Таким образом, внешняя форма выражения права тождественна источникам права в формально-юридическом смысле. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, внешняя форма выражения права тождественна источникам права в формально-юридическом смысле.



 

8. Основные виды источников права.

В теории права принято выделять следующие основные виды форм права (источников права в формально-юридическом смысле):

1. правой обычай;

2. юридический прецедент;

3. нормативно-правовой акт;

4. договор нормативного содержания;

5. правовая доктрина.

9. Понятие и виды нормативных актов.

Нормативно-правовой актэто изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт пра­вотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.

Иными словами, нормативно-правовой акт это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Признаки:

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы права.

Поэтому необходимо отличать его от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

2. Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атри­буты: название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д.

3. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям: разделам, главам, ста­тьям. Например, ГК РФ 1994 г.: раздел II «Право собственности и другие вещные права», глава IV «Приобретение права собствен­ности», статья 233 «Клад».

 

Виды нормативно-правовых актов:

Законы ¯ Конституция Федеральный конституционный закон Федеральный закон Закон субъекта федерации Подзаконные акты ¯ Указы президента Постановления правительства Инструкции, приказы министерств, ведомств Акты местных органов гос. власти Акты местных органов гос. управления Акты муниципальных органов Локальные нормативные акты

Классификация по лекциям: конституция, закон, кодекс.

10. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

 

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

11. Понятие и признаки нормы права.

Норма права – установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений.

Признаки норм права:

I. Нормативность

1) Имеет общий характер, определены типовыми признаками

2) Рассчитана на неограниченное число типовых ситуаций

3) Вступает в действие периодически, когда наступает ситуация предусмотренная в гипотезе

II. Системность

1) Гипотеза

2) Диспозиция

3) Санкция

III. Общеобязательность (принудительная сила гос-ва)

IV. Формальная определенность (выражена в источниках права)

V. Объективность номы права

VI. Предоставительно-обязывающий характер (предоставляя одному субъекту права, налагает на другого обязанности)

12. Структура нормы права.

Норма права состоит:

1)Гипотеза 2)Диспозиция 3)Санкция Если То Тогда

 

Гипотеза – часть юр.нормы указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

Виды гипотез:

отрицательная (отсутствие обстоятельств) или положительная (наличие обстоятельств) гипотеза

простая (одно обстоятельство), сложная (несколько), альтернативная (одно или несколько)

Диспозиция – часть юр.нормы содержащая правило поведения которому должны следовать участники правоотношений.

Виды диспозиций:

1) Простая (назывная), правило поведения не раскрывается

2) Описательная, законодатель описывает вариант поведения

3) Ссылочная, законодатель отсылает к нормам этого же нормативно-правового акта

4) Бланкетная, обращается к нормам других отраслей права

5) Смешанная, содержит несколько

Санкция – часть юр.нормы указывающая на не благоприятные последствия возникающие в результате нарушения диспозиции.

Виды санкций:

1) Абсолютно-определенная, точно определяется вид и размер неблагоприятных последствий

2) Относительно-определенная, максимальный или минимальный

3) Альтернативная, одновременно несколько видов

 

13. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения правовых норм.

14. Виды норм права.

От роли общественных отношений

1) Не типичные (правила поведения, обеспечивают действие типичных норм права)

а. декларативные нормы права (нормы-задачи, нормы-цели, нормы-принципы)

б. дефинитивные нормы (в них содержится разъяснение)

в. Оперативные нормы (отменяют, изменяют или продлевают действие типичных норм)

г. Коллизионные нормы (определяют порядок выбора той или иной нормы)

2) Типичные

В зависимости от функций:

1. охранительные нормы права (защита регулятивных)

2. регулятивные нормы права

по способу правового регулирования:

1. Управомачивающие нормы, предоставляют возможность лицу

2. Обязывающие нормы, предполагают что лицо обязано

3. Запрещающие нормы, запрещают определенный вид деятельности

От отрасли права: уголовного, гражданского, административного, финансового, налогового и т.д.

По методу правового регулирования:

1. Императивные, не допускают свободы действия субъекта

2. Диспозитивные, применение зависит от воли субъекта

По объему правового регулирования:

1. Общие нормы, регулируют род общественных отношений

2. Специальные нормы, регулируют вид общественных отношений

3. Исключительные нормы, отменяют действие общих или специальных норм

По сфере регулирования отношений:

1. Материальные нормы, устанавливают права и обязанности субъекта

2. Процессуальные нормы, регулируют порядок осуществления материальных

По юридической силе:

1. Нормы законов

2. Нормы подзаконных актов

15. Понятие и признаки системы права.

Система права – внутреннее строение права, обусловленное характером общественных отношений, выражающееся в единстве и взаимодействии его составляющих (нормативно-правовых предписаний, институтов, отраслей права).

Признаки:

1) Право связано с другими системами (эконом, полит)

2) Система права характеризуется стабильностью

3) Система права является динамической(обусловлено развитием общ.отношений)

4) Право является многоуровневой системой

1. Элементы нормы права

2. Нормативно-правовые предписания

3. Институты

4. Отрасли

16. Основные элементы системы права.

I. Институт права – внутренне и внешне обособленная часть отрасли права, представляющая собой комплекс нормативно-правовых предписаний, регулирующих вид общественных отношений.

Признаки института:

1) Часть отрасли, структурный элемент

2) Формально обособлен, внешне выражен в разделах, главах (преступления против личности, собственности)

3) Каждый институт имеет свой предмет правового регулирования

II. Отрасли права - внутренне и внешне обособленная часть системы права, представляющая единый комплекс нормативно-правовых предписаний институтов права, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений.

Признаки отрасли:

1) Часть системы права, подсистема

2) Каждая отрасль имеет свой предмет

3) Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования

4) Каждая отрасль имеет специфические принципы, цели, задачи, понятия, термины

17. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норма права на отрасли.

Предмет правового регулирования - определенная сфера общественных отношений, которая нуждается регулировании права.

Структура: субъекты, обстоятельства (юр.факты), объекты правового регулирования.

 

Метод правового регулирования – совокупность средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.

Структура: закрепление в актах прав и обязанностей субъектов, наделение их правоспособностью и дееспособностью, определение мер ответственности.

Выделяют 2 метода правового регулирования: императивный и диспозитивный

18. Частные и публичные отрасли права.

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права,

к отраслям частного права — гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.

регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов.

Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений).

Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.

19. Соотношение системы права, правовой системы и системы законодательства.

Система права соотносится с системой законодательства как содержание и форма

1) Система права объективна, система законодательства более субъективна

2) Элементами системы права выступают нормативно-правовые предписания, институты и т.п.

3) В структуре права нет главных и нет второстепенных отраслей (по горизонтали), а в структуре законодательства и по горизонтали и по вертикали.

20. Правотворчество: понятие, принципы, функции и виды.

правотворчество – это одна из форм государственной деятельности, но одновременно это и функция государства. Для этого вида деятельности государства характерны следующие особенности:

- Она осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона, поэтому является разновидностью правовой деятельности

- Она реализуется в строго установленном процедурном порядке (другими словами правотворчество является разновидностью юридического процесса)

- Она осуществляется строго определенными субъектами, наделенными нормотворческой компетенцией

- Правотворчество это не только разновидность юридической деятельности, но и социально-правовой опыт находящей воплощение в нормативно-правовых актах, которые являются конечным результатом этой деятельности. Таким образом, правотворчество является разновидностью юридической практики.

Правотворчество – это деятельность субъектов наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм. По средством этой деятельности государство вводит законы.

Правотворческая деятельность должна отвечать ряду принципов (требований).

Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, которые определяют содержание правотворческой деятельности, ее направленность и ее сущность.

1. Демократизм, этот принцип состоит в обязанности субъекта выражать в нормах права интересы и потребности различных социальных групп.

2. Законность. В целом этот принцип заключается в соблюдении субъектами правотворчества процедуры и компетентности принятия актов, однако, содержание этого принципа важнее. Это содержание находит отражение в ряде требований: а) вновь принятый НПА не должен противоречить конституции страны и иным законам или вносить в них прямые изменения б) акт нижестоящей организации не должен противоречить актам вышестоящей организации в) НПА должен приниматься в соответствии с той процедурой, которая установлена законом г), Субъект правотворчества может принимать только те НПА и только по тем правовым вопросам, которые относятся к его компетенции

3. Научность. Этот принцип состоит в обязанности субъекта правотворчества при создании норм права учитывать достижения юридической науки, результаты юридической практики. Только в том случае принятый НПА будет носить научно-обаснованный характер и эффективно регулировать общественные отношения

4. Профессионализм. Этот принцип состоит в том, что правотворческая деятельность должна осуществляться компетентными людьми обладающими необходимой общей и правовой культурой, а так же приемами и навыками осуществления этой деятельности

5. Исполнимость. Этот принцип заключается в необходимости учета финансовых, кадровых и иных условий, наличие которых позволит принятому НПА реально действовать

6. Планирование. Означает четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам и времени.

Виды правотворчества:

Правотворческую деятельность можно подразделить на виды в зависимости от субъектов, которые ее осуществляют в зависимости от этого подразделяются на следующие виды:

1. Правотворчество народа

2. Правотворчество государственных органов

3. Правотворчество должностных лиц государства

4. Правотворчество органов местного самоуправления

5. Совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений

В зависимости от способа придания юридической силы нормам права выделяют: санкционированное и деллигированное правотворчество.

Санкционированное характеризуется тем, что государство путем отсылки в законе придают юридические свойства нормам, которые созданы общественными объединениями. Деллигированное правотворчество состоит в том, что орган законодательной власти временно передает часть своих полномочий органу исполнительной власти.

21. Понятие и стадии законотворчества в РФ.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются) (см. схему 37).

 

Схема 37

 

┌────────────────────────────────┐

│ СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО │

│ ПРОЦЕССА В РФ │

└────────────────┬───────────────┘

┌──────────────┴─────────────┐

│ Законодательная инициатива │ ┌─────────────────────┐

└──────────────┬─────────────┘ │ принятие закона │

┌──────────────┴─────────────┐ ┌──┤Государственной Думой│

│ Обсуждение законопроекта │ │ └─────────────────────┘

└──────────────┬─────────────┘ │ ┌─────────────────────┐

┌──────────────┴─────────────┐ │ │ одобрение закона │

│ Принятие закона ├────────┼──┤ Советом Федерации │

└──────────────┬─────────────┘ │ └─────────────────────┘

┌──────────────┴─────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

│ Опубликование закона │ └──┤ подписание закона │

└────────────────────────────┘ │ Президентом РФ │

└─────────────────────┘

 

22. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определённую систему.

Признаки систематизации:

1. Являются разновидностью юридической практики

2. Важнейший компонент правовой системы общества

3. Относиться к системо-образующему фактору

4. Важнейшая часть культуры общества

5. Является предпосылкой законности и правопорядка

6. Отдельные виды систематизации имеют правотворческую природу: кодификация и консолидация

7. Определяется политическими экономическими и другими факторами

Виды систематизации: учёт, кодификация, инкорпорация, консолидация.

Учёт – это разновидность юридической систематизации связанная с нахождением соответствующих нормативных актов, их регистрацию и расположение в определённом порядке по различным основаниям.

В качестве критерия учёта: природа юридических актов дата издания и д.р.

Виды учёта:

1. Журнальный учёт

2. Карточный учёт

3. Автоматизированный

4. Ведение контрольных текстов

Консолидация – укрупнение множества нормативных актов, принятых по одному или нескольким смежным вопросам в единый новый правовой акт.

Инкорпорация – объединение актов в хронологическом, предметном и ином порядке без изменения из содержания

Виды инкорпораций: официальная (осуществляется государственными органами), неофициальная.

Кодификация - это деятельность, направленная на издание нормативно правовых предписаний, радикальную переработку и упорядочивание существующего законодательства, результатом этой деятельности является принятие единого внутри и внешне согласованного нормативно правового акта.

Признаки кодификаций:

1. Субъектом кодификации являются только компетентные органы

2. Объектом кодификации являются только нормативно правовые акты

3. Результатом кодификации является новый единый правовой акт кодекс или устав который отличается устойчивой системой стабильностью предписаний, выступает в качестве головного акта, института под отрасли или отрасли права.

Виды кодификаций:

1. Отраслевая (симейный кодекс и УК)

2. Внутреотраслевая (кодекс об административных правонарушениях)

3. Межотраслевая (жилищный кодекс)

Кодификационные акты: конституция РФ, основы законодательства кодекс устав.

23. Понятие и признаки правоотношений.

Правоотношение – общественное отношения урегулированное нормами права (Венгеров).

Признаки правоотношений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.122 с.)