Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления.



Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления.

Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

объективный идеализм; субъективный идеализм;
материализм; вульгарный материализм;
дуализм; деизм;
гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм;
агностицизм; эмпиризм (сенсуализм);
рационализм.  

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

милетская школа: школа пифагорейцев;
школа Гераклита Эфесского; элейская школа;
атомысты.  

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы);
доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.  

Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

выступали с материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

допускал наличие множества богов;

считал центром вселенной Землю;

точно определил продолжительность года – 365 дней;

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

первопричиной всего сущего считал воздух;

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит Эфесский. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души;

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

изучали проблемы познания;

жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

весь материальный мир состоит из атомов;

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

атомы находятся в вечном движении;

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания

 

Специфика новоевропейской картины мира (XVII-XVIII вв.

Критическая философия И. Канта.

И. Кант (1724-1804)

"Критика частного разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума"

В творчестве Канта выделяется 2 периода:
1. Докритический. Кант занимается изучением теорий происхождения вселенной и создает "Всеобщая история и теория неба"
2. Критический. В этот период Кант подвергается критике познавательные способности человека.

Гносеология Канта (т.познания)

Кант выделяет 3 познавательные способности у человека:
- чувственность
- рассудок
- разум

Процесс познания начинается с воздействия предметов на органы чувств человека. Чувственность - способность получать основные ощущения от окружающего мира. Получение ощущений становится возможным благодаря в наличии в чувственности априорных форм чувственности (до опытный) пространство и время.

После создания ощущений они поступают в рассудок, который преобразует ощущения в рассудочные формы - суждения. Это преобразование становится возможным благодаря наличии в рассудке трансцендентальных схем, которые обеспечивают поведение явлений под категории.

Виды суждений:
1. Аналитические - такие суждения, в предикате которых высказывается то, что уже содержится в субъекте суждения. Аналитически суждения не сообщают человеку новой информации, а обращают его внимание на очевидное. Пример: золото - желтый металл
2. Синтетические - суждения предикат (P) которых выражает свойство не содержащееся в субъекте (S). Связь между свойства S и P устанавливается в процессе формирования суждения. Пример 7+5=12
А) апостериорные синтетические (имеющий эмпирической происхождение) Сейчас на улице идет дождь.
Б) Априорные синтетические (доопытные) - суждения, которые не связаны с эмпирическим опытом, а основываются на математических, логических законах. Синтетические суждения сообщают человеку новое знание и составляют основу научных положений.

После того как сформированы суждения, они поступают в разум - это познавательная способность, объектом (О) которое является не ощущения, а суждения. Поэтому разум познает не непосредственно (через суждения), а посредственно.

Результатом деятельности разума является создание трансцендентальных идей.

Трансцендентальный (переход) - означает выходящий за пределы чувственного опыта.

Трансцендентальные идеи - это такое необходимое понятие разума, для которых в чувствах (эмпирических) не может быть дан ни какой адекватный предмет. Пример идея Бога, Мира, Души т.д.

В процессе осмысления трансцендентальных идей разум "запутывается" и впадает в противоречие - антиномия - это такая ситуация в познании, которое как в пользу ложности можно привести одинаковое количество доказательств.

Структура антиномии:
1. Тезис. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
2. Антитезис. Мир не имеет начала во времени и неограниченны в пространстве.

Выходом из антиномии становится веры.

Почему разум создает трансцендентальные идеи, познать которые он не силах? Основное свойство разума - постоянное стремление войти за сферы чувственного опыта.

По отношению к познаваемости Кант разделяет весь мир на 2 части:
1. Феномен (явление) - это внешняя часть предмета и О, которое воздействует на органы чувств человека. Феномены, являются, познаваемы для человека.
2. Номен (им) - внутренняя сущность всего предмета /О, т.е. то, чем предмет является для самого себя без относительно к органам, чувственность человека Кат называет номены - вещь-в-себе. Вещи-в-себе являются непознаваемым для человека.

Этика

В основе поведения человека находятся практический разум (знание о моральных нормах законах и принципах)

Поведение человека состоит из поступков Кант выделяется 2 вида поступков.
1. Легальные - те поступки, которые совершаются по индивидуальному желанию человека и не противоречивы принятым нормам морали.
2. Моральные - совершаются не по индивидуальным желаниям, а безкорыстного и в силу долга.

В основе человеческих поступков, находится воля, которая является автономной (независимой от внешних обстоятельств и условий)

Законы реализующие воли:
1. максимы - субъективные законы воления, зависящие от самого человека.
2. Императивы - общезначимые законы реализование, которых одинакова для всех людей:
А) гипотетические - реализование этих законов, связь с наступающих определенных условий.
Б) категорические - такие законы реализование, которых независимы ни от каких условий:

1-ый категорический императив Канта:

"Поступай так, чтобы максима твоей воли в тоже время мог иметь силу всеобщего, законодательства"

Интерпретации:
1. "Поступай по отношению к другому человеку всегда так, чтобы этот человек является для тебя только целью, и никогда как средство"
2. "Поступай по отношению к другому всегда так, как ты хотел бы чтобы они поступали с тобой"

Основные произведения: "Основы метафизики нравственности", "Метафизика нравственности"

Философия духа Гегеля

Гегель 1770-1831

Феноменология духа. "наука логики" "философия религий"

Идеи:
1. Центральным положением в философии Гегеля является тождество бытия и мышления - все в бытии происходит по тем же законам, по которым развивается и мышление "все действительное разумно, все разумно действительно"
2. Создание диалектических законов, согласно которым происходят все изменения в бытии: закон перехода количественных изменений в качественные. Количественные изменения объекта, увеличение или уменьшения вызывают качественные изменеия этого объекта. Закон единства и борьба противоположности (в любом объекте содержаться две противоречащие друг другу стороны которые борятся за преобладание в объекте при этом борьба приходит к развитию изменению объекта) источником всяком развития движения и изменения является противоречия, содержащиеся в объекте. Закон отрицания в отрицания двойное отрицание чего-либо равносильно его утверждению (--=+) создание диалектического и изменения окружающего мира. Тезис это положительная информация. Антитезис-отрицание того, что утверждается в тезисе отрицательна информация. Синтез объединение тех частей тезиса и анти, которые непротиверечат друг другу качественное преодоление противоречия тезиса и анти.

Основным понятием в философии Гегеля является идея-это сущность вещей физического мира и понятий, создаваемых разумом человека противопоставление субъекта и объекта в идеях отсутствует. Идеи обладают объективным существованием не зависящих воли человека. В отличие от идеи Платона идеи Гегеля самодвижутся-т.е. одна идея превращается в другую согласно диалектическому методу.

Уровни существовании идей:
1. Идеи сами по себе. Сфера чистого мышления
2. Идеи в природе (совокупность физических, хим., биолог, законов окружающего мира)
3. Идеи в духе (законы исторического и общественного развития)

Философия Гегеля в последствии получила названия философия объективного идеализма, т.к. Гегель признавал существование не зависящих от человека идей.

Фейербах 1804-1872

"Сущность христианства"

Идеи:
1. Критика Гегеля. Мысль не может существовать до природы, само мышление порождено природой и является высшей формой его развития.
2. Критика религий. По Фейербаху бог представляет собой фантастическое отражение в голове человека, его собственной сущности, которая максимально гипертрофирована в Боге.

Наделение бога различными сверхкачествами возможно только в результате изъятия их у человека и упразднить в нем понятия бога взамен этого понятия Фейербах предлагает человека. В основе новой религии должна находится нравственность и гармония человеческих отношений.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу. Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное, нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу, идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей. Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической философии, материализма Маркса и Энгельса.

Соловьев 1853-1900

Этапы творчества Соловьева
1. Теософский утверждение особой роли познания христианской теософии (учение о божественной мудрости проявляющие себя в устройстве окр. мира произведение "кризис западной философии", "философские знания цели.
2. Теократический. Изучение форм гос. устройства могущие сделать человека счастливым через реализацию христианских идей. Идеальное государство в этом вопросе является теократия (теос бог, каос властвовавать (её приоритете над гос. идеями) "история и будущность"
3. Теогический (теург - признание необходимости создания особого исторического искусства, которое сможет преобразовать старые формы устройства общества в новые соответствующие христианскому мирапониманиюю.

Произведения "смысл любви, оправдание добра"великий спор и христианская политика"

Основные идеи:
1. Критика эмпиризма и рационализма как односторонней теории познания не могущие дать истинное познание в мире. Это можно сделать только с помощью веры.
2. Задачи философии - создать синтез науки, религии, философии в результате которого будет подчтенно всецелостное знание по всем вопросам. Знание обо всем
3. Цель человечества - превращение в бога человечества. Т.е преодоление неактивных сторон. Чел. Природы и преобразование человека в нового бога человека.
3. София - это душа мира, божественная мудрость устройства и законов природы, которые необходимо познать человеку. Основы положительного всеединства

Н.Я. Данилевский 1822-1885
"Россия и Европа"
Данилевский создал теорию культурно-исторических типов. Совокупность которой составляет всю мировую историю. Культурно-исторический тип это культурно-территориально тип людей обладающих общими признаками
Критерии: культурно-исторического типа.
1. Искусство наука нравственность
2. Форма или тип религии
3. Социально-экономический.
4. Политический-форма гос. устройства
Данилевский выделяет 10 критерий культурно-исторический типов
1. Египетский
2. Греческий
3. Римский
4. Тайский
5. Вавилонский
6. Индийский
7. Иранский
8. еврейский
9. Романо-германский
10. европейский.

Россия не принадлежит ни какому типу т.к. представляет собой (зародыш, возможность отдельного культурно-исторического типа) развитие которой в России предстоит

Виды народов:
1. Преемственные народы - это те народы которые в своем развитии восприняли культурный опыт предыдущих народов.
2. Не преемственные народы - это народы характеризуются замкнутостью его развития в результате чего опыт этих народов исчезает вместе с ними.
3. Бичи человеческого рода - это народы задачей которых являлось уничтожение цивилизаций исчерпавших возможности своего развития, помочь им сойти с исторической арены и уступить место новым цивилизациям. (Готы, гунны)

Леонтьев К. Н.1831-1891
"византизм и славянство"
В основе самобытной, "оригинальной" русской культуры, находятся заимствование из культуры Византии - византизмы.
Византизм в государстве - самодержавие и отказ народа от права на политическую власть. Византизм в религии - православие. Византизм нравственности - отказ от земного в пользу божественного (самоограничение и самоотречение собственных, личных интересов в пользу интересов общественных, гос и т.д.) в искусстве особая архитектура и живопись, уводящая человека "вверх, к божественному". Период существования любой цивилизации -тыс.двести лет в течении этого периода цивилизация проходит три стадии своего развития
1. Становление (возникновение цивилизаций как самостоятельной структуры, отделение её от всех остальных)
2. Расцвет (создание собственных форм гос. устройства, наличие развитых товарно-денежных отношений, создание собственного искусства присуще только этой цивилизации)
3. Упадок и разложение (деградация от культуры и нравственности, разрушение территориальной целостности).

Л. В. Толстой 1828-1910
"исповедь", "не могу молчать"
Идеи:
1. Критика официального православия. Православная церковь преследует сугубо материальные интересы и не заботится надлежащим образом о духовности граждан.
2. Официальное православие необходимо реформировать в основу новой религии нужно необходимо взять Любовь (прежде всего любовь к ближнему)
3. Теория непротивление злу насилием. Дурной поступок совершенный как ответная реакция на другой злой поступок не приводит к достижению справедливости, а только увеличивает кол-во злых поступков в мире.

Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления.

Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

объективный идеализм; субъективный идеализм;
материализм; вульгарный материализм;
дуализм; деизм;
гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм;
агностицизм; эмпиризм (сенсуализм);
рационализм.  

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

милетская школа: школа пифагорейцев;
школа Гераклита Эфесского; элейская школа;
атомысты.  

Характерными чертами досократических философских школ являлись:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.045 с.)