Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества



Современная лингвистика признает зависимость языка от общества в процессе его возникновения, а также определяет основную функцию языка – быть средством общения в обществе.

Язык обслуживает общество, и, следовательно, его можно отнести к общественным явлениям. Кроме языка, к общественным явлениям относят экономический строй общества (базис), политические, правовые, философские, эстетические, религиозные взгляды общества и соответствующие им учреждения (надстройка). Язык применяется во всех сферах человеческой деятельности – в сфере производства, культуры, науки и пр. Это связано с главной функцией языка – быть средством общения. Язык, являясь порождением общества, в то же время превращается в одно из главных условий существования самого общества.

Таким образом, диалектическая связь языка и общества, т.е. социальная сущность, обусловлена 2 факторами:

1) зависимость языка от жизни общества;

2) зависимость общества от языка.

Характер исторических изменений в языке не связан с особенностями экономической структуры общества. Но в тоже время можно отметить зависимость языка от состояния человеческого общества. Эта зависимость ярче всего проявляется в диалектном членении языка, связанном с территориальным и социальным дроблением. Особенностью отражения языком социальной организации является сохранение в современном языке тех черт, которые фиксируют прошлые общественные уклады и социальные структуры. Так, например, территориальные диалекты Тверской и Ростовской областей отражают старые феодальные границы. При изменении общественного уклада диалекты сохраняются, но при этом их роль как средства общения становится иной.


Общенародная разновидность языка развивалась на базе диалекта той области или города, которые были более развитыми в экономическом, культурном отношении. Так, например, русский литературный язык сформировался на основе московского диалекта.

 

15.Языковая ситуация
Одним из ключевых понятий социолингвистики является понятие языко­вой ситуации. Языковая ситуация - это функционирование двух и более языков в одной стране, их социальная иерархия, социальная природа. Языковая ситуация применяется к большим языковым сообществам: странам, регионам, рес­публикам. Для языковой ситуации важен фактор времени, поскольку она меня­ется в зависимости от политической обстановки, государственного строя, эко­номических преобразований.

Многоязычные государства нуждаются в объединяющей идее, поддерживающей идентичность. Они могут создать эту идентичность не на языковой основе, а например, на основе религии, однако без участия языка это часто бывает сложно. Это приводит к проблеме выбора общенационального языка: ведь ни один язык не является родным для всего населения. И если для «государственности» проблема выбора – чисто прагматическая, то для национального самосознания она часто эмоциональна и болезненна. Например, с прагматической точки зрения, для недавно образовавшегося большого национального государства наилучшим может оказаться язык бывшей метрополии. Но для национального самосознания выбор старого языка – языка угнетателей – неприемлем.

Рассматривать многоязычие только как проблему было бы неправомерно. Здесь существует и другой аспект: многоязычие – это еще и культурный ресурс. На индивидуальном уровне многоязычие – это мощный ресурс, позволяющий людям более эффективно взаимодействовать. Двуязычные индивиды в двуязычной среде получают в свое распоряжение (по крайней мере, потенциально, более выразительные и богатые средства общения, чем одноязычные.

Двуязычие (билингвизм), а также многоязычие являются факторами социально-политического развития общества в различных странах мира. Известно, что лишь в 22 странах мира проживает одноязычное население. Людей же, постоянно пользующихся разными языками, сочетающих в обыденной жизни несколько культур, становится все больше. Билингвизм, таким образом, – одно из ярких явлений современной межкультурной коммуникации.

16. ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА – ЭТО Совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве.

Языковая политика может быть весьма многообразной. Закон, определяющий, каким языком следует пользоваться в тех или иных официальных ситуациях, — часть языковой политики.

Наиболее действенными орудиями языковой политики являются административная сфера, система образования, средства массовой информации.

Яз. Политика бывает:

· ВНЕШНЯЯ

· ВНУТРЕННЯЯ

 

Виды:

· ПУРИСТИЧЕСКАЯ (к внешней)

· АНТИПУРИСТИЧЕСКАЯ

· АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ (к внутренней)

· НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ

 

Внешняя языковая политика связана с взаимоотношениями между различными государствами. Она существует в двух крайних формах – пуристической и антипуристической.

Пуристы резко возражают против заимствований из других языков, а их противники, напротив, считают, что от заимствований любой язык всегда выигрывает, поскольку становится богаче.

Пуристы, как правило, исходят из патриоти ческих соображений, а антипуристы – из космополитических. В определенные периоды своего исторического развития борьба между пуристами и их противниками принимает очень острые формы.

Очевидна крайность позиций как пуристов, так и антипуристов. Истина находится посередине между ними.

Внутренняя языковая политика проводится в пределах одного и того же государства. Она может осуществляться в двух крайних формах: антагонистической и неантагонистической. Первая из них характеризуется выдвижением на положение государственного языка, угодного господствующему меньшинству, а другая, напротив, проводит языковую политику в интересах общественного большинства.

Большинство современных развитых государств построено либо по национальному принципу, либо по принципу «плавильного котла», то есть объединения разных этносов в единое целое. В этом случае основу государственной языковой политики составляет полное языковое единство и всеобщее одноязычие.

Распространение общих языков может достигаться разными способами. Есть страны, где большое значение придается законодательству. Особенно яркий пример здесь — Франция. В течение полутора веков каждый француз независимо от национального происхождения обязан был учиться в школе на французском языке и только на нем обращаться в суд или полицию.

Не менее жесткая политика проводилась в Великобритании, где еще в первой половине ХХ в. деревенских школьников учителя били за случайно произнесенные фразы на ирландском или валлийском языках

 

17.Звуки речи - это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах: с акустической, артикуляционной и функциональной (смыслоразличительной) стороны.

 

Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота.

По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.

По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные. Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные.

По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

Так, например, звук [о] - вокальный, неконсонантный, сильный, низкий, а звук [д] – невокальный, консонантный, слабый, высокий.

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей:

из приступа (экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу»,

средней части (выдержки), когда органы установились для данной артикуляции,

и отступа (рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой – мгновéнные звýки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к],[г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой – длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]).

Благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как о бб ить, о тт ого, по дд ал, пала цц о, та к к ак и т. п.).

Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков.
Гласные и согласные звуки отличаются рядом особенностей:

1) акустикой: гласные образуются только голосом; согласные – либо сочетанием голоса и шума; либо только шумом;

2) артикуляцией: при образовании гласных органы речи не создают преграды, поэтому воздух свободно проходит в полость рта; при образовании согласных органами речи создается преграда;

3 ) со смыслоразличительной стороны согласные обладают бо ́ льшими различительными особенностями, нежели гласные; например, если в слове рукав при произношении опустим сначала согласные (р, к, в), а потом гласные (у, а), то очевидно, что по согласным можно угадать слово, а по гласным – нельзя.


Акустически звуки речи разделяются на сонорные(звучные)и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р – разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

 

18.Понятие фонемы

ФОНЕМА - мин. единица, служащая для построения и различения значимых ед.яз.: морфем, слов. Для выполнения этой роли – построения и различения - фонемы д.б. противопоставлены др.другу в яз. (том – дом – лом – ком). Такие противопоставления наз. ОППОЗИЦИИ. Кроме того, кажд. фонема может быть противопоставлена НУЛЮ, т.е. отсутствию данной фонемы. Это позволяет различать разные слова (С кот - кот, волк - вол, волок - волк, долог - долг, убор – бор), формы слова (Стола - стол, мячи – мяч) или и то, и другое (Пара-пар - различаются разные слова (супружеская пара – горячий пар) и формы одного слова (нет пара - есть пар).

 

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

· при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);

· при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

· при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

 

Звуки, являющиеся разновидностями одной фонемы, называются вариантами этой фонемы, или её аллофонами. Так, фонема т в русском языке выступает по меньшей мере в двух вариантах: 1) как обыкновенное т в словах таз, ты, брат и 2) как лабиализованное т – в положении перед у или о (туз, брату, ток). С точки зрения философии отношения фонемы и аллофона – это отношения общего и частного. Фонема предстаёт как сущность общего характера (инвариант), а аллофоны как её конкретные воплощения (варианты). Варианты фонемы могут быть акустико-артикуляторно близки друг другу (как в приведённых примерах), а могут быть и очень далеки друг от друга. Например, в слове сад фонема а в позиции между твёрдыми согласными под ударением звучит очень чётко, а в слове пятак в позиции после мягкого согласного без ударения как и с оттенком э.

Варианты фонемы могут быть фонетические и нефонетические. Нефонетические связаны с индивидуальными особенностями произношения (например, картавость, шепелявость), диалектным произношением (г фрикативный вместо г взрывного), колебанием орфоэпических норм. Подобные явления называют ещё вариациями фонем.

Фонетические варианты фонемы являются обязательными для всех говорящих на данном языке, так как вызываются фонетическими процессами и чередованиями звуков данного языка. Среди всех вариантов выделяется основной. Основным вариантом называется такое произнесение фонемы, при котором сохраняются все её признаки. Идеально такой вариант может быть представлен при изолированном произнесении звука, а при употреблении в слове - звучание фонемы в сильной позиции.

Сильной называют позицию, в которой звучание фонемы в наименьшей степени зависит от фонетических условий и она звучит наиболее чётко. Такой позицией для гласных фонем является положение под ударением, особенно в открытом слоге.

Сильной позицией для согласных фонем является положение: 1) перед гласными; 2) перед звуком в (твой); 3) перед звуком й (объявить); 4) перед сонорным (р, л, м, н).

В слабых позициях фонемы видоизменяются, выступая в виде своих вариантов. В некоторых случаях в слабой позиции становится возможной нейтрализация фонем, которая заключается в том, что две разные фонемы, утрачивая свои специфические признаки, произносятся одинаково. Например, в позиции конца слова одинаковое звучание имеют фонемы б (столбы – столб) и п (столпы – столп).

В пределах одной морфемы могут происходить чередования как гласных, так и согласных фонем, при этом цельность морфем не нарушается. Чередование сильной и слабой фонемы в морфеме составляет фонемный ряд. Например, в корневой морфеме сад в словах сат, с۸ды, съд^вот (сад, сады, садовод) сильная фонема а в слове сат чередуется со слабыми фонемами ^ и ъ в словах с۸ды и съд^вот. Фонемный ряд составляют гласные а ^ ъ. Термин фонемный ряд ввел в научный обиход профессор Р.И. Аванесов, считавший, что он является фонемным элементом структуры языка, поскольку на нем основано тождество морфем. При этом морфема остается равной самой себе, несмотря на то, что в ней меняются сильные и слабые фонемы, как гласные, так и согласные. Благодаря фонемным рядам устанавливается закономерная связь между фонетической и морфологической системами языка.

Таким образом, фонема – это существующий в сознании носителей языка звуковой тип, способный различать слова и их формы, а аллофоны – звучащие в речевом потоке её фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков.

 

Система фонем

Фонемы того или иного языка в совокупности образуют особым образом упорядоченную систему, в которой каждая единица (фонема) находится в определённых отношениях со всеми другими единицами (фонемами).

 

Система Фонем распадается на:

 

  • Вокализм (подсистема гласных фонем)
  • Консонантизм (подсистема согласных фонем)

 

Гласные различаются по:

 

· степени подъема языка

высокая у,и,ы

средняя э,о

низкая а

· наличию или отсутствию лабиализации (огубления)

лабеал: у,о

нелабиализованные: все остальные

Согласные делятся на:

· сонорные

· шумные.

 

К сонорным относятся |м|, |м’|, |н|, |н’|, |л|, |л’|, |р|, |р’|, |j|, остальные -шумные.

Сонорные произносятся при участии голоса с добавлением незначительного шума.

Шумные произносятся при участии шума и голоса (звонкие) или только шума (глухие).

Классификация:

Смычные

1)Взрывные |п| |б| |п’| |п’| |т| |д| |т’| | д’| |к’| |г’| |к| |г|

2)Смычно-фрикативные (аффрикаты) |пф| |ц| дз ч дж

3)Носовые |м| |м’| |н| |н’|

4)Боковые |л| |л’|

5)Дрожащие |р| |р’|

Щелевые |ф| |в| |ф’| |в’| |с| |з| |с’| | з’|

|ш| |ж| |ш’’| |ж’’| |j| |x’| |x|

 

Согласные делятся на:

  • твердые и мягкие
  • глухие и звонкие.

 

Парными по твердости - мягкости являются согласные: |п| - |п’|, |б| - | б’|, |т| - |т’|, |д| - |д’|, |ф| - |ф’|, |в| - |в’|, |с|- |с’|, |з| - |з’|, | м| - |м’|, |н| -|н’|, |л| - |л’|, |р| - |р’|, |к| - |к’|, |г| - |г’|, |х| -|х’|.

Непарные по этому признаку согласные: |ж|, |ш|, |ц| (твердые), |ж’’|, |ш’’|, |ч’|, |j| (мягкие).

Парными по глухости - звонкости являются согласные:, |п| - | б|, |п’| - |б’|, |т| - |д|, |т’| - |д’|, |ф| - |в|, |ф’| - |в’|, |с| - |з|, | с’| - |з’|, |ш| - |ж|, |ш’’| - |ж’’|, |к| - |г|, |к’| - |г’|.

Непарные по этому признаку согласные: все сонорные (звонкие), |ц|, |ч|, |х|, |х’| (глухие).

Согласные |ш|, |ж|, |ш’’|, |ж’’| и |ч| объединяются в группу шипящих фонем, а согласные |с|, |з|, |с’|, |з’| и |ц| - в группу свистящих.

 

23.Морфологический способ словообразования – создание новых слов путём сочетания морфем по существующим в языке правилам, образование слов из имеющихся в данном языке материальных ресурсов (корней и служебных морфем – аффиксов).

Словообразование (или деривация)

Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, – аффиксация, безаффиксный способ словообразования и сложение.

Аффиксация – создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов.

Возможны три аффиксальных способа словообразования: суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).

1.1. Суффиксальный способ словообразования – образование нового слова или новой формы слова путем присоединения к производящей основе или слову суффикса. Слова земляк, землячка, образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, к производящим основам земл-, земляк-.

1.2. Префиксальный способ – образование нового слова или формы слова путем присоединения к производящему слову префикса. Слова неприятель, прародина, презабавный, переписать образованы прибавлением приставок не-, пра-, пре-, пере-- к производящим основам приятель, родинап, забавный, писать.

Постфиксальный способ – образование нового слова или новой формы слова путём присоединения к производящему слову постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

Смешанно-аффиксальный способ:

1.3. Суффиксально-префиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставки вз- и суф. -j-, приставки по и суф. -ник-, приставки про- и суф. –ок-, приставки пере- и суф. -ок-. При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится. Производные основы слов соседний, отделка, сосуществование, затылок, разбежаться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, существование, тыл, бежать. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слово сосуществование – префиксальным, а слова затылок и разбежаться – суффиксально-префиксальным.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Префиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову префикса и постфикса.

Вы -плака- ть - ся ← плака- ть; в -чита- ть - ся ← чита- ть.

Суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе суффикса и постфикса.

Толп- и - ть - ся ← толп- а; скуп- и - ть -ся ← скуп- ой.

Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе префикса, суффикса, постфикса.

Пере -шуч- ива - ть - ся ← шут/и- ть.

1.4. Безаффиксный способ словообразования – создание нового слова на базе производящей основы без участия аффикса, т.е. производящая основа сама становится основой нового слова. Этот способ применяется преимущественно при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т. п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, и образованы безаффиксным способом Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

1.5. Сложение образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух или более основ.

(бар-ресторан): теплоход, самолетостроение, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-провод), а сложносокращенные – усечённых основ (зав-уч, зам-пред). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Иногда сложение сопровождается суффиксацией: редк-о-лес-j-е. Один из видов сложения – аббревиация.

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слово железобетонный, произведено от сложного слова железобетон посредством суффикса –н. С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

 

 

24\2. Семантический (или лексико-семантический ) способ словообразования – создание нового слова путем расщепление старого на два или более омонима. долг (задолженность) - долг (обязанность)

Кроме морфологического способа, известно лексико-семантическое словообразование, которое выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-семантический способ словообразования активно используется в современной рекламе при номинации магазинов, кафе, оздоровительных учреждений и т.д. Имена собственные-названия образуются чаще всего на основе метонимического переноса по смежности. Этот способ позволяет передать информацию о характере объекта продажи: названия магазинов «Вишенка», «Карасик».

Кроме того, при образовании новых имён-названий выделяется символический способ образования названия Символические имена собственные не отражают объект номинации, а приписываются ему как условные знаки. При этом могут использоваться слова с общеизвестным символическим значением («Заря», «Звезда», «Прогресс»), символы науки, техники, искусства, культуры («Эллипс», «Импульс», «Вальс», «Пируэт»), в том числе национально-культурные символы («Березка», «Тройка», «Купола»). Символическая номинация занимает в настоящее время центральное место среди других способов образования в рекламе.

3. Лексико-синтаксическсий способ, или лексикализация – создание нового слова путем сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов, слияние словосочетаний в одно слово: замуж, здравствуйте, до свидания, наотмашь. сегодня (сложено из сего дня)

Лексико-синтаксический способ словообразования имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час) скопидом (скопи дом).

4. Конверсия или морфолого-синтаксический способ – переход слов из одной части речи в другую за счет смены парадигмы. он сегодня дежурный - дежурный сотрудник

Морфолого-синтаксический способ словообразования осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные булочная, лесничий, рабочий, столовая перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д. Иное название этого способа – конверсия.

Особенно продуктивна конверсия в английском языке, где от большинства глаголов могут быть образованы существительные: sleep – «сон и sleep «спать», look «смотреть» и look «взгляд».

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое образование двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее – лексико-морфолого-синтаксическому.

 

5. Аббревиация – образование нового слова путем усечения слов, входящих в исходное словосочетание.

  • КГБ (ка-гэ-бэ́) — Комитет государственной безопасности
  • м.н.с. (эм-эн-э́с) — младший научный сотрудник
  • РСФСР (эр-эс-эф-эс-э́р) — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
  • ТФКП (тэ-эф-ка-пэ́) — теория функций компле́ксной переменной (комплексный анализ)

Так, буква «Ф» («эф») может произноситься как «фэ»:

  • ФБР [фэ-бэ-э́р] — Ф едеральное б юро р асследований
  • ЛФК [эл-фэ-ка́] — л ечебная ф изическая к ультура
  • РФФ [эр-фэ-фэ́] — р адио ф изический ф акультет

Буквы «С» («эс») и «Ш» («ша») как «сэ» и «ше»:

  • США [cэ-ше-а́] — Соединённые Штаты Америки

Словообразовательный разбор слова (Это для практики

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия – инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

· необходимо правильно определить производящую основу – ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный – суффикс - н-, способ – суффиксация.

· не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

· В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невеселовесело / невесёлый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невесёлый.

Приведём несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество – «что-то излишнее»;

способ словообразования – суффиксация,

2) заметались – форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться – «начать метаться»,

способ словообразования – приставочный.

3) ухода

ухода – форма существительного уход

уход-Ø ← уходить; уход – «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования - безаффиксный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.097 с.)