Поэтика незаконченных произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика незаконченных произведений



ПОЭТИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

Специальность 10.01.01. - Русская литература

Диссертация на соискание ученой степени
кандидата филологических наук

 

Научный руководитель:

Елена Валерьевна Абрамовских,

д-р филол. наук, профессор

 

Самара – 2016

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………  
Глава 1. Незаконченные тексты: стратегии изучения …………………  
1.1. Основные подходы к изучению незаконченных произведений ………  
1.2. Категории незаконченность/незавершенность в концепции М.М. Бахтина ………………………………………………………………….  
1.3. «Лакуны» в незаконченном тексте ……………………………………..  
1.4. Специфика реализации замысла в незаконченном наследии Ф.М. Достоевского ……………………………………………………………  
Глава 2. Типология незаконченных произведений Ф.М. Достоевского  
2.1. Жанровые модификации незаконченных произведений Ф.М. Достоевского ……………………………………………………………  
2.2. Проблемное поле незаконченного творчества Ф.М. Достоевского …..  
2.3. Незаконченные произведения в контексте творчества писателя ……..  
2.4. Нарративные стратегии незаконченных произведений Ф.М. Достоевского …………………………………………………………...  
Глава 3. Незаконченные произведения Ф.М. Достоевского: от замысла к воплощению ……………………………………………………..  
3.1. «Возможный» сюжет в незаконченном рассказе Ф.М. Достоевского «Домовой» ……………………………………………………………………..  
3.2. Реализация «творческого потенциала» незаконченной драмы «В Тобольске» и незаконченной поэмы «Сороковины» в романе «Братья Карамазовы» …………………………………………………………………..    
3.3. Трансформация замысла незаконченного романа «Мечтатель» от пассивной мечты к деятельностной любви ………………………………….  
3.4. Интерпретация незаконченных отрывков <История Карла Ивановича> и <Слесарек>: текст, автоцитатация, контекст, интертекст …  
Заключение ……………………………………………………………………  
Список использованной литературы ………………………………………..  

Введение

 

В современной научной парадигме изучение незаконченных текстов в творческом наследии того или иного писателя представляется важным направлением исследования, поскольку позволяет по-новому взглянуть на всё творчество в целом. Именно незаконченные произведения дают феноменальную возможность погрузиться в творческую лабораторию писателя, увидеть процесс формирования тем, рождения образов, становление жанра, стилевые поиски.

Обращение к незаконченным произведениям – важный и значимый вклад в изучение творчества Ф.М. Достоевского.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена назревшей необходимостью комплексной научной характеристики незаконченных произведений Ф. М. Достоевского. Впервые осуществлена работа по системному изучению незаконченных произведений писателя как целостностного и самостоятельного литературного явления, составляющего важную и значительную часть творческого наследия. Рассмотрение незаконченных произведений Ф.М. Достоевского в контексте его жизни и творчества позволяет выявить типологические связи между незаконченными и законченными произведениями писателя. Корпус незаконченных текстов Ф.М.Достоевского включает тридцать девять произведений, двадцать шесть из них были интегрированы в завершенное творчество.

Подобная способность к поглощению позволяет говорить о принципе «экономного хозяйства» [Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник, 2008], актуального для поэтики Ф.М.Достоевского.

В отличие от А.С. Пушкина, ведущим принципом поэтики которого была «незавершенность/незаконченность» (незаконченные произведения «Дубровский», «История села Горюхина», «Египетские ночи» характеризуются внутренней целостностью), для Ф.М. Достоевского незаконченные произведения – это промежуточные этапы творческого пути, на которых выкристаллизовывались значимые темы, сюжетные ситуации, формировались приемы поэтики.

Достоевский считал своим главным недостатком творческую мысль необычайной интенсивности. Записные тетради писателя вбирают в себя огромное количество сюжетов, образов, идей, так и не воплощенных писателем, но всегда живых, увлекательных, готовых стать самостоятельным произведением.

Изучение черновиков Ф.М. Достоевского показало, что при разработке планов будущих произведений он обычно пользовался не одной, а двумя или даже несколькими тетрадями одновременно и нередко делал заметки на отдельных листах. При заполнении одной тетради часто писал не подряд, а раскрывал ее на любой странице, как бы торопясь зафиксировать новую мысль, образ или ситуацию. «Главное, что позволяет самому писателю легко ориентироваться в массе черновых набросков и что вслед за ним должно помочь исследователю, – это развитие идеи и системы образов, запечатленное в рукописных материалах», – фиксирует Л.М. Розенблюм [Розенблюм, 1981, с. 171].

М.В. Загидуллина отмечает, что Ф.М. Достоевский относился к архитектонике каждого своего произведения чрезвычайно внимательно. Он помногу раз правил свой текст, если имел возможность, переживал, если текст сдавался в печать «неотшлифованным», гордился, что его черновики похожи на пушкинские обилием поправок. Всякие цензурные искажения воспринимались им чрезвычайно болезненно, как разрушение его замысла, нарушение пропорций гармонии, целого [Загидуллина, 1997, с. 28].

Л.М. Розенблюм пишет: «Большой помехой для высокохудожественного завершения своих замыслов Достоевский считал тяжелые жизненные обстоятельства. Ни один великий русский писатель не работал в таких страшных тисках нужды <…>» [Розенблюм, 1981, с. 174].

Известны сетования Достоевского, что всегда ему приходилось писать ради денег и «на срок», а так хотелось бы раз в жизни написать вещь свободно, «как пишут Толстые, Тургеневы и Гончаровы» [Достоевский, 1930, с. 298].

Е.К. Созина [Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник, 1997] в статье «Свобода художественного творчества» отмечает, что художник, по Достоевскому, имеет полное право на свой особый взгляд на жизнь; мало того, выразить в произведении, донести до публики этот свой взгляд — его прямая задача и нравственная обязанность. Мысль о насущной необходимости для творца уметь и сметь быть свободным выражается в «Дневнике писателя» (1873 г.) парадоксально: «Я ужасно боюсь "направления", если оно овладевает молодым художником, особенно при начале поприща; и как вы думаете, чего именно тут боюсь: а вот именно того, что цель–то направления не достигнется» [Достоевский, 1994, с. 15].

Материалом исследования послужили следующие произведения: «Анекдот о перестановке голов» (1876), «Большой роман» (1856 – 1859), «Миньона» (1860), «Записки лакея о своем барине» (1845), «Кашкадамов» (1864), «Композитор» (1875), «Русский Кандид» (1877), «Роман о христианине» (1868), Трагедия «Фатум» (1859), «Исповедь» (1859), «Атеизм» (1868–1869), «Брак» (1864 – 1865), «Великолепная мысль. Иметь в виду. Идея романа. Романист…» (1870), «Отцы и дети» (1876), «Дети» (1880), «Весенняя любовь» (1859), «Драма в Тобольске» (1874), «Житие Великого Грешника» (1869 – 1870), «Ростовщик» (1866), «Идея. Чиновник. Скучно…» (1872), «Козлову» (1875), «Роман о князе и ростовщике» (1869 – 1870), «Картузов» (1868 – 1869), «Мысли новых повестей» (1870 – 1871), «Мысль на лету. В губернский город приезжал Фельдмаршал…» (1870), «Новые повести» (1872), «План для рассказа (в «Зарю») или «Рассказ о воспитаннице» (1869), «Поиски. Повесть» (1869), «Роман о помещике» (1868), «Смерть поэта» (1869 – 1870), «Из повести о молодом человеке» (1869 – 1870), «Император» (1867), «История Карла Ивановича» (1876), «Отрывки» (после 1873), «Домовой» (1847 – 1848), «В повесть Некрасову» (1876 – 18770, «Мечтатель» (1876 – 1877), «Слесарек» (1876), «Сороковины» (1875). «Неточка Незванова» (1849), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Братья Карамазовы» (1880).

Объект исследования – незаконченные произведения Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – своеобразие поэтики незаконченных произведений Ф.М. Достоевского.

Цели и задачи исследования. Цель работы – исследовать особенности поэтики незаконченных произведений Ф.М. Достоевского.

Цель конкретизируется задачами исследования:

1) дать теоретическое обоснование понятий «незаконченность / законченность», «незавершенность / завершенность» для определения специфики незаконченных произведений Ф.М. Достоевского;

2) определить стратегии исследования незаконченного произведения;

3) выстроить классификацию незаконченных произведений Ф.М. Достоевского по степени реализации замысла;

4) определить проблемное поле незаконченных произведений писателя;

5) определить жанрово-типологические признаки незаконченных произведений Ф.М. Достоевского;

6) показать интеграцию идей, мотивов и образов незаконченных произведений Ф.М. Достоевского в его творчестве;

7) реконструировать незаконченные произведения Ф.М. Достоевского на основе текстовых «лакун» (участков неопределенности) на уровне жанра, сюжета, образной системы.

Выводы по первой главе

Проблема «non-finito» в искусстве и в литературоведении была выдвинута сравнительно недавно. Следовательно, она является актуальной для рассмотрения творчества каждого писателя или поэта.

На основе ряда фундаментальных исследований незаконченного текста выработаны принципы изучения незаконченного наследия на основании таких узловых понятий, как:

Целостность художественная – многоуровневое единство литературного произведения, несводимое к «сумме» составляющих его элементов и неразложимое на них без остатка, зафиксированное в тексте и обладающее собственным художественным миром, являющимся пространством встречи автора, героя и читателя;

– «лакуны» текста (пустые места) – участки неопределенности (нетематизированная данность) текста, провоцирующие сознание на заполнение, втягивающих читателя (зрителя) в «творческий потенциал» текста. Про это нигде не говорилось.

Определив круг проблем разграничения незаконченности и незавершенности, применили полученные выводы для творчества Ф.М. Достоевского.

Ф.М. Достоевский оставил многие произведения незаконченными из–за жизненных обстоятельств или по каким–либо объективным/субъективным причинам (более обширные замыслы, написание произведений в определенный срок из-за трудных условий жизни, собственная болезнь, личные драмы (смерть жены, брата, сына)).

Но в его творчестве есть и произведения, которые по внешней структуре можно считать внутренне целостными, но композиционно незаконченными. К такому типу мы отнесем роман «Братья Карамазовы» и повесть «Неточка Незванова».

В первой главе нами была предложена классификация незаконченных произведений Ф.М. Достоевского по степени реализации авторского замысла, все незаконченные тексты были разделены на несколько групп, согласно степени проявленности в них архитектонического задания: замыслы произведений, планы ненаписанных произведений, начала произведения, отдельные фрагменты, произведения, недовоплощенные с точки зрения реализации авторского замысла.

 

Таблица 2.1 – Классификация произведений Ф.М. Достоевского

Непоглощенные Частично поглощенные Полностью поглощенные
«Роман о князе и ростовщике»; «Русский Кандид»; «Записки лакея о своем барине»; «Слесарек»; «Борьба нигилизма с честностью»; «Смерть поэта»; «Поиски. Повесть»; «Козлову»; «План комедии»; «Большой роман»; «Новые повести»; «Идея. Чиновник. Скучно». «Роман о христианине»; «Романо помещике»; «Житие великого грешника»; «Дети»; «Зависть»; «Юродивый»; «Миньона»; «Отцы и дети»; «Мечтатель»; «Картузов»; «Драма. В Тобольске»; «Повесть об уничтоженных канцеляриях»; «Из повести о молодом человеке»; «Брак»; «Композитор»; «Мысли новых повестей»; «Фатум»; «Весенняя любовь»; «Анекдот о перестановке голов»; «Домовой»; «Отрывки»; «Роман о князе и ростовщике». «Кашкадамов»; «Исповедь»; «Сороковины»; «Атеизм».  

 

Первую группу составляют замыслы текстов, идейное содержание которых самобытно и не повторялось впоследствии в других произведениях писателя: «Роман о князе и ростовщике», «Русский Кандид», «Записки лакея о своем барине», «Слесарек», «Борьба нигилизма с честностью», «Смерть поэта», «Поиски. Повесть», «Козлову», «План комедии», «Большой роман», «Новые повести», «Идея. Чиновник. Скучно».

«Записки лакея о своем барине» – неосуществленный замысел, датируется сентябрем – октябрем 1845 г. Произведение выдержано в легком сатирическом тоне. По предположению Н.Л. Зыховской, сюжет, вероятно, мог быть связан с описанием жизни петербургского сибарита. Данных об этом замысле очень мало (только письмо Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому), поэтому проводить параллели с другими произведениями не представляется возможным.

Замысел романа «Русский Кандид» дошел до нас только в виде заголовка, приведенного в списке «Memento. На всю жизнь» от 24 декабря 1877 г. Данный замысел подробно изучен Л.П. Гроссманом [Гроссман, 1914, с. 193-203]. Исследователь считает, что намерение написать «Русского Кандида» отчасти реализовано в романе «Братья Карамазовы». Мы считаем, что это слишком смелое предположение, потому что сложно проводить сюжетные параллели, опираясь исключительно на заглавие текста. В эту же группу текстов стоит отнести «Поиски. Повесть», «Козлову», «План комедии», «Большой роман», «Новые повести», «Идея. Чиновник. Скучно», так как до читателя эти замыслы дошли только в перечне тем.

«Борьба нигилизма с честностью» – совершенно самобытное произведение, по форме представляет сатирическую стихотворную пьесу. В центре сюжета – проблема «женского вопроса», активно поднимающегося в леворадикальной прессе того времени.

«Слесарек» – условное название, данное неосуществленному замыслу, представленному нескольким разрозненным набросками в рабочей тетради 1876 –1877 гг. Основная тема связана с мещанским бытом.

«Смерть поэта» – неосуществленный замысел повести, представленный двумя набросками в записной тетради 1867–1870 гг. В основе сюжета – собрание разных людей вокруг умирающего поэта. В данном замысле дана целая галерея характеров: поэт – «язычник», его отец – «эстетик», есть и «доктор – нигилист», и православный поп, и атеист, и раскольник.

«Новые повести» – наброски двух сюжетов, январь 1872 г. Первый из которых развивает тему «он был титулярный советник, она генеральская дочь…» (XII; 8), второй тесно связан с неосуществленным замыслом «Отцы и дети». Сюжет второй повести – «бегство детей» от отчима и их гибель в Петербурге.

Редколлегия словаря–справочника «Достоевский…» отмечает, что для «Достоевского характерен принцип «экономного хозяйства» – стремление использовать отдельные неосуществленные замыслы в качестве «материала» для других произведений» [Достоевский, 1997]. С этим утверждением нельзя не согласиться, большинство незаконченных произведений Достоевского, так или иначе, воплотились в его законченной прозе.

Ко второй группе относятся замыслы произведений, основные темы, мотивы и образы которых нашли свое отражение в других произведениях писателя. Это такие произведения, как «Роман о христианине», «Роман о помещике», «Житие великого грешника», «Дети», «Зависть», «Юродивый», «Миньона», «Отцы и дети», «Атеизм», «План комедии», «Мечтатель», «Драма. В Тобольске», «Повесть об уничтоженных канцеляриях», «Смерть поэта», «Из повести о молодом человеке», «Картузов», «Брак», «Фатум», «Весенняя любовь», «Анекдот о перестановке голов», «Домовой», «Козлову», «Отрывки», «Роман о князе и ростовщике».

Мотивы из незаконченных произведений Достоевского реализовали себя в его законченной прозе. Так, в романе «Братья Карамазовы» нашли свое отражение: «Анекдот о перестановке голов», «Великолепная мысль. Иметь в виду. Идея романа. Романист», «Дети», «Житие великого грешника», «Император», «Мысли новых повестей», «Отцы и дети», «Роман о князе и ростовщике», «Русский Кандид», «Сороковины».

В романе «Идиот» – «Атеизм», «Мечтатель», «Миньона», «Отцы и дети», «Роман о христианине», «Смерть поэта».

В романе «Преступление и наказание» – «Брак», «Великолепная мысль. Иметь в виду», «Драма. В Тобольске».

В «Подростке» – «Атеизм», «История Карла Ивановича», «Отцы и дети», «Фатум».

В романе «Униженные и оскорбленные» – «Брак», «Весенняя любовь».

В романе «Бесы» – «Великолепная мысль. Иметь в виду», «Житие великого грешника», «Картузов», «Роман о князе и ростовщике».

В повести «Неточка Незванова» – «Брак», «Рассказ о воспитаннице», «Великолепная мысль. Иметь в виду. Идея романа. Романист».

Обратимся непосредственно к названным отрывкам.

В комментариях к Полному собранию сочинений Ф.М. Достоевского имеется указание на связь замысла «Анекдота о перестановке голов» и романа «Братья Карамазовы». В.Д. Рака, Г.М. Фриндлендер упоминают в примечаниях фрагмент романа «о святом чудотворце, которого мучили за веру, и когда отрубили ему под конец голову, то он встал, поднял свою голову и «любезно её лобызаше» (XXIV, 130), и долго «шёл, неся её в руках…». Связь рассказа «об отрезанной голове» и «Анекдота о перестановке голов» представляется гипотетической.

Основная идея незаконченного романа «Великолепная мысль. Иметь в виду. Идея романа. Романист» – «утраченного таланта», по мнению М.В. Загидуллиной, занимала Достоевского с самого начала творческого пути. В.С. Нечаева полагает, что данная проблема (именно в автобиографическом ключе) решалась в повести «Неточка Незванова» в образе музыканта Ефимова. По–видимому, замысел предполагал не только исследование психологии «исписавшегося таланта», но и постановка проблемы авторских прав, вопросов профессионального литераторства. Главный герой, согласно замыслу, должен продемонстрировать высокий творческий потенциал – написать «про себя великолепное произведение» и «рассказ», «поэтическое представление» о Христе, которое планировалось Достоевским еще во время создания «Преступления и наказания». Принцип включения в повествование «чужих художественных произведений» характерен для Ф.М. Достоевского (например, «Исповедь» Ипполита в «Идиоте», «Великий инквизитор» Ивана в «Братьях Карамазовых»). Л.М. Розенблюм находит в наброске прообраз идеи будущего Дневника писателя: «Достоевский убежден в своей способности и даже предназначенности сказать новое слово в литературе. Помешать этому могут лишь тяжелая болезнь (припадки) и мучительная материальная необеспеченность <…>» [Розенблюм, 1996, с. 47].

Замысел «Детей» был отчасти реализован в «Подростке» и «Братьях Карамазовых». «Подросток» задумывался как «роман о детях, единственно о детях» (XXVI, 5), а с романом «Братья Карамазовы» это замысел сближает сюжетная линия Илюшеньки и его друзей, а также детские воспоминания братьев.

Героем романа «Житие великого грешника», по замыслу писателя, должен был стать «положительно прекрасный человек». Говоря об общем художественном решении проблемы «положительно прекрасного человека», как она намечена в материалах «Жития великого грешника», К.В. Мочульский подчеркнул, что (в отличие от «Идиота») Достоевский подходит к ней в двух аспектах: «Величественная фигура святого Тихона противостояла фигуре становящегося праведника» [Мочульский, 1947, с. 419]. Нужно признать, что это художественное решение реализовано в романе «Братья Карамазовы» (Зосима и Алеша). Еще ближе к замыслу «Жития великого грешника» роман «Подросток», который в первоначальных планах имел подзаголовок: «Исповедь великого грешника, писанная для себя» (XVI, 48). В «Подростке» показано становление героя так же, как это было намечено в замысле «Жития великого грешника».

Герой незаконченной поэмы «Император» оказывается близок князю Мышкину. Как в предыстории романа Мышкин душевной болезнью был изъят «из истории и культуры», так император – узник – двадцатилетним заточением. Это позволяет им сохранить чистоту сердца, наивность мировосприятия, невинность, но это же делает их существами «не от мира сего». Сюжеты обоих произведений построены на трагической встрече «положительно прекрасных героев» с кричащими противоречиями человеческого существования. М.В. Загидуллина указывает также на ряд сквозных мотивов в этих произведениях: «рассказ князя Мышкина о человеке, который «просидел в тюрьме лет двенадцать и всё знакомство у него было с пауком да с деревцем, что под окном выросло» (VIII, 51), позволяет лучше понять смысл записи в наброске «Императора»: «… мыши, кот, собака» (IX, 113) – и то, почему на героя такое страшное впечатление производит убийство Мировичем кошки». Загидуллина отмечает и то, что эти тексты сближает и трагедийность их финалов [Загидуллина, 2008].

Линия взаимоотношений родителей и детей, намеченная в незаконченном романе «Отцы и дети», реализовала себя в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы». Данная идея может трактоваться как с точки зрения родственных взаимоотношений (и это вполне представлено в данных романах), так и с точки зрения религиозной – оппозиция «Бог – отец и бог – сын». Отец у Ф.М. Достоевского – это и учитель, наставник. Так, в «Подростке» Достоевский приводит героя – сына к признанию, что идея отца – «гордее и выше», вводит образ идеального духовного учителя, принявшего на себя роль отца Аркадия, – Макара Долгорукого; в «Братьях Карамазовых» таким духовным наставником для Алеши становится старец Зосима.

Некоторые мотивы из «Плана для рассказа в «Зарю»» реализуют себя в романе «Бесы». Так, например, в плане говорится о воспитаннице, которая живет в доме богатой барыни, что вполне соотносится с образом Даши Шатовой. С другой стороны, с «Бесами» связывает данный отрывок и мотив Хромоножки: «Встреча с калекой девочкой лет 12 <…> он к хромо девочке, чтоб любить, вышла история <…> хромоногая не выдержала в ненависти, ревности…» (IX, 116). Неоднократно возникающий в данном замысле мотив пощечины и скандальной дуэли варьируется в «Бесах» и «Кроткой».

Замысел «Повести об уничтоженных канцеляриях» связан с рассказом Ф.М. Достоевского «Господин Прохарчин», так как в этих произведениях присутствует мотив уничтоженной канцелярии.

Чисто гипотетически можно сопоставить «Роман о помещике» и роман «Братья Карамазовы» (на основании мотива смерти помещика). В «Романе о помещике» – это главный герой, в «Братьях Карамазовых» – отец семейства Карамазовых.

В комментариях к ПСС Достоевского, относящихся к «Роману о христианине» высказывается идея о связи данного замысла с романом «Идиот». Эта гипотеза не может быть ни подтверждена, ни опровергнута: словом «христианин» Достоевский мог обозначить огромный спектр сюжетных ходов. Данный замысел можно отнести в эту группу лишь условно.

Замысел романа «Мечтатель» реализуется в повести «Кроткая». В образе Кроткой будут соединены образы жены мечтателя и отца. По мнению Н.Г. Михновец, «мощное расширение литературного плана повести «Кроткая» предопределит работу сложного механизма смыслообразования и, в конечном итоге, дальнейшее в творчестве Достоевского углубленное истолкование темы Мечтателя» [Михновец, 2008, с. 310].

В Настасье Филипповне, героине романа «Идиот», нашли отражения черты Миньоны (героини одноименного замысла). Основные черты Миньоны – замкнутость, повышенная нервозность и истеричность, но также доброта, самоотверженность, преданность. Стоит отметить, что в черновиках романа «Идиот» одна из героинь настойчиво именуется Миньоной.

В комментариях к ПСС, относящихся к «Мысли новых повестей», отмечено, что история о дворовой девушке, помещике и незаконном ребенке получила свое развитие в «Подростке». Можно также предположить, что в наброске есть намек на развитую в «Братьях Карамазовых» линию усыновления непризнанного помещичьего ребенка семьей дворовых.

Едва начатый рассказ «Домовой» объединяет с повестью «Слабое сердце» мотив благодетельствования. Ситуация общения со сверхъестественным существом объединяет данный замысел с романом «Братья Карамазовы» (разговор Ивана и Сатаны). Мотив пожара объединяет рассказ «Домовой» с романом «Бесы» («Всё Заречье горит») и романом «Братья Карамазовы» (реплики Лизы и история, рассказанная старцем Зосимой).

А.А. Гозенпуд [Гозенпуд, 1971, с. 146] возводит фрагмент «Композитор» к черновикам «Подростка» и сопоставляет образы композитора и Тришатова, а pastorale соотносит с Шестой («Пасторальной») симфонией Бетховена.

Планы «Мысль на лету. В Губернский город приезжает фельдмаршал…» имеют общую сюжетную канву. Устойчивые темы: жена – содержанка возвращается к мужу и прельщает его. Эта линия реализуется в романе «Бесы» в истории отношений Даши и Шатова. Идея показать месть соблазнителю уже была частично реализована Достоевским в романе «Идиот». Действие происходит в губернском городе (как и в «Бесах»).

Замысел «Фатума» условно соотносят с «Подростком» на основании того, что в примечания к роману «Подросток» вдоль целой страницы Достоевским было вписано: «Разъяснение подростком от себя его характера перед окончательной сценой пожара, то есть фатума любви» (XVI; 422).

Архетип «юродства», положенный в основу замысла романа «Юродивый…», объединяет его с целым рядом героев Ф.М. Достоевского (Лев Мышкин, Сонечка Мармеладова, Смердяков, Лиза, Хромоножка и др.).

Главная героиня замысла «Брак» – эксцентричная, страстная женщина, что объединяет ее с такими героинями, как Настасья Филипповна из «Идиота», княжна Катя из «Неточки Незвановой», Грушенька из «Братьев Карамазовых». В основе сюжета – «надрывный» союз «несходных» людей, разрешением которого становится убийство героини, что повторяется в линии Настасьи Филипповны и Рогожина. Важный сюжетный поворот, предполагаемый автором, – сумасшествие главной героини и изображение психиатрической клиники. Мотив сумасшествия героя позднее разрабатывается в «Идиоте».

Тема воспитанницы, учителя, князя – сквозная в набросках конца 1860-х – нач. 1870-х гг. Центральной она является и в замысле романа «Зависть». Связь воспитанницы и учителя (опекуна) позволяет сопоставить этот замысел с романом «Идиот» (отношения Тоцкого и Настасьи Филипповны), сам мотив воспитания, как становления личности, разрабатывается в повести «Неточка Незванова» и романе «Подросток».

Согласно комментариям ПСС, сюжетное зерно «Из повести о молодом человеке» – нравственное унижение человека. Данная сюжетная линия разрабатывалась в романах «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников, Мармеладовы, девочка на улице и др.), «Идиот» (князь Мышкин, Ипполит), «Братья Карамазовы» (семья Снегиревых).

Образ романтического героя «не от мира сего» сближает главного героя замысла «Картузов» и князя Мышкина из романа «Идиот».

Согласно комментариям ПСС, основной конфликт незаконченной повести «Весенняя любовь» ассимилирован в «Униженных и оскорбленных». Инвариантом замысла можно считать наличие четырех основных персонажей (Князь, Литератор, Девочка, Чиновник), наивность, робость и одновременно способность на отчаянные поступки Девочки, эпизод ее соблазнения, готовность чиновника за деньги искупить грех сближает данный замысел с романом «Идиот». По мнению М.В. Загидуллиной [Загидуллина, 2008], образ Чиновника предвещает тип «сладострастника», который предшествует характеру Петра Петровича Лужина в «Преступлении и наказании».

К третьей группе относятся такие замыслы, которые впоследствии были полностью поглощены другими произведениями: «Кашкадамов», «Исповедь», «Сороковины», «Атеизм».

По мнению М.В. Загидуллиной, замысел «Кашкадамова» был полностью воплощен в романе «Игрок». В своих планах Достоевский обычно не давал героям имен, предпочитая обозначать их «эмблематично», поэтому вполне возможно, что Кашкадамов и есть игрок. Работа над «Игроком» шла приблизительно в это же время.

Л.П. Гроссман, М.В. Загидуллина, Б.Н. Тихомиров считают, что замысел поэмы «Сороковины» был полностью поглощен романом «Братья Карамазовы». Замысел поэмы представляет собой набросок молодого человека и сатаны, который реализовал себя в романе (разговор Ивана Карамазова и сатаны).

Л.П. Гроссман [Гроссман, 1962, с. 332] считает, что замысел романа «Исповедь» был реализован в романе «Преступление и наказание». Г.М. Фридлендер выступил против этой версии, так как это мнение не имеет документального обоснования. С Г.М. Фридлендером трудно не согласиться, так как всё, что нам известно об этом замысле, – это название. Только на основании этого сложно строить предположения о связи данного замысла с другими произведениями Ф.М. Достоевского. Отнести данный текст в третью группу можно лишь условно, опираясь на предположение Л.П. Гроссмана.

Романный замысел «Атеизма», по мнению А.Л. Бема, поглощен романом «Идиот». Показательной здесь является сцена в гостиной у Епанчиных, здесь можно выявить конкретные сюжетные переклички между историей Павлищева, «истинного христианина», который благодаря козням «пройдохи» аббата Гуро, «бросает вдруг службу и всё, чтобы перейти в католицизм и стать иезуитом, да еще и чуть не открыто, с восторгом каким–то» (VIII; 449), и героем «Атеизма», который, в частности, «попадается на крючок иезуиту, пропагатору, поляку» (буквальный повтор слов Мышкина «рабски попадаясь на крючок иезуитам» (VIII; 451).

Таким образом, можно обозначить три группы незаконченных текстов Достоевского: самостоятельные, частично поглощенные другими произведениями, полностью поглощенные другими произведениями.

В первую группу мы отнесли тексты, мотивы которых не разрабатывались автором в дальнейшем. Большую часть этой группы составляют совершенно неразработанные замыслы, дошедшие до нас только в перечне тем.

Самую обширную группу составляют замыслы, частично поглощенные другими произведениями автора. Незаконченные произведения этой группы разными гранями соприкасаются с такими известными произведениями Ф.М. Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Неточка Незванова» и др.

Третья группа – замыслы, полностью поглощенные законченными произведениями писателя. «Исповедь», «Кашкадамов», «Сороковины», «Атеизм». Замыслы «Кашакадамова» и «Исповеди» находятся в этой группе весьма условно, так как нам известны только названия этих произведений, никаких планов не было или не сохранилось.

 

Выводы по главе 2

Во второй главе нами были рассмотрены незаконченные произведения в их связи с законченными. Незаконченные произведения писателя интегрированы в его творчество.

Жанровое разнообразие незаконченного наследия представлено: романом, повестью, рассказом, анекдотом, драмой, комедией, трагедией, поэмой. Как правило, автор сам указывает жанр будущего произведения. Стоит предположить, что такое жанровое деление может быть условным. Обозначения «драма», «трагедия», «комедия», «анекдот» скорее показательны с точки зрения модальности будущего произведения.

Самую обширную группу составляет романная форма, представленная разными типами романных модификаций: нравоописательный роман, роман–испытание, философский роман, рыцарский роман, социально–психологический роман и др.

Основные темы незаконченных произведений: религия и духовный поиск, мистика и спиритизм, семья/брак, искусство, любовь, детство и воспитание, историческая, сатирическая, социальная. Таким образом, в незаконченных произведениях Ф.М. Достоевского представлены темы, идеи, образы, характерные и для его законченных произведений.

Большинство произведений незаконченного наследия были полностью или частично поглощены более поздними завершенными произведениями писателя. Самую обширную группу составляют замыслы, частично поглощенные другими произведениями автора. Незаконченные произведения этой группы разными гранями соприкасаются с такими известными произведениями Ф.М. Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Неточка Незванова» и др.

Незаконченные произведения «В повесть Некрасову», «Сороковины», «Домовой» представляют собой некомментируемые диалоги героев, иногда довольно обширные, создавая эффект драматургического текста. В рассказе «Домовой» очевидна роль рассказчика.

Самой распространенной нарративной формой в незаконченном наследии писателя является повествователь («Слесарек», «Драма. В Тобольске», «Мечтатель», «Отрывки»). Такой тип нарратора представлен и в законченной прозе Ф.М. Достоевского.

Повествователь представляется нам беспристрастным хроникером, как правило, он сообщает читателю о событиях, поступках персонажей, фиксирует ход времени, иногда изображает облик действующих лиц, обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения.

 

 


Глава 3. Незаконченные произведения Ф.М. Достоевского:

От замысла к воплощению

С точки зрения «лакун», «участков неопределенности», провоцирующих сознание читателя на сотворчество, достраивание сюжетных ситуаций рассматриваются незаконченный рассказ Ф.М. Достоевского «Домовой», роман «Мечтатель», драма «Драма. В Тобольске», поэма «Сороковины», произведения «История Карла Ивановича», «Слесарек».

К «лакунам» незаконченного текста можно отнести: элементы заголовочного комплекса, которые могут стать подсказкой к расшифровке незаконченного текста; открытость композиционного построения (отсутствие какой-либо части, как правило, незаконченные тексты представляют собой «начала» произведений с той или иной степенью проявленности архитектонического задания); нереализованность сюжетных линий: пунктирность, фрагментирование, доминирование одних сюжетных линий над другими, что в ситуации недописанности текста может быть интерпретировано неоднозначно, как равные возможности; незавершенность образа («прорисованность» отдельных черт; несколько сюжетных ситуаций, раскрывающих противоречивость характера героя); поиски жанровой формы: набросок, фрагмент произведения, черновая редакция, вариант, смоделированный текстологами.

Для анализа были сознательно выбраны незаконченные произведения разной жанровой (и родовой) принадлежности.

Ф.М. Достоевского «Домовой»

Набросок незаконченного рассказа «Домовой» относится к замыслам 1847–1848 гг. Рукопись (2 страницы) представляет собой недатированный беловой автограф с небольшой правкой Ф.М. Достоевского. Сведения о рукописи имеются в книге «Описание рукописей Ф.М. Достоевского» под ред. В.С. Нечаевой (1957 г.). «Домовой» входит в полное собрание сочинений Достоевского: в 30 томах (том 2, с. 399).

Можно предположить, что по первоначальному замыслу писателя, «Домовой» должен был явиться второй частью цикла «Рассказы бывалого человека». Текст «Домового» с основным в этом цикле рассказом «Честный вор» объединяет фигура «отставного» солдата Астафия Ивановича.

Этот набросок почти не привлекал внимание исследователей. Статья о рассказе имеется в словаре – справочнике «Достоевский: Сочинения, письма, документы», автор статьи В.П. Владимирцев [Владимирцев, 2008 с. 289].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.081 с.)