Римские политико-правовые учения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римские политико-правовые учения.



Вопрос 1. Марк тулий – юрист, философ, политик, оратор.

Работы: «о государстве», «об обязанностях», «письма к цезарю».

Политическая концепция Цицерона.

Цицерон развивает общую для античности точку зрения на государство как место цивилизованное:

1. Сущность государства – это совместное владения государством как общим достоянием. В данном случае республика – это не конкретная форма правления а именно общее достояние, не отчуждаемое благо.

2. Если государство есть достояние народа то народ при этом не любое соединение граждан собранных вместе каким либо образом а соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Люди объединяются в общество образуя народ под влиянием 2-х побуждений: страха перед дикой природой и потребности к общению, она исходит из взаимного интереса друг к другу и ведет к согласию в понимании прав и обязанностей т.е. права. Согласие в понимании права есть источник справедливости.

3. Формы правления – правление осуществляет либо один человек либо несколько выборных либо все граждане. Первый случай это царская власть, второй случай это власть оптиматов (аристократов) третий случай это власть популяров (народ). Это 3 простые формы, ни одна из не является совершенной но терпима при конкретных условиях. Причина несовершенства простых форм это постепенное уменьшение общего достояния и соответственно уменьшения справедливости:

· Царская власть единолична, при ней все остальные отстранены от законодательства и принятия решений. И она легко может превратиться в тиранию.

· Господство оптиматов так же лишает народ возможностей в управлении и легко может превратиться в клин богатых и знатных.

· Всевластие народа. Несправедливо тем что основано на равенстве и не знает различий в общественном положении.

Наилучшим государством яв-ся 4 вид государственного устройства который образован равномерностью смешения 3 правильных. Тогда в государстве есть нечто выдающееся и царственное, часть власти вручена авторитету уважаемых людей а некоторые дела отданы суждению и воли народа.

1. Равенств без которого свободные люди не могут обходиться

2. Прочность так как простые легко перерождаются в свои противоположности

3. Сохраняется единство народа а значит государства.

 

Вопрос 2. Учение о вечном законе и об идеальном правителе.

Государство устроено так чтобы быть вечным. Так как власть на земле связанна с вечным законом который являет собой справедливость. Суть – закон есть заложенный в природе высший разум велящий нам совершать то что следует совершать и запрещающий противоположное. Т.о. закон это важная связь между людьми и божеством.

Так как лучше разума нет ничего но он присущ и человеку и божеству то первая связь между человеком и божеством в разуме. Образцом связи с вечным законом яв-ся идеальный правитель – принцепс.

Так как каждая форма правления не совершенна это приводит к круговоротам и деградации в судьбе государства. Нужен спаситель государства, который может восстановить единств общества и на основе своего авторитета восстановить справедливость.

Черты идеального правителя:

1. править силой морального авторитета

2. сам подчиняется закону

3. он хороший стратег

4. он силой власти и страхом перед наказанием заставляет людей делать то к чему прочие могут склонить лишь не многие

5. знает право

 

 

Ранние христианские учения.

1. Раннее христианство: возникновение, содержание, этапы развития.

2. Учение Аврелия Августина. Работа о граде божьем.

 

Вопрос 1.

Основатель христианства – Иисус Христос (1 – 33 год н.э.). В личности его присутствует не слитно и не раздельно божественная и человеческая природа.

Бог не только создатель физического и духовного миров но и источник нравственного закона, он законодатель и высшая моральная инстанция.

Если у античных мыслителей такая добродетель как справедливость означала способность человека к исполнению определенных функций, то в христианстве добродетель – следование христианским заповедям.

Через это достигается свобода (от греха) а любовь к себе приводит к не свободе.

 

Этапы ранних христианских учений:

1. Патристика (patres) направление ранних христианских учений 2-7 веков связанное с деятельностью ранних христианских авторов. Среди них Аврелий Августин.

2. Схоластика – возникла после разделения церкви на западную восточную в 1054 году. Она создана трудами профессоров европейских университетов, это католическая философия отличительной особенностью которой яв-ся обоснование веры средствами человеческого разума. Представитель Фома Аквинский.

 

Вопрос 2.

Аврелий Августин (354-430 н.э.).

Работы- «о граде божьем»

Концепция «2-х градов». Аврелий отрицает античную идею исторического кругооборота. Мир устроен совершенно иначе, он управляется Богом земная история начинается с грехопадения Адама и Евы а завершится страшным судом. История едина она имеет свое начало, цель, и закономерный характер движения к этой цели.

Августин представляет историю по аналогии с 6-ти днями творения. 1 век или как бы первый день творения – от Адама до потопа. 2 век – от потопа до праведника Авраама. 3 век – от Авраама до Давида. 4 век – от Давида до переселения в Вавилон. 5 век – от переселения до рождества христова. 6 век – от рождения по настоящее время.

рассуждения Аврелия.

Человек наделен свободной волей, он свободен в выборе образа жизни, а именно жить по человеку или жить по богу. Так образуется 2 разряда людей. Одному предназначено вечно царствовать с богом, другому подвергнуться наказанию с дьяволом. Вся человеческая история это борьба 2-х градов, земного и божьего.

Такой концепции не было в античных учениях, появ-ся только в христианских, критерий отделяющий один град от другого – любовь либо к богу либо к человеку.

Возникновение двух градов относиться к ветхозаветным временам. Сыновья Адама и Евы олицетворяют их. Кайн убивший Авеля основал земной град. Авель видимого града не создал, его град на небе, на земле он лишь странник. От братьев пошли соответствующие поколения людей. Любящие либо бога либо любящие себя.

Т. о. во – первых противостояние носит не политический а моральный характер, во-вторых, в реальной жизни они взаимопроникают друг в друга и сосуществуют до того времени пока добро победит зло.

 

Учение о власти и государстве.

В политической жизни проявляются эгоизм и злоба человеческая, жажда господства. Причина: каждый ищет своей пользы и удовлетворение своих желаний, общество разделяется одна часть угнетает другую. Земные царства основаны на насилии одной части над другой. Они чужды справедливости.

Государство –это разбойничья шайка. Когда такая шайка разрастается захватывает области и основывает оседлые жилища тогда она принимает название государства. Но Августин, епископ вынужден общаться с со светскими властями и поэтому он и оправдывает государств. Когда бог создал человека он отдал под его власть весь животный мир. Человеку не было свойственно властвовать над человеком. Причина появления власти грехи человеческие. Греховность человека позволяет оправдать власть и даже говорить о ее справедливости. Задача власти подавлять проявление человеческой порочности. Для этого надо создать порядок основанный на согласии и справедливости. Государство по Аврелию есть порядок основанный на согласии граждан. Земное государство как и любое творение бога справедливо, оно обеспечивает мир. Мир позволяет пользоваться всеми благами, поэтому государство лучше чем его отсутствие.

Но у власти тоже бывают порочные люди.

Идеальный правитель по Августину – христианин: они используют наказания как средство сохранения государства а не для удовлетворения своей ненависти; они чтут бога и любят людей.

Стремиться надо к небесному т.е. граду божьему но и земным не пренебрегать, служить богу и исполнять долг гражданина. Неподчинение возможно в случае религиозных противоречий гражданина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.022 с.)