Барьеры общения и умение их ослабить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барьеры общения и умение их ослабить.



Агрессивности противопоставляют настойчивость. Многие боятся журналистов. надо вести себя очень дружелюбно, беззаботно, рассуждать о праве общества на ту информацию, которой этот человек обладает. Надо позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя непринуждённо. Надо скорректировать свой внешний вид. Если собираетесь говорить с бездомными, не надевайте лучший костюм. И наоборот – если идёте к премьер-министру, не надо надевать джинсы. Надо найти какой-то общий интерес. Если ничего не помогает, попросите о помощи, скажите, что редактор будет очень недоволен вами. В самом крайнем случае можно пригрозить: так, мол, и напишем, что вы отказались комментировать.

Знаменитости.

Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, но не назойливо. Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах, а на тщательном журналистском расследовании. К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность + необычные вопросы. Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности.

Официальные лица. Официальные лица интересуют журналистов чаще всего не как персоны, а как источники информации о деятельности организаций и учреждений, к которым они относятся. Наибольший интерес для журналистов представляют авторитетные источники, т.е. лица, обладающие властью или принимающие решения в той сфере, о которой идет речь.

2 проблемы: опасность невольного искажения информации при передаче, интерпретации фактов, а также передачей намереннодозированных сведений.

«Бывшие». Большинство журналистов в своих расследованиях опираются на общение с источниками, располагающими сведениями об актуальном состоянии дел, и нередко игнорируют информацию о прошлом. Между тем то, что могли бы рассказать бывшие директор, секретарша, бухгалтер, наконец, бывший сосед по подъезду, добавило бы в расследование больше деталей, свидетельств, историй из прошлого и, возможно, пролило бы свет на современное положение вещей. Надо знать их цели!

 

Представители меньшинств. серьезная проверка на профессионализм. это уважение к принятым в этой среде традициям и обычаям. надо решительно отринуть все сложившиеся общественные стереотипы и быть особенно осторожным в словоупотреблении.

Пожилые люди.

Не следует ограничивать беседу во времени. Не проявлять нетерпения.. Увеличить время для «разминки». Проявить терпимость и не вступать в спор. Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение. Одеться построже, не использовать яркой косметики, входить в комнату неспешно и со спокойным выражением лица, как хороший знакомый.

Дети. Психика их менее устойчива, чем у взрослых. Поэтому, решаясь на интервью с ребенком, надо тщательно взвесить все «за» и «против». Не подвергать его испытанию публичностью, если в этом нет особой необходимости, даже если это нанесет ущерб полноте собранного материала. Главная заповедь – Не навреди!

Неполноценные люди.

Обращаться к инвалидам напрямую, даже если есть переводчик.

Говорить с инвалидами нормальным голосом; если вас не поймут или не услышат, вам об этом дадут понять.

С умственно отсталыми людьми лучше беседовать медленно, негромко, простыми, понятными фразами. Однако такой язык вовсе не должен быть нарочито детским.

С инвалидом в коляске говорить лучше, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз вашего собеседника; на колени вставать не следует — это может показаться ему унизительным.

При подаче информации стараться избегать стереотипов, излишней героизации; не преувеличивать страдания и не возводить инвалида на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях, например о вождении им машины;

Деликатно использовать лексический ряд. По возможности стараться объяснять медицинские термины

Люди в горе.

выразить соболезнования родным, при этом не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание.

Журналист должен быть готовым к тому, что могут быть слезы.

Необходимо дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства, даже если для этого нужна длинная пауза. Однако не следует эксплуатировать горе.

Жертвы насилия.

Беседуя с жертвами преступлений, журналист всегда окажется перед дилеммой, помогут его вопросы или, наоборот, навредят.

Задавая вопрос, журналист должен учитывать, что чувствует жертва преступления, и быть исключительно деликатным в своих расспросах.

Преступники. Интервью с людьми, признанными виновными в совершении преступления, по закону не возбраняется. информация «на выходе» должна защищать общественные интересы. не следует позволять выставлять в положительном свете свои поступки и противозаконные действия не может быть и намека на то, каким образом преступление совершалось., интервьюируемый не должен давать советы, как можно избежать наказания.

 

  1. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.

Наблюдение. Всякое творчество - художественное, производственное, публицистическое начинается наблюдения действительности, изучения, накопления фактов. В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Следовательно, наблюдение как метод познавательной деятельности журналиста есть такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер и регулируется некоторыми правилами. Журналисту в своей деятельности приходится использовать не только целенаправленное, преднамеренное, контролируемое наблюдение, но и преднамеренное неконтролируемое, поэтому в теории и практике журналистики принято подразделять наблюдения на 2 вида: 1.Произвольное наблюдение Произвольное - значит протекающее само по себе. Ненамеренное- не имеющее определенных целей и планов. Произвольное наблюдение,т.е. умение замечать различные жизненные проявления, факты, запоминать их и снова искать. Это не разовая акция, это постоянный непрерывный процесс, обогащающий мысль впечатлениями. К нему журналист должен привыкнуть, как к рабочему состоянию, жизненной потребности. Искать везде и всюду новые факты, из которых можно добыть тему или использовать их в своих текстах - закон журналистики. Поводом для наблюдения становятся объекты действительности, и в первую очередь те, которые отличаются неординарностью. А именно объекты могут отличаться: нестандартной формой, необычной величиной, подвижностью, красотой или наоборот.

2.Целенаправленное наблюдение т.е. предпринятое по заранее составленному плану и имеющее заранее намеченную цель.К нему прибегают, когда твердо знают кому будет адресовано и чему будет посвящена публикация. Поэтому при целенаправленном наблюдении собирается не любой, а по преимуществу материал, который требуется по строго выбранной теме. Готовясь к целенаправленному наблюдению, надо определить когда оно будет проводиться, в каком месте, зачем именно и как долго.

ЦН имеет несколько разновидностей: Локальное -привязано к определенному месту, имеет узкую биографию, особое внимание следует уделять подготовительному этапу. Надо убедиться в том, что информация, которую вы намерены собрать на конкретном участке окажется достаточной для убедительных выводов, обобщений, т.е. типичной. Однократное и многоразовое. Одноразовое - когда журналист имеет дело с процессами, протекающими в коротком промежутке времени (митинги, спортивные матчи, события, которые не повторяются) подобный материал используется в репортажах и зарисовках. Многоразовое -когда журналист обращается к одному и тому же объекту несколько раз. Открытое и скрытое. Открытое - когда журналист не скрывает от окружающих своих целей. Скрытое - журналист работает «инкогнито». Это наблюдение проводится в том случае, если журналист убежден, что своим присутствием он окажет нежелательное воздействие на окружающих и получит информацию, несоответствующую действительности.

Включенное наблюдение (Метод «маски»). Этот метод пришел в журналистику из социологии и художественной литературы. Впервые у к методу включенного наблюдения обратился французский исследователь Фредерик Ле Плэ, издавший в 1885 году книгу «европейские рабочие». Его интересовал быт рабочего класса (сам входит в рабочую среду, устраивается на завод, в течение нескольких лет живет как рабочий). Лондон, Гильяровский, Кольцов, Гюнтер.

До того, как принять решение о проведении включенного наблюдения журналист должен уяснить для себя 3 момента: 1. должен убедиться в том, что его замысел не нарушает профессиональной этики утвердившихся в обществе норм морали. 2.включенное наблюдение имеет ряд сложностей юридического характера, ж-ст, входя в новую проф. Среду берет на себя новые обязанности. Закон запрещает быть журналисту- врачом, юристом, занимать выборные должности. 3. это долгое отсутствие на рабочем месте, а замещать его кто-то должен.

  1. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике.

Значение документа все более возрастает. Документ проникает во все сферы общ.жизни – анкеты, протоколы, стенограммы, отчеты, факсы, письма. Изучение док. становится одним из важнейших методов. Владеть им должен каждый жур-ст.

Документ – поучительный пример, способ доказательства.

Документальной наз. любую информацию, фиксированную в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото, кинопленке.

Важно различать документ и источник. Документ может служить источником. Классификация документов:

1. способ фиксирования информации – рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные ленты.

2. тип авторства – личные или общественные

3. статус документа – официальные или неофициальные

4. способ получения документа – естественно функционирующие; созданные спец. По заказу жур-та; вызванные – ответы читателей.

5. степень близости к материалу – первичные или вторичные.

Проблема достоверности и надежности документа: достоверность и надежность документов серьезная проблема. Надежность – это уверенность в том, что мы имеем дело с той информацией. Достоверность – проблема истинности данных, их соответствия действительным событиям. Документ может быть весьма надежным и тем не менее содержать совершенно недостоверную информацию.

Следует различать описание событий от его оценки; факты и мнения. Описание содержит фактическую информацию, позволяющую более или менее объективно реконструировать событие, авторская же оценка субъективна. Важно так же установить какой инф. пользовался составитель документа. Считается, что первичный надежнее вторичного, а официальный предпочтительнее неофициального. Существуют разработки опред.надежность документа в зависимости от намерений составителя. Достоверны, если: 1. они не затрагивают интересы автора 2.наносят определенный ущерб автору 3. с т.зр. автора они не существенны 4. автор относился к ним недоброжелательно. Важно – как обстановка, в которой составлялся документ, могла повлиять на его содержание.

Жур-ст обращается к изучению документов с различными целями: знакомится с проблемой или человеком, углубляет свои познания, подкрепляет или опровергает свою позицию

Различна функция док-та в материале: может служить иллюстрацией или комментарием; основным аргументом; может быть самостоятельным произведением жур-ки.

Понятие «документ» употребляется сегодня в двух смыслах – широком и узком:

- В широком смысле – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве,

- В узком – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

Как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». (Т.е. понимаем слово «документ» в самом широком смысле).

Документ и источник.

Если верить Лазутиной, журналист представляет действительность как совокупность источников информации. Существует три типа источников:

- документ,

- человек,

- предметно-вещественная среда.

Одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов. Основным источником информации считается человек, но и возможности работы с документами нельзя недооценивать.

Классификация документов как первый шаг их анализа.

Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Следующий шаг – классификация документов – первый этап анализа. В журналистике принята следующая классификация документов.

По типу деятельности, породившей документ:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

По сферам их обращения:

1. Производственные (Совокупность текстов, которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. Доступ к ним затруднён, т.к. не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Нужно искать обходные пути – убеждение, например).

2. Общественных организаций ( Тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Доступ к ним также затруднён, так как представители пресс-служб часто не заинтересованы в том, чтобы их предоставить).

3. Бытовые (Обеспечивает информационное обслуживание людей в быту. Самое трудное – розыск. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека).

 

Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в достоверности и подлинности документа необходимо специальным образом проанализировать его. Следует определить:

1. подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом;

2. не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание;

3. не искажены ли фамилии должностных лиц;

4. соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);

5. подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.

Желательно также установить дату появления документа и его номер. Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам. Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идёт речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует. Вырванный из общего контекста событий документ может привести к искажению сути дела.

Иногда довольно трудно при помощи стандарных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.04 с.)