Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативный правовой акт как источник права: понятие, особенности, виды.
НПА - принятый в установленном порядке управомоченными субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права. Признаки: 1. это определенный документ, имеет письменную форму и является носителем правовой информации; 2. официальный документ, принимается от имени гос., обязателен для исполнения; 3. принимается уполномоченными на то субъектами или народом; 4. документ принимается в установленном порядке; 5. документ, с которого устанавливается, изменяется или отменяются нормы права; 6. документ содержит нормы права; 7. документ обладает юр. силой. Особенности: 1. оперативность (НПА могут быть достаточно быстро изданы, изменены или отменены); 2. исходит из единого центра – государства; 3. НПА обладают формальной определённостью, так как придают содержащимся в них юр. номам чёткость, ясность, понятность; 4. всегда в письменном виде; 5. НПА позволяют безошибочно определить юридическую силу правовых норм. Классификация; В зависимости от субъектов устанавливающих НПА: 1. НПА гос. органов и организаций (основная масса); 2. НПА негос. органов и организаций (ОМСУ, уставы частных предприятий после их государственной регистрации); 3. совместные НПА (имели место в СССР); 4. НПА народного правотворчества (в порядке референдума). В зависимости от действия во времени (постоянные, временные); В зависимости от действия в пространстве (общие и местные; федеральные, региональные и местные); От действия по кругу лиц (общие, специальные, исключительные); От характера содержащихся в актах нормативных положений (основные и вспомогательные); По юр. силе (законы и подзаконные акты).
Закон как источник права: понятие, признаки, классификация.
Законы - НПА изданные высшими представительными органами гос. власти (законодательными органами) обладают высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные о/о. Признаки: 1. это опред НПА, термин закон понимают в широком смысле - подразумевают любую норму права независимо от того содержится она в законе или подзаконном акте;
2. это такой НА который принимается высшими представительными органами гос. власти или населения. В некоторых государствах законы могут приниматься и др. гос. органами (напр. Фр. правительство). 3. Закон это НА который обладает высшей юрической силой (ни один акт не должен в принципе противоречить закону) 4. 3аконы это НА, нормы которых регулируют наиболее важные о/о. 5. Законы это НА, которые принимаются в особом порядке; 6. Содержит первичные, исходные нормативные права. Классификацня: Конституционные: обладают наивысшей юр-ой силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1. кокстнтуция, 2. конституционные законы, дополняющие конституцию, 3. конституции и уставы субъектов Федерации. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов, обыкновенные законы подразделяют на: кодификационные (семейное право) и текущие (закон о прокуратуре). По в-ат- на референдуме, законодательным органом.
Подзаконные нормативные акты: понятие и виды
НПА - основанные на законе акты правотворческой деятельности гос. и негос. органов и организаций, а т.ж. народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить. Виды: общие (указ президента), местные (деятельность орг. МСУ), ведомственные (акт внутреннего действия; МВД, органы налоговой службы, Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РФ к ведомственным нормативным актам относятся: инструкции, нормативные постановления и нормативные приказы министерств и центральных ведомств) локальные (в организации; правила внутреннего трудового распорядка ИГУ).
Понятие и система законодательства. Система права и система законодательства.
Нет единого мнения относительно понятия законодательства: 1. только действующие законы; 2. не только действующие законы, но и подзаконные акты общего характера. 3. не только законы и общие подзаконные акты, но и все другие нормативные правовые акты, действующие в государстве. 3. все НПА действующие в гос-ве. т.е. все законы и подзаконные акты (наиболее распространенная точка зрения). Законодательство - совокупность всех действующих в гос-ве НПА. Законодательство надо рассматривать как определенную систему. Она характеризуется: 1. компонентностью (зак-во складывается из определённых элементов); 2. интегрированностью (НПА связаны между собой и эти связи носят строго определённый характер); 3. организованностью; 4. многоуровневостью (складывается из НПА различной юр. силы); 5. объективностью строения (структура зак-ва в целом складывается независимо от органов, устанавливающих НПА, поскольку преопределена рядом объективных факторов); 6. целостностью (зак-во представляет собой единое целое); 7. структурированостью. Система законодательства по вертикали представляет собой пирамиду нормативных актов, расположенных с учетом их юр-ой силы. На вершине находятся конституционные законы, затем идут обыкновенные законы, затем общие подзаконные акты далее ведомственные подзаконные акты, далее местные подзаконные акты, в конце локальные нормативные акты. Система законодательства по горизонтали представляет собой совокупность отраслей законодательства соответствующим отраслям права. Сист. права и сист. законодательства. - сист. законодательства отражает внешнюю сторону позитивного права; - первичный элемент сист. законодательства - НПА у сист. права - нормы права; - ист. законодательства не совпадает с системой права ещё и потому что законодательство это не все право - это только часть права т.к. право выражено и в др. источниках (правовые обычаи, правовые прецеденты и др.). - сист. права охватывает все существующие в данном гос-ве источники права, а система законодательства охватывает только НПА.
Систематизация законодательства (понятие и формы). Систематизация законодательства - целенаправленная работа заключающаяся в упорядочении и приведении в единую систему законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости. Цели систематизации: создание стройной системы законов, устранение устаревших и недействующих норм права, разрешение юр-ких коллизий, ликвидация пробелов. Формы: кодификация (переработка норм права их научное обоснованное изложение в новом законе; это систематизационная работа. Кодификация может быть всеобщей - переработка всего законодательства гос-ва, отраслевой - переработкой норм определяющих отрасли права, специальной - нормой к-л института). Результат кодификации - принятие и создание кодифицированных актов (основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила), устанавливают, новые нормы права.
Консолидация (устраняется множественность нормативных актов одинаковой юр. силы, принятых в разное время по одному вопросу) результат взамен множества нормативных актов - единый сводный нормативный акт, не устанавливает новых норм права, только внешняя обработка, без изменения существа. Инкорпорация (нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования Результат - издание различных сборников, которые формируются по тематическому принципу или по годам издания нормативных актов Виды: официальная (собрание законодательства РФ) и неофициальная (сборники нормативного материала по отраслям права, издаваемых в учебных целях). Может быть полной или частичной. Учет законодательства: сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии, создание поисковой системы. Учет: журнальный, картотечный. АИПС (гарант, консультант, кодекс).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.019 с.) |