Карта состояния звукопроизношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта состояния звукопроизношения



Данная карта составляется на группу детей, зачис­ленных на логопункт. В ней фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки, а также указывается логопедический диагноз каждого ребенка.

Используя карту состояния звукопроизношения, логопед формирует подгруппы из детей со сходными нарушениями. С этими подгруппами логопед прово­дит коррекционные занятия, на которых производит постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

Работа с подгруппами детей, имеющих сходные нарушения звукопроизношения, позволяет логопеду сократить время, затрачиваемое на постановку и авто­матизацию звуков.


Часть 4. Логопедическое обследование 111

 

Логопункт ГОУ д/с № __ СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (МОНИТОРИНГ) ДЕТЕЙ группы № Логопе­дический диагноз                     «____» _______________ 200_____ Логопед __________________
Приме- чан                    
Й                    
Х                    
К                    
Г                    
Ц                    
Зь                    
З                    
Сь                    
С                    
Рь                    
Р                    
Ль                    
Л                    
Щ                    
Ч                    
Ж                    
Ш                    
Фамилия, имя                    
                   

 


Часть 5

Логотренинг (цикл подготовительных

Логопедических занятий)

____________________________________________________

Методика проведения логотренинга

Организация логопедических занятий на логопункте имеет свою специфику. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия вносятся в сетку расписания. Проводить их с детьми, согласно положению о логопунктах, можно во время любых занятий воспитателя. Поэтому логопед обязательно проводит подгрупповые занятия.

Представленные 12 занятий логотренинга проводятся на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 4,5 - 6 лет, имеющими диагнозы «ФНР с нерезко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием» и «ФФНР».

Выше уже говорилось о том, что занятия проводятся 3 - 4 раза в неделю и их продолжительность составляет 20 - 30 минут. Такая частота проведения объясняется необходимостью подготовить детей к автоматизации звуков (своеобразный логопедический «разогрев»).

Планируя расписание, старайтесь, чтобы дни занятий были постоянными, а время занятия скользящим. Тогда результаты пропусков других занятий будут менее заметными. Также можно проводить занятия логотренинга перед завтраком. Следует подчеркнуть, что логотренинг


Часть 5. Логотренинг 113

 

должен заинтересовать детей и вызывать у них желание заниматься.

На этих занятиях логопед использует специальные рабочие листы (Иванова Ю.Л. Рабочие листы для проведения логотренинга / Ю.В. Иванова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008), по которым ребенок может заниматься и дома с родителями, закрепляя полученные знания.

Во время занятий логотренинга для снятия напряжения и концентрации внимания детей проводятся динамические паузы и психогимнастические упражнения.

Занятия логотренинга могут частично или полностью использоваться в логопедических группах и массовых группах дошкольных образовательных учреждений.

Оборудование, необходимое для проведения логотренинга:

Зубочистки, речевые палочки (пластмассовые палочки типа счетных, обработанные дезинфицирующим раствором), грецкие орехи, массажные ежики, карандаши с гранями, мячики-попрыгунчики, бельевые прищепки, демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, аудиозапись динамической паузы, ватные диски, индивидуальные зеркала, «поддувалочки» (листочки, птички, фонтанчики и др.), резиновые игрушки или эспандеры, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики.


114 Часть 5. Логотренинг

 

Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить»

Цели: познакомиться с детьми; рассказать об органах артикуляции; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи.

Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции, пособие «Домик звуков», демонстрационные (раздаточные) карточки с изображениями букв и «песенок» гласных звуков, массажные ежики, магнитофон.

Ход занятия

Приветствие.

Лотопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама. (Дети называют свои имена, садятся на стулья, стоящие перед логопедом полукругом.)

Сообщение темы занятия

И правил поведения во время занятий.


Часть 5. Логотренинг 115

 

3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».

Логопед: Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

 

Читает логопед Выполняют дети
Пальцы — дружная семья. Друг без друга им нельзя. Ритмично сжимать и разжи­мать кулачки.
Вот — большой, а это — средний, Безымянный и последний, — Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли! Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.
Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.
Мы рога козы покажем, Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове.
И рога оленя даже. Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.
И про зайку не забудем, — Ушками водить мы будем. Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

 


116 Часть 5. Логотренинг

 

Беседа об органах артикуляции.

• Логопед загадывает детям загадки про губы, зубы, язык. Например: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить детей за смекалку.

Работа с «речевыми палочками». Дети по заданию логопеда показывают палочкой верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, небо. Сначала это дела­ется с использованием зеркала, а потом и без него.

Артикуляционные упражнения. «Окошечко», «За­борчик», «Труба», «Месим тесто», «Блинчик».

Динамическая пауза.

Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Логопед называет поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо...) Дети показывают пальчиком на те же предме­ты. Затем логопед начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Детям надо быть внимательными и не ошибаться.

Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную оииентиповку).

 

Читает логопед Выполняют дети
Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит вверх и смотрит вниз. Ты, Варвара, не крутись. Посмотри назад, вперед, А потом наоборот. Выполнение движений по тексту.
Пусть немного отдохнет Шея не напряжена Присесть, голову опустить вниз, затем поднять.

 


Часть 5. Логотренинг 117

 

И расслаблена! Возвращается обратно, Расслабление приятно!  

Ритмическая гимнастика «Разминка». Дети выполняют движения за логопедом под любую ритмичную музыку. Движения носят имитационный характер: «стираем белье», «моем окна», «поднимаемся по лесенке» и т.д.

Массаж пальцев рук.

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)

«Ежиковый массаж» (массажными мячиками-ежи­
ками). Проводится после отгадывания загадки.

 

Читает логопед Выполняют дети
Ежик, спрячь свои иголки, Мы же дети, а не волки. Спрячь свои иголки, еж. Ты колючий, ну и что ж. Мы хотим тебя погладить, Мы хотим с тобой поладить. Логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням детей.
Еж иголки отряхнул. Еж свернулся и заснул. Логопед держит массажные мячики-«ежики», а дети гладят их — проводят с надавливанием по мячикам ладошками.

• «Орешковый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).


118 Часть 5. Логотренинг

 

• Упражнение «Птичка-невеличка».

 

Читает логопед Выполняют дети
Птичка ветки собрала, Птичка гнездышко свила. Прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.
Птичке помогайте — Ручки развивайте. Дети из ладошек делают гнездышко.
И снесла яичко Птичка-невеличка. Дети сидят с закрытыми глазами. Логопед кладет грецкие орехи в «гнездышки». Дети катают орешки между ладошками.

Упражнение «Солнышко».

 

Читает логопед Выполняют дети
Нарисую солнышко На своей ладошке. Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями).
Пусть оно сияет Хоть и понарошку. Проводить орешком по каждому пальчику.

Работа над просодикой.

Упражнение «Назови свое имя». Логопед знакомит детей с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагает детям произнести свои имена с соответствующей интонацией. (Картинки-символы педагог изготавливает самостоятельно.)


Часть 5. Логотренинг 119

 

Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек*. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Дети должны воспро­извести соответствующую песенку.

 

Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А... _________
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О...
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы...  
Ночью смотрим на звезду -Сверху вниз слетает: У-У-У...
Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И... _________

Условные обозначения:

──── — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.

— произнесение звука с повышением интонации.

— произнесение звука с понижением интонации.

— произнесение звука с повышением и понижением интонации.

__________________

* Эти карточки логопед может изготовить на каждого ре­бенка. Тогда при воспроизведении песенки звука ребенок про­водит по линии пальчиком.


120 Часть 5. Логотренинг

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.032 с.)