Тема 17. Функциональное консультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Функциональное консультирование



Консалтинг в управлении

Природа и охват консультирования по управлению. Корпоративная стратегия. Структуры и системы. Корпоративная культура и стиль управления.

Инновации и предприимчивость.

Консалтинг в управлении финансами. Финансовая оценка. Оборотный капитал и управление ликвидами. Структура капиталовложений и финансовые рынки. Слияния и приобретения. Финансы и финансовые операции: анализ капиталовложений. Система учета и бюджетный контроль. Управление финансами при инфляции.

Совместное проведение операций с зарубежными партнерами и использование внешних финансовых рынков.

Консалтинг в области маркетинга и сбыта. Стратегический уровень в маркетинге, маркетинговые операции. Консалтинг в торговых фирмах. Международный маркетинг. Транспортировка товаров. Общественные отношения.

Консалтинг в управлении производством. Продукция. Методы и организация производства. Управление людьми в процессе производства.

Консалтинг в управлении кадрами и повышение их профессионального уровня. Изменяющийся характер функции персонала. Политика, практика и анализ кадров. Планирование кадров. Комплектование штатов и отбор. Мотивация и вознаграждение. Развитие кадрового потенциала. Трудовые отношения между административно-управленчес­ким персоналом и работниками.

Консалтинг в управлении малым бизнесом. Характеристика малого предприятия. Роль консультанта и характер его деятельности. Консалтинг в жизненном цикле малого предприятия. Зоны особого внимания.

Консалтинг в управлении государственным сектором Особенности консалтинга в государственном секторе. Государственный сектор и внешние факторы. Подготовка руководителей государственных организаций и их мотивация. Разработка и внедрение программы по повышению эффективности деятельности государственных организаций.

Тема 18. Финансовые основы управленческого консалтинга

Факторы прибыльности консалтинговой компании. Себестоимость консалтинговых услуг. Ценовая политика. Формы оплаты консалтинговых услуг.

 

Тема 19. Оперативный и финансовый контроль консалтинговой деятельности

Операционный рабочий план и бюджет консалтингового проекта. Контроль выполнения договорных обязательств и оценка эффективности консалтинговой деятельности.

Тема 20. Оценка результатов консультирования

Направления консультирования. Эффективность и качество консультирования. Краткая характеристика деловых услуг. Результаты пилотных исследований рынка консультационных услуг.

 

Семинарские занятия

На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие вопросы:

· Инструментарий процесса консалтинга;

· Основные требования к профессиональным консультантам;

· Стратегическое планирование работы консалтинговой фирмы;

· Функциональное консультирование.

Семинарские занятия осуществляются в форме традиционных семинаров и проведения семинар–конференций. В процессе семинарского занятия студентам предоставляется возможность равноправного и активного участия в обсуждении теоретических положений, предполагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. При подготовке семинар-конференции необходимо добиваться максимально возможного использования различных источников информации.

В целях более углубленного изучения наиболее сложных и наименее разработанных проблем изучаемого курса студентам предлагается самостоятельно выбрать тему реферата (доклада) с учетом их научных интересов, написать и защитить реферат (доклад).

На конференции обсуждаются доклады отобранные по итогам написания и защиты рефератов.

Семинар-конференция объединяет все группы курса, по этому рекомендуются выступления с докладом от каждой группы.

Рефери (из студентов каждой группы и преподавателей кафедры) оценивает как индивидуальные доклады, так и вклад каждой группы.

За доклады присваиваются места (I,II,III). Лучшие доклады публикуются в сборнике научных студенческих работ. Эти публикации учитываются при рекомендациях для поступления в магистратуру.

 

Практические занятия

В процессе занятий студенты должны приобрести практические навыки реализации своих экономических знаний в форме консалтинговых услуг. Практические занятия предусматривают:

· проведение анализа карты консалтинговых услуг в России и Северо-Западе России (на основе данных журнала «Эксперт»);

· исследование рынка консалтинговых услуг г. Санкт-Петербурга;

· консультирование по вопросам стратегического планирования (выбор миссии и цели организации, стратегии развития).

Для более эффективного проведения практических занятий рекомендуется часть расчетов студентам проводить самостоятельно во внеурочное время, а в процессе аудиторных занятий обсуждать обоснованность выбора методов проведения обоснований и расчетов, оценивать процедуры анализа, выбора стратегических альтернатив и принятия решений.

Модель учебного процесса

В качестве наиболее важных методических характеристик учебной дисциплины «Основы управленческого консультирования» выбраны следующие:

· Сочетание теоретической и практической частей в подготовке студентов;

· Разнообразие форм и структур занятий (лекции, семинарские и практические занятия, конференции и др.)

· Высокий удельный вес самостоятельной работы и повышения ее роли в учебном процессе;

· Система контроля и регулирования качества подготовки через систему тестов, аттестаций и зачетно-экзаменационной сессии;

· Обсуждение рефератов и эссе на специальной итоговой конференции.

При выборе методики проведения семинаров предпринята попытка отойти от традиционного подхода, заключающегося в обсуждении изложенных на лекциях вопросах. Семинарские занятия ориентированы на формирование навыков практического применения научных (теоретических) положений изучаемого курса.

Практическая ориентация семинарских занятий является приоритетной, она показывает как усваивается лекционный материал.

Из форм контроля, помимо тестов, хорошо зарекомендовали себя тесты, которые представлены ниже.

Содержание внеаудиторной
работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа проводится с целью углубления и систематизации знаний, полученных в процессе лекций, семинарских и практических занятий.

В качестве форм контроля за самостоятельной работой используются:

· написание рефератов по проблемам и вопросам изучаемого курса;

· индивидуальные собеседования;

· выполнение самостоятельных расчетных работ по индивидуальным заданиям.

 

Написание рефератов

Реферат должен отвечать следующим основным требованиям:

демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);

· показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

· проводить оценку отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

· предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

· содержать определения и уточнения основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;

· содержать выводы и рекомендации.

При выборе темы реферата студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и из актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы.

Примерный объем реферата 12-15 печатных страниц.

Примерная структура реферата.

Введение. Здесь обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи.

Теоретическая часть. В ней содержится: анализ основных отечественных и зарубежных источников, использованных при работе над рефератом, раскрытие или уточнение содержания основных понятий и положений исследуемой проблемы, оценка степени теоретической и методической разработки отдельных аспектов рассматриваемой проблемы.

Практическая часть. В этом разделе должна отражаться последовательность (алгоритм) расчетов, иллюстрация теоретических положений, соответствующих статистическим материалам.

Заключение. В нем должны содержаться выводы, полученные автором в процессе работы над рефератом.

Реферат должен содержать сноски на использованную литературу, перечень которой дается в приложении.

 

Перечень тем рефератов (докладов):

1. Возникновение и современное состояние консалтинга в России и в мире.

2. Особенности и перспективы развития консалтинга в России.

3. Различия российской и западной школ консультирования.

4. Современные российские технологии консультирования.

5. Моделирование консалтингового процесса.

6. Консультирование в различных областях менеджмента.

7. Консультирование в области стратегического планирования и управления.

8. Консультирование в области управления маркетингом.

9. Консультирование в области финансового управления.

10. Консультирование в области организационных структур управления и процессов принятия решений.

11. Консультирование в области бухгалтерского учета.

12. Консультирование в области управления персоналом.

13. Консультирование в области организации производства.

14. Консультирование в области информационных технологий.

15. Консультирование в области корпоративных структур.

16. Консультирование в области экологии.

17. Консультирование по организации малого бизнеса.

18. Консультирование по вопросам управления изменениями и сопротивление изменениям.

19. Стратегическое планирование деятельности консалтинговой фирмы.

20. Методы ценообразования в консалтинговом бизнесе.

21. Эффективные коммуникации в консалтинге.

22. Качество консалтинговых услуг и его измерение.

23. Система мотивации в консалтинговом бизнесе.

24. Роль маркетинга в развитии консалтингового бизнеса.

25. Консалтинг в управлении государственным сектором.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Управление персоналом» реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС )).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерный вариант контрольной работы

В приведенном перечне отметьте виды услуг, относящиеся преимущественно или исключительно к управленческому и/или бизнес-консультированию (в графе «ДА»).

В графе «НЕТ» отметьте виды деловых услуг, которые точно не относятся к управленческому консалтингу.

 

  ДА НЕТ
1. Общее управление.    
1. Определение эффективности системы управления.    
2. Оценка бизнеса.    
3. Управление нововведениями.    
4. Определение конкурентоспособности / изучение конъюнктуры рынка.    
5. Диверсификация или становление нового бизнеса.    
6. Международное управление.    
7. Оценка управления.    
8. Слияние и приобретение.    
9. Организационная структура и развитие.    
10. Приватизация.    
11. Управление проектом.    
12. Управление качеством.    
13. Реорганизация инженерных служб.    
14. Исследования и развитие.    
15. Стратегическое планирование.    
2. Администрирование.    
1. Анализ работы канцелярии.    
2. Размещение и перемещение отделов.    
3. Управление офисом.    
4. Организация и методы управления.    
5. Регулирование риска.    
6. Гарантии безопасности.    
7. Планирование рабочих помещений и их оснащение.    
3. Финансовое управление.    
1. Системы учета.    
2. Оценка капитальных затрат.    
3. Оборот фирмы (увеличение продаж).    
4. Снижение себестоимости.    
5. Неплатежеспособность (банкротство).    
6. Увеличение прибыли.    
7. Увеличение доходов.    
8. Налогообложение.    
9. Финансовые резервы.    
4. Управление кадрами.    
1. Профессиональное движение и сокращение штатов.    
2. Культура корпорации.    
3. Равные возможности.    
4. Поиск кадров.    
5. Отбор кадров.    
6. Здоровье и безопасность.    
7. Программы поощрения.    
8. Внутренние связи.    
9. Оценка работ.    
10. Трудовые соглашения и занятость.    
11. Обучение менеджменту.    
12. Планирование рабочей силы.    
13. Мотивация.    
14. Пенсии.    
15. Анализ функционирования.    
16. Психологическая оценка.    
17. Вознаграждение.    
18. Повышение квалификации работников.    
5. Маркетинг.    
1. Реклама и содействие сбыту.    
2. Корпоративный образ и отношения с общественностью.    
3. Послепродажное обслуживание заказчиков.    
4. Дизайн.    
5. Прямой маркетинг.    
6. Международный маркетинг.    
7. Исследование рынка.    
8. Стратегия маркетинга.    
9. Разработка новой продукции.    
10. Ценообразование.    
11. Розничная продажа и дилерство.    
12. Управление сбытом.    
13. Обучение сбыту.    
14. Социально-экономические исследования и прогнозирование.    
6. Производство.    
1. Автоматизация.    
2. Использование оборудования и его техническое обслуживание.    
3. Промышленный инжиниринг.    
4. Переработка материалов.    
5. Регулирование внутреннего распределения материалов.    
6. Упаковка.    
7. Схема организации работ на предприятии.    
8. Конструирование и совершенствование продукции.    
9. Управление производством.    
10. Планирование и контроль за производством.    
11. Повышение производительности.    
12. Закупки.    
13. Контроль качества.    
14. Контроль за поставкой узлов и деталей.    
7. Информационная технология.    
1. САПР/АСУ.    
2. Применение компьютеров в аудите и оценке.    
3. Электронная издательская деятельность.    
4. Информационно-поисковые системы.    
5. Административные информационные системы.    
6. Проектирование и разработка систем.    
7. Выбор и установка систем.    
8. Специализированные услуги.    
1. Обучающее консультирование.    
2. Консалтинг по управлению электроэнергетикой.    
3. Инженерный консалтинг.    
4. Экологический консалтинг.    
5. Информационный консалтинг.    
6. Юридический консалтинг.    
7. Консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению.    
8. Консалтинг в государственном секторе.    
9. Консалтинг по телекоммуникациям.    
       

 

Вопросы к зачету

1. Какие существуют виды консалтинговых услуг?

2. Их основные черты

3. Типы консалтинговых организаций, их различия и характеристики.

4. Субъекты и объекты консультирования

5. Методические подходы к консалтингу

6. Консалтинг в различных сферах менеджмента. Особенности и различия.

7. Анализ спроса и предложения на рынке консалтинговых услуг

8. Критерии выбора консалтинговой организации

9. Этапы процесса оказания консалтинговых услуг

10. Способы оценки эффективности консалтинговых услуг

11. Ассоциации консалтинговых компаний и другие виды объединений.

12. Сертификация и лицензирование консалтинговой деятельности.

13. Профессиональная этика в сфере консалтинговых услуг.

Вопросы к экзамену

1. Понятие управленческого консультирования.

2. Понятие диагностического консультирования.

3. Два подхода к управленческому консультированию.

4. Понятие процессного консультирования.

5. Функциональный подход к управленческому консультированию

6. Понятие обучающего консультирования.

7. Профессиональный подход к управленческому консультированию

8. Внутреннее и внешнее консультирование.

9. Характерные черты управленческого консультирования.

10. Охарактеризуйте современный этап развития управленческого консультирования и его особенности.

11. Обеспечение профессионализма управленческого консультирования.

12. Роль консультанта в управленческом консультировании.

13. Понятие независимости управленческого консультирования.

14. Роль клиента в управленческом консультировании.

15. Отличительные особенности консультанта от менеджера.

16. Использовании западных специалистов при консультировании российских клиентов.

17. Понятие клиента консалтинговых организаций.

18. Ассоциации управленческих консультантов в Российской Федерации.

19. Основные типы консалтинговых организаций.

20. Формы оказания услуг российскими консультантами.

21. Характеристика управленческого консультирования как деловой услуге.

22. Характеристика рынка аудиторско-консультационных услуг в Российской Федерации.

23. Цели и задачи управленческого консультирования.

24. Условия формирования цен на консультационные услуги.

25. Принципы управленческого консультирования.

26. Основные формы установления цен на консультационные услуги.

27. Классификация управленческого консультирования.

28. Повременная оплата консультационных услуг.

29. Предмет управленческого консультирования.

30. Фиксированная оплата консультационных услуг.

31. Методы управленческого консультирования.

32. Оплата консультационных услуг по проценту от стоимости результата.

33. Этапы развития управленческого консультирования.

34. Комбинированная оплата консультационных услуг.

35. Понятие процесса управленческого консультирования.

36. Основные типы консультационных договоров.

37. Этапы подготовки в управленческом консультировании.

38. Условия составления консультационных договоров.

39. Этапы диагноза в управленческом консультировании.

40. Взаимодействие консультанта и клиента при диагностическом, процессном и обучающем консультировании.

41. Этапы планирования действий в управленческом консультировании.

42. Контроль в процессе управленческого консультирования.

43. Этапы внедрения в управленческом консультировании.

44. Способы оценки результатов управленческого консультирования.

45. Этапы завершения в управленческом консультировании.

46. Определение экономического эффекта от работы консультанта.

47. Стадии и этапы управленческого консультирования.

48. Оформление результатов работы консультанта.

49. Золотые годы управленческого консультирования.

50. Деловые услуги и их функции.

Вопросы для самоконтроля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.085 с.)