Расчет и выбор фокусных расстояний кинопроекционных объективов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет и выбор фокусных расстояний кинопроекционных объективов



Фокусные расстояния кинопроекционных объективов рассчитываются по формуле:

где,

- искомое фокусное расстояние кинопроекционного объектива, мм;

П - проекционное расстояние (расстояние от центра киноэкрана до выступающей части кинопроектора), м.

При проектировании кинопроекционной за задней стенкой зрительного зала:

П=Д+tст+

где,

Д - расчетная длина зала, м;

tст - толщина передней стены кинопроекционной, м;

tст=0,64 - стена кирпичная;

tст=0,5 - стена блочная;

- расстояние от передней стены кинопроекционной до выступающей части проектора (без объектива), м;

=0,35 - при 35-мм кинопроекторах;

=0,5 - при 70/35-мм кинопроекторах.

При проектировании кинопроекционной, выступающей в зрительный зал, проекционное расстояние П должно быть не менее 0,85Д;

а - ширина кадрового окна кинопроектора, мм:

21,0-для 35-мм широкоэкранных и кашетированных фильмов;

48,0-для 70-мм широкоформатных фильмов;

20,9-для 35-мм обычных фильмов;

m - коэффициент, принимаемый равным:

2 - для 35-мм широкоэкранных (анаморфированных) фильмов;

1 - для остальных видов кинопоказа.

Шэ - расчётная ширина киноэкрана (Шо, Шк, Шш, Шф) для соответствующего вида кинопоказа,м.

По формуле определяется фокусное расстояние объектива для одного из видов кинопоказа. При проектировании широкоэкранных кинотеатров следует определить фокусное расстояние объектива для широкоэкранной проекции:

По расчетному значению выбирают по табл. 1 стандартный объектив, фокусное расстояние которого наиболее близко к расчетному.

По стандартному значению (см. табл. 1) выбирают соответствующую группу объективов и для обеспечения требуемых видов кинопоказа и получения одинаковой высоты изображения Во=Вк=Вш.

Таким образом, как видно из табл. 1, на широкоэкранной киноустановке необходимо иметь комплект из трёх кинопроекционных объективов и анаморфотной насадки или комплект из двух объективов с анаморфотной и афокальной насадками.

При проектировании широкоформатных кинотеатров определяется фокусное расстояние объектива для широкоформатной проекции. По расчетному значению (см. табл. 1) выбирают и соответствующую группу объективов , и .

Уточнение размеров киноэкрана

Уточнение размеров рабочего поля производится для каждого киноэкрана Шф, Шш, Шк, Шо по формулам:

- для изогнутых киноэкранов (по хорде):

- для плоских киноэкранов:

По уточненным размерам ширины рабочего поля киноэкрана уточняются высоты киноэкрана:

Выбор размера поля экранного полотнища

Размер поля экранных полотнищ по ОСТ 19-32-83 приведен в табл. 2. По размеру уточненной по cт ширина Шш - для широкоэкранных кинотеатров или Шф - широкоформатных по табл. 2 выбирается размер поля экранного полотнища, но с увеличением, что позволяет иметь запас материала для крепления киноэкрана к раме.

Рабочая часть поля киноэкрана обрамляется темным бархатом или подобным материалом. Условное название экранов состоит из обозначения типа экрана и его размеров.

Например, экран диффузно-отражающий, перфорированный, шириной 11 м, высотой 4,7 м, стационарный, на раме:

Д-Пcт =11Х4,7 (ОСТ 19-32- 83).

Планировка зрительских мест в зрительном зале

Размещение зрительских мест выполняется относительно киноэкрана с учетом требований ВСН 45-86 и СНиП 2.08.02-89, обеспечивающих оптимальные условия видения киноизображения.

Необходимо соблюдать следующие нормы (рис. З):

 

Рис. 3. Зона расположения зрителей перед киноэкраном

1. Расстояние Г от экрана до спинки сидения первого ряда зрительских мест (по оси зала), м:

- при широкоформатном - не менее 0,6Шф;
- при широкоэкранном - 0,84Шш;
- при обычном - 1,44Шо,

где Г=0,6Шф=0,84Шш=1,44Шо=0,36Д.

2. Радиус сферы М, определяющий расстояние от экрана до спинки сидения последнего ряда (по оси зала), м:

М=Д-Г

где центр сферы лежит на нормали к центру киноэкрана на расстоянии Г от экрана.

3. Угол рассматривания экрана в горизонтальной плоскости:

где угол определяет размещение зрительских мест по ширине зала, т. е. максимальное удаление зрителей от осевой линии зала.

4. Угол с нормалью в центре экрана , ограничивающий зону размещения зрителей в вертикальной плоскости ниже нормали в центре экрана:

Угол с нормалью в центре экрана , ограничивающий зону размещения зрителей в вертикальной плоскости выше нормали в центре экрана (в залах с балконами):

Планировку зрительских мест рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) составление плана зрительного зала (в масштабе 1: 100 или 1:50) и размещение киноэкрана;

2) выбор способа планировки зрительских мест (рис. 4). На рис. 4, а, б, в, г зрители размещены в затылок друг друга, а на рис. 4, д - в шахматном порядке (применяется в залах, где нет возможности выполнить необходимый подъем пола). Способ размещения зрителей на рис. 4, а применяется в зрительных залах небольшой вместимости (до 200 мест); на рис. 4, б - в залах средней вместимости; на рис. 4, в, г- в залах большой вместимости и большой ширины.

 

Рис. 4. Способы планировки мест в зрительном зале

При любом способе планировки зрительских мест количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать:

- при односторонней эвакуации из ряда - не более 26;
- при двусторонней - не более 50;

3) расчет путей эвакуации. Пути эвакуации в зрительном зале определяются с учетом степени огнестойкости здания кинотеатра и вместимости N. Наименьшую степень огнестойкости и предельную этажность зданий кинотеатра следует принимать, в зависимости от его вместимости, в соответствии с ВСН 45-86 и СНиП 2.08.02-89 по табл. 3. Для расчётов ширины проходов применяют формулу:

где,

- искомая ширина проходов;

К - ширина прохода приходящаяся на 100 зрителей, зависит от огнестойкости здания:

К=0,6 м - в зданиях I и II степеней огнестойкости;

К=1 м - в зданиях III и IV степеней огнестойкости;

К=2 м - в зданиях V степени огнестойкости.

N - вместимость зала.

Эвакуация зрителей из зала кинотеатра должна предусматриваться через равномерно расположенные выходы.

Количество эвакуационных выходов из зрительного зала, балкона, фойе, со сцены (эстрады) следует проектировать не менее двух.

Допускается устройство одного выхода (двери) с балкона вместимостью 50 и менее мест. Запрещается производить эвакуацию зрителей с балкона через зрительный зал.

При проектировании кинотеатра сезонного действия без фойе допускается считать вторым эвакуационным выходом из зала вход.

В зрительном зале кинотеатра, независимо от вместимости, можно принимать в качестве второго эвакуационного выхода с эстрады проход через зал.

Согласно действующим "Правилам пожарной безопасности для кинотеатров и киноустановок" общую ширину дверей, коридоров и лестниц, на путях эвакуации зрителей, общую ширину эвакуационных проходов следует принимать из расчета на 100 человек.

Независимо от результатов расчета ширина дверных проемов и ширина проходов в зале менее 1,2 м не допускается.

Ширина входов (дверных проемов) в зрительный зал должна быть не менее половины ширины эвакуационных выходов из зала, но не менее 1,2 м.

Пример. Рассчитать пути эвакуации для зрительного зала кинотеатра круглогодичного действия N=600 мест.
Решение. Общая ширина (продольных) проходов Шnpox.o6щ=0,6N/100=0,6*600/100=3,6 м.

При числе проходов, равных 2, ширина каждого составляет 1,8 м. Общая ширина дверей выхода должна быть (2х1,8) равной 3,6 м. Общая ширина дверей входа может составлять (2х1,2)-2,4м;

4) выбор вида соединений. В зрительных залах следует, как правило, устанавливать кресла с откидными сидениями. В летних открытых кинотеатрах допускается устанавливать стулья или скамьи со спинками. Размеры сидений должны быть:

- кресел -глубина не более 0,45 м, ширина (между осями подлокотников) не менее 0,52 м;
- стульев и скамей -глубина соответственно не более 0,4 и 0,35 м, ширина -не менее 0,45 м;

5) определение числа зрительских мест в ряду. Число зрительских мест в ряду определяется по формуле:

где,

- искомое число зрительских мест в ряду;

Шз - ширина зрительного зала, м;

Шпрох. общ.- общая ширина продольных эвакуационных проходов в зале, м;

Шсид. - ширина сидения, м.

Примечание. В залах трапецеидальной, овальной или другой сложной форм, число определяется для средней части зала, а в остальных частях вычерчивается для каждого ряда отдельно;

6) определение числа рядов в зале. Число рядов в зале определяется по формуле:

где,

- искомое число рядов в зале;

Д - расчетная длина зала, м;

Г - расстояние от экрана до спинки сидения первого ряда (по оси.зала), м.;

Шпрох - ширина поперечного прохода в зале (в случае наличия такого прохода, см. рис. 4 (в,г)), м;

d - расстояние между спинками сидений двух смежных рядов, м.

Расстояние d следует, предусматривать не менее 0,9-1,1 м между спинками кресел смежных рядов и не менее 0,85 м между спинками стульев, а также не менее 0,8 м между спинками скамей. Основные параметры кресел представлены на рисунке:

Ниже приведены фотографии с реальными изображениями кинотеатральных кресел:

 

 

Рис. Основные параметры кресел

Так как при расчете, числа рядов часто получается нe целое число, то для выполнения чертежа и дальнейших решений необходимо уточнить расстояние от киноэкрана до спинки кресла первого ряда по формуле:

7) определение общего числа мест, которые могут быть размещены в зале, и окончательное уточнение размеров зала. Число рассчитанных в зале мест. определяется по формуле:

Если полученное число N приблизительно совпадает с заданным в техническом задании, то необходимо на чертеже-плане зрительного зала нанести планировку зрительских мест, путей эвакуации; построить углы рассматривания киноизображения - ; провести радиус сферы М.

Примечание. Вычерчивать ряды рекомендуется от последнего к первому, так как рассчитанное значение Г может несколько отличаться от фактического на чертеже.

Все зрительские места, расположенные за пределами угла и радиуса М, следует убрать, как неудачные с точки зрения оптимальных условии видения киноизображения. После этого надо определить оставшееся число зрительских мест. Для проверки правильности расчетно-планировочных решений зрительного зала необходимо определить фактическую удельную площадь и сравнить ее с нормируемой:

Если Sуд(факт) получилась больше нормируемой Sуд, то следует подумать о другой, более выгодной с точки зрения размещения заданного числа зрительских мест, форме зала. Необходимо также проанализировать правильность всех решений.

Если Sуд(факт) получилась меньше нормируемой Sуд, то следует либо увеличить ширину зала (изменить Шз проще, так как это не связано с изменением размеров киноэкрана и т. п.), либо уменьшить Nфакт (при Nфакт>Nзад).


2.1.2. Построение продольного разреза зрительного зала

(графоаналитический метод)

Подъем пола в зрительном зале необходим для обеспечения беспрепятственного видения нижней кромки экрана зрителем находящимся в любом ряду. Подъём пола можно выполнить графически и графоаналитически. Рассмотрим второй метод. Для этого воспользуемся антропометрией человека:

  • расстояние от уровня глаз зрителя сидящего в ряду до уровня пола будет равным 1,2 метра;
  • превышение луча зрения зрителя в нижнюю кромку экрана последующего ряда над уровнем глаз зрителя предшествующего ряда будет равным 14 сантиметрам.

Этапы построения

  1. Определяем ряд с которого начнётся подъем. Проведём луч зрения зрителя находящегося во втором ряду в нижнюю кромку и по вертикали определим расстояние от этого луча до уровня глаз зрителя. Если это расстояние больше или равно 14 см, тогда второй ряд не поднимаем.
  2. Проводим луч зрения зрителя третьего ряда к нижней кромке и определяем расстояние над уровнем глаз зрителя второго ряда. Предположим, что оно меньше 14 см, следовательно 3 ряд надо приподнять.
  3. Все дальнейшие построения начинаются с ряда предшествующего ряду подъёма. Начиная со второго ряда расстояние до конца зала делим на участки длиной от 6 до 9 метров.
  4. Определим общее превышение и профиль пола для первого участка. Для этого воспользуемся формулой:

где 0,32 - коэффициент который справедлив для участка длиной 6-9 метров и превышением 0,14 метра; d - расстояние между спинками смежных рядов; До - расстояние от экрана до начала участка; Дх - расстояние от экрана до конца участка.

  1. Подставив числовые значения в формулу получим превышение для участка. Это превышение откладывается вверх над уровнем глаз зрителя в начале участка.
  2. Через полученную точку и нижнюю кромку экрана проводим прямую до пересечения с концом участка. В месте пересечения получим точку - это уровень глаз зрителя в конце первого участка. От этой точки откладываем вниз 1,2 метра, получим точку уровня пола в конце первого участка.
  3. Уровень пола в начале и конце участка соединяют прямой и получают профиль пола для первого участка.
  4. Построение подъема пола второго участка аналогично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.034 с.)