Эволюция управленческой мысли. Школы и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция управленческой мысли. Школы и



Этапы развития менеджмента

Эволюция менеджмента – представление об изменениях, их направленности и закономерностях развития менеджмента. Эволюция менеджмента – смена идей, парадигм, технологий, принципов, функций, методов в управлении, адекватно отражающих уровень развития человека и общества, культуру организации и обеспечивающих эффективность менеджмента с учетом конкретных условий его применения.

Управленческая мысль XX века делает упор на менеджмент как науку (Ф.У. Тэйлор в 1911 году опубликовал книгу «Основы научного менеджмента», последователи: Гилбрет, Гант и др.). Главная идея – рационализация труда и производства плюс материальная заинтересованность ведут к росту производительности, эффективности. Наука – это законы, объективное знание (теория), базирующиеся на эксперименте и подтверждаемые опытом. Основа науки – возможность изучить, объективно измерить изучаемые явления. Менеджмент – научная дисциплина (например, НОТ – научная организация труда). Вместе с тем руководители-практики знают, что можно рационально (разумно, научно) спроектировать работу, но не всегда (по науке) удается заставить работника точно и неуклонно (как машину) выполнить предписание.

Нет счетчика в сознании человека для объективного измерения своей реакции на предложенный метод работы. Существует масса психологических и социальных (групповых) факторов, влияющих на поведение человека, на организацию и не поддающихся измерению (внутренних и внешних факторов). Следовательно, менеджмент – это не только наука, но и искусство, творческий поиск наиболее эффективных способов руководства.

Теория управления и результаты научных исследований – это не абсолютная истина, а инструмент, помогающий понять сложный мир организации, снизить риск принятия неоптимальных решений. Именно на этих постулатах строится практика эффективного управления, учитывающая психологию личности, культуру организации, ситуацию и предъявляющая особые требования к менеджеру как руководителю и лидеру.

История менеджмента делится на 2 этапа: эмпирический (опытный – с неолитической общины до начала XX века) и современный (научный – с Ф.У. Тэйлора – «отца научного менеджмента). Эмпирический менеджмент – этап накопления знаний. С начала XX века – этап их обобщения и трансформации в теорию, т.е. научное знание и инструментарий практического управления (технологию).

Характерным примером эволюции менеджмента является смена принципов управления (см. таблицу 1), впервые сформулированных А.Файолем и адаптированных к современным организациям бизнеса. Характеристика этапов и направлений в эволюции менеджмента представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.005 с.)