Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания у педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания у педагогов



Изучения по проблеме личностных ресурсов преодоления синдрома выгорания являются относительно новыми для отечественной психологии. К настоящему времени в представленной области выполнены исследования О.И. Бабич, А.Н. Густелевой, Е.И. Гринь, А.Ю. Василенко. При этом данная проблематика получила свое развитие и обособление на пересечении целого ряда проблемных областей современной психологии. Как отмечает С.Л. Соловьева, «...в последнее время проблематика психологических ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологической защиты и копинг-поведения и завершая такими понятиями, как личностный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчивость и жизнестойкость».

Е.Ю. Кожевникова указывает, что термин «ресурсы» в психологии понимается в нескольких трактовках: 1) в широкой трактовке «ресурсы» включены в понятие личностного и человеческого потенциалов, а так же в описание стратегий жизни; 2) в узкой трактовке рассматриваются как возможности и средства преодоления стрессов и элементы самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения.

Так, В.А. Бодров в контексте проблемы психологического стресса рассматривает «ресурс» как функциональный потенциал, обеспечивающий устойчивый уровень реализации активности человека и достижения ее заданных параметров на протяжении конкретного отрезка времени. Л.Г. Дикая понятие ресурсы охарактеризовывает как совокупность средств и возможностей, которыми владеет субъект, применяя их для обеспечения эффективной деятельности и поддержания оптимального функционального состояния в процессе адаптации.

По мнению Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, ресурсы устойчивости к стрессу - это актуализированные потенциальные способности человека в виде ментальных, волевых или физических действий, нацеленных на адаптацию к стрессогенной ситуации либо на ее преобразование. Главными атрибутами личностных ресурсов преодоления стрессовых ситуаций считаются осмысленность, осознанность, мотивированность, значимость (ценность), целенаправленность их «накопления» и применения для восстановления благополучия после стрессов прошлого и настоящего времени и подготовки к прогнозируемым будущим стрессовым ситуациям.

Понятие «ресурсы» активно используется в рамках изучения проблемы совладающего поведения, в первую очередь, в зарубежной психологии. Наиболее известной теорией ресурсов в психологии совладающего поведения считается модель сбережения (сохранения) ресурсов (Conservation of resources - COR) СЕ. Хобфолла. Данная модель активно используется исследователями в рамках индивидуального подхода к объяснению синдрома выгорания. Идея выгорания в данной модели иллюстрируется как «спираль потерь»: из-за того, что ресурсы находятся под угрозой, истрачены либо недостаточно восполняются (ролевая двусмысленность, межличностный инцидент, несостоявшееся продвижение по службе) приходится затрачивать дополнительные личные ресурсы (выносливость, навыки общения и др.) для того, чтобы минимизировать возникающий стресс. Но, если дополнительных личных ресурсов недостаточно, синдром выгорания увеличивается, и ресурсы еще больше истощаются.

Чаще всего исследователи различают два класса ресурсов: или личностные (психологические) и средовые (социальные) ресурсы, или внутренние и внешние ресурсы. В настоящее время исследование совладающего поведения осуществляется через анализ диспозиционного (от лат. и англ. - относящийся к доминирующим индивидуально-психологическим и личностным стилевым качествам), динамического (процессуального, ситуативного), регулятивного и социокультурного компонентов психологии субъекта.

Т.Л. Крюкова отмечает, что «...если в течение нескольких лет исследователи данной проблематики опирались на модель недостатка необходимых навыков либо неспособность человека к эффективному поведению в трудной ситуации, то теперь в фокусе интереса находится то, что человек может сделать, за счет чего он совладает со стрессом. Таким образом, изучение психологического совладания от внешних переменных условий его применения развернулось ко внутренним ресурсам человека...

В исследовании Т.Л. Крюковой изучены роль и место диспозиционного фактора в выборе способов совладания. В работе показано, что индивидуально-психологические и личностные переменные связаны, взаимодействуют и влияют на выбор человеком способов совладающего поведения. Наиболее сложные и обобщенные переменные (самоотношение, жизненные смыслы, ответственность) сильнее взаимодействуют с продуктивным, проблемно-ориентированным стилем совладания. Выбор менее продуктивных копинг-стратегий обусловлен менее обобщенными свойствами (уровень субъективного контроля, одиночества, депрессивности, тревожности). Любая личностная переменная имеет в системе взаимодействия свое место и свое функциональное значение для выбора каждого стиля совладания. Их системная организация показывает благодаря каким качествам, прежде всего, обеспечивается продуктивное совладание и высокая степень адаптированности субъекта, а какие качества, напротив, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения.

 


ГЛАВА 2. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей переживания синдрома эмоционального выгорания у педагогов

 

Цель и задачи исследования

Цель исследования: Выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и особенностей переживания синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и уточнить понятийный аппарат.

2. Изучить характер взаимосвязи между отдельными компонентами эмоционального интеллекта и синдромом выгорания.

3. Определить место и роль эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов в системе личностных ресурсов преодоления синдрома выгорания.

Описание выборки

Данное исследование проводилось в средней образовательной школе №72. В исследовании принимали участие 20 педагогов школьного образовательного учреждения, в период с ноября 2015 по февраль 2016 года.

Методики исследования

Для получения результатов данного исследования использовались следующие методики:

Уровень эмоционального интеллекта - «Эмоциональный интеллект» Н. Холла.Этот тест показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.

Уже является неоспоримым фактом то, что эмоциональный интеллект не менее, и даже более чем классический IQ способствует успеху и психическому и физическому благополучию человека. Радует то, что EQ поддается развитию в отличие от IQ. Пройдя тест EQ, вы узнаете о себе много интересного, сможете эффективнее добиваться своих целей и при этом жить в мире с самим собой и окружающими.

Эмоциональная осведомленность – это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций.

Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.

Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями

Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями.

Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.

Распознавание эмоций других людей - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

 

Результаты исследования

По результатам, общий уровень эмоционального интеллекта низкий, что способствует состоянию постоянной тревоги и противоречий у педагогов, то есть чем выше эмоциональный интеллект, тем больше человек должен быть защищен от эмоционального выгорания. Значения отдельных показателей развития эмоционального интеллекта также являются низкими. Средние значения показателей по выборке отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатель эмоционального интеллекта Значение
  Эмоциональная осведомленность 7,25
  Управление своими эмоциями  
  Самомотивация 6,9
  Эмпатия 6,8
  Управление эмоциями других людей  

 

На мой взгляд, низкие показатели развития эмоционального интеллекта у педагогов можно объяснять влиянием эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности. Для подтверждения моих предположений необходимо проанализировать результаты по 2-й методике:

Уровень эмоционального выгорания - «Уровень эмоционального выгорания» В. Бойко. Эмоциональное выгорание -это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгораниепредставляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.011 с.)