Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Осмотр, опрос, обследование пациента с патологией ВНЧС при помощи спец. методов исследования. 2. Заполнение карты пациента с патологией ВНЧС 3. Таблицы «Строение ВНЧС», «Функции ВНЧС». 4. Учебный фильм по движениям НЧ. Практическая работа. - Название практической работы: Осмотр, опрос, пальпаторное и аускультативное обследование пациента с патологией ВНЧС при помощи спец. методов исслед., заполнение карты обследования, постановка диагноза - Цель работы: научиться обследовать пациентов с патологией ВНЧС и ставить диагноз на основе спец. методов исслед. - Методика выполнения работы Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, колпак, фонендоскоп Порядок работы: пациент усаживается в кресло, опрашивается с одновременным заполнением карты, пальпаторно обследуется область сустава, рассмотрение снимков (рентгенограммы, КТ, МРТ) на гатоскопе. - Результаты работы и критерии оценки:: при заполнении карты тщательно собираются все анамнестические данные, при пальпации отмечается плавность движения сустава, наличие или отсутствие болезненности в области сустава, при аускультации отмечается наличие или отсутствие суставных шумов, подробное рассмотрение снимков (рентгенограммы, КТ, МРТ) на гатоскопе и правильная постановка диагноза. Вопросы для проверки исходного уровня знаний: 1. Анатомо-топографическое строение ВНЧС. 2. Функциональные связи элементов зубочелюстно-лицевой системы. 3. Какую основную функцию выполняют жевательные мышцы, височные мышцы наружные крыловидные мышцы, внутренние крыловидные мышцы? 4. Перечислите основные методы исследования жевательных мышц. 5. Какие окклюзионные контакты в норме встречаются в центральной, боковых, передней и дистальной окклюзиях? 6. Назовите факторы окклюзии (пятерка Ганау). 7. Какие виды патологических состояний зубочелюстной системы могут приводить к нарушению окклюзионных соотношений зубных рядов? 8. Какие Вы знаете методы рентгенологического обследования в стоматологии? 9. Перечислите основные методы обследования ВНЧС. Вопросы для проверки конечного уровня знаний: 1.Воспалительные заболевания ВНЧС и их этиология. 2. Дистрофические заболевания ВНЧС и их этиология.
3. Причины мышечно-суставной дисфункции ВНЧС. 4. Типичные жалобы больных с острым артритом ВНЧС; с артрозом ВНЧС. 5. Характерные суставные симптомы у больных с мышечно-суставной дисфункцией ВНЧС. 6. Характерная рентгенологическая картина при ревматоидном артрите ВНЧС. 7. Типичная рентгенологическая картина при артрозе ВНЧС. 8. Причины возникновения суставного шума и щелканья в ВНЧС при открывании рта, а также в конце открывания и начале закрывания рта. 9. Методы пальпации ВНЧС и жевательных мышц. Хронокарта практического пятичасового занятия (200 минут)
Самостоятельная работа студентов. 1. Написать в рабочей тетради современные методы исследования ВНЧС, 2. Проработать литературу по следующей теме: КТ и МРТ ВНЧС. Перечень учебной литературы к занятию. Обязательная литература: Н.Г. Аболмасов и др. «Ортопедическая стоматология», Москва, 2002 Копейкин В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии. — М.: Медицина, 1993. Курс лекций Дополнительная литература: Журнал «Новое в стоматологии» Журнал «Клиническая стоматология» Журнал «Новое с стоматологии для зубных техников» Занятие 3 Тема занятия: МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОККЛЮЗИОННЫХ СООТНОШЕНИЙ И ВНЧС. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФУНКЦИОГРАФА, ЛИЦЕВОЙ ДУГИ И АРТИКУЛЯТОРОВ Цели занятия: Студент должен знать: какснимаются показания и анализировать результаты методов специального исследования окклюзионных соотношений и топографии элементов ВНЧС: — компьютерная рентгенотомография; — рентгенокинематография; — артрография. Студент должен уметь: пользоватьсяметодами имитации движений нижней челюсти с помощью артикулятора и лицевой дуги, обосновывать методы и этапность ортопедического лечения на основе данных, полученных в результате применяемых методик.
Студент должен ознакомиться: с методами записи и анализа движений нижней челюсти с помощью функциографа, аксиографа Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО 1. Использование окклюдатора и артикулятора для имитации движ. Н.Ч. 2. Окклюдатор, артикулятор, лицевая дуга. 3. Табл. «Виды аппаратов, имитирующих движения Н.Ч.» Практическая работа. - Название практической работы: Загипсовка моделей в окклюдатор (артикулятор) - Цель работы: научиться правильно загипсовывать модели в () - Методика выполнения работы: Необходимые материалы: альгинатная слеп. масса, гипс, окклюдатор (артикулятор), базисный воск для прикусных валиков Порядок работы: Студенты снимают др. другу оттиски верхн. и нижн. челюстей, отливают модели из гипса. После застывания открывают, загипсовывают сначала нижн. челюсть, далее с помощью прикусных валиков верхн. челюсть. - Результаты работы и критерии оценки: модели должны быть загипсованы в правильном соотношении по отношению к воображаемым ВНЧ суставам. Вопросы для проверки исходного уровня знаний: 1. Дайте характеристику движениям нижней челюсти 2. Какова амплитуда свободных движений нижней челюсти в норме? 3. При каких заболеваниях наблюдается изменение характера движений нижней челюсти? 4. За счет чего осуществляются боковые (трансверзальные движения) нижней челюсти? 5. Что такое окклюзия? Ее виды. 6. Что такое «суперконтакты» и какие их виды Вы знаете? 7. Возможна ли регенерация хряща суставного диска? Содержание занятия Методы специального исследования морфологического и функционального состояния ВНЧС К методам исследования ВНЧС относится: 1) рентгенотомография; 2) компьютерная рентгенотомография (КРТ); 3) артрография; 4) рентгенокинематография; 5) реоартрография; 6) фоноартрография; 7) МРТ (ЯМР); Показания к компьютерной рентгенотомографии (КРТ): 1) переломы суставного отростка; 2) боковые смещения нижней челюсти; 3) дегенеративные и воспалительные заболевания ВНЧС; 4) опухоли ВНЧС; 5) упорные суставные боли неясного генеза. Преимущества КРТ: 1) безопасность; 2) снижение дозы облучения; 3) неинвазивность; 4) воспроизведение изображения в любое время; 5) отсутствие наложений и проекционных искажений. КРТ также позволяет: 1) полностью воссоздать костные формы суставных поверхностей во всех плоскостях на основе одних аксиальных проекций (реконструктивное изображение); 2) идентифицировать ВНЧС справа и слева; 3) изучить состояние суставного диска жевательных мышц; 4) измерить толщину тканей и оценить ее с 2-х сторон. Артрография — современный и широко используемый метод для диагностики смещений, перфорации диска, перерастяжения суставной капсулы. Достоверность его подтверждается во время оперативных вмешательств на ВНЧС. Недостатки метода: 1) болезненность при введении контрастных веществ (эпинефрин, воздух); 2) кратковременный тризм (1—2 дня) после процедуры. Лучшие результаты по выявлению и диагностике повреждений диска получены при сочетании артрографии и КРТ. Причем целесообразнее сначала делать КРТ, а затем при необходимости, если не виден диск или есть подозрение на его перфорацию, артрографию.
Рентгенокинематография — метод, используемый для изучения движений суставной головки при различных состояниях: 1) нагруженном суставе; 2) открывании и закрывании рта; 3) разговоре, пении; 4) различных движениях нижней челюсти. Реоартрография Нарушение гемодинамики играет важную роль в этиологии и патогенезе ВНЧС при нарушениях окклюзии. В основе метода используется динамика показателей реографи] после функциональных проб (применение статической и динамической нагрузки). На основании реограммы вычисляются индексы эластичности сосудов, тонуса сосудов, реографический индекс (характеризует скорость и величину систолического притока), диастолический индекс (венозный отток). Фоноартрография Суставной шум — симптом патологии функциональной окклюзии — наблюдается в результате внутрисуставных нарушений (гипермобильность, подвывих, вывих суставной головки, выпадение диска). В основе метода лежат прослушивание суставных звуков и графическая запись. При нарушениях динамической окклюзии амплитуда суставного шума повышается в 2—3 раза; при артрозах ВНЧС наблюдаются щелкающие звуки различной выраженности. Рентгеновская томография — см. предыдущее занятие. Графические методы исследования Внутриротовая регистрация движений нижней челюсти дает возможность: 1) оценить симметричность движений суставных головок при различных движениях нижней челюсти; 2) установить, есть ли смещение нижней челюсти из задней контактной позиции или центральной окклюзии в привычную окклюзию; 3) определить, есть ли ограничения при движениях нижней челюсти, направляемых ВНЧС и жевательными мышцами; 4) выявить преждевременные окклюзионные контакты, ограничивающие или изменяющие траекторию движений нижней челюсти. Внутриротовое устройство для регистрации движений нижней челюсти (функциограф) состоит из горизонтальной пластинки, которая располагается на нижней челюсти, и набора штифтов (жестких и пружинящего) — на горизонтальной пластинке верхней челюсти. Жесткими (опорными) штифтами при разобщении зубных рядов записываются: 1) готический угол между движениями нижней челюсти вправо и влево; 2) движение нижней челюсти вперед; 3) все возможные, необходимые для регистрации, движения нижней челюсти (см. ниже); 4) вершина готического угла соответствует положению нижней челюсти в центральном соотношении челюстей;
5) амплитуда боковых движений характеризует состояние жевательных мышц и ВНЧС справа и слева. Пружинящим штифтом при контакте зубных рядов записываются: 1) готическая дуга; 2) окклюзионное поле. Аппарат для записи готического угла монтируется в артикуляторе на диагностических моделях из супергипса, установленных в положении центральной окклюзии (при интактных зубных рядах и небольших дефектах зубных рядов) или на жестких индивидуальных ложках (при беззубых челюстях). На моделях изготавливается базис из самотвердеющей пластмассы: на модели нижней челюсти укрепляется металлическая пластинка, на модели верхней челюсти — фиксирующий узел, который позволяет применять пишущие штифты различной длины, как в жестком, так и в пружинящем положениях. Перед исследованием пациента тщательно инструктируют о порядке движений нижней челюсти для предотвращения «ненужных» линий. Установив самый длинный инструмент в жестком положении, просят больного произвести следующие движения: 1) закрывание рта в положении центрального соотношения'челюстей до контакта штифта с пластинкой; 2) вправо; 3) открывание рта; 4) закрывание рта в положении центрального соотношения до контакта штифта с пластинкой; 5) влево; 6) открывание. Далее запись повторяется в указанной последовательности движений со средним и коротким штифтами. Для записи окклюзионных движений нижней челюсти короткий штифт фиксируется в пружинящем положении и производятся следующие движения: 1) закрывание рта в задней контактной позиции; 2) окклюзионное движение из задней контактной позиции вправо; 3) открывание рта; 4) закрывание рта в задней контактной позиции; 5) окклюзионное движение из задней контактной позиции влево; 6) открывание рта; 7) закрывание рта в задней контактной позиции и скольжение в центральную окклюзию; 8) окклюзионное движение из центральной окклюзии вправо; 9) открывание рта; 10) закрывание рта в задней контактной позиции и скольжение из центральной окклюзии влево; 11) открывание рта; 12) закрывание рта в задней контактной позиции и скольжение в центральной окклюзии; 13) окклюзионное движение из центральной окклюзии в переднюю окклюзию; 14) открывание рта. Движения нижней челюсти на моделях вопроизводятся с помощью артикуляторов различной конструкции. Различают среднеанатомические, полурегулируемые, регулируемые, дуговые, бездуговые артикуляторы. Установка моделей между рамами артикулятора осуществляется с помощью балансира или лицевой дуги. С помощью лицевой дуги модель верхнего зубного ряда ориентируется по отношению к шарнирной оси ВНЧС больного в пространстве между рамами артикулятора. Расстояние от суставных головок до зубных рядов и положение шарнирной оси в артикуляторе должны соответствовать друг другу. Лицевая дуга ориентируется на срединно-сагиттальную и окклюзионную плоскость (Франкфуртская горизонталь — линия, проходящая от нижнего края орбиты до верхнего края наружного слухового прохода). Лицевая дуга позволяет установить модели в пространстве артикулятора более точно даже в тех случаях, когда с помощью балансира это сделать невозможно: удлиненные боковые зубы, выраженные смещения средней линии черепа. Основные части лицевой дуги: боковые рычаги, на концах которых располагаются ушные пелоты; прикусная вилка, которая с помощью термопластической массы прикрепляется к зубам верхней челюсти; носовой упор; орбитальная стрелка; указатель срединной плоскости черепа.
Установка моделей в артикулятор с помощью лицевой дуги осуществляется следующим образом: укрепить прикусную вилку на зубах верхней челюсти с помощью термопластической массы или специального твердого воска; установить боковые рычаги; ввести ушные пелоты в наружные слуховые проходы; установить носовой упор; ориентировать орбитальную стрелку по нижнему краю глазницы; прочно соединить боковые рычаги с прикусной вилкой; освободить и вывести из слуховых проходов ушные пелоты; освободить носовой упор; снять лицевую дугу вместе с прикусной вилкой; установить лицевую дугу вместе с прикусной вилкой в артикулятор; установить модель верхней челюсти в слепок прикусной вилки и пригипсовать к верхней раме артикулятора; установить нижнюю модель к верхней модели с помощью прикусных блоков и пригипсовать к нижней раме артикулятора (при этом артикулятор установить так, чтобы верхняя рама оказалась внизу). Вопросы для проверки конечного уровня знаний: 1. Какие методы оценки морфологического и функционального состояния зубочелюстно-лицевой системы Вам известны? 2. Как проводится анализ диагностических моделей с помощью артикулятора? 3. Какие артикуляторы Вам известны? 4. Перечислите основные части лицевой дуги. 5. Как установить диагностические модели в артикулятор с помощью лицевой дуги? 6. Что такое функциограф? 7. Для каких целей необходимо применение функциографа? 8. Что такое «готический угол»? 9. Что представляет собой функциограмма при совпадении и несовпадении задней контактной позиции и центральной окклюзии? 10. Что позволяет выявить РКТ ВНЧС? 11. Когда целесообразно прибегать к артрографии? 12. Основные недостатки этого метода исследования. 13. Что такое реоартрография? 14. При каких заболеваниях возможно выявление суставного шума?
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.047 с.) |