Дельфийская техника в социальном прогнозировании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дельфийская техника в социальном прогнозировании.



Метод Дельфи получил свое название от греческого города Дельфи и мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот метод, разработанный в американской исследовательской организации «РЭНД Корпорейшен» О. Хелмером, Н. Долки и Т. Гордоном, использовался для целей военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод Дельфи представляет собой ряд последовательно проводимых процедур, направленных на формирование группового мнения. Для этого метода характерны:

1. анонимность индивидуальных опросов, достигаемая за счет специальных анкет;

2. регулируемая (организатором экспертизы) обратная связь, осуществляемая за счет проведения нескольких туров опроса;

3. групповой отчет, получаемый с помощью статистических методов.

Анонимность опроса ослабляет влияние других экспертов на ответы данного эксперта. Проведение опросов в несколько туров, в течение которых экспертов знакомят с результатами предыдущих этапов опроса, с анонимными ответами других экспертов (что может привести к изменению взгляда данного эксперта), позволяет уменьшить разброс в индивидуальных ответах и сблизить точки зрения экспертов.

В основе метода Дельфи лежат следующие предпосылки:

1. поставленные в анкете вопросы должны допускать выражение ответа в виде числа;

2. эксперты должны располагать достаточной информацией для того, чтобы дать оценку;

3. ответ на каждый вопрос (оценка) должен быть обоснован экспертом.

Работа экспертов по методу Дельфи строится по следующему алгоритму:

1. формулировка задачи;

2. выявление мнения каждого эксперта;

3. выявление преобладающего мнения;

4. выявление крайних суждении;

5. формулирование принципиальных расхождении между экспертами;

6. исследование причин расхождения во мнениях;

7. доведение до всех экспертов, участвующих в экспертизе, результатов, выданных каждым экспертом, и результатов обработки мнений;

8. анализ каждым экспертом указанных выше результатов и переоценка своего первоначального мнения (или сохранение его в силе);

9. выявление преобладающего мнения.

Обычно бывает достаточно двух-четырех раундов, чтобы выработалось общее мнение, которое можно считать достоверным.

12 Метод мотивов принятия решений.

Методы принятия решений можно разделить на 3 основных вида:

1. Интуиция. Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.

2. Здравый смысл. Это выбор, основанный на уже имеющихся знаниях или в соответствии с накопленным опытом.

3. Рациональное решение -это решение, которое основывается на базе аналитического процесса и часто не зависит от предшествующего опыта.

Опять же – в реальности процесс принятия решения часто представляет из себя комбинацию из перечисленных 3-х видов. Но рациональному объяснению поддается только третий, поэтому о нем – подробнее.

Структура принятия рационального решения в упрощенном и схематичном виде будет выглядеть след. образом:

1. Сбор информации о возможных проблемах

· Наблюдение за внутренней средой фирмы

· Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы

· Описание проблемной ситуации

· Выявление организационного звена, где возникла проблема

· Формулировка проблемы

· Оценка ее важности

· Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей решения проблемы

· Определение целей фирмы

· Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения проблемы

· Детальное описание объекта

· Определение области изменения переменных факторов

· Определение требований к решению

· Определение критериев эффективности решения

· Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

· Расчленение задачи на подзадачи

· Поиски идей решения по каждой подзадаче

· Построение моделей и проведение расчетов

· Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

· Обобщение результатов по каждой подзадаче

· Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче

· Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

· Анализ эффективности вариантов решения

· Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка и согласование решения

· Проработка решения с исполнителями

· Согласование решения с функционально взаимодействующими службами

· Утверждение решения

8. Реализация решения

· Подготовка рабочего плана реализации

· Его реализация

· Внесение изменений в решение в ходе реализации

· Оценка эффективности принятого и реализованного решения

13 Сущность проектирования в социальной работе. Нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.

14 Общая характеристика стратегии социального проектирования. Виды стратегий социального проектирования.

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование)являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельныеличности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п.,ставящие своей целью ор-ганизованное, целенаправленное преобразование социальнойдействительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальнаяактивность, непосредственное участие в процессе проектирования.Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесспроектирования) называют системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиямсубъектов проектирова-ния и выступающие основанием для этого воздействия. Этомогут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса исоциальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями,установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовыеколлективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические,управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационныймассив", который является главным источником социального проектирования.Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров,факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множестваисточников создания "информационного массива" - материалы социологическихисследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистическиеданные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов.Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованныехарактеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проектпредставляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличииопределенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических идругих ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических,ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемогообъекта, характеризующих его целостность, а также систему параметровсоставляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкогопроекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенногопромежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений долженсоответствовать следующим условиям его разработки:

  • он должен быть создан на научной основе,
  • не противоречить нравственным нормам,
  • выражать общепринятые социальные ценности,
  • выражать социальный заказ,
  • быть эффективным с точки зрения реализации,
  • не содержать противоречий,
  • должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развитиясоциальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однакомало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметьвыразить их в определенных показателях.Основной конечной стратегической целью социального проекта является созданиеоптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективныхусловий и жизнедеятельности различных социальных групп.К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числетехнические, математические и логические), при помощи которых получается,анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов,тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации,потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственноепроектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы,сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы идругие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий к т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотив); б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий); в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.
Формулировать цель можно различными способами, в том числе и графически. «Дерево целей»— это связанный ориентировочный граф, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.
Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших конфликтов, т, е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.
Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функционирование всей системы.

5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задача — это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.
Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.022 с.)