Вопрос. Особенности памяти детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация нарушений памяти. Роль памяти в компенсации нарушений зрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Особенности памяти детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация нарушений памяти. Роль памяти в компенсации нарушений зрения.



Объём кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей достаточно высок.

Специфика сохранения и забывания при зрительной депривации связывается с несколькими факторами.

Особенности образов памяти у детей с нарушениями зрения:

1- Сокращение числа представлений (за счёт полного или частичного выпадения из сенсорной системы зрения);

2- Качественное отличие от представлений зрячих:

Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости, вербализм.

Можно сделать следующие выводы:

1. Преобладание непроизвольной образной памяти;

2. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, происходит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы;

3. Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;

4 Формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания;

5. Словесно-логическая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;

6. Развитие памяти включается в развитие личн6ости.

Коррекция и компенсация нарушений памяти.

Направлениями коррекции:

1. Развитие слухового внимания;

2. Развитие непроизвольной и произвольной слуховой памяти;

3 Расширение объема слуховой памяти;

4. Развитие зрительного внимания;

5. Развитие непроизвольной зрительной памяти;

6. Развитие произвольной зрительной памяти

7. Расширение объема зрительной памяти;

8. Работа по формированию эффективных приемов запоминания.

9. Развитие продуктивности слуховой памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения);

10. Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения).

После развития слуховой, зрительной памяти, их количественной стороны, можно перейти к формированию у ребенка рациональных приемов запоминания различного материала. Важным фактором результативности проводимой работы является и психологическая составляющая: мотивированность, заинтересованность самого ребенка, соответствие подбираемых упражнений и заданий не только цели коррекции, но и потребностям, интересам и возможностям самого ребенка, учет ведущего вида деятельности.

20. Особенности развития наглядно-действенного мышления детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация нарушений наглядно-действенного мышления. Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. Однако у детей с дефектами зрения и, особенно у слепых, из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, что обусловлено ограниченными возможностями сравнения признаков воспринимаемых предметов, трудностями их практического анализа и синтеза. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. У детей накапливается определенный запас слов, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Причины этого – нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. Наглядно-действенное мышление и исторически и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Формирование наглядно действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки нагл-дейст. мышления наблюдаются уже у 7-ми месячных детей, и до 3-х лет оно активно развивается. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками. Подлинное нагл-дейст мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Уже в 3-5 летнем возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку и тд. Важное значение в развитии мышления имеют сформированность и точность представлений о предметах и объектах окружающей действительности. Отсутствие (у слепых) и неполноценность зрительного восприятия (у слабовидящих), вследствии этого пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняет формирование представлений о предметах и объектах окружающего мира. Это в свою очередь задерживает формирование и развитие наглядно-действенного мышления у детей с НЗ. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов. Мышление обогащается засчёт чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций. Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности – чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются. Также отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображёнными на картинке, затруднения при классификации предметов, расширение или необоснованное сужение объёма понятий, недостаточная обоснованность суждений.

 

24. Воображение детей с нарушениями зрения. Роль воображения в компенсации нарушений зрения. Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения;. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности. Можно Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей учителя. ВООБРАЖЕНИЕ заполняет пробелы в чувственных знаниях,, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую. учебную) склонны слепые. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы Отход воображения слепых от действительности, возникновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте - особом виде воображения, создающем картины будущего. Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. ОСОБЕННОСТИ особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Снижение уровня оригинальности воображения слепых и слабовидящих отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям. ВООБРАЖЕНИЕ слепых и слабовидящих можно охарактеризовать как эмоционально незрелое, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ.

21. Особенности развития наглядно-образного мышления детей с н.з. Коррекция и компенсация нарушения наглядно-образного мышления. Наглядно-образное мышление начинает развиваться внутри наглядно-действенного и является следующей стадией развития мышления. Оно характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи представлено в наглядной форме, а решение осуществляется путем оперирования в уме образами-представлениями предметов, или их изображений с помощью преобразования этих образов или их частей. Следовательно, успешность решения наглядных задач зависит от уровня сформированности зрительных образов, мыслительных операций, уровня развития наглядно-действенного мышления. Наглядно-образное мышление интенсивно развивается на протяжении младшего школьного возраста и продолжает дальнейшее развитие в среднем школьном возрасте. Формирование и развитие наглядного и понятийного мышления у детей с нарушением зрения происходит по общим законам развития мышления в детском возрасте: в дошкольном возрасте развивается наглядно-действенное мышление, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление и конкретно-понятийное, затем совершается переход к высшей стадии развития мышления — абстрактно-понятийной. Дети со зрительным дефектом обладают большими потенциальными возможностями в развитии наглядно-образного и словесно-понятийного мышления при опоре на наглядно-действенное мышление и при использовании различных средств абстрагирования и обобщения. Своеобразие в развитии наглядно-образного и понятийного мышления у слабовидящих детей младшего и среднего школьного возраста проявляется в наибольшей мере. У слабовидящих старшеклассников особенности в развитии образного мышления отмечаются лишь при решении достаточно сложных задач. На протяжении школьного возраста отмечается значительное развитие наглядно-образного мышления у слабовидящих детей. У них в период от 7—8 до 10—11 лет темп развития образного мышления даже несколько более быстрый, чем у нормально видящих. В следующий возрастной период — от 10—11 до 13— 14 лет темп его развития снижается, число правильных решений увеличивается, но незначительно. Различия в успешности решения наглядных задач между нормально видящими и слабовидящими нивелируются. Целым р ядом отечественных и зарубежных авторов отмечается, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А.И.Зотов, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, В.А.Лонина, Л.И.Солнцева, В.Фром, В. Рот, Я.Есенский и др.). Мышление может быть высоко развито у абсолютно незрячих и у слепоглухих Анализ решения задач школьниками с нарушенным зрением показывает, что усвоение содержания задач, рассуждения и умозаключения у них не отличаются от наблюдаемого у нормально видящих учащихся. Особое значение у детей с нарушением зрения приобретает развитие дедуктивного мышления. Важное компенсаторное значение имеет овладение школьниками умением делать выводы по аналогии. При формировании знаний, опосредствующих развитие понятий, большую роль играет речевое общение и использование коммуникативных технических средств. Речь, с помощью которой усваиваются знания, имеет огромное значение для коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций. При коррекционной работе следует учитывать особенности развития мышления при нарушениях зрения. Этими особенностями являются у детей с нарушениями зрения затруднение развития образного мышления, что затрудняет формирование понятий. Так же встречается расширение или сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.008 с.)