Методологические подходы построения и исследования менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические подходы построения и исследования менеджмента



Методологический подход применительно к менеджменту предполагает использование определённых приёмов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления. Наибольшее признание и распространение получили три четко различимых по своим методологическим основам концептуальных подхода: процессный; системный; ситуационный.

В процессном подходе менеджмент рассматривается как совокупность последовательно сменяющих друг друга управленческих действий, представляющих собой непрерывный процесс. Эти действия называют функциями управления.

Функции управления имеют три общих характеристики. Во-первых, они обладают единством цели. Во-вторых, они требуют принятия решений. В-третьих, для всех необходима информация и коммуникации. Вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечиваяих взаимозависимость, цели, принятие решений и коммуникации в научной литературе по менеджменту часто называют интеграционными процессами.

Цель представляет собой идеальный образ состояния управляемойсистемы. Этот образ формируется на основе интересов работников, которые отражают их общность и благодаря которым люди объединяют свою деятельность и получают возможность удовлетворения оставшихся интересов, не совпадающих с общими. Менеджер обобщает эти интересы и ставит их в основу управленческой деятельности. Если поставленная менеджером цель отражает совпадающие интересы всех или большей части работников, то цель является интегрирующим фактором, объединяет людей, заставляет их искать рациональные варианты осуществления совместной деятельности, позволяет получать одни результаты за другими, связанные общим направлением в движении к цели. Именно поэтому цель и является интегрирующим фактором.

Управленческие решения являются результатом труда работников управления. Под управленческим решением понимается социально-экономический акт деятельности управляющего органа, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым объектом. Для того, чтобы принять решение, руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий. Выбор одной из альтернативных возможностей в данное время и в данном месте — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, регулировать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной и достаточной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являютсяих межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Системный подход выступает в качестве методологии целостного познания системных объектов исследования, к которым можно отнести и менеджмент. В этом познании он опирается как на общефилософские, так и общенаучные и конкретные методы исследований и нацелен на получение связанных воедино, интегрированных знаний об объекте.

В системном подходе определяющим критерием оценки и выбора всех действий является понятие «система». Система – это отграниченный, сложноорганизованный объект, составленный из множества взаимосвязанных, разнопорядковых и разнокачественных элементов (подсистем), которые образуют в своём единстве целостность. В системном подходе существует изоморфизм (тождественность строения) законов физических, биологических и социальных объектов.

Управление относится к социальным открытым системам. Особенностью этих систем является то, что они создаются людьми. Социальным системам присущ ряд свойств, которые необходимо учитывать при формировании системы управления любой организации. Основными являются отграниченность, автономность, целостность, иерархичность. Отграниченность означает наличие установленных границ системы, её индивидуальность, оригинальность и неповторимость. Автономность проявляется в независимости системы, её способности к самовоспроизводству и саморазвитию. Целостность характеризует интегративность системы. Иерархичность – качество входить по мере движения от низшего к высшему в более сложное образование и превращаться в элемент этого образования и наоборот, чем обеспечивается единство её развития и функционирования.

Объекты, из которых состоят системы, называются элементами. Элемент системы управления представляет собой структурообразующую, относительно автономную часть, выполняющую строго определённые, присущие только ей функции. Элемент обладает способностью интегрировать и взаимодействовать с другими элементами, имеет чёткие каналы связи с другими элементами и минимум связей с элементами вышестоящей системы. Совокупность ряда элементов системы, функционирующих в определённой мере самостоятельно и имеющих минимальное число связей с другими самостоятельно функционирующими частями системы, называется подсистемой. Система управления состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой (рис. 2.3).

 

 

- прямая связь

 

- прямая связь

 
 


- обратная связь

 

- возмущающие воздействия внешней среды

 

Рис. 2.3. - Схема системы управления

 

Прямая связь – связь, обслуживающая процесс принятия решений и обеспечивающая воздействие на часть объекта (на деятельность).

Обратная связь – связь, которая несёт информацию о состоянии объекта и степени достижения заданного результата.

Вход системы управления – совокупность различных ресурсов, преобразуемых в ходе производственного процесса.

Выход системы управления – производственно-экономические, социальные и научно-технические результаты функционирования системы.

Возмущающие воздействия среды – любые воздействия на систему, оказывающие влияние на результаты её деятельности, не зависящие от воздействия управляющей системы.

Системный подход обеспечил менеджмент основой для интеграции концепций различных авторов. Это стало возможным на основе достижений ситуационного подхода, который явился логическим продолжением системного, путём выделения и описания внутренних подсистем и основных факторов, влияющих на организацию.

В процессном и системном подходе комплекс теоретических знаний традиционно рассматривается как научный компонент управления. Его применение на практике традиционно рассматривалось как искусство, как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация - конкретный набор обстоятельств (переменных внутренней и внешней среды), которые сильно влияют на принятие решения в данное конкретное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления» - то есть это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях, чем простой набор предписываемых руководств. В ситуационном подходе также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.[10]

1. Руководитель должен быть знакомсо средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроляи количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Законы менеджмента

 

Менеджмент является системным объектом, а это значит, что его функционирование и развитие осуществляется в соответствии с законами функционирования и развития систем, которые раскрыты в работах Э.А. Смирнова.[11] Закон – это связь между элементами и явлениями, имеющая необходимый, устойчивый и повторяющийся характер. Законы менеджмента имеют объективный характер и не зависят от воли и желания людей. Они служат критериальной основой при принятии и реализации управленческих решений и подразделяются на общие и частные.

Общие законы определяют функционирование и развитие менеджмента в целом. К ним относятся: закон самосохранения; закон синергии; закон развития; закон информированности – упорядоченности; закон единства анализа и синтеза; закон композиции и пропорциональности.

Закон самосохранения: «Каждая система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал». Самосохранение обеспечивается внутренними (взаимозаменяемости, компенсации, саморегулирования, самовосстановления и т.д.) и внешними (социальными, механическими, биологическимии т.д.) системообразующими факторами.

Закон самосохранения в системе управления проявляется, в том числе, посредством закономерности «единство системы управления». Закономерность является частью закона. Она описывает основные состояния в рамках данного закона, сочетание ситуаций и приемов их разрешения, последствия сознательного применения или игнорирование его действия. При этом упрощается процедура понимания и применения закона. Так, единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:

· единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы;

· единство организационных форм системы управления, проявляющееся в необходимости унифицировать ее структурные характеристики, функциональное разделение управляющей подсистемы (согласованность по различным ее ступеням и звеньям);

· единство основных функций управления, заключающееся в полноте функционального содержания управляющей подсистемы, тесной связи функций управления между собой;

· единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития управляемой подсистемы, проявляющееся во взаимной согласованности различных методов;

· единство процесса управления, выражающееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех операций, стадий, этапов;

· единство системы управления, отражающееся в единых требованиях к элементам системы управления.

Единство системы управления сознательно формируется, поддерживается и укрепляется. Нарушение единства системы управления может проявиться в потере объективно необходимой самостоятельности какого-либо элемента или, наоборот, в излишнем его обособлении. Поддержание единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.

Закон синергии: «Для любой системы существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (положительная синергия) либо существенно меньше (отрицательная синергия)». Таким образом, сущность закона синергии выражается в возможности прироста энергии организации и превышении суммы индивидуальных усилий. Важной особенностью закона в системе управления является возможность управления приростом энергии путём целенаправленного воздействия для согласования индивидуальных усилий.

Закон развития: «Каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла». Закон развития проявляется через ряд закономерностей: инерции; самозависимости; эластичности; непрерывности и стабилизации.

Закономерность инерции: «Изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов организации и продолжается некоторое время после их выбытия». Учет этой закономерности при принятии управленческих решений означает, например, что в организации внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового.

Закономерность самозависимости: «На повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации».

Закономерность эластичности (адаптивности): «Каждая организация пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий». Например, в случае высокой эластичности при непредвиденном увеличении спроса на продукцию организация быстро подключает резервные мощности, привлекает смежные организации и увеличивает объем выпуска продукции для насыщения рынка.

Закономерность непрерывности: «Процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения».

Закономерность стабилизации: «Система стремится к стабилизации эффективных периодов своего развития».

Закон информированности – упорядоченности: «Каждая система стремиться получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». В системе управления закон имеет два следствия. Согласно первому достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации. Второе следствие: информированность работника после достижения определенного уровня переходит в его компетентность.

Закон единства анализа и синтеза: «Каждая система стремится настроится на наиболее эффективный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций».

Закон композиции и пропорциональности: «Каждая система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении». В системе управления данный закон проявляется через три закономерности: пропорциональности системы управления; оптимального сочетания централизации и децентрализации управления; соотносительности и адекватности управляющей и управляемой подсистем.

Пропорциональность как закономерность управления означает соблюдение определенных пропорций между управляющей и управляемой подсистемами, а также между различными элементами этих подсистем. Ее следует учитывать при формировании и совершенствовании управляющей подсистемы. Каждый элемент управления должен быть способен решать свои функциональные задачи с тем, чтобы управляющая система в целом могла четко организовать работу управляемой системы.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий по уровням иерархии системы управления. При этом, чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации производства.

Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем предполагает соответствие управляющей подсистемы подсистеме управляемой. В настоящее время обеспечение соотносительности проявляется в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу. Она отражает процессы повышения технического уровня управления на базе использования дорогостоящей электронно-вычислительной техники и других технических средств. Стоимость управления повышается также за счет новых требований и задач, предъявляемых к менеджменту современ­ным производством и сбытом.

Реализация закона композиции и пропорциональности требует построения системы управления организации на основе следующих принципов: планирования; координирования; ограничения; стабилизации; согласования; полноты.

Согласно принципу планирования руководство каждой организации должно иметь обоснованный план деятельности и развития.

Принцип координирования означает, что менеджмент должен контролировать изменения в организации и внешней по отношению к ней среде и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов.

Соблюдение принципа ограничения вызывает необходимость ограничения набора ресурсов и их пропорций, находящиеся в ведении специалистов, рамками разумности для их эффективного управления.

Принцип согласования требует, чтобы планируемые к использованию ресурсы подходили друг к другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам.

Принцип стабилизации требует от организации, чтобы изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должны выходить за пределы заданного диапазона.

Согласно принципу полноты каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности независимо от количества постоянных работников.

Частные законы определяют функционирование и развитие отдельных подсистем менеджмента. К ним относятся: закон своеобразия; закон социальной гармонии; закон оптимальной загрузки; закон эффективного восприятия и запоминания информации; закон эффективного осмысления; закон установки; закон устойчивости информации; закон доходчивости информации; закон соответствия менеджмента и менталитета. Основные формулировки приведены в соответствии с работами Э.А. Смирнова.

Закон своеобразия: «Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура».

Закон социальной гармонии: «Для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работников (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышение производительности труда)».

Закон оптимальной загрузки: «Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при которой в полной мере рассматриваются его способности и возможности».

Закон эффективного восприятия и запоминания информации: «Процесс восприятия и запоминания информации человеком реализуется наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления».

Закон эффективного осмысления: «Эффективное осмысление нового возможного при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике».

Закон установки: «Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился, и к которой он приготовился».

Закон устойчивости информации: «Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии».

Закон доходчивости информации: «Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации».

Закон соответствия менеджмента и менталитета: «Система управления соответствует характерной для конкретной культуры (субкультуры) специфике психических свойств и качеств персонала, а также особенностям их проявлений, детерминированных, в первую очередь, экономическими и политическими обстоятельствами и имеющих надсознательный характер

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание основных целей и задач менеджмента.

2. Каким образом курс «Менеджмент» связан с другими дисциплинами?

3. В чём состоит сущность основных функций менеджмента?

4. Дайте определение менеджмента.

5. В чём заключаются отличия основных методологических подходов построения и исследования менеджмента

6. Раскройте сущность и содержание основных законов менеджмента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.88 (0.053 с.)