Тема 11. Оптимизация цены и объема производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Оптимизация цены и объема производства



План семинарского занятия

1. Монополия и монополистическая конкуренция

2. Олигополия.

 

Основные термины и понятия

Монополия. Спрос на продукцию монополии. Равновесие монополиста. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация второй степени. Ценовая дискриминация третьей степени. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Консорциум. Конгломерат. Олигополия. Дуополия. Модель Курно. Кривая реакции. Модель ломаной кривой спроса. Лидерство в ценах.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон?

2. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти?

3. Чем более прибыльна фирма, тем большую монопольную власть она имеет. Так ли это? Объясните.

4. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек?

5. В чем проявляется неэффективность монополии?

6. Существуют ли общие черты у монополистической конкуренции и олигополистического рынка?

7. Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора?

8. При каких условиях монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?

9. Назовите основные черты, характеризующие олигополию

10. Существует мнение, что олигополия эффективна. Так ли это?

 

Тесты

 

1. Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что:

а) дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализации вкусов потребителей;

б) фирмы производят оптимальный объем продукции;

в) ожесточенная ценовая война между фирмами на руку потребителям;

г) использование ресурсов наиболее эффективно;

д) нет верного варианта ответа.

2. На рынке монополистической конкуренции:

а) роль рекламы ничтожна;

б) отдельный покупатель способен влиять на цену продукта;

в) действие одного продавца не оказывает влияния на действия остальных;

г) товары отличаются по дизайну и по условию продажи;

д) нет верного варианта ответа.

3. Особенностью монополистической конкуренции является то, что:

а) продавец имеет небольшое число конкурентов;

б) кривая спроса менее полога, чем при совершенной конкуренции;

в) фирмы имеют избыточные мощности;

г) достигается эффективное распределение ресурсов;

д) нет верного варианта ответа.

4. Монополистически конкурентные отрасли обеспечивают дифференциацию продукта:

а) слишком большую;

б) слишком маленькую;

в) оптимальную;

г) иногда слишком большую, иногда слишком маленькую, иногда оптимальную;

д) нет верного варианта ответа.

5. Горюче-заправочные станции являются примером монополистически конкурентной отрасли. Чего не следует ожидать в этой отрасли?

а) положительной краткосрочной прибыли;

б) нулевой долгосрочной прибыли;

в) цены, равной предельным издержкам;

г) размещение производства используется как способ дифференциации продукта;

д) нет верного варианта ответа.

6. Особый вклад в теорию монополистической конкуренции внес:

а) О. Курно;

б) Э. Чемберлин;

в) А. Пигу;

г) А. Маршалл;

д) нет верного варианта ответа.

7. В отличие от монополии при монополистической конкуренции фирма:

а) не может получить краткосрочную экономическую прибыль;

б) не нуждается в рекламе;

в) имеет две линии спроса;

г) не имеет линии предложения;

д) нет верного варианта ответа.

8. Монополист выбирает уровень производства, при котором спрос на его продукцию:

а) неэластичен или единичной эластичности;

б) эластичен или единичной эластичности;

в) единичной эластичности;

г) любой эластичности;

д) нет верного варианта ответа.

9. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, что:

а) монополист способен назначать максимально высокие цены;

б) цена превышает предельную выручку;

в) монополисту гарантирована высокая прибыль;

г) монополист не учитывает особенностей спроса.

10. На рынке существует естественная монополия, если:

а) фирма является собственником все ресурсов, используемых в производстве рассматриваемого продукта;

б) производственная функция фирмы имеет постоянную отдачу от масштаба;

в) AVC фирмы падают с увеличением выпуска;

г) фирма обслуживает покупателей одной территории;

д) нет верного варианта ответа.

11. Ценовая дискриминация − это:

а) продажа по разным ценам разным покупателям одной продукции;

б) повышение цены на товар более высокого качества;

в) различия в оплате труда в зависимости от пола, возраста и национальности;

г) нет верного варианта ответа.

12. Олигополия − это рыночная структура, при которой:

а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовывать свои действия;

б) товар исключительно однороден;

в) товар неоднороден, покупателей немного;

г) товар исключительно неоднороден;

д) нет верного варианта ответа.

13. Ломаная кривая спроса при олигополии означает:

а) разрыв в графике предельной выручки;

б) разрыв в графике предельных затрат;

в) что цена не должна быть выше предельного дохода;

г) сговор в определении цены;

д) нет верного варианта ответа.

14. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют барьеры для проникновения в отрасль;

б) действует незначительное количество продавцов;

в) фирмы способны организовать картель;

г) фирмы обладают большей или меньшей рыночной властью;

д) нет верного варианта ответа.

15. Ценовая война свойственная одной из основных рыночных структур:

а) совершенной конкуренции;

б) монополии;

в) монополистической конкуренции;

г) олигополии;

д) нет верного варианта ответа.

16. Термин «олигополия» ввел в оборот:

а) Т. Мор;

б) Э. Чемберлин;

в) А. Курно;

г) Дж. Нэш;

д) нет верного варианта ответа.

17. По своей сути природа олигополии ближе всего:

а) монополии;

б) монополистической конкуренции;

в) чистой монополии;

г) двусторонней монополии;

д) нет верного варианта ответа

18. Картельное соглашение нестабильно, если:

а) фирмы, входящие в картель, не способны определить нарушителя;

б) фирмы, входящие в картель, «терпеливы» в достаточной степени;

в) издержки членов картеля одинаковы;

г) картель регулирует производство одного продукта;

д) нет верного варианта ответа.

19. Олигополия в отличие от естественной монополии:

а) обладает кривой предложения;

б) не является ценоустановителем;

в) защищена более жесткими барьерами на вход потенциальных конкурентов;

г) гораздо крупнее по объему капиталов и географической сферы действия;

д) нет верного варианта ответа.

20. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической конкуренции тем, что:

а) на этом рынке может действовать до 100 продавцов;

б) барьеры для входа очень высоки;

в) фирмы на этом рынке обладают монопольной властью;

г) товары, производимые на рынке олигополии, служат несовершенными заменителями друг друга;

д) нет верного варианта ответа.

 

Задания и задачи

 

1. Функция издержек фирмы-монополиста: TC = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы: P = 10 − 0,5Q. Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна, и степень ее монопольной власти.

2. Фирма − монополистический конкурент производит зубную пасту с общими издержками, выраженными уравнением: TC = 0,25Q3 − 3Q2 + 10Q, Q − тыс. шт. в год. Определите объем выпуска, соответствующий избыточной мощности, если известно, что спрос на продукт, производимый данной фирмой, выражен уравнением: Qd = 8 − P.

3. Спрос фирмы-монополиста описывается уравнением Qd = 52 − 2P. Общие издержки TC = 8,5q2 − 10q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли. Как будет вести себя фирма в долгосрочном периоде?

4. Заполните таблицу.

 

Основные черты рыночной ситуации Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию      
Типы продукта      
Контроль над ценой      
Степень сложности входа в отрасль      

 

5. На рынке работают только две фирмы А и В, в сумме производящие 1000 единиц продукции. Обе фирмы имеют одинаковые функции общих издержек? TC = 10000 + 5Q. Благодаря проведению агрессивной программы маркетинга фирма А захватила 70% рынка. Оцените потенциал фирмы В в сохранении 30% рынка.

 

 

Тема 12. РЫНКИ РЕСУРСОВ

План семинарского занятия

1. Рынок труда.

2. Рынок земли.

3. Рынок капитала.

 

Основные термины и понятия

Спрос на факторы производства. Предельный продукт фактора в денежной форме. Условие максимизации прибыли. Спрос фирмы на труд. Труд. Рабочая сила. Стоимость рабочей силы. Монопсония на рынке труда. Профсоюз. Двусторонняя монополия на рынке труда. Капитал. Ссудный капитал. Цена земли. Абсолютная рента. Дифференциальная рента.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. При каком условии фирма увеличивает использование факторов производства?

2. В чем особенности труда по сравнению с другими факторами производства?

3. В чем состоит полезность труда?

4. Расскажите, в чем разница между капиталом и инвестициями.

5. В чем разница между чистой дисконтированной стоимостью и внутренней ставкой дохода?

6. Почему экономисты считают землю фактором производства?

7. В чем особенности земли как фактора производства? Чем земля отличается от других факторов производства?

8. В чем сущность земельной ренты?

9. Объясните условия и причины возникновения дифференциальной ренты. Что такое абсолютная рента, кто и как объяснил ее происхождение, кто ее присваивает?

10. Что такое цена земли и как определяется ее величина?

 

Тесты

 

1. Увеличение ставки заработной паты привело к снижению предложения труда. Это возможно, если:

а) на рынке труда существует монополия;

б) на рынке труда существует монопсония;

в) эффект дохода превысит эффект замены;

г) эффект замены превысит эффект дохода;

д) нет верного варианта ответа

2. Ставка заработной платы устойчиво возрастает. Это приводит:

а) к увеличению индивидуального предложения труда;

б) сначала к увеличению предложения труда, а затем к уменьшению;

в) к уменьшению индивидуального предложения труда;

г) сначала к уменьшению предложения труда, а затем к его увеличению;

д) нет верного варианта ответа.

3. Фирма при совершенно конкурентном рынке благ и монопсонии на рынке труда по сравнению с фирмой при совершенно конкурентных рынках благ, так и труда, будет нанимать труда:

а) больше и платить более высокую ставку заработной платы;

б) меньше и платить более низкую ставку заработной платы;

в) больше и платить более низкую ставку заработной платы;

г) меньше и платить более высокую ставку заработной платы;

д) нет верного варианта ответа.

4. Фирма-монополист на рынке благ, но совершенный конкурент на рынке труда по сравнению с фирмой, которая действует в условиях совершенной конкуренции, как на рынке благ, так и на рынке труда, будет нанимать рабочей силы:

а) больше, но платить более низкую заработную плату;

б) меньше и платить более низкую заработную плату;

в) столько же, но платить более низкую заработную плату;

г) меньше рабочей силы, но платить такую же заработную плату;

д) нет верного варианта ответа.

5. К причинам неравенства заработной платы в условиях совершенной конкуренции не относятся:

а) существенное различие видов труда;

б) неравенство качественных характеристик работников;

в) отсутствие абсолютной мобильности работников;

г) наплыв нелегальных иммигрантов;

д) нет верного варианта ответа.

6. Экономическая рента − это:

а) плата за ограниченный ресурс;

б) цена ресурса на конкурентном рынке;

в) превышение оплаты фактора производства над трансфертным доходом;

г) цена готовой продукции;

д) нет верного варианта ответа.

7. Процент − это:

а) цена готовой продукции;

б) плата за пользование заемными средствами;

в) плата за ресурс;

г) прибыль предпринимателя;

д) нет верного варианта ответа.

8. Предложение земли:

а) эластично;

б) неэластично;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно эластично;

д) нет верного варианта ответа.

9. Земельная рента увеличивается при:

а) росте спроса на землю;

б) падении спроса на землю;

в) увеличении предложения земли;

г) снижении цены земли;

д) нет верного варианта ответа.

10. Чистая дисконтированная стоимость:

а) превышает текущую стоимость доходов;

б) меньше текущей стоимости доходов на величину инвестиций;

в) не учитывает альтернативные издержки использования капитала;

г) равна чистой будущей дисконтированной стоимости;

д) нет верного варианта ответа.

11. В большинстве экономически развитых стран наблюдается следующая тенденция. Площадь сельскохозяйственных земель:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не меняется;

г) испытывает циклические колебания;

д) нет верного варианта ответа.

12. Главной особенностью рынка невоспроизводимых ресурсов является то, что:

а) рента выполняет функцию, стимулирующую предложение;

б) рента воздействует на экономический потенциал;

в) ухудшается плодородие почвы;

г) спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим цену;

д) нет верного варианта ответа.

13. Собственники факторов производства не получают ренты при:

а) совершенно эластичном предложении;

б) совершенно неэластичном предложении;

в) единичной эластичности;

г) совершенно неэластичном спросе;

д) нет верного варианта ответа.

14. Цена земли зависит от:

а) величины ежегодной ренты;

б) ставки банковского процента;

в) величины альтернативного дохода покупателя земли;

г) верно все указанное;

д) нет верного варианта ответа.

15. Если рента, установленная за пользование землей, превышает равновесный уровень, то:

а) объем спроса на землю превысит объем предложения;

б) оптимальный объем пользования землей возрастает;

в) не вся земля будет использована;

г) нет верного варианта ответа.

 

Задания и задачи

 

1. Три предпринимателя-арендатора вложили в равновеликие по площади земельные участки равные капиталы по 200 ед. Общая (средняя) норма прибыли в народном хозяйстве равнялась 20%. Был получен урожай: на участках “А” - 10 т; “Б” - 15 т; “В” - 20 т. Определите дифференциальную ренту.

2. Имеется два участка площадью 100 и 200 га, с первого получена земельная рента 900, со второго - 1100. Рассчитайте цену 1 га земли на каждом из участков, если банковский процент - 10%.

3. Заработная плата за единицу составляет 45 тыс. руб., а спрос на труд со стороны отдельных фирм представлен в таблице. Рассчитайте величину предельного продукта труда в единицах и в денежном выражении и определите, сколько рабочих фирме целесообразно нанять.

 

Число нанятых рабочих, чел. Объем выпуска, ед. Предельный продукт труда, ед. Цена единицы продукции, руб. Предельный продукт труда в денежном выражении, руб.
         
         
         
         
         
         

 

4. Средняя денежная заработная плата за рассматриваемый период возросла с 600 тыс. руб. до 900 тыс. руб. Индекс цен на потребительские товары равен 190%. Определите изменения реальной заработной платы.

5. Действительный капитал акционерного общества – 100 млн. денежных единиц, выпущено 100000 акций, каждая номинальной стоимостью 1000 денежных единиц. Дивиденд на акцию составляет 200 денежных единиц в год, норма банковского процента – 5% годовых. Найдите сумму учредительной прибыли, если учредители продадут весь пакет акций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.069 с.)