Реализация социальной политики в современной России в отношении детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация социальной политики в современной России в отношении детей



Сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики [10, с. 48].

В настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России.

Становление рыночных отношений, экономический кризис, возрастающая дифференциация доходов в обществе и весь спектр изменений реальной жизни привели к существенному изменению положения детей. Процесс их адаптации к новым условиям протекает с еще большими трудностями, чем у взрослого населения. Социализация детей сегодня происходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений. Это ставит перед обществом новые, и совершенно особые, задачи «встраивания» детей в рыночные структуры [17, с. 23].

Необходимость защиты детей обусловлена и тем, что их появление в семье приводит к значительному росту материальных потребностей и снижению доходов. Семья не всегда в состоянии самостоятельно решить все проблемы воспитания детей. Оптимальная модель организации материальных условии обеспечения подрастающего поколения включает два элемента: во-первых, уровень оплаты труда работника (даже минимальный) должен включать компоненту воспроизводства не только самого работника, но и его потомства: во-вторых, в условиях существенного отклонения структуры семьи (многодетность или неполные семьи) государство должно осуществлять защиту детей от «анормальных» условий - жизни, обеспечивая им необходимые условия жизни и социализации. Государство не может, не должно не учитывать реальные возможности отдельных семей по обеспечению нормальных условий развития детей. Речь идет о сохранении нации и ее будущем [19, с. 87-88].

В этих условиях перспективы развития детей будут зависеть от того, насколько успешно будет проводиться работа по их защите и поддержке.

Целями государственной политики в интересах детей являются:

· осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:

· законодательное обеспечение прав ребенка;

· государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

· установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

· ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

· государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка

В ряду приоритетов программы:

- обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей, в том числе проживающих в крайне неблагоприятных природно-климатических и экологических условиях, а также новорожденных детей;

- профилактика врожденной инвалидности детей и меры по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;

- обеспечение физиологических потребностей детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания;

- охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей;

- улучшение условий обучения и развития детей, в том числе с недостатками в развитии, проживающих в отдаленных районах Севера, в зоне Чернобыльской катастрофы, создание благоприятных условий для развития одаренных детей;

- предупреждение социального сиротства, развитие механизмов, позволяющих обеспечить воспитание детей-сирот в семейных условиях, совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для нормального физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- развитие и оптимизация сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации; уменьшение масштабов беспризорности детей и создание механизмов возвращения этих детей в общество [13, с. 24-25].

Одним из основных направлений программы является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации»; ФЗ «Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав», который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; «О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков»; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении - центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности.

Все вышесказанное свидетельствует о сохранении в ближайшей перспективе актуальности президентской программы «Дети России», эффективности решения стоящих проблем на программно-целевой основе.

Государственная семейная политика – это целостная система принципов, оценок и мер, организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандирующего и кадрового характера направленная на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Цель ГСП – обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. ГСП в России регламентируется Указом Президента РФ «Об основных направлениях ГСП» от 14.05.1996 г. №112. еще в 1993г. была принята концепция ГСП в России, необходимость семейной политики определилась теми неблагоприятными последствиями в изменении структуры и функций семьи, которые произошли в ходе исторического развития. Произошло наложение долговременных семейных изменений на последствия социально-экономического кризиса 1990г. Семейная политика рассматривается главным образом как организационная, направленная и финансируемая государством социальная защита семей в бедности и нищете. Содержание ГСП находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране. ГСП соотносится с положениями Международных нормативно-правовых прав: Всеобщая Декларация прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция о правах ребенка. Документы МОТ, ВОЗ, Детского фонда ООН и других организаций. Объект ГСП – семья. Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязательствами по отношению друг к другу. Субъектами являются: - органы законодательной и исполнительной власти всех уровней; - работодатели; - общественные объединения; - политические партии; - профсоюзные союзы; - религиозные объединения (организации); - благотворительные фонды; - зарубежные организации; -юридические и физические лица. Принципы ГСП в соответствии с Указом Президента: Принцип самостоятельности и автономности семьи, при принятии решений относительно своего развития. Разнообразные меры ГСП должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социальных положения, национальности, места жительства, религиозных убеждений. Принцип приоритета каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того в какой семье он воспитывался. Меры ГСП должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценное физическое, психическое, духовное, социальное развитие. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей в возможностях в самореализации в трудовой сфере, в общественной деятельности. Единство семейной политики на федеральном и региональном уровне. Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями. Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членом семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. Преемственность и стабильность мер ГСП. Сохранение достигнутого, социальной гарантии поддержки семьи и их дальнейшее совершенствование. Основные направления ГСП разработаны исходя из: - не приходящие ценности семьи для жизни, развития человека. - из понимания важности семьи в жизни общества, ее роль и воспитание нового поколения, обеспеченье общественной стабильности и прогресса. - из признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятие специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономических трансформаций общества. - исходя из учета потребностей, в определении идеологии, основной цели, первоочередных мер, ГСП современного устройства. 1 Направление. Обеспеченье условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей. Уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям: например, усиление гарантий занятости для работников из семей нуждающихся в повышении социальной зашиты путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспеченье их профессиональной подготовки, предоставление налоговых льгот организациям, использующим их труд; поддержка развития индивидуальной и трудовой деятельности, социального предпринимательства и фермерства; 2 Направление. Обеспеченье работникам, имеющим детей благоприятные условия для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей: например, распространение на отцов права на льготы в связи с воспитанием детей предоставляемые женщине матери; бесплатная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переобучение работниц имеющих перерывы в трудовой деятельности вызванные отпусками по беременности и родам; 3 Направление. Координационное улучшение охраны здоровья семьи: например, доступное для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатного и платного медицинского обслуживания; бесплатная медицинская помощь беременным женщинам, роженицам, детям до 18 лет; 4 Направление. Усиление помощи семьи в воспитании детей: например, государственная финансовая поддержка – издание массовым тиражом и распространение книг по воспитанию ребенка, ухода за ним, «по проблемам семейного воспитания»; запрет на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, видео кассет и других изданий, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Механизмы реализации ГСП. Необходимо обеспечивать государственную поддержку деятельности общественных объединений занимающихся проблемами семьи. Необходимо обеспечить своевременную полную реализацию всех региональных и федеральных социальных целевых программ. (например, «Дети России»). Необходимо создать надежный механизм финансирования ГСП. Провести экспертизу законодательства России, разработать предложение по обеспеченью соответствия принципам ГСП. Разработать и реализовать программу правового просвещения семьи, разъясняющее права семьи и ее членов на государственную поддержку. Осуществить экспертизу всех законопроектов с точки зрения влияния принимаемых мер на положение семьи. обеспечить изучение различных проблем российских семей и предусматривать координацию и финансирование научных исследований. Осуществлять постоянный мониторинг положения российских семей, подготавливать национальные доклады о положении семей в РФ. Совершать социальную и демографическую статистику, характеризующую положение российских семей. Сотрудничество со СМИ в целях обеспеченья широкого и объективного освещения в них проблем семьи. В целях кадрового обеспеченья разработки и реализации ГСП необходимо осуществить в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей (социальных работников, социальных педагогов, юристов, демографов, психологов, социологов и других специалистов).

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ДОУ

· Дети с задержкой психоречевого развития.

· Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.

· Дети с билингвизмом (двуязычием).

· Дети из семей «группы риска».

· Дети с СДВГ и с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

· Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

· Дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения.

· Дети в период подготовки к поступлению в школу.

 

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

· Школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы).

· Дети, имеющие школьные трудности.

· Дети с социально-педагогической запущенностью.

· Дети и подростки с отклоняющимся поведением.

· Школьники в период перехода к профильному обучению.

· Дети из неблагополучных семей.

· Дети с особыми образовательными потребностями.

· Отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.

· Дети из семей беженцев и переселенцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.021 с.)