Признаки непосредственной реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки непосредственной реализации.



1. Реализация права исходит от всех право-дееспособных субъектов, для реализующего права не требуется никакой компетенции. В непосредственной реализации права участвуют граждане, должностные лица (судьи, прокуроры), государственно-властные органы, общественные объединения и т.д. Все они без чьего-либо вмешательства осуществляют принципы и нормы права, адресованные им.

2. Непосредственная реализация права обусловлена волей субъектов (необязательно сознательно, но хотя бы формальная воля).

3. Непосредственная реализация права - это следствие только правомерного поведения. Право реализуется тогда, когда поведение соответствует принципам и нормам права. Правонарушение исключает реализацию права.

4. Непосредственная реализация права завершает работу механизма правового регулирования.

5. В процессе непосредственной реализации права достигается определённый юридический результат. В процессе непосредственной реализации права, свободы и обязанности, содержащиеся в принципах, нормах объективного права, через правоотношения воплощаются в правомерных действиях либо бездействиях субъекта. Тем самым достигается желанный для личности и общества юридический результат.

6. В результате реализации складывается правопорядок в обществе (устойчивость, стабильность в обществе), т.е. складываются нормальные общественные отношения. Это и есть свидетельство того, что правовое регулирование успешно завершилось.

Формы непосредственной реализации права.

Различают три формы непосредственной реализации права: использование, соблюдение и исполнение.

Использование - состоит в осуществлении субъектами своих прав, свобод (приобретение билета на концерт, подача заявления в государственный орган и т.д.).

Соблюдение - воздержание от совершения запрещённых правом действий. Иначе говоря, здесь достаточно не совершать действий, которые запрещены, например, уголовным правом.

Исполнение - обязательное совершение предусмотренных нормами правадействий (исполнение договора, правил дорожного движения и т.п.).

В какой бы форме не проходила непосредственная реализация права, она всё равно есть следствие правомерного поведения.

Методы реализации.

Выделяют следующие методы реализации: убеждение; правовое поощрение; организации; согласия (примирения); государственно-правового принуждения.

Метод убеждения - это внешнее воздействие на субъекта, опирающееся на научную обоснованность права, на его гуманизм, справедливость, характеризуется в целях побуждения правомерного поведения (образование, просвещение, правовое воспитание).

Правовое поощрение - внешнее воздействие на субъекта, основанное на использовании закреплённых в нормативном документе разнообразных стимулов - материальных, моральных, специальных юридических (смягчение наказания при явке с повинной).

Метод организации - это воздействие на субъекта путём создания условий, гарантирующих реальность правомерного поведения и одновременно побуждая к нему.

Метод согласия - направленный на примирение сторон, найти общие интересы и решить вопросы наиболее приемлемым способом.

Метод государственно-правового принуждения - это внешнее воздействие на субъектов, основанное на применении государственного принуждения, в целях побуждения к правовому поведению (юридическая ответственность, меры процессуального пресечения, превентивные меры, меры защиты). Особенность государственного принуждения состоит в том, что оно по-разному воздействует на разные группы.

 

Понятие, признаки, необходимость применения права.

Применение права -это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Признаки применения права.

1. Субъектами применения права являются не все, а только наделённые властными полномочиями (компетенцией) государственные, местные органы власти, суд, прокуратура и т.п.

2. Применение права - это организующая деятельность. Главное в применении права - создание наиболее благоприятных условий при использовании прав, свобод, а также обеспечение соблюдения и исполнения обязанностей. Без деятельности органов не будет назначена пенсия, приватизирована квартира, а правонарушитель уйдёт от ответственности.

3. Применение права направлено на установление конкретных субъективных прав, обязанностей, ответственности.

4. Применение права реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах, т.е. проводится в установленных процессуальным законом формах. Правоприменитель, решая юридические дела, затрагивает свободу, права, достоинства личности, налагает на неё дополнительные обязанности. Отсюда в целях законного и справедливого решения дела и требуется установление специальных процедур, детальное урегулирование действий правоприменителей.

5. Применение права завершается вынесением индивидуального юридического решения (индивидуально-правового акта).

Необходимость применения права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

1. Когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии и т.д.).

2. Когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим, состояние в родстве, в браке).

3. Когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки с недвижимостью).

4. Когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, спор о наследстве и т.д.).

5. Когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, так как она самоуправно занята другим лицом).

6. Когда нет добровольного исполнения обязанности (возврата долга, уплаты штрафа, налога).

7. Когда совершается правонарушение и требуется применить государственное принуждение к нарушителю.

 

 

Стадии применения права, акт применения права; аналогия в процессе применения права.

Стадии применения права.

1. Исследование фактических обстоятельств. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированных в документах (показания свидетеля, заключение эксперта и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор, проверка и оценка доказательств. Требования, предъявляемые к доказательствам: относимость, допустимость, достоверность и достаточность. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, прежде чем назначить пенсию, нужно установить, достиг ли гражданин соответствующего возраста, имеется ли у него необходимый стаж работы, вправе ли он претендовать на пенсию на льготных условиях и т.д.

2. Выбор принципов и норм права. Здесь необходимо найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путём сравнения фактических обстоятельств и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установление тождества между ими. Далее необходимо покритиковать норму: установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц; обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции; ознакомление с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы (интерпретационный акт); толкование нормы, т.е. уяснение смысла и содержания нормы «для себя». При этом надо иметь в виду, что выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Таким образом, происходит юридическая квалификация дела.

Здесь необходимо найти юридические правила, предусматривающие установленные фактические обстоятельства. В деле о назначении пенсии такие правила находятся в Законе о государственных пенсиях.

3. Вынесение решения - принятие акта применения (решение суда, протеста прокурора и т.д.), подтверждающего субъективное право и требующего осуществление обязанности. Принятые акты применения должны быть законными, т.е. изданными на основании и в пределах права, и обоснованными, т.е. изданными на основании достоверно установленных фактических обстоятельств.

Акт применения права -это законный и обоснованный акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки акта (документа) применения права.

1. Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.

2. Издание акта применения права от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.

3. Правоприменительные акты строго индивидуальны (индивидуально-правовой акт), т.е. адресованы поименно определённым лицам.

4. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определённым ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности.

5. Они носят индивидуальный регулятивный характер, т.е. его направленность на упорядочение конкретного правоотношения.

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.013 с.)