Подзаконные нормативные акты Российского государства. Акты Президента и Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконные нормативные акты Российского государства. Акты Президента и Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.



Подзаконные акты – это нпа, изданные на осн. и во исполн. законов. Они облад. меньшей юр.й силой, чем законы, и базир. на них. Подз. акты имеют важное знач. в жизни люб. общ-ва, играя вспомог. и детализирующую роль.

Выдел. следующие виды подзаконных актов:

Указы презид. РФ Обязат. для исполн. на всей террит. РФ, не должны противор. Конституции РФ и федер. законам, подготавлив. в пределах президентских полномочий, предусмотр. конституц. и законодат. нормами. Президент, как глава гос-ва, приним. акты, кот. заним. след. после законов место

Постановления правительства РФ Обязат. к исполн. на террит. РФ. М.б. приняты лишь на основ. и во исполн. законов РФ, а так же указов Президента РФ.

Приказы, инструкции, положения министерств, гос.комитетов и др. фед. органов исполнит. власти. Приним. на осн. и в соотв. с законами РФ, указами Президента РФ, постановл. Правительства РФ; регулир. обществ. отнош., наход. в пределах компетенции данной исполнит. структуры

Решения и постановления местных органов государственной власти Приним., напр., област. представит., законодат. структурами

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления Приним., напр., главами област. администраций, губернаторами и др.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Локальные нормативные акты Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)

Законы в Российской Федерации: понятие, классификация. Закон как приоритетная форма российского права. Конституция как Основной закон Российского государства.

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Виды законов

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;
  • чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

Конституция – Основной Закон государства.

Предмет регулирования Конституции:

1. права и свободы человека;

2. организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;

3. устройство государственного механизма;

4. политико-территориальное устройство;

5. форма правления;

6. форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

1. учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;

2. организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;

3. идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;

4. информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;

5. стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;

6. программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

1. основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);

2. нормативность;

3. высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;

4. особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;

5. учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);

3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

11 Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
В полном объеме перечень прав и свобод человека и гражданина зафиксирован во второй главе Конституции Российской Федерации.
В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь (человек может быть лишен жизни только на основании должной судебной процедуры по приговору суда). Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окру-жающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.). Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (лишение свободы - тюремное заключение - возможно только по приговору суда). Физическая неприкосновенность человека защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательство — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д. Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраняется государством (никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления достоинства личности). Граждане РФ имеют право на неприкосновенность частной жизни (возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера), на свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и свободами. Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:
• обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
• уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
• забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
• получение основного общего образования (ст. 43);
• забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
• уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
• сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
• защита Отечества (ст. 59).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.012 с.)