Основные стадии правотворческого процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные стадии правотворческого процесса.



Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Начальная стадия правообразования - возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность обусловлена экономическим базисом, а также ближайшими питающими его факторами: социально-политическими, классовыми и иными общественными интересами. Общие принципы нормотворчества: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки законопроектов, техническое совершенство принимаемых актов. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3) санкционирование государственными органами обычаев; 4) создание судебного прецедента. I. Стадии создания прецедента, по существу, совпадают с основными стадиями рассмотрения и разрешении конкретных дел в соответствующих инстанциях, устанавливающих нормы прецедентного права. II. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Порядок принятия зависит от органа: если коллегиальный – то голосование (например, постановления прав-ва РФ – простым большинством голосов); если единоличный порядок – то единоличное решение. III. Более сложна и детализирована законодательная процедура. Стадии: 1) Законодательная (более широко – нормотворческая) инициатива. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворчес­кий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной иници­ативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодатель­ная инициатива, в отличие от любого другого обращения в пра­вотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший про­ект или предложение. (Ч. 1 ст. 104 Конституции РФ: субъекты зак-й инициативы: Президент, Совет Фед-ии, члены Совета Фед-ии, депутаты Гос Думы, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов РФ. По вопросам своего ведения – у КС РФ; ВС РФ; ВАС РФ.) 2) Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п. 3) Разработка проекта нормативного акта и его предваритель­ное обсуждение. Наиболее важные проекты вы­носятся на всенародное обсуждение. В подготовке других прини­мают участие консультативные группы ученых и специалистов. Предварительное обсуждение важно для повышения качества конкретного закона и всего законодательного процесса в целом. 4) Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, ко­торый уполномочен его принять. (В Гос Думе – 3 чтения. В 1-ом обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во 2-ом чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. 3-е чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона). 5) Принятие нормативного акта. (Принятые Гос Думой законы в течение 5 дней передаются в Совет Фед-ии. Одобренный Советом Фед-ии закон в течение 5 дней направляется президенту. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.) 6) Доведение содержания принятого акта до его адресатов. Официальное опубликование - в официальных изданиях: Российская газета; Собрание законодательства РФ. Неофициальное обнародование – в виде сообщения об их издании или изложении их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио и телевизионных передачах, в научных изданиях. Правотворчество может выражаться в виде принятия единич­ного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помо­щью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законо­дательство.

Законодательная техника.

Пиголкин:под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Нерсесянц:юр техника – это совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта. К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования: - логическая последовательность изложения, взаимосвязь нор­мативных предписаний, помещаемых в акте; - отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства; - максимальная компактность изложения норм права при глу­бине и всесторонности отражения их содержания; - ясность и доступность языка нормативных актов; - точность и определенность формулировок и терминов, упот­ребляемых в законодательстве; - сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного мате­риала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов. Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворче­ства является выявление и тщательное изучение предшествующе­го законодательства по вопросам, составляющим содержание про­ектируемого акта. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой сло­весное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: об­щеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические. Наиболее общими прави­лами использования терминов являются: единство терминоло­гии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терми­нологии, устойчивость общепринятых обозначений. Кроме терминологии к средствам юридической техники отно­сятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включе­ния в нормативный акт только однородного материала. Лучше из­дать два, три акта, но не издавать разнородного по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих и т.п. В качестве средства юридической тех­ники выступает текст документа с его реквизитами (наименова­нием, датой принятия, подписями и проч.) и структурой. При из­дании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила тре­буют однородности ее содержания. Поэтому статья выражает чаще всего одну правовую норму. В кодифицированных актах норма­тивный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последователь­ности и согласованности помещенного в них материала, обеспече­ния удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нуерацией и т.п. Приемы выражения и изложе­ния законодательной воли: а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается ми родовыми по­нятиями; б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, инди­видуальные признаки. Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания. Три приема изложения элементов правовой нор­мы: - прямой (При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосред­ственно в данной статье акта), - отсылочный (отсылка к дру­гим нормам) - бланкетный (конкретной отсылки нет, но от­дельные элементы нормы формулируются в каких-либо специаль­ных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за наруше­ние правил по технике безопасности). Требования к нормотворческой деятельности содержатся, например, в Указе Президента России «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президен­та Российской Федерации по ведению законопроектных работ» и в Положении о подготовке проектов постановлений и распоря­жений Совета Министров — Правительства России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.004 с.)