Системно-функциональная модель экстремальной ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-функциональная модель экстремальной ситуации.



Общий анализ экстремальной ситуации

Системно-структурная модель экстремальной ситуации

Нельзя понять человека, находящегося в экстремальной ситуации, объяснить его состояние и действия, подготовить к должному поведению психологически не разобравшись в ней. Ситуация — реальная совокупность объективно-субъективных об­стоятельств, особенностей бытия конкретного человека (группы, общности), характерных для его жизнедеятельности в какой-то мо­мент или отрезок времени. Она представляет собой актуальную, су­ществующую реально в данное время (возможно разное по длитель­ности) активную взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится. В общем слу­чае ситуация — социально-природная целостность.

Свойственный современному пониманию психологии человека системный подход при анализе ситуации раскрывает ее как особую, временно сложившуюся функциональную целостность, как особую внешне-внутреннюю систему " человек в ситуации".

В ней все взаимосвязано, взаимообусловлено, друг на друга влияет, а конечный результат — решение человека, поведение, поступок, действие и т.п. — есть интегральный, системный продукт ее функционирования.

Структура ситуации включает:

обстановочные составляющие (компоненты) — то, что окружа­ет человека, что можно назвать обстоятельствами, средой, внешни­ми условиями;

личностные составляющие (компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий;

деятельностные (поведенческие) составляющие (компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает.

В аналитических и практических целях можно и нужно изучать, знать и понимать отдельно каждую группу этих основных компо­нентов, не забывая при этом, что в реальной ситуации они систем­но взаимосвязаны, их отношения и характеристики не одинаковы не только у разных людей, но и у одного человека. Одни и те же обстановочные факторы, например, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностя­ми; они будут восприниматься по-разному и в зависимости от дея-тельностных характеристик, например, пожар дома — его жителем и руководителем пожара. Разными будут и психические состояния погорельца, пассивно взирающего на гибель своего имущества, и другого — активно спасающего его и борющегося с огнем. Все это закономерно, ибо в психической деятельности человека, имеющей отражательную природу, все основные компоненты ситуации обя­зательно наличествуют. При этом они не разделены «по участкам» психики непроницаемыми стенами, а взаимопроникают друг в дру­га, сложно переплетаясь в целостной системной деятельности. Си­туация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия чело­века и объективных особенностей ситуации.

Три основные группы компонентов ситуации не соотносятся друг с другом как 1/3: 1/3: 1/3. Их пропорции динамичны, а результиру­ющая определяется качествами, процессами и механизмами, доми­нирующими в психике данного человека.

Общий анализ экстремальной ситуации

Системно-структурная модель экстремальной ситуации

Нельзя понять человека, находящегося в экстремальной ситуации, объяснить его состояние и действия, подготовить к должному поведению психологически не разобравшись в ней. Ситуация — реальная совокупность объективно-субъективных об­стоятельств, особенностей бытия конкретного человека (группы, общности), характерных для его жизнедеятельности в какой-то мо­мент или отрезок времени. Она представляет собой актуальную, су­ществующую реально в данное время (возможно разное по длитель­ности) активную взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится. В общем слу­чае ситуация — социально-природная целостность.

Свойственный современному пониманию психологии человека системный подход при анализе ситуации раскрывает ее как особую, временно сложившуюся функциональную целостность, как особую внешне-внутреннюю систему " человек в ситуации".

В ней все взаимосвязано, взаимообусловлено, друг на друга влияет, а конечный результат — решение человека, поведение, поступок, действие и т.п. — есть интегральный, системный продукт ее функционирования.

Структура ситуации включает:

обстановочные составляющие (компоненты) — то, что окружа­ет человека, что можно назвать обстоятельствами, средой, внешни­ми условиями;

личностные составляющие (компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий;

деятельностные (поведенческие) составляющие (компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает.

В аналитических и практических целях можно и нужно изучать, знать и понимать отдельно каждую группу этих основных компо­нентов, не забывая при этом, что в реальной ситуации они систем­но взаимосвязаны, их отношения и характеристики не одинаковы не только у разных людей, но и у одного человека. Одни и те же обстановочные факторы, например, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностя­ми; они будут восприниматься по-разному и в зависимости от дея-тельностных характеристик, например, пожар дома — его жителем и руководителем пожара. Разными будут и психические состояния погорельца, пассивно взирающего на гибель своего имущества, и другого — активно спасающего его и борющегося с огнем. Все это закономерно, ибо в психической деятельности человека, имеющей отражательную природу, все основные компоненты ситуации обя­зательно наличествуют. При этом они не разделены «по участкам» психики непроницаемыми стенами, а взаимопроникают друг в дру­га, сложно переплетаясь в целостной системной деятельности. Си­туация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия чело­века и объективных особенностей ситуации.

Три основные группы компонентов ситуации не соотносятся друг с другом как 1/3: 1/3: 1/3. Их пропорции динамичны, а результиру­ющая определяется качествами, процессами и механизмами, доми­нирующими в психике данного человека.

Системно-функциональная модель экстремальной ситуации.

Человек в ситуации — это не психология человека и ситуация, а психологическое единство психологии и всех компонентов ситуации, это психологическая включен­ность человека в ситуацию, превращающая ситуацию в системный объективно-субъективный феномен «человек в ситуации».

Психологическая включенность человека в ситуацию связана с рядом психологических явлений:

пониманием и оценкой человеком ситуации и ее отдельных фак­торов. Любой фактор, любая ситуация воспринимается человеком всегда субъективно, в собственной интерпретации. Справедливо от­мечали Д. Креч и Р. Кратчфилд: «Не бывает беспристрастных фактов. Данные не имеют своей собственной логики, которая приводит к оди­наковому восприятию и пониманию у всех людей. Данные восприни­маются и интерпретируются индивидом с точки зрения его нужд, в контексте его собственных ориентации, личностных особенностей и ранее сформированных когнитивных моделей»'. Так, опасная ситуа­ция может восприниматься конкретным человеком как безопасная или малоопасная и напротив — безопасная восприниматься как опасная;

оценкой значимости ситуации и отношения к ней. Критерий зна­чимости опосредует любую реакцию человека. Чем выше оценка зна­чимости ситуации, тем больше сила ее психологического воздействия, тем значимее и сильнее реакция человека на нее. Экстремальные си­туации всегда имеют повышенное значение для человека, а, значит, оказывают большее чем обычное психологическое воздействие на него;

мотивацией активности в ситуации. Именно от мотивации за­висит то, к какой цели и с каким упорством стремится человек, на­сколько важен для него результат активности. Одни мотивы застав­ляют преодолевать любые трудности, другое побуждают отступать пе­ред малейшими препятствиями. Верно говорят: великая энергия рож­дается для достижения великой цели; тот, кто хочет добиться цели, ищет способы, а тот, кому они безразличны — ищет причины;

мобилизованностью — степенью выявления всех имеющихся у дан­ного человека личных возможностей, необходимых для правильного по­ведения и действий в ситуации, обеспечения успеха и безопасности;

адекватностью решений, поведения и действий, в которых об­наруживается степень подготовленности к успешной деятельности в ситуации (см. гл. 5);

психическим состоянием человека. Состояние, которое непос­редственно предшествовало возникшей ситуации и с которым чело­век «вошел» в нее, и те состояния, что возникли уже в ситуации, могут в зависимости от своих особенностей либо благоприятство­вать успеху, либо затруднять, делать его достижение невозможным (см. пп. 2.2, 2.3);

совпадающим поведением — активным проявлением личнос­тью саморегуляции (самоуправления, самообладания) своей психи­ческой деятельности, удержания под контролем и овладения состояниями, поступками и действиями (усиление или ослабление психологических реакций на происходящее, преодоление дестабилизи­рующих влияний на себя ситуации и ее факторов, усилия по прояв­лению всех своих возможностей, сохранение или восстановление душевного равновесия).

Динамика взаимодействия всех структурных компонентов систе­мы «человек в ситуации» характеризуется причинно-следственными зависимостями, объединенными понятием функциональной модели этой системы. Основные функциональные зависимости в ней таковы:

• психологическая динамика системы «человек в ситуации» проте­кает как личностно-обстановочное взаимодействие, как единство об­становочных, личностных и поведенческих структурных компонентов;

• окружение, обстановка предстает в ситуации как данность, обладающая объективными характеристиками, ставящая человека в определенные условия, положение. Она объективно обуславливает (детерминирует) возникновение соответствующих компонентов пси­хической деятельности (ощущений, восприятии, чувств и др.); они ситуативны в том смысле, что как-то обусловлены особенностями данной ситуации и служат интересам построения поведения, соот­ветствующего ее специфике;

• личность не пассивно следует объективным особенностям си­туации. Внешние причины действуют через внутренние условия — такова важнейшая закономерность психической деятельности. Пси­хические состояния, реакции и действия человека в ситуации не являются прямым, однозначным отражением объективных особен­ностей ситуации; они опосредованы особенностями данного чело­века — его качествами, мотивами, подготовленностью, опытностью и пр. Личностные компоненты, вступая во взаимодействие с объек­тивно стимулируемыми обстановкой, всегда так или иначе меняют их и превращают в личностно-опосредованные. Любые объектив­ные характеристики в системе «человек в ситуации» личностно ок­рашены и трансформированы, «видятся» личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функ­цию. Иначе говоря, окружа ющее воспринимается и оценивается каждым человеком с большей или меньшей долей своего, личност­ного понимания и отношения. Поэтому и обстановка, положение человека в ней всегда являются объективно-субъективным феноме­ном. Одна и та же обстановка, например, может представляться од­ному человеку как нормальная, другому — как сложная, но прием­лемая для действий, третьему — как интересная, увлекательная и вызывающая азарт, четвертому — как безвыходная;

• человек в ситуации выступает в качестве активного, целенап­равленно действующего субъекта. Он нередко выбирает ее объективные особенности из многих (из-за своего поведения он сам час­то попадает в определенные ситуации и ставит себя в то или иное положение), а в данной ситуации — один из возможных способов поведения. Кроме того, в его силах в определенной степени менять ситуацию объективно (например, менять место, устранять внешние угрозы) и психологически (менять свое восприятие ситуации, ее оценку, свое положение, намерения, регулировать эмоции, действия, усилия и др.) своей активностью, поведением;

• активность человека выступает силой, способствующей не толь­ко достижению целей, изменению объективных характеристик об­становки, но и силой, вносящей решающий вклад в психологию человека ее видением, пониманием, оценкой, принятием решения и способа действий, самочувствием и др.;

• направление, формы и содержание активности человека яв­ляются функцией непрерывного процесса его взаимодействия с ок­ружением (обстановкой, средой, внешними условиями, происходя­щими событиями). Восприятия и реакции, психология и поступки личности — интегративный, внешне и внутренне деятельностно-опосредованный продукт, в котором решающая роль принадлежит человеку, его индивидуальным особенностям, подготовленности к поведению в ситуации и произвольно направляемой активности;

• в любой ситуации человек проявляет себя прежде всего как лич­ность, целостно, в главных своих особенностях, а отдельные его реак­ции на частные обстоятельства и детали обстановки подчиняются им.

Таким образом, ситуация всегда личностно опосредована, а по­ведение личности имеет ситуативные признаки. Поведение и реак­ции человека не задаются однозначно объективными характеристи­ками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не на­вязывают человеку послушно-пассивную роль. Последнее слово при­надлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, уме­ний, навыков, подготовленности к жизни, деятельности и встрече с экстремальными ситуациями и факторами. Вся совокупность этих психолого-педагогических феноменов определяет подготовленность личности к встрече с различными объективными и субъективными трудностям и к преодолению их, ее неподатливость, упругость, ус­тойчивость к их возможным негативным воздействиям. Экстремаль­ность поэтому — показатель особого состояния системы «человек в ситуации» (а не просто окружающей обстановки), изменяющийся в определенном диапазоне, в зависимости от степени подготовленно­сти и выбора поведения самим человеком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.012 с.)