Тема 9. Философская концепция сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Философская концепция сознания



1. Категория сознания. Происхождение сознания Структура сознания. Сознание и язык.

2. Личность - реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.

3. Назначение человеческого разума. Ноосфера.

 

Литература

  1. Основы современной философии СПб., 1997
  2. Вернадский В.Н. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991.
  3. Виденеев Н. В. Природа, интеллектуальных способностей человека - М. 1989.
  4. Дубов А. П., Пушкин В Н Парапсихология и современное естествознание - М., 1989.

5. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990.

6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.. 1992.

7. Фрейд 3. Я и ОНО. – М., 1989.

8. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.

9. Туровский М.Б. Проблема сознания // Филос. науки, 1996, № 1-4.

10. Абишева А.К. Проблема «Я» в философии и психологии // Филос. науки 2002, №6

 

Методические рекомендации

В первом вопросе следует рассмотреть проблему сознания, состоя­щую в выявлении аспекта, в котором сознание выступает как материальное, и - аспекта, в котором оно предстает как идеальное Сознание материально как свойство (мозг - субстрат, сознание его функция), и как свойство оно пред­ставляет собой электромагнитную активность мозга. Сознание идеально как активно-преобразующее отражение, представляющее собой результат эво­люции форм отражения. Практика как взаимодействие, опосредующее отно­шение идеального и природного, является материальным основанием второй сигнальной системы, реализуемой в языке и мышлении. Мышление выступает значением знаков языка.

Во втором вопросе следует обратить внимание на то, что личности нет вне самореализации индивида как представителя человеческого рода. В социологической традиции выделяются три уровня: 1. носитель социаль­ности; 2. представитель определенной культуры (социальной общности и группы); 3. индивидуальность. У личности складывается субъективное "Я" и отраженное "Я". Субъективное "Я" формируется в процессе социализации и его конечная цель - автономизация личности посредством самоидентификации и самозащиты. Отраженное "Я" характеризует комплекс представлений челове­ка о себе с позиций другого, и оно (отраженное "Я") не только корректирует субъективное "Я", но и вступает с ним в противоречие. В постмодерне (Делез) собственное бессознательное понимается как голос Другого, а рефлексия – как основа и исток самотождественности личности (ее самости).

В третьем вопросе следует отметить, что сознание - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, выражающее целостность человеческой психики.

Важным методологическим значением для философии и естествознаниия является решение проблемы соотношения материального и идеального аспектов сознания. В праксиологическом аспекте сознание выражается в творческой активности, целеполагании, целеустремленности, в проектировании и конструировании, определяющеми человеческую мыследеятельность.

Человеческое сознание становится "ноосферой" на стадии планетарной деятельности людей, разум человека становится космической силой. Главную роль в этом процессе, по Вернадскому, играет наука, в частности, научное представление о положении человека в космосе. Творческое преобразование биосферы человеком и является началом ноосферы, учение о которой есть существенный вклад в философию русского космизма.

Темы рефератов

1. Соотношение сознательного и бессознательного в концепциях 3. Фрейда и неофрейдистов.

2. Экстрасенсорные и парапсихологические явления. Гносеологический анализ.

3. Природа идеального.

4. Культура самосознания.

5. Искусственный интеллект.

Вопросы для повторения и самопроверки

1 В каком отношении сознание материально и в каком идеально

2. Соотношение бессознательного, сознательного и сверхсознательного.

3 Соотношение знака, значения и смысла.

4. Соотношение языка и мышления.

5. Соотношение предметно-практического и абстрактного мышления.

 

Тема 10. Философская концепция познания.

1.Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное познание.

2Понятие истины. Абсолютная и относительная истина. Научные и вненаучные формы знания.

3. Социальное познание Истина и ценность. Знание и вера.

4. Наука как система знания, деятельность и социальный институт. Стиль научного мышления, научная картина мира, тип рациональности.

Литература

1. Алексеев П.В.. Панин А. 3. Теория познания и диалектика. – М., 2000.

2. Наука: возможности и границы. М., 2003.

3. Диалектика, познание, наука. - М., 1990.

4. Ильин В,В. Философия науки. - М., 2003.

5. Научные и вненаучные формы в социальном познании. - М., 1985

6. Рассел Б. Человеческое познание - М., 1987.

7. Философия и методология науки. М., 1996.

8. Назиров А.Э. Философия науки. СПб 2004.

Методические рекомендации

В первом вопросе раскрывается понятие познания как взаимодействие субъекта и объекта, аспектом которого является отражение. Формы чувствен­ного и логического познания определяются через понятие отражения. Ощу­щение есть отражение отдельных внешних признаков предметов, восприятие - внешних признаков в целостности, представление - отражение без непо­средственного взаимодействия субъекта и объекта. Понятие - отражение об­щих признаков, суждение - утверждение или отрицание наличия признаков, умозаключение - вывод на основе суждений. Преувеличение роли чувственно­го познания в философии получило название сенсуализма, а логического - рационализма.

Во втором вопросе следует раскрыть следующее понятие истины: объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Объективная истина не зависит от сознания и, вместе с тем, является элементом сознания. Абсолют­ная и относительная истины определяются в зависимости от полноты знания, которая зависит от цели, задаваемой практикой. Конкретность истины есть требование учитывать условия, при которых возможна оценка высказывания как истинного или ложного. Следует также различать истину гносеологическую и логическую. Если первая есть соответствие субъективного образа объективному миру, то вторая - непротиворечивость системы высказываний. Последняя форма организации знания служит существенным признаком науки и является концепцией. Вненаучные формы знания не имеют такой организации и не характеризуются субъектно-объектным отношением.

В третьем вопросе необходимо вскрыть специфику социального объекта познания, состоящего во включенности сознательной деятельности лю­дей в общественно-исторический процесс. Марксизм выделяет в обществе материальные и духовные факторы, рассматривая детерминацию духовного материальным, а современная неклассическая социология рассматривает эти факторы как равнозначные.

Четвертый вопрос предполагает рассмотрение науки в гносеологи­ческом, социологическом и праксиологическом аспектах. Научное знание в гносеологическом аспекте есть отражение объекта субъектом на уровне явле­ния и сущности, т.е. на эмпирическом и теоретическом уровнях. Операционализм рассматривает деятельностную, операциональную природу знания и трансформацию операциональной природы от эмпирического уровня к теоре­тическому.

 

Темы рефератов

1. Знание, отражение, информация.

2. Научная картина мира и типы рациональности.

3. Этические проблемы науки.

4. Единство исторического и логического познания.

5. Развитие научного знания в современной философии и методологии науки.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Формы чувственного познания.

2. Формы логического познания.

3. Понятие истины, виды истины.

4. Стадии эмпирического познания.

5. Стадии теоретического познания.

Тема 11 Человек и смысл его существования

1.Природа сущность, предназначение человека

а) соотношение природного и общественного в человеке;

б) биология человека в эпоху НТР;

в) проблема смысла жизни.

2. Понятие личности. Нравственные основы личности.

3 Человек во Вселенной.

Литература

1. Батутина Г.О. Происхождение человека. Новосибирск, 1993.

2. Буева А.П. Человек: деятельность и общение. - М. 1978

3. Дубинин Н. Что такое человек - М, 1983.

4. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л. 1981.

5. Марцинковский И.А. Смысл жизни. М., 1997

6. Никитин Е.П. Самоутверждение человека // Вопр. философии, 1997, №9.

7. Туровский М.В. Предыстория интеллекта М., 2000г.

8. Лосев А.Ф. Человек. // Филос. науки. - М.. 1988. - №10.

9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на три уровня в струк­туре человека: биологическая основа, психологическая структура и социаль­ная сущность. Биологическая основа помимо анатомических особенностей включает в себя генетическую природу, подчиняющуюся общегенетическим и биологическим закономерностям. Современная генная инженерия позволяет прогнозировать и производить профилактику наследственных заболеваний, производить искусственное осеменение женщины, клонирование. НТР обес­печивает возможность пересадки искусственных органов, их пересадку и адаптацию человека к условиям его бытия. Проблема антропосоциогенеза со­стоит в выявлении соотношения природного и социального в происхождении и развитии человека. Эта проблема, в общем виде, решается введением понятия практики как опосредующего связь иде­ального и природного. Практика, рассматриваемая по отношению к природному, выступает в качестве экономической структуры, а по отношению к идеальному - в качестве антропологической. Первое отношение - основание общественных наук, второе - гуманитарных, изучающих духовные качества человека как аспект его бессмертия.

Ко второму вопросу следует подходить с позиций проявления духовности в нравственно-эстетической сфере. В личности как сово­купности социальных качеств человека нравственные основы имеют основополагающее значение, т. к. состоят в отношении человека к миру и к себе. Это отношение выражается в понятиях смысла жизни как стремления к общему и личному благу и счастья как реализации общечеловеческой сущности в индивидуальной форме.

В третьем вопросе раскрывается соотношение человека и Вселенной как неорганического тела человека. Если физическая Все­ленная содержит четыре типа взаимодействия (гравитационное, элек­тромагнитное, сильное и слабое), то человек - продукт пятого универсального взаимодействия человека - практики, определяющей сущность

 

Темы рефератов

1. Человек - фундаментальная категория философии.

2. Проблемы свободы человека в русской философии.

3. Диалектика коллективизма и индивидуальности.

4. Назначение человека и смысл его жизни.

 

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Соотношение природного и социального в человеке.

2. Биологические основы человека.

3. Психологическая структура человека.

4. Как понимается жизнь после смерти?

5. Смысл жизни, свобода и творчество.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»:

* основная

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - №.. 2000.

2. Философия Учебник под редакцией В.Н. Лавриенко - М., 2000.

  1. Ильин В.В. Философия. - М., 1999.

 

* дополнительная

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 2001.

2. Ермакова Г:.Е. Философия. Учебник для вузов. - М., 1999.

3. Назиров А.Э. Философия науки. СПб., 2004.

4. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия Учебник. - М, 1998

5. Современные проблемы социальной философии и культурологии. Под ред. А.Э.Назирова – СПб.,2004.

6. Степин В.С. Теоретическое познание. М. 2000.

7. Хрусталев Ю.М. Введение в философию (для студентов вузов). - Ростов-на-Дону, 1999

8. Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Кохановского В.В. - Ростов-на-Дону, 1999.

 

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1. Философия, ее жизненный смысл и предназначение.

2. Мировоззрение, его структура и основные типы.

3. Основные разделы и направления философии.

4. Ранняя греческая философия (общая характеристика основные школы и мыслители).

5. Жизнь и философствование Сократа.

6. Учение Платона о бытие и государстве.

7. Учение Аристотеля о материи и форме.

8. Геоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика. Учение Августина Блаженного.

9. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

10. Философия эпохи Возрождения (Данте А., Дж. Бруно, Н. Коперник, Н. Макиавелли).

11. Ф. Бекон как основоположник философии Нового Времени.

12. Разновидности рационалистической философии (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

13. Философские учения Т. Гоббса и Дж. Локка

14. Философия Просвещения: философские позиции Вольтера, Д. Дидро, Ж. –Ж.Руссо.

15. Гносеология и этика И. Канта.

16. Философия Г Гегеля.

17. Натурфилософия Шеллинга.

18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

19. Позитивизм (общая характеристика и эволюция)

20. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса.

21. Иррационализм А. Шопенгауэоа

22. Программа переоценки всех ценностей, и учение о сверх­человеке Ф. Ницше.

23. Психоанализ как философская концепция и неофрейдизм (3. Фрейд. К.Юнг, Э Фромм)

24. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггера. К. Ясперс Ж - П. Сартр. А.Камю)

25. Основные тенденции в философии XX века.

26. Славянофилы и западники, их размышления о национальном характере.

27. Русская материалистическая философия XIX века (А. Герцен, Н. Чернышевский).

28. Философия всеединства В. Соловьева.

29. Русская религиозная философия (Н. Бердяев, П. Флоренский и др.).

30. Русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.).

31. Проблемы бытия в философии

32. Философское учение о материи. Атрибуты материи и подходы к ним.

33. Исторические типы диалектики.

34. Развитие и его сущность. Основные законы и категории диалектики.

35. Смысл философской проблемы сознания. Факторы, влияющие на форми­рование сознания.

36. Сознание и самосознание.

37. Познание, его формы.

38. Специфика научного познания.

39. Общество и природа. Цивилизация и культура.

40. Понятие культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека

41. Перспективы развития современного мира. Глобальные проблемы человечества.

42. Природа, сущность и предназначение человека.

43. Проблемы смысла жизни.

44. Понятие личности Нравственные основы личности. Проблемы свободы и ответственности.

45. Понятие картины мира Научная и религиозная картины мира.

46. Интуиция и ее роль в познании.

47. Общество как система.

48. Деятельность как специфический способ существования человека


Содержание

 

Учебно-тематический план курса "Философия"........................................................................................................................ 3

Тема 1 Роль философии в жизи человека и общества............................................................................................................... 8

Литература.......................................................................................................................................................................................... 7

Методические рекомендации........................................................................................................................................................... 8

Темы рефератов.................................................................................................................................................................................. 8

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................... 9

Тема 2. Античная философия........................................................................................................................................................... 9

Литература.......................................................................................................................................................................................... 9

Методические рекомендации........................................................................................................................................................... 9

Темы рефератов.................................................................................................................................................................................. 9

Вопросы для повторения и самопровепки................................................................................................................................... 9

Тема3.Философиясредневековья ивозрождения................................................................................................................... 10

Литература........................................................................................................................................................................................ 10

Методические указания................................................................................................................................................................... 10

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 11

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 11

Тема 4. Философия Нового времени............................................................................................................................................ 11

Литература........................................................................................................................................................................................ 11

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 11

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 12

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 11

Тема 5. Классическая немецкая философия.............................................................................................................................. 12

Литература........................................................................................................................................................................................ 12

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 12

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 13

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 12

Тема 6. Философия в России.......................................................................................................................................................... 13

Литература........................................................................................................................................................................................ 12

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 13

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 14

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 14

Тема 7. западная Философия XIX-XX вв.................................................................................................................................... 14

Литература........................................................................................................................................................................................ 14

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 15

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 15

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 15

Тема 8. Проблема бытия в философии........................................................................................................................................ 16

Литера тура....................................................................................................................................................................................... 16

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 16

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 16

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 17

Тема 10. философская концепция сознания............................................................................................................................... 17

Литература........................................................................................................................................................................................ 17

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 18

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 18

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 19

Тема 11. Человек и смысл его существования.......................................................................................................................... 19

Литература........................................................................................................................................................................................ 20

Методические рекомендации........................................................................................................................................................ 20

Темы рефератов................................................................................................................................................................................ 20

Вопросы для повторения и самопроверки................................................................................................................................. 20

Литература по курсу философия:................................................................................................................................................ 22

Тематика контрольных работ по курсу "философия" для студентов заочников............................................................ 22

Вопросы к экзамену по курсу "философия" для студентов всех специальностей......................................................... 23

Контрольные тесты.......................................................................................................................................................................... 26

Содержание........................................................................................................................................................................................ 26

 

 

назиров анатолий эзелевич

бурова мария леонидовна

Философия

методические указания


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.105 с.)