Исследовательская и проектная работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательская и проектная работы



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………… 2-3

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ РАБОТЫ

КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.……………………………………………………… 4-6

 

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………... 7-14

 

ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПОЛНЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ ……………………………. 15-16

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ………………………..... 17-18

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ………………………………….... 18-24

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

И ЕЕ ЗАЩИТЫ …………………………………………………………………….. 24-28

 

БИБЛИОГРАФИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………... 28-30

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………… 31-79


ВВЕДЕНИЕ

Ребенок от рождения любознателен, ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Ему интересно рвать бумагу и видеть, что из этого получилось, проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? Затем ребенок идет в детский сад, в школу и часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И постепенно исследовательские качества переходят в пассивный багаж.

Почему исследовательской деятельности учащихся придается в последнее время столь большое значение, зачастую она выступает в качестве связующего звена между урочной и внеурочной деятельностью детей? Такое понимание основано на теоретических представлениях А.М.Матюшкина, изложенных в его концепции одаренности. Согласно А.М.Матюшкину, исследовательская активность ребенка, проявляемая им в разных формах, является основой его индивидуального творческого обучения, т.к. она определяет широту, избирательность и глубину познавательных запросов ребенка. Введение элементов исследования в учебные предметы базисного учебного плана, реализация исследовательских проектов через внеурочную деятельность способствует построению содержания развивающего обучения в школе.

По мнению А.И.Савенкова, главная функция исследовательской деятельности в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности. Здесь самое главное – перевод исследовательской активности ребенка в «культурное» русло; овладение умениями выполнения целенаправленного исследования, которое должно увенчаться конкретным результатом. Это означает развитие навыка переводить собственный интерес, любознательность, спародические вопросы в план исследования объекта с помощью формулирования проблемного вопроса и цели исследования, вдумчивого чтения и развития навыка понимания текста (учебника, дополнительной литературы, первоисточников), планирования наблюдения или экспериментирования, развития способности получить на основании их результатов новое знание (делать выводы).

В связи с этим возникает множество вопросов. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной начальной школы.

При этом одной из главных остается проблема подготовки учителей - руководителей исследовательских работ учащихся. Дело в том, что руководство исследовательскими работами требует от учителя разработки индивидуальных заданий, подбора для каждого учащегося или их группы таких познавательных ситуаций и проблем, которые в наибольшей степени соответствуют их склонностям, способностям и интересам. Поэтому учитель должен каждый раз совершенствовать методику организации исследовательских работ и проектов, учитывать новые условия, уточнять формулировки исследовательских тем.

Задача данного пособия – помочь педагогу ответить на вопросы:

- что представляют собой исследовательская и проектная работы как вид

деятельности;

- как разработать программу и план исследования;

- как оформить и защитить исследовательскую работу.

 


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ РАБОТЫ

КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В современной педагогике и педагогической психологии используется два очень близких по содержанию понятия: «проект» и «исследование». Естественно, что они имеют много общего, но отождествлять их не следует. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это важно с точки зрения практики.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Свободное исследование

l Это исследование, базирующее на любознательности, можно добавить выражение И. П. Павлова – «бескорыстной любознательности».

l Не предполагает достижения определенного заранее результата в виде решения какой-либо практической задачи.

 

Научное исследование

Направлено на:

l приобретение нового для науки результата;

l создание методологической базы науки: теории, концепции, положений,

подходов и т. п.;

l разработку программ фундаментальных и прикладных исследований;

l внедрение научных исследований в практику.

Учебное исследование

l Обеспечивает приобретение необходимых умений творческой исследовательской деятельности.

l Завершается самостоятельным решением задачи, уже разработанной в науке.

l Предполагает овладение технологией исследования.

l Знакомит с техникой эксперимента.

l Учит работать с научной литературой.

Исследовательская работа – творческая работа, выполненная с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющая полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Особенностью исследовательской работы является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

 

Слово «проект»в современном русском языке имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед).

2) Совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.), необходимых для создания какого-либо продукта.

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Учебный проект – деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач. Причем результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение.

Проектная работа – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием заранее определенного результата (изготовлением изделия, подготовки выступления и т.д.). Может включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата.

В практике работы с детьми имеет место подмена исследовательского проекта информационным или проектом по решению проблемы.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта.

В информационном проекте главным является:

l сбор информации о каком-то объекте;

l анализ информации;

l обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (история создания световых приборов, история освещения городов, описание растительности (ландшафта, животного мира) лесного массива (бора) и т. д.);

l ознакомление участников проекта с информацией по выбранной теме.

Целью информационных проектов является создание информационных объектов: энциклопедии, картотеки, книги, газеты, атласы, комиксы, фрагменты учебников или задачников и др.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.

Выполняя исследовательский проект, дети полностью проходят все этапы «взрослых» исследований: формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка экспериментов, формулировка выводов, защита.

Проекты по решению проблем – проекты, похожие на исследовательские, но носят они более творческий и изобретательский характер.

Если цель исследовательского проекта – ответ на поставленный вопрос исследования, то цель проекта по решению проблем – конкретные предложения по решению проблемы и (возможно) реализация этих предложений или какие-то шаги к этой реализации.

 


ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ

Правила выбора темы

1. Тема должна быть интересна ребенку.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную

пользу участникам исследования.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро.

Кроме того, нужно учитывать:

- возможный уровень решения (соответствие возрасту ребенка);

- желания и возможности (есть ли для ее решения средства и материалы, наличие литературы, иначе работа примет поверхностный характер).

 

Примеры:

- «Дом древнего вятчанина»;

- «Употребление названий частей тела человека во фразеологических оборотах»;

- «Живая и мёртвая вода и её воздействие на человеческий организм»;

- «История семьи в воспоминаниях моей бабушки»;

- «Исследование рациона и структуры питания младших школьников»;

- «Влияние органических удобрений на размеры и урожайность корнеплодов моркови».

Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

 

Предмет исследования более конкретен и определяет только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Часто практически совпадает с темой исследования.

Пример 1. «Объект исследования – осветительные устройства и приборы».

«Предмет исследования - преимущества и недостатки различных типов осветительных приборов, а также их экономическая эффективность».

Пример 2. «Объект исследования – почва для выращивания комнатных растений»

«Предмет исследования – микрофлора почвы, ее влияние на морфофизиологические признаки растений».

Пример 3. «Объект исследования – эхо как явление».

Предмет – причины возникновения эха и возможности его использования».

 

Цель – это переформулированная проблема. Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель, как правило, начинается с глаголов: «выявить», «выяснить», «провести», «обосновать», «сформировать», «установить взаимосвязь» и т.д.

 

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий.

 

Пример 1. «Цель исследования - собрать и обобщить материал о журнале «Веселые картинки» и его героях.

Чтобы легче было проводить исследование, были поставлены следующие

задачи:

1) Изучить историю журнала «Веселые картинки».

2) Узнать об истории появления веселых человечков: как зовут этих героев?

Когда они появились в журнале?

3) Провести сравнение характеров веселых человечков; узнать, почему все они

оказались в одном журнале».

Пример 2. «Цель исследования состоит в том, чтобы проследить основные этапы процесса создания человеком различных типов осветительных приборов.

В соответствии с этим решались следующие задачи:

1) проследить эволюцию осветительных приборов, начиная с эпохи первобытного общества;

2) составить представление об устройстве разных типов осветительных приборов и об используемых источниках света;

3) выявить преимущества и недостатки разных типов осветительных приборов, свести их в сравнительную таблицу;

4) произвести сравнительный расчет экономичности лампы накаливания и современной люминесцентной лампы;

5) подготовиться к демонстрации некоторых видов осветительных устройств».

Гипотеза исследования – это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. В ходе эксперимента гипотеза или гипотезы уточняется, пополняется, развивается или отвергается.

Гипотеза не может быть очевидной (например: выбросы выхлопных газов загрязняют воздух), в ней не должно быть ненаучных понятий (например:вредные вещества).

Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если …, то …», «Чем …, тем …» или со слов «допустим», «возможно», «предположим»).

Пример 1. «В начале исследования было выдвинуто предположение, что каждый последующий тип осветительных приборов должен был иметь неоспоримые преимущества по сравнению со своими предшественниками: либо конструктивные, либо в отношении безопасности, либо в отношении экономичности».

Пример 2. «Если изменить кислотность почвы известкованием, то произойдет усиление роста листьев фиалки».

Методика исследования – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Методы исследования – способы познания явлений действительности и их закономерностей.

В общенаучном плане к методам исследования принято относить следующие:

· анализа – качественного (методологического, дидактического, психологического, лингвистического) и количественного (факторного, компонентного и т.д.);

· обобщения (синтез, описание и т.д.);

· проектирования (моделирование, предвидение);

· интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия, и т.д.);

· сбора фактов (наблюдение, изучение материалов, беседа, интервьюирование, изучение опыта работы и т.д.);

· регистрации (хронометраж, запись на магнитную ленту и т.д.);

· контроля и измерения (шкалирование, ранжирование, нахождение среднего арифметического, срезы);

· обработки (статистико-математические, графические, табличные);

· оценивания (самооценка, экспертные методы и др.);

· проверки (пробное обучение, опытное обучение и др.).

 

Сроки исследования – время, достаточное для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации.

Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования.

 

Этапы исследования

Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.

Второй этап – основной (конструирующий, постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование. Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Третий этап – заключительно-обобщающий. Систематизация материала исследования, обобщение результатов.

Пример 1. «Ход исследования включал в себя следующие этапы.

1. Подготовительный:

а/ выбор темы, определение цели и задач работы;

б/ выдвижение гипотез.

2. Основной:

а/ изучение литературы;

б/ подбор иллюстраций;

в/ сравнительный анализ преимуществ и недостатков разных типов

осветительных приборов;

г/ составление сравнительной таблицы;

д/ составление сравнительного расчета экономичности лампы накаливания и

компактной люминесцентной лампы (энергосберегающей);

е/ подготовка наглядных материалов, в том числе стенда для демонстрации

некоторых видов осветительных устройств.

3. Заключительный.

а/ обобщение результатов работы;

б/ формулирование выводов.

Пример 2. «Исследование осуществлялось в три этапа:

1-й этап – поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);

2-этап – опытно-экспериментальный (психолого-педагогический эксперимент);

3-этап – заключительно-обобщающий (систематизация материалов исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера».

Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.

Формулировка результатов эксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента.

Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.

Пример. «ВЫВОДЫ» (по теме исследовательской работы «ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА):

1. В разные периоды истории человечества обычно параллельно использовалось несколько типов осветительных приборов. Их выбор в конкретной ситуации определялся двумя факторами: тем пространством, которое требовалось осветить, и финансовыми возможностями людей.

2. Все осветительные приборы, применявшиеся до электрической лампы накаливания, имели существенные недостатки. Это могло быть несовершенство или неудобство конструкции, дороговизна материалов, большой риск случайного возгорания.

3. Конкуренцию электрической лампе накаливания, которая сейчас является самым распространённым осветительным устройством в быту, могут составить компактные люминесцентные энергосберегающие лампы. Их удобство заключается в том, что они могут давать различный спектр света, и люди могут выбрать тот, который будет наиболее благоприятным для их глаз. Их экономичность подтверждается расчётами, но экономический эффект проявляется только при достаточно длительном использовании (несколько месяцев) в силу относительной дороговизны самих ламп.

В семье автора исследования после завершения данной работы была произведена полная замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами.


ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПОЛНЕНИЯ

Подготовительный этап

Этапы работы Примечания
  Выбор примерной темы (заглавия) работы Задает направление исследования. Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации.
  Определение цели работы Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.
  Выбор объекта исследования, формирования опытной и контрольной группы Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.
  Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели

Основной этап

Этапы работы Примечания
  Поиск и изучение литературы по теме исследования Позволяет понять, что уже известно в рамка выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разны авторов на проблему
  Формирование главы: «Обзор литературы» Содержание главы строго структурировано, логично. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.
  Выбор методов исследования Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.
  Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов Проведение эксперимента или других элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.
  Подготовка отчета о проделанной работе Содержит следующие разделы (части): 1) введение с целью работы; 2) обзор литературы; 3) материалы и методы; 4) результаты и их обсуждение; 5) выводы; 6) список использованной литературы
  Подготовка работы к презентации Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу

ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все парадоксы.

4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8. Подготовить текст сообщения.

9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10. Приготовиться к ответам на вопросы.

 

ДОКЛАД

Для 10-минутного выступления автором готовится текст доклада объемом в 3 – 4 машинописного текста (немного больше, если текст написан от руки). В зависимости от регламента текст может быть увеличен или уменьшен.

На введение и выводы отводится примерно ½ листа. Кратко характеризуется область исследований и обзор литературы. Подробность описания методики зависит от степени ее оригинальности и новизны. Список литературы не приводится. Большее внимание следует уделить описанию полученных результатов. В докладе необходимо сделать ссылки на первоисточники с указанием фамилий авторов и года издания.

Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц, схем и рисунков. Доклад не должен быть перегружен иллюстративным материалом. Отбираются самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные выводы и результаты работы, иллюстрирующие установленные закономерности. Заголовки, подписи к иллюстрациям и таблицам должны легко читаться, должны быть четкими и ясно различимыми с расстояния, определяемого размерами помещения. Рисунки и графики могут быть цветными, но цветов, как правило, должно быть не более четырех, чтобы пестрота не мешала восприятию материала.

 

ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА

Назначениестенда – нести дополнительную информацию по проведённому исследованию, привлечь внимание и заинтересовать тех, для кого он создаётся. Информация стенда должна быть понятной и легко читаемой даже в отсутствие автора материалов и организаторов стенда. Главное требование к его оформлению – наглядность его материалов, чёткость графиков, диаграмм, заголовков. Пространство стенда следует использовать рационально, стараясь привлечь внимание и заинтересовать тех, для кого создан стенд. Все размещённые на стенде графики, таблицы, диаграммы, фотографии должны иметь подписи.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

- название конкурса, на который подаётся работа – школьный, городской и т.д.;

- название учебного учреждения;

- название (тема) работы;

- сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс (для конкурсных работ вне школы – населённый пункт, учебное заведение);

- сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, учёная степень и учёное звание, должность, место работы;

- место и год написания работы.

Сведения об учреждении, в котором выполнена работа (название конкурса, на который подаётся работа – школьный, городской и т.д.) Тема Сведения об авторе, о научном руководителе Место и год выполнения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Разделы (главы) нумеруются арабскими цифрами. Для нумерации подразделов (параграфов) сначала ставится номер раздела, затем точка, после неё – номер подраздела, точка. Например: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая номер параграфа.

 

Введение Основная часть Глава 1 1.1. 1.2. … Глава 2 2.1. 2.2. … Заключение Список литературы (библиография) Приложения  

 

ВВЕДЕНИЕ

Задача раздела – привлечь внимание к проблеме, теме работы. В этом разделе даётся краткая характеристика проблемы или её история, обосновывается выбор и актуальность темы исследования (проекта), научное и практическое значение, формулируются цели и задачи, выдвигаемые гипотезы, конкретизируются объект и предмет исследования.

Примерный объём – 1 страница.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть развивает главную мысль, обозначенную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщаются основные сведения, предлагаются пути решения проблемы. Необходимо показать знание основных работ по исследуемому вопросу, умение работать с литературой, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. При написании обзора литературы необходимо сгруппировать источники по отдельным проблемам вопроса, а внутри по фамилиям авторов, у которых совпадают мнения, и по тем авторам, у которых имеются противоположные суждения. При этом должна быть аргументировано, поддержана точка зрения одних авторов или высказано собственное мнение. Определяются ГОСТами: старый ГОСТ 7.1- 84, новый ГОСТ 7.1- 2003 (изменен в 2006 г.)

Каждая глава начинается с задачи и заканчивается выводом. В тексте должны быть ссылки на используемые источники.

При описании организации исследования указывается место его проведения, сроков и авторов исследования.

Перечисляются методы проведения исследования. Методика исследования подробно описывается лишь в том случае, если раньше она не применялась и не описана в литературе. Если для проведения исследования была взята уже известная методика, достаточно сделать ссылку на литературу, в которой она описана.

Следует перечислить применяемые приборы и инструменты.

В обязательном порядке описываются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются таблицами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. В тексте должны быть ссылки на соответствующие рисунки или таблицы. Например: «Результаты исследования представлены в табл. 2»; «В результате мы видим (рис.1), что …».

Достоверность результатов подтверждается расчётами, ссылками на литературу, макетами и т.д.

Таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы могут присутствовать как в основной части работы, так и в приложении.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РИСУНКОВ, ТАБЛИЦ, ФОРМУЛ

Графики, диаграммы, схемы, фотографии, рисунки и т.д. выполняются черной пастой или тушью, при использовании электронных носителей – на компьютере. Обозначаются как рисунки, которые имеют сквозную нумерацию. Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значком.

Под рисунком с красной строки пишется:

Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - …; 2 - … и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы:

- после названия дается ссылка;

- если в рисунке имеются изменения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется: «с изменениями».

 

Таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Элементы таблицы располагаются в следующем порядке: нумерационный заголовок, например «Таблица 1», название таблицы, текст таблицы.

Если таблица взята из литературного источника, то после ее названия (в скобках) дается ссылка на него.

 

Пример 1.

Россия   Европа Германия Англия Нидерланды Румыния
Снежная баба Снежный человек

Рис. 1. Происхождение снежных баб и снеговиков

Пример 2.

Таблица 1.

Сказочные персонажи журнала «Веселые картинки»

Внешний вид Имя Где впервые появились
     
Дюймовочка Героиня одноименной сказки, которую написал великий датский сказочник Г.Х. Андерсен.

ВЫВОДЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

В заключении:

- подводятся итоги исследования: достигнуты ли цели, выполнены ли

поставленные задачи;

- формулируются выводы;

- указываются пути реализации полученных выводов;

- намечаются новые задачи и проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Все использованные литературные источники перечисляются в алфавитном порядке. Если работы изданы за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке.

Все источники нумеруются в сквозном порядке. Описание литературных источников подчиняется библиографическим правилам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении могут быть инструкции, технологические и инструкционные карты; описание некоторых приемов деятельности; графики, схемы, рисунки, не вошедшие в основное содержание работы, на которые имеется ссылка в тексте; тесты, анкеты; результаты эксперимента.

Приложения нумеруются. В правом верхнем углу пишется номер приложения, по центру листа – вид приложения (таблица, схема и пр.), его содержание.

 

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

БИБЛИОГРАФИЯ

по проблемам методологии организации и предметного содержания исследовательской деятельности учащихся

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения уча­щихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской де­ятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001. - С. 64-68.

2. Алексеева Л.Н., Копылов ГГ., Марача В.Г. Исследовательская деятель­ность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников.- 2003. - № 4. - С. 25-28.

3. Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа

московских школьников // Исследовательская работа школьников.- 2003. - № 1.- С. 48-51.

4. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998.

5. Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспи­тание школьников. - 1996. - № 2. № 3. - С. S-7.

6. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм фор­мирования представлений о поливерсионности мира создания навыков
поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник / Под ред. А.С. Обухова.-
М., 2001. С. 68-80.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

8. Демин И.С. Использование информационных технологий в учеб­но-исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2001. - № 6.
- С. 174-177.

9. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников.
- 2004. - № 2. - С. 77-82.

10. Леонтович А.В. Каждый человек - исследователь // «Алхимия проекта». Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего». - М., 2004.

11. Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащих­ся // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровож­дение, опыт. («Образовательные технологии»). Выпуск 2. - М., 2005. - С. 8-17.

12. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследо­вательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская ра­бота школьников. - 2003. –

№ 4. - С. 12-17.

13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

14. Ляшко Л.Ю. Педагогические условия развития учебно- исследова­тельской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис., к.п.н. М., 2003.

15. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.

16. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская де­ятельность: что и

как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. №4. С. 18-23.

17. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2005.

18. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.

19. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.

20. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обу­хова. - М., 2005. - С. 51-58.

21. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции //Народное образование. - 1999.- № 10.- С. 162-164.

22. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Иссле­довательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 34-45.

23. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006.

24. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. - М.: Генезис, 2005.- 203 с.

25. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследова­тельские способности. - М., 2005.

26. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.

27. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов.- М., 1990.

28. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

СНЕГОВИК ИЛИ СНЕЖНАЯ БАБА?

Воронина Варвара, 3 класс

МОУ «Вятская гуманитарная

Гимназия» с углубленным

Изучением английского языка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.211 с.)