II. Общекультурная компетенция ОК-8 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Общекультурная компетенция ОК-8



«Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией»

 

IV. Дидактическая единица: Программные средства реализации информационных процессов. Базы данных.

Тема 9. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы.

Тема 10. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами.

Тема 11. Технологии обработки текстовой информации.

Тема 12. Электронные таблицы.

Тема 13. Технологии обработки графической информации.

Тема 14. Средства электронных презентаций.

Тема 15. Основы баз данных и знаний.

Тема 16. Системы управления базами данных.

V. Дидактическая единица: Модели решения функциональных и вычислительных задач.

Тема 17. Моделирование как метод познания.

Тема 18. Классификация и формы представления моделей.

Тема 19. Методы и технологии моделирования.

 

Тема 20. Информационная модель объекта.

 

V. Дидактическая единица: Алгоритмизация и программирование. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня.

Тема 21. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма.

Тема 22. Программы линейной структуры. Операторы ветвления. Операторы цикла.

 

Тема 23. Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху - вниз и снизу – вверх.

Тема 24. Объектно-ориентированное программирование.

Тема 25. Интегрированные среды программирования.

Тема 26. Этапы решения задач на компьютере.

 

Тема 27. Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования.

Тема 28. Структуры и типы данных языка программирования.

 

III. Общекультурная компетенция ОК-9

«Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях»

 

VI. Дидактическая единица: Локальные и глобальные сети ЭВМ. Методы защиты информации.

 

Тема 29. Сетевые технологии обработки данных.

Тема 30. Основы компьютерной коммуникации.

Тема 31. Сетевой сервис и сетевые стандарты. Программы для работы в сети Интернет.

Тема 32. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.

 

. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя.(В виде словесного описания и в виде блок-схемы).


Учебный план

Лекционные занятия

Лекция 1

Информация. Символ. Информация как содержание символа. Свойства информации. Меры информации. Количественная мера информации: объемная (Формула Хартли)и вероятностная (формула Шеннона).

 

Лекция 2

Шифрование информации как способ защиты информации. Алгоритм хранения пароля в компьютере. Шифрование с открытым и закрытым ключом. Электронная подпись.

 

Лекция 3

Системы счисления как способ представления и обработки числовой информации. Действия над числами в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления. Запись отрицательных чисел: прямой, обратный, дополнительный и смещенный код. Запись чисел с плавающей запятой.

Лекция 4

Представление в компьютере символов естественного языка. Использование формулы Хартли при кодировании символов. Восьмибитовые кодировки латинского и русского алфавита. Понятие кодовой страницы. Шестнадцатибитовая кодировка UNICOD (универсальный код). Кодировки переменной длины.

 

Лекция 5

Запись графической информации в компьютере: виды компьютерной графики, способы создания изображений в компьютере: дискретизация, квантование, кодирование (цветовые модели и индексные палитры), форматы графических файлов.

 

Лекция 6

Алгебра высказываний. Простые и сложные высказывания. Логические операции (бинарные, унарные). Аналитическое представление таблично заданных логических функций в форме СДНФ (совершенная дизъюнктивная нормальная форма) и СКНФ (совершенная конъюнктивная нормальная форма).

 

Лекция 7

Переключательные и логические схемы. Технические средства для реализации логических операций. Одноразрядный двоичный сумматор. Триггер - как элемент памяти компьютера.

 

Лекция 8

Алгоритм как метод преобразования информации. Базовые типы алгоритмов: линейный, ветвления, циклический. История языков программирования. Объектно-ориентированное программирование. Макрокоманды.

 

Лекция 9

Лекция № 10. Основы баз данных и знаний. Классификация баз данных. Операции реляционной алгебры. Структура реляционных баз данных. Принципы построения баз знаний.

Лекция 10

Понятие компьютерной сети. Локальные и глобальные сети. Протоколы Интернет. Адресация в Интернет. Доменная служба имен. Маршрутизация.


Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

 

1. Технические средства для реализации логических операций (конъюнктор, дизъюнктор, инвертор). Триггер - как элемент памяти компьютера.

2. История развития ЭВМ и компьютерной техники.

3. Архитектура ЭВМ - основные принципы построения компьютера.

4. Основные элементы персонального компьютера: устройство, назначение, принцип действия.

5. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики.

6. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности.

7. Виды программного обеспечения.

8. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура.

9. Операционные системы. Типы операционных систем: однозадачные, многозадачные, сетевые.

10. Файловая система- как часть операционной системы. Наиболее известные файловые системы.

11. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (в виде словесного описания и в виде блок-схемы).

12. Алгоритм решения квадратного уравнения (в виде словесного описания и в виде блок-схемы).

13. Угрозы безопасности информации (непреднамеренные, преднамеренные).

14. Метод шифрования с открытым ключом RSA (Rivest-Shamir-Adieman).

15. Протоколы Интернет. Адресация в Интернет.

16. Доменная служба имен.

17. Универсальный указатель ресурсов (URL) и универсальный идентификатор ресурсов (URI),поиск в Интернет.

18. Поисковые каталоги и поисковые системы.

19. Технология поиска учебной литературы в Интернет.


Занятия в компьютерном классе

Лабораторная работа №1

Изучение макрокоманд программы Microsoft Word.

Лабораторная работа №2

Технология набора текста в программе Microsoft Word.

Лабораторная работа №3

Технология создания таблиц в программе Microsoft Word.

Лабораторная работа №4

Рисование объектов и автофигур в программе Microsoft Word.

Лабораторная работа №5

Технология вставки объектов в программе Microsoft Word.

Лабораторная работа №6.

Набор математических формул в программе Microsoft Word.

Лабораторная работа № 7.

Рисование графиков функций в программе Microsoft Word

Лабораторная работа № 8.

Макрокоманды программы Microsoft Excel

Лабораторная работа №9

Логические задачи в алгебре Буля

Лабораторная работа №10

Вычисление логических функций

Лабораторная работа №11

Частотный анализ поэтических текстов по начальной букве.

Лабораторная работа №12

Частотный анализ поэтических текстов по всем буквам алфавита.

Лабораторная работа №13

Частотный анализ переводов поэтических текстов по начальной букве и всем буквам алфавита

Лабораторная работа №14

Формальный анализ исторических явлений.

Лабораторная работа №15

Анализ авторской индивидуальности прозаических текстов с помощью предложных спектров Н.А. Морозова.

Лабораторная работа №16

Частотный анализ курса валют.

Лабораторная работа №17

Определение психологического портрета группы индивидуумов посредствам зодиакальных характеристик её членов.

Лабораторная работа №18

Система управления базами данных Microsoft Access

Лабораторная работа №19

Изучение основ программирования в Visual Basic


Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Математическая логика

 

Задача 1. Пусть высказывание А есть: «Множество А есть совокупность некоторых объектов», высказывание В есть: «Множество А есть подмножество множества В». Тогда какое высказывание будет дизъюнкцией этих высказываний?

Ответ: «Множество А есть совокупность некоторых объектов, или множество А есть подмножество множества В».

 

Задача 2. Пусть есть высказывание А есть: «Множество А есть подмножество множества В», высказывание В есть: «Все элементы множества А являются элементами множества В». Тогда результатом какай операции над высказываниями А и В будет высказывание «Множество А есть подмножество множества В тогда и только тогда, когда все элементы множества А являются элементами множества В»?

Ответ: Результатом эквиваленции высказываний А и В.

 

Задача 3. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .

A B C
     
     
     
     

Ответ:

 

 

Задача 4. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .

 

A B C D
       
       
       
       
       
       
       
       

Ответ:

 

.

 

Задача 5. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .

 

A B C D
       
       
       
       
       
       
       
       

Ответ:

 

Задача 6. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .

A B C D
       
       
       
       
       
       
       
       

Ответ:

 

 

Задача 7. Какой таблично-заданной функции соответствует формула ?

 

 

A B C F(A,B,C)
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Ответ:

 

Задача 8. Какой таблично-заданной функции соответствует формула

Ответ:

A B C F(A,B,C)
       
       
       
       
       
       
       
       

.

Задача 9. Написать ДНФ, соответствующую таблично заданной функции

 

A B C F(A,B,C)
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Ответ:

 

 

Задача 10. Написать ДНФ, соответствующую таблично заданной функции

 

A B C F(A,B,C)
       
       
       
       
       
       
       
       

Ответ:

 

Задача 11. Написать КНФ, соответствующую таблично заданной функции

:

A B C F(A,B,C)
       
       
       
       
       
       
       
       

Ответ:

 

Задача 12. Написать КНФ, соответствующую таблично заданной функции

 

A B C F(A,B,C)
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Ответ:

Задание 2. Программирование и программное обеспечение компьютера.

 

Задача 1.Какое значение будет иметь величина S после выполнения алгоритма, заданного следующей блок-схемой:

 

Ответ:9

Задача 2. Нарисовать блок-схему следующей задачи. Задача: подсчитать сумму чисел, делящихся на 3, в диапазоне от 10 до 50.

 

 

Ответ:

 

Задача 3. Нарисовать блок-схему следующей задачи. Задача: производится ввод чисел с клавиатуры до тех пор, пока не введено число 0. Подсчитать произведение введенных чисел.

 

 
 


Ответ:

 

Задача 4. Нарисовать блок-схему следующей задачи. Задача: производится ввод чисел с клавиатуры до тех пор, пока не введено число, меньшее 0. Подсчитать количество введенных чисел.

 

 

 

 


Ответ:

 

Задача 5. Какое значение будет иметь следующей величина «счетчик» после выполнения алгоритма, заданного текстовым описанием, если будет введен ряд чисел: 4,5,4,9,4,7,15,0?

1. Завести переменную «счетчик», равную 0.

2. Ввести с клавиатуры число.

3. Если число больше числа 10, то напечатать значение переменной «счетчик», и закончить выполнение алгоритма.

4. Если число равно числу 4, то добавить к содержимому переменной «счетчик» число 1.

5. Перейти к пункту 2.

Ответ: 3

 

Задача 6. Написать алгоритм в словесной форме решения следующей задачи. Производится ввод чисел с клавиатуры до тех пор, пока не введено число 7. Подсчитать сумму введенных чисел.

Ответ:

1. Завести переменную «сумма», равную 0.

2. Ввести с клавиатуры число.

3. Если число равно 7, то напечатать значение переменной «сумма», и закончить выполнение алгоритма.

4. Прибавить к содержимому переменной «сумма» введенное число.

5. Перейти к пункту 2.

 

Задача 7. Написать алгоритм в словесной форме следующей задачи. Задача: производится ввод чисел с клавиатуры до тех пор, пока не введено число, меньшее 3. Подсчитать количество введенных чисел.

Ответ:

1. Завести переменную «счетчик», равную 0.

2. Ввести с клавиатуры число.

3. Если число меньше 3, то напечатать значение переменной «счетчик», и закончить выполнение алгоритма.

4. Прибавить к содержимому счетчика единицу.

5. Перейти к пункту 2.

 

Задача 8. Какое значение будет иметь величина S после выполнения алгоритма, заданного следующим фрагментом программы?

S:=1;

for i:=1 to 3 do

S:= S + 13*i;

write(S);

Ответ: 78

 

Задача 9. Записать на языке программирования Паскаль алгоритм решения следующей задачи. Задача: подсчитать сумму чисел, делящихся на 3, в диапазоне от 1 до 50.

Ответ:

S:=0;

for i:=1 to 16 do

S:= S + 3*i;

write(S);

 

Задача 10. Чему будет равно число 10010 2, записанное в двоичной системе счисления, в десятичной системе счисления?

Ответ 18.

 

Задача 11. В урне находятся 2 шара разного цвета. Наугад вытащили один шар. Чему равен объем полученной информации?

Ответ: 1 бит.

 

Задача 12.Чему равен квадрат двоичного числа 1102в двоичной системе счисления?

Ответ 100100

 

Задача 13. Чему равна сумма шестнадцатеричных чисел A2 и E, в шестнадцатеричной системе счисления?

Ответ: B0

 

Литература

  1. Бубнов В.А. Яковлева О.В. Математика и информатика. Программа, методические указания и компьютерный практикум.М. МГПУ, 2008
  2. www.intuit.ru Курс «Введение в информатику»
  3. www.wicipedia.org
  4. Информационные технологии в предметной области. Выпуск II. М.,МГПУ, 2004.
  5. www.intuit.ru курс «Основы работы с базами данных»
  6. www.intuit.ru курс «Работа в MS Access»
  7. www.intuit.ru курс «История информационных технологий»
  8. Э.Таненбаум. Компьютерные сети. С.-Пб.: Питер, 2006,
  9. www.intuit.ru/ Курс «Основы сетей передачи данных»
  10. www.intuit.ru/ Курс «Работа в программе Microsoft Word XP»
  11. Бубнов В.А, Салпагаров С.И. Информатика. Программа, методические указания и компьютерный практикум. МГПУ,2006
  12. www.intuit.ru Курс «Работа в программе Microsoft Excel XP»
  13. www.intuit.ru Курс «Офисное программирование»
  14. Яковлева О.В. Информационные технологии в предметной области. Выпуск I. М.,МГПУ, 2002.
  15. www.intuit.ru Курс «Работа в программе MS Access»
  16. www.intuit.ru Курс «Функциональное моделирование».

 


8 Приложение

Компьютерный практикум

Лабораторная работа 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.83.105 (0.11 с.)