Типы отраслей в рыночных структурах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы отраслей в рыночных структурах



Структура рынка - это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик от­носятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

В Законе РСФ6Р «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках» струк­тура рынка определяется следующим образом: «Структу­ра рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия-вхо­да на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Общепринято различать четыре модели рыночных струк­тур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) кон­куренция, монополистическая конкуренция, которым соответствуют одноименные типы отраслей.

В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный крите­рий - число участников рынка и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен (см. таблицу 6.1).

Таблица 6.1 – Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы Признаки, определяющие Степень
конкуренции форму конкуренции контроля
Совершенная Множество фирм, производящих Отсутствие
  данный продукт. Полная однород- контроля над
  ность производимой продукции. ценами
  Отсутствие ограничений для меж-  
  отраслевого перелива капитала.  
  Полная информация, т.е. совер  
  шенное знание рынка потребите-  
  лями и производителями  
Несовершен-    
ная    
1.Монополия Данный продукт производится Очень высокая
(чистая) только одной фирмой (отрасль степень контро-
  состоит из одной фирмы) ля над ценами
2. Дуополия Производство данного вида про- Частичный кон-
  дукции сосредоточено на двух троль
  фирмах. Производится однородная над ценами
  продукция  
З.Олигополия Относительно небольшое количе- Частичный
  ство фирм, производящих данный контроль
  вид продукции. Производится од- над ценами
  нородная продукция (или незначи-  
  тельная дифференциация продук­ции)  
4. Монополи- Множество производителей, много Очень слабый
стическая кон- действительных или воображае- контроль над
куренция с мых различий в качестве продук- ценами
дифференциа- ции  
цией качества    
продукта    

 

Отрасль чистой (совершенной) конкуренции характеризуется пя­тью признаками:

1) наличие множества продавцов и покупателей;

2) товар на таком рынке столь однороден, что ни один
из продавцов не может выделиться особыми свойствами
своей продукции;

3) невозможность влияния на рыночную цену, т.к. ни
один из продавцов или покупателей не обладает существен­ной долей рынка;

4) свободный вход и выход из отрасли;

5) максимальная доступность информации о ценах и
товарах.

Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия.

Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, тайный сговор между ко­торыми практически невозможен. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции прак­тически невозможно.

Таким образом, можно говорить о возникновении на рынке монополистической конкуренции в том случае, когда:

1)на рынке имеется много конкурирующих фирм, предлагающих дифференцированные товары;

2)каждая фирма имеет некоторую возможность влиять
на цену, по которой она продает свои товары;

3)отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок;

4)имеет место наличие незагруженных мощностей.

Различают три основных вида монополий: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.

Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, - природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими (экономическими) причинами.

Примером естественной монополии может служить Газпром. В этом случае, как при «чистой» монополии, когда производство товара представлено всего одним производителем, но обусловлено это не искусственными препятствиями, а другими причинами. Главная из них – экономия на масштабе производства или эффект масштаба.

Для естественной монополии характерны:

- положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

- наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм отрасли;

- возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;

- нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

- убыточное предельное ценообразование.

Административная монополия возникает в силу действия государственных органов власти. Это представление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности (например, лицензирование видов деятельности, аттестация и аккредитация отдельных профессий (профессиональных бухгалтеров и аудиторов, выпуск денежных знаков и т.д.).

Многие виды деятельности из сферы административной монополии переходят в сферу государственной монополии в связи с ограничениями притока фирм в какую-либо отрасль (например, в область экспорта – импорта военной техники, стратегически важных товаров и т.д.).

Экономическая монополия развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной среде, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.

Олигополия — это такая рыночная структура, при ко­торой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барь­ерами. Дословно термин «олигополия» означает «немно­го продавцов».

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары.

Существует три важнейших типа олигополистического поведения:

1)тайная олигополия;

2)олигополия доминирования;

3Монополистическая конкуренция.

В первом случае, когда олигополисты могут полностью сговариваться, рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста.

Во втором случае, когда самая крупная фирма отрасли контролирует 60-80% отраслевого объема реализации, может быть выбрано несколько линий поведения.

В третьем случае существует много продавцов и покупателей, свободны вход и выход из отрасли, и каждая фирма непосредственно не влияет на цены других фирм. Этот случай ближе к рынку совершенной конкуренции.

К характерным чертам олигополии можно отнести:

1) немногочисленность фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» – продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти;

2) высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного, сохранения олигополистических структур. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль: патентная монополия, как это происходит в наукоемких отраслях; контроль над редкими источниками сырья; высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе);

3) всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать, но внимание реакцию со стороны конкурентов.

Конкурирующие фирмы либо разоряются (подвергаются про­цедуре банкротства), либо объединяются сначала в картели, син­дикаты, а затем в другие формы объединений которые запрещаются российским антимонопольным законодательством (Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22.03.1991 г. №448-1»), если они не докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Картель – это объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов путем принятия соглашения об объемах выпуска, рын­ках сбыта и ценах на однородную для всех продукцию. Примером может служить картель стран ОПЕК.

Синдикат – объединение предприятий одной отрасли, участ­ники которого сохраняют юридическую самостоятельность, но реализуют свои товары через общую сбытовую структуру.

Корнер – это соглашение о скупке, изъятии с рынка какого-либо товара с целью создания искусственного дефицита, а затем продаже этого товара по повышенной цене.

Трест – объединение предприятий, которые утрачивают статус юридического лица и функционируют как акционеры.

Консорциум – временный союз для осуществления дорогостоящих проектов.

Для проникновения в другие отрасли создаются следующие объединения предприятий: концерны, холдинг-компании, конгломераты и финансово-промышленные группы.

На рисунке 6.2. представлен процесс формирования организационно-экономических фирм, объединений, предприятий.

 

 

Объединения предприятий

 

 


объединяет предприятия, объединяет предприятия, объединяет предприятия, временный союз

которые которые не утрачивают статус которые для осуществления

дорогостоящих

нецентрализо проектов

ваны

производят централизованы утрачивают функционируют как

одновременную статус

Юр лица
акционеры
продукцию и сбыт своей

сговорились о продукции

сбыте и объеме

производства сохраняют

коммерческую

имеет разновидность самостоятельность

 
 
пул


не имеет

           
 
     
 


общий фонд имеет

прибылей

 

 


объединяет жестко контролируемые

предприятия материнской компанией, создается с целью

которая держит владения предлагает

Контрольный пакет акций
только финансовую

сохраняющие связь между предприятиями

самостоятельность централизация

и статус компаний, в том

Юр лица
числе финансовых

 

 

диверсификация
создание и развитие этих объединений сопровождает

процесс проникновения в другие отрасли

Рисунок 6.2 – Процесс формирования организационно-экономических фирм, объединений, предприятий.

6.3. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа на рынок и выхода из рынка)

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

• наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для
потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

• открытость рынка для межрегиональной и междуна­родной торговли.

Под барьерами входа-выхода следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствует входящей фирме организовать прибыльную торговлю на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь.

Существует классификация отраслевых рынков по уровню характеристик входных барьеров. Так, входы на отраслевой рынок подразделяются следующим образом:

- легкий вход – тип рынка характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной, с высокой мобильностью капиталов, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении издержек производства;

- слабо затрудненный (предоставляемый) вход – отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредством минимального повышения цен по сравнению с издержками. Однако, с точки зрения долгосрочной перспективы, этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, чем нести затраты по возведению входных барьеров;

- сильно затрудненный (сдерживаемый) вход – укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма);

-блокированный вход – функционирует фирма, являющаяся естественным монополистом, или число участников стабильно.

Первый и четвертый типы «в чистом виде» практически не встречаются и представляют собой теоретическую абстракцию. Так, первый тип характерен для рынка близ­кого к совершенной конкуренции, а четвертый тип – для рынка монополии.

На рынках второго типа некоторые фирмы имеют не­значительные преимущества в отношении затрат, прояв­ляющиеся в минимальном повышении цен по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном плане таким фир­мам выгоднее допускать на рынок новые фирмы, чем воз­двигать входные барьеры.

На рынках третьего типа ситуация иная: фирмам-лиде­рам выгоднее возводить входные барьеры и не допускать вхождение в отрасль новых фирм.

Существует два типа входных барьеров: стратегиче­ские, которые формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.036 с.)