

Произ-во Ал:

ü Свердловская обл.: Краснотурьинск (северн.часть); Каменскуральск (южн.часть) (+ добыча Ал)

Произ-во цинка, свинца, олова:

ü Свердловская обл., Среднеуральск (+добыча полиметаллических руд)

ü Челябинск – крупный центр по выплавки цинка

 

 

Экономико-географическая характеристика развития, размещения и территориальной организации производительных сил Сибирского Ф.О. Специализация ТПК Восточной Сибири. В чем суть теории «плюсов роста» как инструмента гос-ной региональной политики?

2 место (30%) по территории, по численности населения –4 место (14%). ВРП – 4 место (13%). Объем промышленного произ-ва – 4 место (13%); с/х произ-во – 4 место (14%). Активный транспортный баланс (вывозим уголь, металл, руду, зерно.)

Преобладает городское население - 70%. В районе тяжелая экологическая ситуация. Сибирский Ф.О. самый промышленный, в отраслях промышленности 54% населения 9% - с/х.

Особенности:

1.богатство природными ресурсами (ТЭК-уголь, нефть, газ, запасы гидроэнерго ресурсов)

2. руды Цв (Красноярский край, Чита, Тыва) и Черная металлургии - лидер по черной металлургии (Кемеровская обл.)

3. По запасам древесины (Красноярский край, Иркутская обл.)

4. 1 место в стране по запасам пресных вод.

5. развитие с/х (Омск, Новосиб, Алтайский край)

Недостатки: слабая заселенность и развитость транспортной инфраструктуры.

Типичный район сырьевой экономики. Даём: металл, дерево, руду.

Главные отрасли: ТЭК из него угольная промышленность и электроэнергетика. Лесной комплекс. Диспропорция м/у отраслями лесозаготовки. Деревообрабатывающее пр-во: целлюлоза, бумага.

АПК хорошо развито с/х. Растениеводство зерно - 3место, сах. свекла, подсолнечник - 4место, Алт.край.

Отрасли специализации: ТЭК (уголь, гидроэнергетика; нефть, газ – как перспективные), ЦМ, ЧМ, лесное хоз-во.

География нефтяной промышленности:

ü Красноярский край: Юрубченко-Тахомское

ü Иркутская обл.: Верхнечонское, Талаканское(на границе с Якутией)

География газовой промышленности:

ü Красноярский край: Ванкорское, Юрубченко-Тахомское

ü Иркутская обл.: Ковыктинское

География угольной промышленности:

ü Красноярский край: Канско-Аченский буро-уг.бассейн, Тунгусский уг.бассейн, Таймырский уг.бассейн

ü Иркутская обл.: Иркутский уг. бассей, Тунгусский уг.бассейн(частично), Канско-Аченский буро-уг.бассейн(частично)

ü Кемеровская обл.: Канско-Аченский буро-уг.бассейн, Кузнецкий уг.бассейн

ü Респ. Хакасия: г.Черногорск

ü Респ. Бурятия: Гусиноозерское

ü Забайкальский край: Харанорской

ü Респ. Тыва: Улуг-Хемское

ü Новосибирская обл.: Горловское

География э/энергетики:

ТЭС:

ü Красноярский край: Канско-Аченский топливно-энергетический комплекс; Березовская, Ирша-Бородинская, Назаровская ГРЭСии

ü Кемеровская обл.: ТЭС Кемеровской обл.

ü Респ. Бурятия: Гусино-Озерская ГРЭС

ü Забайкальский край: Харанорская ГРЭС

ГЭС:

ü Красноярский край: Красноярская, Богучанская, Курейская, Хантайская ГЭСии

ü Иркутская обл.: Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭСии

ü Респ. Хакасия: Саяно-Шушинская ГЭС

География ЦМ:

Произ-во Ал:

ü Респ. Хакасия, г.Саяногорск: Саяногорский завод

ü Красноярский край: на базе Красноярской ГЭС – Красноярский завод

ü Новокузнецкий завод

ü Иркутская обл.: г.Шелехов (верховье Ангары) – Иркутский завод, Братский завод на Братской ГЭС

Полиметаллические руды:

ü Красноярский край (Горьевское – только начин. осваиваться)

ü Забайкальский край: Хакчеранга, Мерченск – старые; Жирекен – новое

Произ-во цветных металлов:

ü Олово: Новосибирск (на привозных концентратах)

ü Респ. Хакасия, г.Сорск – вольфрамовый завод

Добыча золота:

ü Красноярский край (1 место по РФ)

ü Иркутская обл. (4 место по РФ)

ü Респ. Бурятия (6 место по РФ)

 

География ЧМ:

Добыча железной руды:

ü в Кемеровской области: Горная Шория, Омбольевское местоождение

ü в Республике Хакасия: Тейское, Абаканское месторождения

ü в Красноярском крае: Ангаро-Питское месторождение

ü в Иркутской области: Ангаро-Илимское месторождение (Железногорск Илимский, Коршуновский ГОК)

ü в Томской и Новосибирской облостях: Бакчарское месторождение

География произ-ва ЧМ:

Передельные:

ü завод имени Кузьмина (Новосибирская обл.)

ü завод в Красноярске (Красноярская обл.)

ГОК:

ü Коршуновский (Иркутская обл)

Трубный завод:

ü Новосибирск

ЧМ в Кемеровской области:

Предприятие Производимая продукция Город, в котром находится предприятие
ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" сталь, прокат, чугун, кокс, агломерат г. Новокузецк
ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат" сталь, прокат, кокс, чугун г. Новокузецк
ОАО "Кузнецкие ферросплавы" ферросилиций г. Новокузецк
ОАО "Гурьевский металлургический завод" сталь, прокат, шары стальные мелющие г. Гурьевск
ОАО "Кокс" кокс г. Кемерово

 

За 2007 год металлурги Кемеровской области произвели 6,7 млн. тонн чугуна, 8,5 млн. тонн стали, 7 млн. тонн готового проката.

 

ТПК:

- Кузбасский ТПК

- Саянский ТПК (Хакасия): Саянская ГЭС, Ал и вагоностроительный заводы, предприятия электротехнической, легкой и пищевой промышленности. Продукция: уголь, Ал, железорудный концентрат, круглый лес, обувь, ткани, шерсть и т.д.

- Братско-Усть-Илимский (Иркутская обл.): Братская и Усть-Ильмская ГЭС и лесоперерабатывающие комбинаты, Братский Ал завод, Коршуновский ГОК

- КАТЭК –Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (юг Красноярского края + Тяжинский район КО): базируется на ресурсах энергетический углей

В основе теории «полюсов роста» Ф. Перру лежит положение о ведущей роли в структуре экономики лидирующих отраслей. Ареалы, где размещаются лидирующие отрасли, становятся центрами притяжения факторов производства.

География угольной отрасли.

Уголь добывают 14 город.округов из 16, кроме Тайги и Юрги.

Бурый уголь КАТЭК добывают: Тяжинский, Тисульский р-ны

Наибольшие запасы углей сосредоточены:

1 место – Новокузнецкий р-н: Ерунаково (новое гигантское месторождение, 90 млрд тонн качественных углей)

2 место – Беловский р-н: Каракан, Менчереп – новые.

3 место – Прокопьевский р-н

4 место – Ленинск-Кузнецкий р-н

5 место – Кемеровский р-н

 

Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Производственная инфраструктура - инфраструктура, обеспечивающая материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д.

Социальная инфраструктура - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.

Инфраструктура – это комплекс инженерно-технических сооружений и объектов, которые обслуживают производство и население на определенной территории.

Инфраструктура бывает:

1) производственная (внутризаводской транспорт, склады)

2) социальная или бытовая (магазин, баня, прачечная).

Инфраструктура не производит продукции, она оказывает услуги. Оценивают ее по качеству оказываемых услуг. Производство и инфрастуктура тесно связаны между собой. Развитой инфраструктурой отличаются постиндустриальные страны.

 

Отраслевая структура экономики России и развитых стран (по Валовому Внутреннему Продукту)

Страна Доля экономики, %
Промышленность Сельское хозяйство строительство Инфраструктура
Россия 29,3 7,1 9,7 53,9
США 21,9 1,7 5,9 70,5
Япония 30,0 2,1 10,3 57,6
Великобритания 23,0 1,6 4,7 70,7
ФРГ 31,1 1,2 5,4 62,3
Франция 22,7 2,3 4,1 70,9

 

12. Территориальный (региональный) народо-хозяйственный комплекс, его структура: административно-хозяйственные и производственно-экономические комплексы. Их различия по функциональной роли.

В е6дином народо-хозяйственном комплексе страны региональное размещение представлено 2 видами региональных комплексов:

1 вид. Административно-хозяйственные комплексы – субъекты федерации (области, края и т.д.), федеральные округа (конституц. образования)

Функция (Управленческая):

- политическая

- экономическая

- социальная

Впервые административное деление: в 1708 г. на 8 губерний Петром I военной направленности→за кажд. губернией был закреплен полк.

В 1775 г. административное деление Екатериной II. Результат: 40 губерний, затем 68. губернии выделялись по кол-ву проживающего населения (около 300-400 тыс. человек).

После революции в деление был положен национальный признак. На период распада СССР сущ. союзные республики (16, потом 15), автономные республики, края, области, автономные области, национальные округа.

1990-1991 гг. – распад СССР → изменилось деление. Сейчас 83 субъекта РФ.

2 вид. Территориально-производственные комплексы (производственно-экономические) – экономические районы, территореально-производственные комплексы, свободные экономические зоны.

Управленческая функция отсутствует.

 

1 вид → территориальная организация экономики.

2 вид → региональная структура экономики.

 

 

13.Экономические районы. Понятия «районообразование», «районирование». Назначение экономического районирования. Таксономия экономических районов. Межрегиональные экономические ассоциации, их назначение.

Экономические районы:

1) Северный экономический район.

Состав: Архангельская область включая Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия, республика Коми.

2) Северо-Западный экономический район.

Состав: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Калининградская область.

3) Центральный экономический район.

Состав: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская области.

4) Центрально-Черноземный экономический район.

Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

5) Волго-Вятский экономический район.

Состав: Нижегородская область, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика.

6) Северо-Кавказский экономический район.

Состав: Краснодарский край, Республика Адыгея, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ингушская Республика.

7) Поволжский экономический район.

Состав: Астраханская, Волгоградская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Калмыкия, Республика Татарстан.

8) Уральский экономический район.

Состав: Курганская, Оренбургская области, Пермский край, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика.

9) Западно-Сибирский экономический район.

Состав: Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, То



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.281 с.)