Анализ себестоимости продукции по элементам затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ себестоимости продукции по элементам затрат



 

Анализ себестоимости продукции по элементам затрат может быть проведен в виде таблицы, приведенной ниже.

Таблица 18

Анализ структуры затрат по элементам

Показатели Прошлый год План Структура, % Факт Структура, % Изменения
абсолютное, тыс. руб. относи- тельное структуры, пункт
Материальные затраты, тыс.руб.                
Заработная плата, тыс.руб.                
Единый социальный налог, тыс. руб.                
Амортизация, тыс. руб.                
Прочие затраты, тыс. руб.                
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.                

 

По данным таблицы необходимо сделать выводы:

– об общем изменении величины затрат в абсолютных и относительных измерителях по сравнению с планом;

– об общем изменении величины затрат в абсолютных и относительных измерителях по сравнению с предыдущим периодом;

– об изменениях в структуре затрат по элементам в рассматриваемом периоде по сравнению с планом;

– об изменениях в структуре затрат по элементам в рассматриваемом периоде по сравнению с предыдущим периодом;

– об абсолютных и относительных изменениях отдельных элементов затрат по сравнению с планом;

– об абсолютных и относительных изменениях отдельных элементов затрат по сравнению с предыдущим периодом;

– о причинах изменений отдельных элементов затрат, а также сформулированы проблемы.

Справка*

Единый социальный налог с 2010 года заменен на несколько страховых взносов, уплачиваемых работодателем в следующие организации:

1. ПФР – Пенсионный фонд России, отделение по месту регистрации предприятия. Взносы туда составляют в 2013 году при стандартных условиях (для большинства организаций) составляют 22%. Данные платежи идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам и формирование будущих пенсий нынешних работников (в виде накопительной части).

2. ФСС – Фонд социального страхования, ставка 2,9%, цель уплаты – формирование пособий для граждан и т.п.

3. ФОМС – Фонды обязательного медицинского страхования – платежи в 2013 году осуществляются по тарифу 5,1% и идут на обеспечение бесплатной медицинской помощи населения. В 2015 году платежи направляются полностью в федеральный фонд, в территориальные фонды не платятся.

Ставка ЕСН в 2015 году в 30% справедлива для большинства организаций и ИП с работниками. Однако, она увеличивается на 10% при превышении официальной годовой зарплаты сотрудника порога в 568 000 рублей.

Также, повышенные ставки ЕСН в 2015 году платятся за работников, условия труда которых отличаются повышенной вредностью. За них придется заплатить либо на 2% (например, трактористы, маляры и т.п.), либо на 4% больше (об этом подробнее в статье про страховые взносы). Предельная величина налоговой базы (то есть 568 тыс. рублей) роли не играет.

Пониженные ставки ЕСН в 2015 году

Льготные ставки налога в следующих размерах: ПФР – 20%, ФСС – 0%, ФОМС – 0%, могут платить некоторые категории фирм и индивидуальных предпринимателей с работниками:

§ Индивидуальные предприниматели (ИП), использующие патентную систему налогообложения;

§ Индивидуальные предприниматели, занимающиеся фармацевтической деятельностью и использующие единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

§ Индивидуальные предприниматели и организации на упрощенной системе налогообложения (УСН), занимающиеся видами деятельности, прописанными в Федеральном Законе №212-ФЗ (статья 58).

Льготные ставки ЕСН применяются и для компаний, в штате которых работают инвалиды.

Фиксированные ставки ЕСН применяются в отношении ИП, нотариусов и адвокатов, не производящих выплат физическим лицам (то есть не имеющих в своем штате наемных работников). В 2015 году ими выплачено 32479,2 рублей в филиал пенсионного фонда и 3185,46 рублей в Фонд социального страхования. Стоит отметить, что повышение взносов для ИП в 2015 году привело к заметному сокращению числа официально зарегистрированных предпринимателей.

 

1.4. Анализ финансовых результатов хозяйственной
деятельности предприятия

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.п.).

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

1) систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

3) выявление резервов увеличения объема реализации и суммы прибыли;

4) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности.

 

Анализ показателей прибыли

Важнейшими показателями финансовых результатов предприятия являются показатели прибыли, которая составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения социальных и материальных проблем трудового коллектива. За счёт прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

– исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчётный период);

– исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей);

– исследование влияние факторов на прибыль (факторный анализ);

– изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов.

Объектами анализа являются:

– балансовая прибыль (прибыль до налогообложения);

– прибыль от реализации;

– прибыль от прочих видов деятельности;

– чистая прибыль.

Основным источником информации является Форма № 2 (Приложение к бухгалтерскому балансу) «Отчет о прибылях и убытках».

Данные для анализа могут быть представлены в виде нижеприведенных таблиц.

Таблица 19

Анализ формирования прибыли предприятия

Показатель Код стр. За отчетн. период За аналогич. период прошлого года Отклонения
тыс. руб. %
           
Выручка от реализации товаров за минусом НДС и акцизов          
Себестоимость продаж          
Валовая прибыль (убыток)          
Коммерческие расходы          
Управленческие расходы          
Прибыль (убыток) от продаж          
Доходы от участия в других организациях          
Проценты к получению          
Проценты к уплате          
Прочие доходы          
Прочие расходы          
Прибыль (убыток) до налогообложения          
Текущий налог на прибыль          
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)          
Изменение отложенных налоговых обязательств          
Изменение отложенных налоговых активов          
Прочее          
Чистая прибыль (убыток)          

 

Таблица 20

Анализ структуры балансовой прибыли предприятия

Наименование показателя Базовый период Отчетный период Изменения
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Валовая прибыль           -
Прибыль (убыток) от продаж            
Прибыль балансовая            
Чистая прибыль            

 

В процессе анализа должны быть отражены следующие моменты:

– абсолютное и относительное изменение балансовой прибыли;

– доля источников формирования балансовой прибыли, с выделением основного;

– абсолютное и относительное изменение прибыли от реализации;

– сопоставление темпов роста выручки и темпов роста себестоимости проданной продукции, коммерческих и управленческих
расходов;

– абсолютные и относительные изменения прочих доходов и расходов (по отдельным составляющим);

– абсолютное и относительное изменение чистой прибыли;

– причины изменения доходов и расходов;

– оценка изменений в структуре источников формирования балансовой прибыли и их причин.

Особое внимание в процессе анализа показателей прибыли должно быть уделено прибыли от реализации продукции. Факторами, влияющими на изменение этого показателя, являются:

– объем реализации продукции в натуральных измерителях;

– структура реализованной продукции;

– цены реализации;

– себестоимость единицы продукции по видам.

Факторный анализ проводится по модели:

 

Пр = ∑ N общ × УД i × (Ц i – C i), (1.41)

 

где N общ – общий объем реализованной продукции в натуральных измерителях (кг, тоннах, штуках, м. или др.);

УД i – удельный вес (доля) объема реализации i -го вида продукции в общем объеме реализации в натуральных измерителях;

Ц i – цена единицы продукции i -го вида, руб;

С i –себестоимость единицы продукции i – того вида, руб.

Использование данной модели возможно только в том случае, если для измерения объемов реализации различных видов продукции применяются одинаковые (сопоставимые) единицы, т.е. штуки, килограммы, тонны, метры и другие. Исходные данные для проведения анализа могут быть представлены в виде следующей таблицы 21.

Таблица 21

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Вид продукции Объем реализованной продукции в шт., кг Удельный вес i -го вида продукции в общем объеме реализации, в долях Цена единицы продукции i -го вида, руб. Себестоимость единицы продукции i -го вида, руб.
базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период
П1                
П2                
П3                
Итого                

 

По результатам факторного анализа должны быть сделаны выводы о влиянии каждого из рассмотренных факторов на изменение прибыли от реализации в отчетном году по сравнению с базовым годом или с планом. Количественная оценка влияния факторов позволяет выявить основные, оказавшие на изменение прибыли положительное и отрицательное влияние, определить резервы роста прибыли и предложить механизм их реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.03 с.)