Часть 1. История философии как процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. История философии как процесс



СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание………………………………………………………………………………………… 3

Введение …………………………………………………………………………………………… 4

Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ПРОЦЕСС

1.1 Мировоззрение, его структура и уровни. Исторические типы мировоззрения ………….. 7

1.1.1Религия как исторический тип мировоззрения…………………………….…..………... 11

1.1.2 Возникновение философии, ее предмет и задачи…………………….………………….. 13

Контрольные тесты к теме № 1………………………………….……………………………..... 18

1.2 Философия древнего востока …………………………………………….....………….…. 21

1.2.1 Древнекитайская философия ………………………………….…………….…………….. 21

1.2.2 Древнеиндийская философия ………………………………….………………………….. 24

Контрольные тесты к теме № 1.2.1 ………………………………………….………………….. 26

Контрольные тесты к теме № 1.2.2 …………………………………….……………………….. 29

1.3 Античная философия ………………………….…….……………………………………... 32

Контрольные тесты к теме № 1.3 ……………………………………….…………………….… 48

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

1.4.1 Западноевропейская средневековая философия ……………………………………….… 43

1.4.2 Арабоязычная средневековая философия ……………………………………..……….… 47

Контрольные тесты к теме №1.4.1 ……………………………………………...……………… 51

Контрольные тесты к теме №1.4.2…………...…………………………..….……...…………... 55

1.4.3 Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) …………………………………..………… 59

Контрольные тесты к теме № 1.4.3 ……………………………………………..………...……. 63

Философия Нового времени

1.5.1 Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ….……………………….…………… 67

Контрольные тесты к теме №1.5.1.………………………………….…………………..…….... 72

1.5.2. Философия просвещения.……………………………………………………….……...… 77

Контрольные тесты к теме № 1.5.2 …………………………………..…………………………. 80

Философия в Германии XVIII-XIX вв.

1.6.1 Немецкая классическая философия……………………………………………………… 84

Контрольные тесты к теме № 1.6.1 …………………………………………...………………… 90

1.6.2 Марксистская философия ………………………………..………………………..……..... 96

Контрольные тесты к теме № 1.6.2 …………………………………………………..……..…. 98

Из истории русской и казахской философии XVIII-XIX вв.

1.7.1 И стория русской философии…………………………………………………………… 100

Контрольные тесты к теме № 1.7.1 …...………………………………………………..……… 103

1.7.2 Казахская философия …………………………………………………..………..……….. 107

Контрольные тесты к теме № 7.2 …...…………………………………….…………..……….. 110

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

1.8.1 Неклассическая философия ………………………………………………………..….…. 113

Контрольные тесты к теме № 1.8.1...………………………………………...……..……….… 117

1.8.2 Постнеклассическая философия Запада ХХ-ХХІ вв................................................... 120

Контрольные тесты к теме № 1.8.2 …………………………………………….……………… 128

Ключ к тестовой базе № 1.8.2 ………………………………………………………………..... 133

Литература.................................................................. ………………………………….........…135

Введение

В изучении философии определенную помощь студентам может оказать настоящий «Философский практикум. Сборник задач и упражнений», поскольку он позволяет прививать студентам навыки самостоятельного мышления, расширять объем знаний.

Предлагая студентам задачи и упражнения, в которых выражены различные и даже противоположные точки зрения, можно вовлечь их в активные обсуждение темы /проблемы/, организовать творческую дискуссию, пробудить интерес к философии и тем самым добиться более прочного усвоения ее важнейших положений.

В качестве дополнительных средств, ориентирующих на поиск правильных ответов следует обращаться к «Философской энциклопедии», «Философскому словарю», учебникам, философским первоисточникам, электронным носителям информации.

Располагая такой информацией, можно глубже проникнуть в смысл анализируемого текста, найти верное решение. Далее необходимо четко и аргументировано сформулировать ответ на заданный вопрос, используя известный философский понятийно-категориальный аппарат.

Решения задач и упражнений в зависимости от их содержания и смысловой нагрузки можно проводить устно/семинарские занятия/, либо в письменном виде, в качестве домашнего задания/ СРС, СРСП/, аттестации, коллоквиумах.

В методическом пособии задачи, упражнения и соответствующие контрольные тесты разделены на 3 части: «История философии», «Человек и мир», «Социальная философия». В конце пособия помещены ответы на контрольные тесты. Студенты могут проверить и откорректировать свои ответы на предлагаемые вопросы и упражнения.

Сборник задач и упражнений не может заменить других форм проведения семинарских занятий. Он лишь дополняет иные приемы активного обучения и должен быть использован в комплексе с другими, т.е. семинары не могут быть сведены только к решению задач и упражнений. Его назначение – расширить и дополнить арсенал средств активизирующих процесс изучения и усвоения студентами фундаментальных идей, принципов и категорий философии. Как показывает опыт, отдельные упражнения могут непосредственно включаться в содержание лекций и использоваться в качестве практического задания для закрепления изложенного материала. Однако более целесообразно применять пособие на семинарских занятиях, либо вместо основного вопроса плана, либо в качестве дополнения к нему с целью уточнения, углубления и выработки умения применять теоретические положения к анализу конкретного материала.

Учебное пособие соответствует действующей программе ГОСО РК для высших учебных заведений. Рабочим материалом для самостоятельного обобщения, философской оценки, логического анализа, логического комментирования служат главным образом оригинальные тексты, высказывания, афоризмы известных философов, мыслителей, ученых, писателей.

Упражнения и задачи по характеру и содержанию делятся на два типа:

а) философская оценка, предлагаемых высказываний, когда студент должен определить философскую позицию автора, определить философское направление. Необходимо приобрести умение правильно диагностировать их в любой, даже «нефилософской форме»;

б) философский анализ приводимого текста с позиций основных положений философских школ, течений. Этот тип упражнений подразделяется на два вида:

1) перевод на язык философских категорий /категориальный анализ;

2) решение философского спора/ дискуссия: эристика или эвристика/. Кроме того, приводятся такие задачи, где нужно найти правильный ответ из нескольких вариантов.

Рассмотрим более подробно каждый из этих типов:

1. Философская оценка. Упражнения этого типа представляют собой извлечения из философских текстов, научных трактатов, художественных произведений и т.п., внимательно прочитав которые студенты должны не только определить философские взгляды автора, но, и аргументировано обосновать свой ответ. Некоторые упражнения требуют назвать философские школы и направления по их характерным признакам, данным в высказываниях.

Как показывает практика, эти упражнения способствуют тренировке памяти и сознательному применению полученных теоретических знаний в конкретной ситуации.

2. Философский анализ. Цель этого типа упражнений состоит в том, чтобы научить студентов сознательно анализировать тексты, свободно пользуясь философской терминологией. Он имеет следующую структуру:

а) перевод на язык философских категорий. В данном виде заданий требуется определить, какие философские категории, законы, используются и иллюстрируются в данных высказываниях, какие формы и приемы познания обнаруживаются в предлагаемом тексте.

б) Решение философского спора – является более сложным видом упражнения. Текст такого рода заданий содержит несколько различных точек зрения по излагаемому вопросу и требует от студентов определить свое отношение к этому спору, высказывать свою точку зрения, обосновать характер своих рассуждений.

Философский комментарий (от лат. заметки, толкования). Оперируя философскими категориями и понятиями, необходимо раскрыть смысл и актуальность содержания текста, сделать аналитическое пояснение к нему, выразить собственное отношение к представленной проблеме.

Философский компаративизм (от лат. сравнительный) посредством сравнения различных, даже противоположенных философских учений, необходимо выявить либо их общие черты и преемственность, либо характерные отличия. Философское обобщение возможно как средство анализа философских школ и направлений с целью нахождения их общих теоретических источников и узловых пунктов расхождения /например немецкая классическая философия и марксизм/.

Основной формой учебных занятий, на которых возможно с наибольшей эффективностью использовать метод задач и упражнений является семинар. Как же в условиях семинарского занятия, не отходя от основного плана его проведения, использовать задачи и упражнения? Это можно сделать многими путями, но обязательно предварительно продумать ход предстоящего семинара и те цели, которые преподаватель ставит в процессе его проведения.

Во – первых, внимательно ознакомившись с содержанием задач и упражнений в методическом пособии, имеющих отношение к теме семинара, преподаватель распределяет их между наиболее подготовленными студентами. В процессе обсуждения вопроса по плану он задает затем студентам проблемную ситуацию, направляя ход логических рассуждений к решению поставленной цели.

Во – вторых, возможны краткие письменные работы, проводимые после обсуждения того или иного вопроса и уяснения его студентами. Опыт показывает, что ответы студентов на задачу, поставленную преподавателем /как одну на группу, так и каждому студенту в отдельности/ оказываются весьма различными и обсуждение их на следующем занятии вызывают заинтересованную реакцию.

В – третьих, благоприятные результаты дает также задание некоторых упражнений на дом, после обсуждения темы на семинаре. С этой целью к каждой теме подобраны контрольные тесты, имеющие ключ в методическом пособии, чтобы студенты могли проверить правильность своих пониманий философских проблем.

В – четвертых, к данному методическому пособию предлагается сборник «Философия в таблицах и логических схемах», который помогает системно воспринимать философский материал данный в лекциях.

Когда использование задач и упражнений войдет в систему, накопится опыт, то возможно корректирование планов семинарских занятий, в которых предусматривалось бы выделение времени для упражнений. Конечно, проведение такого рода занятий требует еще более тщательной подготовки преподавателя по подбору задач и продумыванию методики проведения этой части практического занятия.

Умелое применение и совершенствование такого метода способствует значительной активизации познавательной деятельности студентов в процессе овладения культурой философского мышления.

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древнекитайская философия

 

1 Прокомментируйте следующую цитату из древнекитайской философии: «Есть вещь, Хаос образующая, прежде Неба и Земли, живущая. Беззвучная! Пустая! Одна стоит, не изменяется. По кругу шествует без устали. можно считать ее Матерью Поднебесной. Я не зная ее имени, обозначаю ее иероглифом, называя Дао, самовольно даю ей имя,- называя Великая. Великое называю уходящим, уходящее называло удаляющимся. Человек берет за образец Землю, Земля берет за образец Небо, Небо берет за образец Дао, Дао берет за образец цзы жень». Поясните, что берет за образец Дао? Какая философская школа исследовала диалектику Дао? Что является первоначалом природного мира? Кто и в каком трактате описал Дао? Каково соотношение бытия и небытия?

 

2 Дайте философскую интерпретацию изречению Конфуция:

«Человек способен сделать путь великим,

Но великим человека не делает путь». Каково содержание учения о «благородном муже»? Что человека делает «совершенным»?

 

3 Конфуций говорил: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине /простолюдину/. Если же воспитанность превосходила естественность он подобен ученому- книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга он становится «благородным мужем» /изюньцзы/. Какие лучшие человеческие волевые и моральные качества приписывает мудрец «благородному человеку»? Какова сфера деятельности изюньцзы? Какая его главная задача?

 

4 В «Беседах и рассуждениях» /«Лунь юй»/ Конфуций говорит: «Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему: наблюдаю многое и держу все в памяти- это и есть способ постижения знаний». Каким способом приобретает знания цзюньцзы? Какой принцип процесса познания, согласно Конфуцию, является основополагающим? Где кроются ценностные критерии знания? Что является объектом изучения по Конфуцию?

 

5 В древнейшем письменном памятнике даосизма «Дао Дэ цзин» сказано: «Дао рождает их (вещи), Дэ взращивает их. Вещество оформляет их, сила (условия) завершает их. Вот почему среди тьмы вещей нет таких, которые бы не почитали Дао и не ценили бы Дэ. Дао почитаемо, Дэ ценима. Нет над ними судьбы мин, (они) в постоянной естественности цзы жань». В чем даосизм противостоит конфуцианству? По какому принципу соотносятся друг с другом Дао и Дэ? Как происходит совпадение нравственных категориальных смыслов с философскими обобщениями бытия?

 

6 В «Книге правителя области Шан» /«Шань цзюнь шу»/ сказано: «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок. Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие поступки, поступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться. Это и называется «наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядок». Какой школе древнекитайской философии принадлежит этот философско-политический трактат? Назовите основных представителей этой школы. Какие социальные идеи проповедовали философы этого направления. Сравните их с учением Конфуция.

 

7 Сюнь-цзы (ок. 298-238 до н.э.) говорил: «все правила ли и справедливость созданы совершенно мудрыми, а вовсе не возникали из изначальной природы человека. Врожденные свойства – это плод действий неба, которых нельзя добиться учением и невозможно создать самому».

В чем проявляется расхождение философского учения Сюнь-цзы и конфуцианством? Какова природа человека согласно философу? Какова различие между добром и злом? Какие средства способствуют формированию правил ли справедливости и долгу?

 

8 Даосизм интересовал Л.Толетого. Он писал: «Неотвечание злом на зло и неучастие в зле есть вернейшее средство не только спасения, но и победы над теми, которые творят зло». О каком принципе даосизма идет речь в этом высказывании? Согласны ли вы с этим утверждением русского писателя? Приемлемо ли оно в совершенном обществе? Дайте аргументированный ответ.

 

9 Лао- цзы говорил: «Ставшего (пустым) руслом (чу) Поднебесной, постоянная Дэ также наполняет и возвращает в первоматерию. Достигаю предела, сохраняю чистоту и покой. Тьма вещей рядами творится, я созерцаю их вращение. Вещей множество и каждая возвращается к своему корню. Возвращение к корню называю покоем. Это называю судьбой (мин, вселенным законом) вращения. Судьбу вращения называю постоянством. Знание постоянства называю просветленностью. Незнание постоянства - безрассудство, творящее зло». Какая главная черта человеческого познания? Как мудрец решает общемировоззренческую антропологическую проблему? Имеют ли гнесео - онтологические категории мышления «Дао и Дэ» собственное бытие вне природы?

 

10 Дайте философский анализ рассуждению Лао-цзы: «поэтому дэ возникает с утратой дао, гуманность – с утратой дэ, справедливость – с утратой гуманности, ритуал – с утратой справедливости. Ритуал - это утрата верности и доверия, это начало смуты». В чем проявляется двойственность «дао»? Что понимается под диалектикой «дао»? Каким образом на уровне вещей «дао» сопровождается «дэ»? Как в человеческом мире происходит переход из одного состояния в другое?

 

11 Как вы понимаете основополагающую идею даосизма: «Тьма вещей разрушается инь и соединяется ян. Сталкивающиеся ци образуют гармонию» /«Дао Дэ дзин»/. Какие элементы /частицы/ Ци входят в состав Вселенной /У-Синь/? Что означает принцип «естественности» спонтанного возрастания и гибели вещей? Как в даосизме раскрывается идея вечности мира, его несотворенности и неуничтожимости и его постоянства – «чан»?

 

12 «Из сознательного отождествления мышления с природой у даосов вырастает человеческое «молчание», «недеяние» и «обучение без слов». Творчествует сама природа, человек примыкает к этому посредством отождествления себя с природной вещью». Что означает в даосизме принцип «У вэй»? В чем проявляется гармония человека и космоса, человека и природы? Как соотносятся духовные, категориальные противоположности Дао и Дэ?

 

13 Даосит Ян Чжу говорил: «порождающий вещи не рождается, изменяющий вещи не изменяется. Вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами познают, сами усиливаются, сами исчезают. Неверно говорить, что будто кто-то (намеренно) порождает, развивает, формирует, окрашивает». Какова гнесео – онтологическая структура философского мышления даосизма? В чем выражается идея внутреннего самодвижения и самосознания вещей природы /«цзы жань»/? В чем заключается причина их движения и покая?

 

14 Дайте философскую оценку следующему парадоксальному рассуждению из древнекитайской философии:

«Искренняя правда подобна измене

Громкая слава – подобна позору

Великий звук безгласен

Великий образ не имеет формы».

Какова гнесео – онтологическая структура рефлективных противоположностей? Как даоский мудрец устанавливает тождество единого, его духовных противоположностей? Кто знает их предел? Какими качествами должен обладать «совершенномудрый человек»?

 

15 Мо-цзы (470-400 до н.э) писал: «Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу. Всеобщность Неба – образец и модель для человеческих взаимоотношений». В чем проявлялся утопизм надежды мыслителя на идеальное государство? Как Мо-цзы обосновывает необходимость естественного равенства всех людей? Кому должна принадлежать верховная власть в обществе?

 

Древнеиндийская философия

 

1 Проанализируйте максиму Упанишад: «Это есть Ты, но это не означает одинаковости /природа не терпит тождества/. «Это есть Ты, потому что есть Ты», осознавший свою причастность другому». Как соотносится Праоснова и множество? Индивидуальная душа и вечность? Какими категориями выражается в буддизме Единое /целое/ и единое /множественное/?

 

2 Основатель школы санкхья Капила(VI в. до н.э) говорил: «Мир не создавался и следовательно, и не было его создателя. Причиной мира был сам мир». Что означают ключевые понятия санкхья: «пракрити» и «пуруша»?. Как возникла Вселенная? В чем проявлялся дуализм классической санкхья? Какие варианты этой школы известны, в чем их различие?

 

3 В средневековой индийской философии ставятся следующие вопросы: «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся? … по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот,кто называется Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух». Что является центральным представлением в теологии брахманизма? Как проявляет себя Брахман? Сотворен ли мир Богом?

 

4 Бхагавад – гита /«Божественная песнь»/ - одно из наиболее известных религиозно-философских произведений индуистской традиций так излагает некоторые черты религиозной онтологии. «Лучше своя карма, выполненная хотя бы с недостатком, чем хорошо исполненная чужая; не совершает греха исполняющий врожденную карму».

Каково назначение кармы? Свободен ли человек в своих помыслах и желаниях? Имеет ли каждая Варна свою карму? Объясните соотношение варны и кармы?

 

5 Оперируя понятийно-категориальным аппаратом индийской философии, дайте пояснение следующему рассуждению Бхартрихари (VII в.): «Мошенница Судьба, как искусный гончар, взяла мой мозг и обратив его в ком глины, кинула его на колесо тревог и забот и силой ударов палки несчастий все гонит и гонит это колесо. Мы не знаем, что она намерена сделать». Какие постулаты древнеиндийской философии здесь отражены? Имеется ли в этом высказывании связь с буддизмом?

 

6 В одной из древнейших упанишад – Брихадараньяка (VII-III вв. до н.э.) сказано: «Каково бывает его желание, такова бывает воля; какова бывает воля, такое деяние он и делает; какое деяние он делает, такого удела он и достигает». Объясните философский смысл данного отрывка. Как решается проблема бытия и движения в древнеиндийской философии? Каково соотношение Брахмана и Атмана?

 

7 В IX-X в.в н.э. Харабхадра написал трактат. «Собрание шести философии», в котором изложил свои взгляды: «Не существует ни Бога, ни освобождения, ни дхарм, а так же нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное … Существует только тот мир, который воспринимается чувствами». Определите и обоснуйте ортодоксальное это учение или неортодоксальное? Какая философская школа здесь представлена? Что является основой сознания мира, согласно этой философской школы? Как человек познает мир?

 

8 Объясните одну из сутр буддистского учения: «Без мыслей о себе не может быть тех мыслей, от которых рождается страдание». Какой основной принцип буддизма? В чем проявляется амбивалентитная сущность человека и в каких понятиях она выражается? Что является причиной страдания?

 

9 Г.Гессе /нем.писатель/: «Возвратиться к Вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом – это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять Вселенную. Этим путем шел Будда, им шел каждый великий человек». Как в буддизме называется сверхбытье, сверхсознание или всезнание? Какова цель Средиинного пути в буддизме? В чем высшее счастье?

 

10 В чем заключается философский смысл трехстишья(хайку) Басё (XVIII в.) «Забывший себя» начинает видеть другое, видя другое, узнает себя. Как в дзэн-буддизме трактуется сопричастность человека миру? Что значит созерцать, не навязывая Великому малое?

 

 

Античная философия

1 Маркс К. писал: «Греки навсегда останутся нашими учителями, благодаря этой грандиозной объективной наивности, выставляющей каждый предмет без покров, в чистом свете его природы, хотя бы это был и тусклый свет». Какова роль античной философии в становлении западной цивилизации? В чем проявляется наивность греческой философии? Назовите предпосылки зарождения науки в Древней Греции.

 

2 Представитель Французского Просвещения XVIII. Ж.Кондорсе в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» писал: «Греки пытались свести всю природу к одному принципу и явления Вселенной к единому закону… Вместо того, чтобы открывать истины, они выдумывали системы, пренебрегали наблюдением фактов. предпочитая отдаваться своему воображению, и, лишенные возможности подкрепить свои воззрения доказательствами, пытались защитить их хитростями».

Что означает понятие «архэ» в античной философии? Какие субстанции в качестве первоначала выдвигали греки? В чем заключалось противоречие античной науки? Могли ли греческие философы построить научную систему мироздания?

 

3 Герцен в «Письмах об изучении природы» писал: «Судьба Олимпа была решена в ту минуту, когда Фалес обратился к природе». Как осуществлялся переход от Мифа к Легосу? Каковы предпосылки и основы натурфилософии? Чем рациональное мышление отличается от мифологического? В чем отличие философии от мифологии?

 

4 «Наука начинается с Фалеса именно потому, что он переступил через порог обыденного сознания, раздвинул его границы и сделал первый шаг по доселе необетованной земле Логоса» /Маркс/. Почему наука как натурфилософия формируется на пути от Мифа к Логосу? Чем отличается мифологическое мышление от рационального? Как соотносятся между собой обыденное и теоретическое сознание? Освободился ли полностью философ от мифологических представлений?

 

5 Объясните смысл следующего тезиса: «Если Пифагора можно назвать первым философом в математике тоЗенон был первым математиком в философии». Какая связь между философией и математикой прослеживается в учениях Пифагора и Зенона? В чем различие их взглядов на проблемы бытия мира?

 

6 Античный философ Гераклит («темный») VI-V в.в до н.э. по своему мировоззрению был пессимистом во взглядах на жизнь. Древние даже прозвали его «плачущим» в противоположность Демокриту (V- IV в.в до н.э.),который получил прозвище «смеющегося». Исходя из их философских учений объясните причину такого отношения современников к этим мыслителям.

 

7 Основы какого мировоззрения выражает Гераклит? Определите его главные принципы и укажите в чем заключается ограниченность и наивность представленных в отрывке взглядов.«Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля- воды (смертью). Огня смерть- воздуха рождение и воздуха смерть- воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха – огонь, и наоборот».

 

8 Гераклит говорил: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».Можно ли отождествлять гераклитовский «огонь» с совеременным пониманием «энергии»? Какая основная идея философа в понимании мироздания? В чем проявляется в учении Гераклита диалектическое понимание процесса движения?

 

9 Гераклиту принадлежит высказывание: «Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи (души)». Дайте гносеологическую характеристику и определите соотношение теоретического мышления и чувственного уровня познания в учении философа.

 

10 Гераклит критиковал Гомера: Этот «мудрейший из эллинов» сказавший «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ сказанному. Является ли вражда следствием противоречия? Предполагает ли мирное сосуществование народов отсутствие противоречий?

 

11 Определите философскую позицию Демокрита. Укажите достоинства и недостатки его высказывания: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия. И атомы … носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».

 

12 Когда Парменид говорит: «Одно и то же мыслить и быть,- это не означает сведение бытия к мышлению, а дает лишь представление о бытие как о рационально организованной умопостигаемой сущности»: Кем был Парменид: материалистом или идеалистом? Как вы понимаете утверждение философа, что мысль – это всегда мысль о предмете? Что Парменид провозглашает основной характеристикой бытия? Какова жизненная почва и основа элейской философии?

 

13 «Движения нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить.» /А.С.Пушкин/

Назовите основных персонажей – античных философов, участников этого спора. Дайте философскую характеристику этому сюжету, обоснуйте выводы.

 

14 Апулей «Флориды»: «Доказательства софистов напоминают колючки, сцепившиеся в комок от ветра: с обеих сторон шипы равной остроты, одинаковой глубины уколы, обоюдонаносимые раны». Можно ли такие противоположности считать диалектическими? Приводят ли доказательства софистов к истине? Почему софистов называли «мнимые учителя мудрости»? Как связаны между собой софистика и эристика?

 

15 Дайте логическую оценку высказыванию Д. Гранина, русского писателя: «Софизм – это ложь, обряженная в одежды истины, а парадокс – истина в одежде лжи». Почему софистов называли «мнимыми учителями мудрости?» Какие законы формальной логики умышленно нарушаются софистами? Какие софизмы вам известны?

 

16 Объясните философский смысл афоризма мексиканского философа Хосе Гаоса /1900-1969/. Сократ унаследовал как профессию своей матери, так и ремесло своего отца: он не только помогал душам рождать идеи, но и подвергал их огранке. В чем новизна «майевтики» философа? Что есть человек ст.зр. Сократа? Назовите основные принципы диалогики мыслителя?

 

17 Опровергните следующий аргумент Платона: «Всякое тело, движимое извне, неодушевленно. Всякое тело, движущиеся само по себе, должно иметь внутренний принцип движения (=душа), который не зависит от внешних сил. Чтобы привести в движение материальные тела, требуется приложение силы, человек же, движется сам по себе, по велению разума». Откуда человек берет энергию для движения? Каков физиологический механизм произвольных движений? В чем проявляется действие принципа телеологического истолкования природы? Что является причиной всех изменений мира? Какова функция разумной мировой души?

 

18 Аристотель писал: «Первая философия имеет своим предметом познание причин сущего, поскольку оно - сущее». В чем, по мнению, философа состоит отличие философии от других наук? Можно ли поставить знак равенства между философией и онтологией? Какая философия ХХ века рассматривает философию как учение о бытии?

 

19 Прокомментируйте цитату из Аристотеля, и укажите гносеологические корни такого понимания души: «Поскольку ум мыслит обо всем, ему необходимо быть ни с чем не смешанным». Следовательно, «немыслимо уму быть связанным с телом». «Чувствующая способность не бестелесна, ум же отделим от тела» Что согласно философу, составляет важнейшую часть человеческой души? Какие две разнородные части присутствуют в человеческой душе? В какой своей части душа бессмертна?

 

20 О каких противоречиях рассуждает Аристотель? Проанализируйте текст с позицией диалектической логики. «Нельзя об одном и том же одновременно иметь лишь мнение и знать. В противном случае пришлось бы принять, что одно и то же может одновременно и быть иным и не быть иным, что, однако невозможно. У разных людей то и другое возможно… об одном и том же, но у одного и того же человека это невозможно».

 

21 Ф.Энгельс писал: «материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально … чем-то само собой разумеющимся» /Сог.Т 20.С513/.Почему в учениях первых греческих философов материя выступала в форме чувственно данного вещества (вода, воздух, огонь). Что Аристотель понимал под материей? Чем отличается материалистическое мировоззрение от мифологического и религиозного? Тождественны ли понятия «материалистическое мировоззрения» и «философское мировоззрение»?

 

22 Греческий философ-стоик Эпиктет (50-140) писал? «Одно из существующих вещей находятся в нашей власти, другие не в нашей власти. В нашей власти наши мнения, наша воля, наше влечение и уклонение, словом - все наши действия. Не в нашей власти – наше тело, наше имущество, почет, чины, словом – все, что не есть наши действия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий, то, что не в нашей власти является слабым, подчиненным, подверженным препятствием и чуждым воздействиям». Как философ трактует сознание человека? Как сохранить внутреннюю независимость и духовную свободу? Каково содержание аскетической морали Эпиктета? В чем философ видит существо блаженства?

 

23 Дайте философскую оценку рассуждению античного философа – атомиста Эпикура: «Вселенная всегда была таковой, какова она теперь и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменится, ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменения». Чем отличается атомизм Эпикура от учения Демокрита?

 

24 Определите философскую позицию Эпикура: «Правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной,- не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия». Как Эпикур доказывает, что смерть, самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения? Каковы функции философии в достижении счастья? Что Эпикур понимает под гедоническим эвдемонизмом?

 

25 Объясните афоризм римского философа Лукреция Кара? «Скудость познания мысль беспокоит тревожным сомненьем…». Какова позитивная роль сомнения в познании мира? Что общего и каково отличие сомнения и скептицизма? Устранимо ли сомнение из научного познания? Приводит ли сомнение к заблуждению?

 

26 Объясните причины возникновения религии, согласно Лукрецию Кара.

«Из ничего не творится ничто по божественной воле,

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают что все это божьим велением творится»./ «О природе вещей»/.К какому философскому направлению относится Лукреций Кар? На чем основано доказательство независимости природы от произвола богов? Какой образ природы создает Лукреций Кар(1 в.до н.э).

 

27 Римский философ-материалист Тит Лукреций Кар (I в. до н.э) в сочинении «О природе вещей» М.,1958. С.112, писал:

«Коль душа обладает бессмертной природой

И поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь,

То почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей.

Не сохраняем следов совершившихся раньше событий?…

И потому мы должны убедиться, что бывшие души

Сгибли а та, что теперь существует, теперь и родилась».

Признает ли философ матемпсихоз? Как соотносятся душа и тело в учении Лукреция? Доказательны ли его утверждения о том, что душа умирает вместе с телом?

 

28 Дайте философскую оценку высказывания Марка Аврелия: «Боится кто-нибудь изменения? На что может возникнуть без изменения? Мир –изменение; жизнь восприятие». Как философ решает проблему соотношения бытия и движения? Аргументируйте свой ответ.

 

29 Охарактеризуйте философскую позицию римского стоика Сенеки (4 до.н.э-65 н.э).

«Нет после смерти ничего, и смерть

Сама- ничто: она пути земного,

Мгновенного лишь крайняя черта.

Так прочь надежды, прочь напрасный страх!

Смерть превращает наше тело в прах и душу не щадит».

В чем проявляется героический пессимизм философа? Какова связь философии Сенеки с эпикурейством? Как обрести, согласно философу «душевное равновесие» и счастья в жизни?

 

30 Передайте философский смысл афоризма К.Гельвеция: «Эшафот- это трон стоиков». В чем состоит парадоксальность данного высказывания? Как в учении стоиков соотносились понятия «жизнь» и «смерть», «свобода и добродетель», «не принимать ласки фортуны и не бежать от ее гнева»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.124 с.)