Тема 7. Формирование целей и стратегии организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Формирование целей и стратегии организации



Основные понятия и категории стратегического менеджмента

Стратегию движения организации к намеченной цели можно сравнить с планированием пути перемещения путника из точки А в точку Б. Путник должен учесть все особенности местности по которой он собирается идти, он должен разработать такой маршрут движения, чтобы обойти болото, которое встретится на пути, сократить расстояние пересекая лесной массив и т.д. Путей, по которым путник может попасть в пункт Б множество. Основная его цель попасть в точку назначения с минимальными усилиями и к установленному сроку (или как можно раньше). Исходя из поставленной цели и имеющихся ограничений (болото, речка на пути и т.п.) он и будет выбирать маршрут движения, наилучший с его точки зрения. При этом он выберет маршрут соответствующий его психологическому настрою, т.е. проходящий по красивым местам, с удобными стоянками для отдыха и т.д. Разработка организационной стратегии так же должна предполагать альтернативные варианты, учитывать имеющиеся ресурсы, ключевые компетенции, культуру и сложившиеся на предприятии традиции (соответствие маршрута психологии путника).

Стратегический менеджмент - определяет линию поведения организации с учетом динамики среды окружения, характеризующейся высоким уровнем неопределенности.

Основные задачи:

– обеспечить долгое существование организации в качестве самостоятельного субъекта рыночных отношений;

- противостоять риску потери капитала при реализации стратегических целей развития организации.

Стратегическая цель организационного развития – масштабные намерения организации, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среды, обеспечивающих её конкурентоспособность на рынке.

Strategos (лат.) – искусство генерала.

Стратегия – генеральная программа действий организации, установление приоритетов проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей развития.

Стратегия - представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её стратегических целей.

Т.о. стратегический план есть программа, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного времени, но динамичная внешняя среда фирмы делает постоянные коррективы этого плана неизбежными.

Можно привести одну их многих классификаций стратегий развития организации (рис. 7.1 [3]), которая, на наш взгляд, более полно отражает состояние дел.

 

 


Коллективная стратегия - это стратегия, направленная на создание конкурентного преимущества фирмы путем управления взаимодействиями фирмы со стейкхолдерами (элементами её внешней среды), она направлена на установление гармоничных отношений с контрагентами во вне организации.

Корпоративные стратегии – обеспечивают согласованность действий диверсифицированной (многопродуктовой) компании в различных областях деятельности, предвидение их развития в будущем и разработка соответствующего плана действий на основе рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов организации.

Стратегия бизнеса (конкурентная стратегия) - это стратегии действий фирмы в выбранных областях деятельности, способные привести к формированию её конкурентного преимущества на рынке.

Функциональные стратегии фирмы разрабатываются для каждой функциональной области деятельности компании (снабжение, производство, сбыт, НИОКР, маркетинг, финансы и т.д.), носят комплексный характер и должны поддерживать стратегические цели развития организации. Функциональная стратегия фирмы - это план стратегического развития функционального подразделения в контексте стратегического плана развития компании в целом. Разработка функциональных стратегий, как правило, осуществляется в профильных (функциональных) подразделениях под патронажем их руководителей и утверждается высшим руководством предприятия. Основная проблема, решаемая на этом уровне – это координация и согласование целевых установок различных функциональных подразделений компании, приведение их в системный вид.

Операционная стратегия компании разрабатывается для каждого звена её организационной структуры (дивизионов, заводов, производственных подразделений, отделов, участков и т.п.) и призвана решать стратегически важные оперативные задачи, связанные с закупками и управлением запасами, производством и совершенствованием технологии, содержанием и ремонтом оборудования, доставкой и сервисным обслуживанием продукции, рекламы и продвижения товаров на рынок. В рамках операционной стратегии разрабатываются основные принципы оперативной работы в рамках той или иной функции, стратегически значимой для компании деятельности.

Ретроспективное изучение опыта стратегического управления организацией позволяет выделить некоторые этапы его развития (табл.7.1)

Таблица 7.1

Фазы развития стратегического менеджмента

Фазы Условия планирования Методы и средства планирования
Планирование, 1945 - 1960 Рынок продавцов Бюджетирование, контроль «план-факт»
Долгосрочное планирование, 1960 - 1973 Растущая активизация капитала, иностранная конкуренция Долгосрочные прогнозы, многоэтапное планирование
Стратегическое планирование, 1973 – 1980 Рынок покупателей, прерывистость, отсутствие закономерностей Анализ будущих шансов и рисков, собственных сильных и слабых сторон
Стратегический менеджмент, 1980 - Глобализация Координация всех подсистем управления. Стратегический маркетинг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.)