Механизмы психологической защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы психологической защиты



Н.Д КОНОРОВ, М.М.ДЮРГЕРОВА

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

Рабочая учебная программа и учебно - методическое пособие к курсу

Ч. I

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

по дисциплине «Механизмы психологической защиты»

для студентов дневного отделения факультета клинической психологии

для специальности 030401.65 «Клиническая психология».

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Механизмы психологической защиты" является создание целостного представления о содержании и объеме понятия "психологическая защита" на основе рассмотрения эмпирических данных в контексте классических и современных теорий личности и формирование начального уровня компетентности будущего профессионала в вопросах дифференциации феноменов психики, подпадающими под указанное понятие, и определения возможных направлений работы с ними.

При этом задачами освоениядисциплины являются:

· приобретение студентами знаний в области психологии личности, связанной с понятием "психологическая защита";

· обучение студентов распознаванию проявлений активности защитных механизмов психики на примерах наблюдения за повседневной деятельностью выбранных индивидов;

· обучение студентов умению выделить сущностные признаки классификации феноменов;

· отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;

· отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;

· отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;

· формирование навыков принятия ответственности за качество результатов практической деятельности;

· формирование навыков совместной работы (работы в "команде") и общения с коллективом.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Механизмы психологической защиты" входит в число элективных курсов цикла С2. Естественно-научные и математические дисциплины. Изучается в IV семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских концепций;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.

- Логика

Знания: правила формальной логики и логики предикатов;

Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.

- Общая психология

Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Психология развития и возрастная психология

Знания: принципы и особенности онтогенеза человека по взглядам различных теоретиков;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Социальная психология

Знания: невербальное поведение человека, особенности социальной перцепции;

Умения: наблюдать проявления невербального поведения человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики;

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Механизмы психологической защиты»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.
  2. Психодиагностическая.
  3. Преподавательская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№№пп индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
             
1. ОК-2 понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения + + + Выступление на семинаре, коллоквиум,
2. ОК-3 владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, отчетная работа
3. ОК-4 использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности + + + Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи
4. ОК-7 развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности; + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
5. ОК-8 владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
6. ОК-11 принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях + + + Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе"
7. ПК-1 активная коммуникация и информационно - аналитическая деятельность + + + Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара
8. ПК-3 умение разрабатывать дизайн психологического исследования: + +   Отчетная работа
9. ПК-4 владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов; + + + Отчетная работа
10. ПК-19 владение навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций; + + + Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара
11. ПК-20 владение навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения. + + + Защита отчетных работ на "круглом столе"

 

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

- основные термины и определения, связанные с понятием «психологическая защита»;

- особенности использования понятия «психологическая защита» в классических и современных теориях личности;

- основные эмпирические исследования феноменов, интерпретируемых как «психологическая защита»;

- основные классификации защитных механизмов и их значение для практической деятельности психолога-профессионала.

б) уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;

- проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических подходов к исследованию феноменов психологической защиты;

- выделять в поведении выбранных для наблюдения индивидов структурные элементы, существенные в контексте специфики проявлений психологической защиты;

- излагать в форме письменного отчета основные результаты наблюдения за индивидами, проявляющими в повседневной деятельности защитное поведение, а также выводы как аргументированную интерпретацию полученных результатов;

- учитывать влияние психологической защиты в практике коммуникации;

в) владеть:

- приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;

- научным понятийным языком в контексте исследования феноменов психологической защиты;

- навыками распознавания различных форм проявления психологической защиты при наблюдении за поведением выбранных индивидов;

- практикой оформления отчетных работ согласно требованиям к научным текстам;

- навыками фиксации поведенческих феноменов в протоколе наблюдения за индивидами, проявляющими в повседневной деятельности защитное поведение;

г) иметь представление:

- об истории возникновения понятия «психологическая защита»;

- о различных концепциях соответствия определенных видов защит определенным типам характера;

- об универсальных проблемах адаптации живого организма;

- об основных дискуссионных вопросах по проблемам психологической защиты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
№ IV № __
часов часов
       
Аудиторные занятия (всего), в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ),      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР) - -  
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:      
Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)      
Реферат (Реф)(Монография - М)      
Расчетно-графические работы (РГР) - -  
Подготовка к занятиям(ПЗ)      
Подготовка к текущему контролю (ПТК))      
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)      
     
     
Вид промежуточной аттестации зачет (З) зачет    
экзамен (Э)      
ИТОГО: Общая трудоемкость час.      
ЗЕТ      

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп Компетенции Наименование раздела уч. дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
       
1. ОК-,3,4, 7,8,11; ПК- 1,3,4, 19,20 История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда. Психоанализ З.Фрейда. Теория развития личности: модель психосоциального конфликта. Психологическая защита как одно из необходимых средств частичного «урегулирования» конфликта. Роль защитных механизмов в формировании области бессознательного в топической модели психики (сознания). Природа тревоги. Типы тревоги. Структурная модель психики. Защитные механизмы Я. Торможение и симптом как методы защиты. В.Райх: «мышечный панцирь» как симптом.
2. ОК-,3,4, 7,8,11; ПК- 1,3,4, 19,20 Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии. Классификация защитных механизмов А.Фрейд в зависимости от источника неудовольствия. Механизмы защиты от «внешнего источника». Сравнительный анализ процессов вытеснения и отрицания, торможения и ограничения Я. Процессы замещения объекта влечения и отождествления с объектом влечения как защитные. Взгляды А.Фрейд и М. Кляйн на генез механизмов защиты. К.Хорни: базальный конфликт, межличностные защитные стратегии: «к людям», «от людей», «против людей». Интрапсихические защитные стратегии.
3. ОК-,3,4, 7,11; ПК- 1, Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода. Постулаты концепции личности К.Роджерса. Искажение восприятия, отрицание и отказ в осознавании реального опыта как защита от разрушения сформированной «Я-концепции» и препятствия на пути личностного роста в направлении «полноценно функционирующего человека». Ф.Перлз и гештальт-подход. Холизм. Континуум «человек-среда». Цикл взаимодействия. Понятие контактной границы. Искаженные представления о расположении контактной границы в континууме. Невротические механизмы. Роль защиты с точек зрения А.Адлера, Э.Фромма, А.Маслоу.
4. ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1, Современные концепции защитного поведения Ф.В.Бассин, Ю.С.Савенко. Компенсаторные психологические механизмы как регулятивная структура системы стабилизации личности. Н.Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика, учитывающая уровни зрелости защитных механизмов психики. Р.Лазарус. Концепция совладания со стрессом. Р.М.Грановская. Психологическая защита – система охраны Модели Мира. Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников. Попытка интегративного подхода к проблеме психологической защиты. Законы эволюции Ч.Дарвина. Теория базовых эмоций и универсальные проблемы адаптации живого организма по Р.Плутчику. Типология и генез защитных комплексов. Связь типа защиты с индивидуальными особенностями человека.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп № семестра Наименование раздела учебной дисциплины Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля
Л Сем ПЗ СРС всего
                 
1. IV История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда.     -     Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование
2. IV Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии.           Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
3. IV Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода.           Выступление на семинаре, коллоквиум
4. IV Современные концепции защитного поведения           Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи Защита отчетов на "круглом столе".
    ИТОГО:            

3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп Название тем лекций учебной дисциплины Семестры
IV  
       
1. Понятие о психологической защите как одно из базовых в психоанализе З.Фрейда.    
2. Теория В.Райха.    
3. Разработка теории защитных механизмов А.Фрейд.    
4. Взгляды М.Кляйн и К.Хорни.    
5. Роль защитных процессов в развитии личности с точек зрения К.Роджерса, А.Адлера, Э.Фромма, А.Маслоу.    
6. Невротические механизмы личности гештальт-подходе Ф.Перлза.    
7. Современные концепции защитного поведения. Н.Мак-Вильямс и Р.Лазарус.    
8. Взаимосвязь формы защитного процесса с проявлением базовых эмоций в эволюционном подходе.    
9. Взгляды отечественных психологов на феномен, обозначаемый термином «психологическая защита».    
  Итого    

3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№ Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля Объем по семестрам
IV  
       
1. Топическая и структурная модели психики З.Фрейда. Роль защитных механизмов в формировании области бессознательного и возникновении невротических расстройств. (ТК)    
2. Защитные механизмы Я (вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, замещение, изоляция, формирование реакции, уничтожение ранее сделанного, сублимация). (ТК)    
3. Тревога и ее источники. Отрицание в фантазии, словах и действиях. (ТК)    
4. Идентификация с агрессором, формы альтруизма. (ТК)    
5. Взгляды А.Фрейд и М.Кляйн на генез защитных механизмов. (ТК)    
6. Торможение и ограничение Я. Аскетизм. Интеллектуализация и рационализация. Отрицание и вытеснение. (ТК)    
7. Отрицание и искажение реальности в теории К.Роджерса как причина инконгруэнтности Самости и Опыта. (ТК)    
8. Невротические механизмы искажения границы между организмом и средой в гештальт-подходе Ф.Перлза. (ТК)    
9. Коллоквиум (ТК)    
10. Современные исследования надежности понятия «защита». (ТК)    
11. «Позитивный образ Я» как объект защиты. Модель Мира как объект защиты (ТК)    
12. Совладание как активное изменение себя и среды. (ТК)    
13. Системный подход к проблеме функционирования защитных механизмов. Универсальные проблемы адаптации человека в филогенезе. (ТК)    
14. Круглый стол по защите отчетных работ (ПК)    
  Итого    

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды СРС

№ п/п № семестра Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов
         
1. IV История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда. Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) (4+4)
2. Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии. Изучение монографии и подготовка дискуссии  
3. Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода. Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР) (2+2+2)
4. Современные концепции защитного поведения Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР) Подготовка к промежуточному контролю (ППК) (4+2+4+2)
ИТОГО часов в семестре:  

Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Рефераты

  1. Модель психики по З.Фрейду.
  2. Влечения, их характеристики. Трансформация влечений.

3. Роль защитных механизмов в формировании области бессознательного и возникновении невротических расстройств.

4. Механизмы формирования сновидения. Смещение и сгущение.

5. Защитные механизмы Эго

6. Отрицание в фантазии, словах и действиях.

7. Интеллектуализация и рационализация.

8. Ограничение Эго и торможение Эго.

9. Альтруизм как защитные действия.

10. Теория М.Кляйн.

11. Взгляды А.Фрейд и М.Кляйн на генез защитных механизмов.

12. К.Хорни. Тенденции поведения во фрустрирующей ситуации.

13. Классификация защитных механизмов по Н.Мак-Вильямс.

14. Психологическая защита в теории К.Роджерса.

  1. Сценарии и индивидуальный стиль деятельности А.Адлера.
  2. Понятие защиты в работах Э.Фромма.
  3. Система «организм-среда» в гештальтподходе Ф.Перлса.
  4. Факторы, влияющие на формирование гештальта.
  5. Современные исследования надежности понятия «защита».
  6. Универсальные проблемы адаптации человека в филогенезе.
  7. Стресс, дистресс, эустресс.
  8. Стереотип К.Г.Юнга как объект защиты.
  9. Динамический стереотип И.П.Павлова как объект защиты.
  10. Позитивный образ Я» как объект защиты.
  11. Модель Мира как объект защиты.
  12. Системный подход к проблеме функционирования защитных механизмов.
  13. Современные концепции типологии и генеза защитных механизмов.
  14. Связь типа защиты с индивидуальными особенностями человека.
  15. Совладание как активное изменение себя и среды.
  16. Концепция совладания Р.Лазаруса.
  17. Модель компенсаторных механизмов по Ю.С.Савенко.

 

Контрольные вопросы.

1. Назовите три защитные стратегии, которые применяет человек в ситуациях, связанных с сильным эмоциональным напряжением, с точки зрения К. Хорни.

2. Как, по Вашему мнению, соотносятся защитные механизмы интроекция и отождествление с агрессором?

3. Как, по Вашему мнению, соотносятся процессы рационализации и интеллектуализации? Какие изменения в системе «Восприятие – Сознание» происходят как результат работы каждого из них?

4. Что такое аскетизм по А.Фрейд?

5. Как А.Фрейд классифицировала источники опасности для Эго?

6. В чем сходство и различие механизмов: уничтожение ранее сделанного (отмена некогда бывшего) /З.Фрейд/ и отрицание в слове и действии /А.Фрейд/?

7. А.Фрейд считала, что механизм отрицание в фантазии в детском возрасте естественен, потому что… Возможно ли, на Ваш взгляд, использование этого механизма во взрослом возрасте? Ответ обоснуйте аргументами.

8. Какие защитные механизмы описывала М. Кляйн?

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. Основная литература

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в биб-лиотеке на ка-федре
           
1. Механизмы психологической защиты Коноров Н.Д. Дюргерова М.М. МГМСУ    
2. Эго и механизмы защиты А.Фрейд      
3. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Фрейджер Р., Фейдимен Дж.      

 

3.5.2. Дополнительная литература

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Психологическая защита. Грановская Р.М.      
2. Психологическая защита. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И.      
3. Клиническая психология М. Перре, У. Бауманн..      

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях. Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных видеоматериалов; ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях.

Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, ролевых игр, эвристических бесед, защита отчетных работ на "круглом столе"). Предполагается проведение 60% от объема аудиторных занятий в интерактивных формах.

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий: дискуссия, ролевая игра, "круглый стол".

3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№ Наименование последующих дисциплин Раздела данной дисциплины, способствующие изучению последующих дисциплин
         
  Психология личности + + + +
  Психодиагностика + +    
  Личностные расстройства + +   +
  Учение о неврозах + + +  
  Психология экстремальных ситуаций и состояний + +   +

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Механизмы психологической защиты» знакомит студентов с достаточно широким кругом различных теоретических представлений об использовании понятия «психологическая защита» в деятельности практического психолога. Данный курс носит практически-прикладной характер. Предпринимается попытка соотнесения «книжных» знаний с результатами повседневных наблюдений за поведением определенных выбранных индивидов, а также - самонаблюдения.

Усвоение содержания дисциплины «Механизмы психологической защиты» позволит студентам осознать, как исследования различных школ, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Время, отведенное программой на изучение содержания курса структурируется посредством проведения аудиторных занятий, включающих лекции, семинары и практические занятия, а также организацией самостоятельной работы студентов. Тематика занятий соответствует содержанию дисциплины. На лекциях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование различных форм интерактивного метода обучения: направляемой дискуссии, «круглого стола», эвристической беседы и т.п. Система контроля включает в себя балльно-рейтинговые оценки: выступлений студентов на семинарских и практических занятиях, контрольных работ, подготовки докладов и рефератов, выполнения домашних заданий, сдачи коллоквиума, прохождения тестового контроля. Курс завершается зачетом по итогам накопления баллов.

Для создания условий усвоения дисциплины используются:

¨ учебно-методическая литература;

¨ операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и обсуждении на семинарах, при отработке на практических занятиях;

¨ имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;

¨ аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).

Обучение складывается из аудиторных занятий (38 час.), включающих лекционный курс, семинары и практические занятия, и самостоятельной работы (34 час.). Основное учебное время выделяется на отработку умений решать теоретические и практические задачи в контексте феноменологического пространства, концептуализирующимся посредством понятия "психологическая защита".

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.

Практические занятия проводятся в виде семинаров, организации дискуссий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, защиты отчетных работ.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на семинарах, защита отчетных работ на "круглом столе". Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов «Механизмы психологической защиты" в 2 частях.

Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно подбирают испытуемых для наблюдения, оформляют протокол наблюдения и отчет с интерпретацией результатов. Указанные действия способствуют формированию, систематизации и развитию практических умений и формированию навыков..

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков общения с клиентами. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины «Механизмы психологической защиты» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и защитой отчетных работ.

"Это было!" - сказала Память.

"Этого не могло быть!" - сказала Гордость.

И Память сдалась.

Ф.Ницше

ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «психологическая защита» в современной клинической психологии занимает весьма заметное место. По мнению авторов классического американского учебника «Клиническая психология» [5] данное понятие входит в учение о стрессе, являющееся одним из четырех фундаментальных общетеоретических подходов, на которых покоится здание клинической психологии как науки.

Будучи сформулировано в рамках психоанализа, с течением времени оно вышло за его границы и стало общеупотребительным в психологии. Его объем неизмеримо возрос, а содержание стало весьма неоднозначным.

В современном понимании определение термина «психологическая защита» может звучать как "специальная регулятивная система стабилизации личности", имеющая своей функцией "ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний"[1] или как "система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта". [2]

В связи с вышесказанным, среди теоретиков, занимающихся данной проблемой, нет единства, например, по поводу того, следует ли считать понятие родовым по отношению как к понятию "защитные механизмы психики", так и к понятию "стратегии совладания" (копинг-стратегии), или считать его синонимом первому и альтернативой - например, по критерию осознанности - второму.

В любом случае, обсуждение проблем в различных сферах клинической психологии: психодиагностике, психопрофилактике, психогигиене, консультационной и коррекционной работе, в личностном и профессиональном развитии психолога, так или иначе не может обойти стороной вопросы психологической защиты.

 

Тенденция ядра личности

Согласно С.Мадди, тенденцию ядра во фрейдовской концепции личности можно определить как идею максимизации удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого – достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные психические процессы, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения потребностей при минимизации наказания и вины.

Теоретические концепции, касающиеся ядра личности, включают в себя не только положение о природе инстинкта и причинах наказания и чувства вины, но также и положение о механизме, посредством которого удовлетворение инстинкта увеличивается, в то время как наказание и чувство вины уменьшаются. Этот механизм рассматривается в понятиях защиты. Если человек попытается полностью удовлетворить свои инстинкты в реальности, то он подвергнется наказанию со стороны других людей. Если он полностью осознает свои инстинкты, даже без удовлетворения в действии, он будет испытывать чувство вины. Кроме того, инстинкты являются той неумолимой силой, которая заставляет человека действовать. Такое соотношение является основным конфликтом жизни, и этот конфликт облегчается при помощи защитных процессов.

Механизм возникновения защиты достаточно прост. Всякий раз, как только инстинкты усиливаются настолько, что их можно распознать, возникает сигнальная реакция в форме тревоги. Эта тревога диффузна и представляет собой скорее бессодержательное ощущение дискомфорта и приближающейся беды, антиципацию наказания и чувства вины, основанную на воспоминании о прошлом наказании и чувстве вины, и тогда запускаются защитные процессы. Защита сглаживает конфликт между требованиями инстинктов и обществом, находя между ними компромисс. Защита позволяет выражение в действии и распознавание или осознание только той части или формы инстинкта, которая приемлема другими людьми и соответствует собственным внутренним стандартам. То, что действие допустимо, позволяет избежать наказания, а приемлемость желаний и чувств приносит ту же самую пользу по отношению к чувству вины. Например, если реальным инстинктивным желанием сына является сексуальное обладание своей матерью, защитные формы могут представлять собой осознание и готовность действовать согласно своему желанию оставаться с ней и оберегать ее, чтобы не случилось никакой беды. Защитные желания и действия не только принимаются другими людьми и собственным суперэго, но они также приносят частичное инстинктивное удовлетворение, которое обеспечивается близостью к матери и сохранением ее для себя.

Однако, пониманию в духе Фрейда более соответствует высказывание, что защита постоянна и повсеместна, поскольку инсти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.078 с.)