Двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга.



Ф.Герцберг показал, что на эффективность деятельности людей, заинтересованности их в результате этой деятельности влияют факторы двух содержательно разных групп. Автор назвал одну группу гигиеническими факторами влияния, а другую группу – мотивирующими факторами (или мотиваторами). На рис. 15.4 представлена схема, поясняющая данную теорию.

Гигиенические факторы влияния на человека-работника – это те обстоятельства, которые формируют комфортные условия труда для данного человека в этой организации. К ним автор отнес политика администрации по отношению к персоналу, климат в коллективе, удобство и оснащенность рабочего места, удобство времени работы и гибкость графика и т.п. Любопытно, что Герцберг к гигиеническим факторам отнес заработную плату. Объяснение этому обстоятельству связано, видимо, с тем, что уровень оплаты труда в развитых капиталистических странах был для респондентов (при обследовании «синих воротничков») вполне приемлемым, он удовлетворял их запросы. В России – этот фактор, скорее всего, мощный мотиватор.

Мотивирующие факторы влияния на работника – это возможность карьерного роста, получения новых знаний, необходимых человеку, его статусный рост, удовлетворение его творческого потенциала и т.д.

В соответствии с этой теорией человек мотивирован к демонстрации высоких результатов при полном удовлетворении гигиенических факторов и наличии существенных для него мотиваторов. Если же гигиенические факторы удовлетворяются полностью, но так же полностью отсутствуют мотиваторы, то человек, скорее всего, не испытывает неудовлетворения от работы в этой организации, но он и не стремится демонстрировать высокие результаты своей деятельности. Неудовлетворение хотя бы некоторых гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности человека работой на данном предприятии, он будет искать более приемлемые для него условия труда в других организациях.

 


Между рассмотренными теориями А.Маслоу и Ф.Герцберга имеется определённое сходство, при детальном рассмотрении можно обнаружить, что группы факторов влияния на поведение человека у Маслоу совпадают по сути с гигиеническими факторами и мотиваторами у Герцберга. Это сходство демонстрируется в табл.15.2.

Таблица 15.2

Соотношение теории потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга

Теория А.Маслоу Теория Ф.Герцберга
1.Самовыражение 2. Уважение Мотивирующие факторы
1. Социальные потребности 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем 3.Физиологические потребности Гигиенические факторы

 

Теория потребностей Д. Мак-Клелланда (1950 – е годы)

В своих исследованиях Девид Мак-Клелланд сделал упор на приоритете удовлетворения высших потребностей человека. Он установил связь между результативностью работы людей и потребностью в причастности, власти, успехе. Так, многие выдающиеся художники в определенные периоды своей жизни пребывали в стесненных материальных обстоятельствах, но не рисовать не могли, эта потребность (высшего уровня) превалировала над бытовыми потребностями (потребностями нижнего, базового уровня). Эта «эмпирика» позволила Д.Мак-Клелланду сделать вывод о первостепенности высших потребностей человека, по отношению к первичным его потребностям, т.е. поставить пирамиду потребностей А.Маслоу с ног на голову.

 

Процессуальные теории мотивации

В процессуальных теориях мотивации реализуется подход основанный на восприятии и ожидании людей связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного типа поведения. Смысл процессуальных теорий мотивации сводится к тому, что человек никогда не станет действовать, даже в случае, когда его потребности весьма актуальны, если вероятность того, что результат будет достигнут, ничтожна. Вспомним эпизод из фильма «Бумбараш», когда этот персонаж прячется на сеновале и сильно страдает от жажды. В прорехе крыши он видит яблоко, которое, хоть и далеко, но возможность его достать имеется. И Бумбараш долго прыгает, но достает яблоко. Он не удовлетворил потребность, яблоко оказалось кислым, но важно другое, если бы яблоко висело на полметра дальше, он не стал бы и пытаться его достать. Мотивационное поведение не возникло бы вовсе!

 

Теория ожиданий В. Врума.

Эта теория базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации человека для достижения определенной цели. Человек должен надеяться также на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Для дальнейшего описания данной теории необходимо ввести в оборот новый термин – ожидание. Ожидание – это оценка вероятности определенного события. В теории В.Врема рассматриваются ожидание в отношении затрат труда и результатов (З - Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидание в отношении результатов и вознаграждения (Р- В) – это соотношение между полученными результатами и ожидание определенного вознаграждения или поощрения за него. Автор использует ещё одно понятие - «валентность». Валентность вознаграждения и потребности (Vв,Vп) – предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Иными словами валентность – это ценность для человека полученного вознаграждения, или важность для него данной потребности. Например, потребность матери накормить голодного ребенка весьма высока, валентность этой потребности высока. Получение ею за выполненную работу пищи, пригодной для того, чтобы накормить ребенка – важное вознаграждение, его валентность так же велика.

В.Врум предложил модель своей теории мотивации построенной в математических символах, которая выглядит так

(З/Р) х (Р/В) Vв Vп = М

Где М – степень мотивированности человека к действиям, направленным на удовлетворение актуальной потребности.

Данная модель может быть реализована в математических расчетах [6].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.004 с.)