Можно использовать комбинированный ключ для обслуживания системы зажигания с набором необходимых щупов. Ключ имеет специальные прорези для подгибания бокового электрода свечи.
Необходим для нагрева деталей при монтаже и демонтаже (например, термоусадочных трубок при ремонте электропроводки).
При выполнении работ также могут потребоваться: струбцина, рулетка, бытовой безмен, широкая емкость для елива масла объемом не менее 3 л, медицинский шприц или груша для отбора жидкости.
1. Проникающая смазка, в том числе для смазки резьбовых соединений пе~ ред разборкой.
2. Препарат для очистки тормозных механизмов.
3. Преобразователь ржавчины.
4. Силиконовая смазка.
5. Пластичная смазка для подшипников и других узлов трения.
6. Клей-фиксатор для ответственных резьбовых соединений и герметики.
7. Специальная смазка для мотоциклетных цепей (если скутер с цепью, например мопед).
8. Высокотемпературный силиконовый герметик.
9. Притирочная паста средней и мелкой зернистости.
10. Очиститель карбюратора.
11. Спрей-смазка для защиты контактов электрических цепей.
15. Диагностика неисправностей скутера
Даже такой простой и надежный механизм, как скутер может сломаться. Причиной этому может стать некачественное и несвоевременное обслуживание, плохой бензин, общая усталость механизмов, банальная вибрация, дорожная грязь, и т. п. Расстраиваться не стоит: скутер - это всего лишь набор механизмов, подчиняющийся законам механики, который вполне можно отремонтировать собственными силами. В силу простоты устройства узлов скутера, можно самому определить неисправность и устранить ее.
Причина неисправности
| Способ устранения
|
Двигатель не запускается. Электростартер не проворачивает коленчатый вал
|
Нажата клавиша аварийной остановки двигателя, не повернут до конца ключ в замке зажигания, не нажат рычаг одного из тормозов, выставлен боковой упор
| Проверьте положение клавиши и ключа в замке зажигания. Нажмите на рычаг тормоза, сложите боковой упор, проверьте исправность датчиков тормозов и упора
|
Перегорел предохранитель цепи зажигания
| Проверьте целостность предохранителя цепи зажигания и цепи стартера (если присутствует, см. инструкцию скутера), при необходимости замените предохранитель
|
Разряжена аккумуляторная батарея
| Проверьте и подзарядите батарею, при необходимости замените ее. Запустите двигатель при помощи кик-стартера
|
Неисправна цепь стартера
| При отсутствии щелчков втягивающего реле стартера, проверьте тестером реле, электропроводку, отрицательный провод аккумуляторной батареи, зачистите контакты реле, стартера, аккумуляторной батареи
|
При нажатии на кнопку стартера, стартер работает, но коленчатый вал не вращается
| Проверьте состояние зубьев чартерных шестерней коленчатого вала и работу обгонной муфты стартера. В случае заедания обгонной муфты см. с. 135 «Стартер— снятие и установка»
|
При нажатии на рычаг кик-стартера он проворачивается, но коленчатый вал не вращается
| Проверьте состояние зубьев шестерни кик-стартера или храповика, при необходимости замените детали
|
Электростартер проворачивает коленчатый вал, но двигатель не запускается
|
Нет подачи топлива в карбюратор
| Проверьте наличие топлива в баке
|
Засорился канал либо фильтр бензо-крана, топливный фильтр или топливный шланг
| Продуйте сжатым воздухом топливную магистраль, при необходимости замените топливный фильтр
|
Поврежден воздушный шланг «карбюратор — бензокран» (при наличии в скутере вакуумного бензокрана, см. инструкцию к скутеру)
| Проверьте целостность воздушного шланга
|
Засорилось вентиляционное отверстие бензобака
| Проверьте, и при необходимости прочистите вентиляционное отверстие.
|
Не работает бензонасос (на моделях с впрыском топлива, см. инструкцию к скутеру)
| Проверьте работоспособность бензонасоса, реле бензонасоса
|
Топливо не поступает в поплавковую камеру
| Заклинило иголчатый клапан карбюратора, отремонтируйте клапан
|
Не работает автоматический пусковой обогатитель
| Проверьте исправность обогатителя и его электропроводки, при необходимости отремонтируйте обогатитель
|
Не образуется нормальная горючая змесь. Засорен воздушный фильтр. Подсасывается воздух через неплотное креп-пение впускного патрубка, повреждены сальники коленчатого вала (двухтактный двигатель), повреждена прокладка кривошипной камеры
| Промойте либо замените воздушный фильтр, проверьте сальники и прокладки двигателя, при необходимости ремонта (см. с. 149 «Двухтактный двигатель - разборка и сборка» и с. 160 «Четырехтактный двигатель - разборка и сборка»)
|
Отсутствует искра на свече зажигания
| Проверьте свечу, при необходимости замените ее. Если искра не появилась, проверьте высоковольтный провод, свечной колпачок, катушку зажигания и их соединения
|
Искра есть, но слабая
| Проверьте зазор между электродами, напряжение аккумуляторной батареи, контакт свечи и свечного колпачка, при необходимости зачистите контакты и отрегулируйте зазор
|
Свеча залита бензином
| Протрите электроды ветошью, при возможности закройте бензокран и продуйте камеру сгорания при помощи кик-стартера
|
Двигатель работает нестабильно. Двигатель заводится с трудом, «плавают» обороты на холостом ходу
|
В воздушный фильтр либо двигатель попала вода
| Отвернув болт дренажа поплавковой камеры, слейте бензин. В случае наличия воды в бензине замените топливо в бензобаке
|
Не работает автоматический пусковой обогатитель на холодном двигателе
| Проверьте работоспособность пускового обогатителя, при необходимости замените его
|
Засорены жиклеры и каналы карбюратора
| Продуйте жиклеры и каналы карбюратора
|
Изолятор свечи зажигания покрыт черным маслянистым нагаром.
| Необходимо очистить свечу, если ситуация повторяется - заменить свечу, отрегулировать карбюратор
|
Повышенный износ деталей ЦПГ и двигателя в целом
| При нажатии на рычаг кик-стартера не ощущается сопротивление рычага нажатию. Износ деталей цилиндро-поршне-вой группы определяется при помощи компрессометра, при подтверждении диагноза об износе деталей двигателя, требуется ремонт с заменой изношенных деталей
|
Не синхронизированы карбюраторы (на многоцилиндровых скутерах с несколькими карбюраторами)
| Отрегулируйте карбюраторы, добиваясь их синхронной работы
|
Посторонние звуки при работе двигателя
|
Нарушены тепловые зазоры в механизме привода клапанов четырехтактного
| Необходимо отрегулировать зазоры согласно инструкции к скутеру
|
Ослабла цепь привода клапанного механизма (четырехтактного двигателя)
| Отрегулируйте натяжение цепи, при необходимости замените натяжитель цепи
|
Избыточный нагар в камере сгорания
| Используйте специальные присадки к топливу для очистки камеры сгорания, либо очистите камеру сгорания вручную, сняв головку цилиндра
|
Избыточный зазор между цилиндром и поршнем
| Необходима замена деталей ЦПГ
|
Чрезмерный износ подшипников коленчатого вала, верхней и нижней головок шатуна
| Необходима замена деталей
|
Звук прорывающихся газов
| Необходима подтяжка резьбовых соединений ЦПГ и выпускной системы, возможно повреждена прокладка между головкой и цилиндром. При необходимости замените прокладки, затяните соединения регламентированным моментом
|
Ослаблены болты крепления двигателя
| Подтяните болты
|
Двигатель плохо набирает обороты
|
Главная дозирующая система карбюратора готовит бедную смесь. Двигатель перегревается, присутствует детонация, калильное зажигание, белый налет на свечах
| Необходимо отрегулировать качество смеси путем отворачивания винта «качества» на карбюраторе, либо поднятием регулировочной иглы дросселя карбюратора.
|
Главная дозирующая система карбю-. ратора готовит богатую смесь. Образуется черный бархатистый налет на электродах свечи зажигания, идет густой черный дым из глушителя
| Необходимо отрегулировать качество смеси путем заворачивания винта «качества» на карбюраторе, либо опусканием регулировочной иглы дросселя карбюратора
|
Засорен глушитель, продувочные каналы либо окна цилиндра двухтактного двигателя
| Необходимо очистить нагар, при невозможности это сделать следует заменить глушитель
|
Двигатель глохнет при резком прибавлении «газа»
|
Двигатель не прогрет до нормальной рабочей температуры
| Прогрейте двигатель, дав ему поработать на холостом ходу некоторое время
|
Не отрегулирован карбюратор, нарушено нормальное смесеобразование
| Отрегулируйте карбюратор
|
Не работает ускорительный насос в карбюраторе (если он есть)
| Проверьте мембрану ускорительного насоса, при необходимости замените ее
|
Двигатель теряет мощность после продолжительной езды
|
Недостаточна производительность масляного насоса, вследствие чего двигатель не смазывается должным образом, либо в кривошипную камеру двухтактного двигателя поступает слишком' мало масла
| Необходим ремонт двигателя
|
Низкий уровень масла в четырехтактном двигателе
| Долейте масло до верхней метки щупа
|
Используется низкокачественное масло, либо масло несоответствующей вязкости
| Замените масло на рекомендованное производителем
|
Перегрев двигателя воздушного охлаждения
|
Ребра охлаждения цилиндра и головки цилиндра забиты грязью
| Очистите ребра охлаждения двигателя
|
Сломаны лопасти крыльчатки вентилятора. Кожухи системы охлаждения неплотно прилегают, забиты грязью, имеют повреждения
| Проверьте и при необходимости замените крыльчатку вентилятора
|
Перегрев двигателя жидкостного охлаждения
|
Низкий уровень охлаждающей жидкости, утечки в системе охлаждения. Не работает водяной насос, охлаждающий вентилятор либо выключатель вентилятора. Забиты грязью шланги системы охлаждения либо радиаторная решетка
| Замените поврежденные детали, продуйте сжатым воздухом магистрали системы охлаждения, прочистите радиатор, долейте охлаждающей жидкости до требуемого уровня, либо полностью замените ее
|
Скутер медленно разгоняется
|
Неправильно отрегулирован карбюратор (нарушено смесеобразование, обороты холостого хода слишком высокие), изношены детали цилиндро-поршневой группы, изношены фрикционные накладки сцепления, неправильно работает вариатор
| Отрегулируйте карбюратор, проверьте износ деталей сцепления и вариатора, при необходимости замените их. Проверьте и, при необходимости замените детали двигателя
|
Неправильно подобраны (изношены) грузики вариатора, пружина ведомого шкива сцепления. Смазка попала на фрикционные накладки сцепления
| Замените грузики вариатора, проверьте жесткость пружины сцепления и при необходимости замените ее. Удалите смазку с фрикционных накладокх сцепления
|
Поврежден (изношен) ремень вариатора, поверхности шкивов
| Необходимо проверить и при необходимости заменить изношенные детали
|
Неправильно отрегулированы тормоза
| Отрегулируйте привод барабанного тормоза, проверьте работоспособность дискового тормоза
|
Двигатель работает нормально, но скутер не трогается с места
|
Оборван клиновой ремень, лопнула пружина ведомого шкива. Неисправно центробежное сцепление, повреждены пружины башмаков, чрезмерно изношены фрикционные накладки и барабан сцепления
| Необходима замена поврежденных деталей
|
Плохая управляемость, вибрация при движении, нарушена курсовая устойчивость скутера
|
Изношены либо не отбалансированы шины, давление в шинах не соответствует требуемому. Повреждены колесные диски
| Проверьте давление и износ шин, а также диски на наличие искривлений
|
Изношены подшипники колес
| Необходима дефектовка и замена подшипников
|
Отутствует смазка в подшипниках рулевой колонки, изношены подшипники
| Требуется дефектовка и замена
|
Ослаблены болты крепления маятника и двигателя
| Необходима подтяжка соединений
|
Недостаточно масла в передней вилке, заднем амортизаторе
| Необходима доливка масла в вилку, дефектовка и замена заднего амортизатора
|
Повреждена в результате падения либо ДТП рама скутера
| Требуется дефектовка и выправление рамы на стапеле, если возможно
|
Колеса находятся в разных плоскостях
| Требуется проверка правильности установки распорных втулок и шайб колес
|
В масло четырехтактного двигателя попадает бензин (масло жидкое, пахнет бензином, его уровень повышен)
|
Неисправен автоматический топливный кран
| Заменить кран
|
16. Ремонт скутера.
16.1. Ремонт скутера. Облицовки - снятие и установка.
Частичное либо полное снятие облицовок необходимо для большинства операций по обслуживанию и ремонту скутера.
Пластик скутера отличается хрупкостью, при его снятии и установке необходимо соблюдать осторожность.