Социокультурные типы человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные типы человека



Социокультурные типы человека

Критерии выделения

Социокультурный тип, который формировался определенной культурой, определенным обществом. Иногда разделяют и говорят отдельно о человекекультурном и человеке социальном. Культурный может быть по регионам (западный человек, русско-сибирский). Социальный – с типом общества (рабовладелец), с типом социальной структуры.

Соединив, получаем жителя Афин.

Как выделять?

Социальную типологию со структурой.

Культура в соответствии с формами (духовная, материальная). Т.о. существует много критериев.

Исторический критерий (чел античный). Современный тип начался с 20 века, 21 начался, но еще не обозначился другой новой к-й(живем еще к-й 20века). Социокультурный тип чел-а во времени.

Региональный критерий (восточный, западный чел., африканец, сибиряк и т.д.)основа как выделение самостоят. государств (в графе национальность – сибиряк).

Эти критерии дополняют друг друга, все имеют место споры об особом типе чел-ка.

Исторические типы

 

Более универсальный характер. Используют прежде всего историки.

1. Процесс развития человека с начала его появления по настоящее время. Современный тип человека существует 40-50тыс.лет. до этого анхантропы (неадертальцы и др. ветви исторического типа чел-ка). Хомо сапиенс тоже м.б. дифференциирум в зависимости от его атрибутов. В зависимости от времени различные способности (лучше видит, слышит). Античный чел более эмоционален. В средние века то плакали, то смеялись, непосредственная эмоциональность. Церковь затормаживала, «тушила» эмоциональность, что привело к появленю рационального чел-а.

2. Зависимость от атрибутов.

 

Современная культура и проблема ее дегуманизации.

Дегуманизация появилась недавно. Говорили авторы начала 20 века (Бердяев, Блок, Шпенглер).

Суть: культура имеет свой смысл, главное предназначение – воспроизводство человека. Когда не справляется, не воспроизводит, тогда происходит ее дегуманизация. Это регрессия культуры, ее кризис, связано с регрессом развития чел-а. Исчезает человек как современный тип, из-за того, что культура ноходится в упадке. Культура становится все более массовой, агрессивной, классическая культура вытесняется. Вместо силы – насилие(подмена ценностей). Показателем силы становится право исполнения насилия, если отказались от того, что занчит слабый. Появляется культ «насилия».

Искусство. (Вальтер Баньямин). Деструктивное воздействие на человека, утрачивает духовную ценность. Появляется с момента тиражирования. Опошление, профанация искусства. Когда кто-то считает, что это и есть культура, появляется вульгарная культура. (бульварная лит-ра, сериалы). Развлекает, приносит удовольствие, но не развивает человека. Дегуманизация связана коммерционализацией искусства. Происходит в самых разных направлениях. Дополняется глобализ, этнические различия стираются(культура поддерживалась народом). Меняется человек, человек меняет культуру и наоборот. Культура утрачивает свой национальный образ. «Если культура утрачивает свою основную особенность (дегуманнизируется), можно ли ее назвать культурой?» - Шпенглер.

 

Одномерный человек (Маркузе)

Не в смысле гармоничный, соблюдающий меру(древность), под мерой имеется в виду некие качественный характеристики, которые выражают стандартную, усредненную природу. Воспроизводимость с пом. индустрии, общественные каноны (мера быть как все), с заниженными требованиями.

Вальтер Беньямин: «эпоха воспроизводимости». Маркузе написал в 60-е годы. Воспроизводить соц параметр чел-а в постиндустриальном обществе.

Насыщенность позитив, творческ характеристиками менее интенсивна. Мера видется различной у разных обществ. Противоречие между цивилизацией и культурой. Цивилизация – нечто усредненное, человек технологический, по своей эконом природе связан с индустрией, с технологиями. Чем выше технологии, тем больше возможностей воспроиз-я одномерного чел-ка. Попытки преодолеть одномерность, появление постмодернизма (стремление быть непохожими). Стремление непохожести, еще один элемент одномерности. Мера меняет свой характе, современная мера отличается от меры Маркузе. Человек «одной меры» был известен в истории и в разных областях(сословия,касты и т.д.). Социальная воспроизводимость не обязательно связана с индустрией, но и с появлением традиций, запретов. Мера имела культурный характер, сейчас воспроизведение с появлением технологий (СМИ, образование, полит регуляторы и т.д.). Утрачивается критерий, согласно которому сформировался человек. (В СССР – характеристики советского человека). Сейчас стандарта как такового нет.

Итог: в современной культуре приобретает необычное значение, необходимы усилия для воспроизводства (раньше традиции, теперь технологии). Раньше не задумывались. Жили внутри традиций. Система образования – мы включены в воспроизводство. Насыщенность разная(ментальность). В СССР – коллективистская культура, сейчас – индивидуальная.

Массовый человек (Артего-и-Гассет)

«Восстание масс». Более ста лет назад написала, уже сформировался к тому временп.

Масса-

1. Толпа;

2. Чернь (противопоставляется знати), низкие сословия;

3. Работы Маркса, рассматривается как люди, которые заняты трудом, трудящиеся, народные массы; кого относить к ним зависит от полит идеологии;

4. Связь с СМИ, на основе СМИ взникает коммуникация между массами, всеми жителями, всем населением.

Масса – аудитория, которая создается на основе того или иного источника информации. Масса измеряема и имеет масштаб, продукт технологии. Неопределенность присутствует (говорим, что смотря много человек, а кто на самом деле смотрит?). Нечто динамичное, основа – сетевая, инфа, а не политическая, социальная и т.д.

Должны иметь в виду все понятия толпы, учитывать все аспекты. В каждый конкретный случай масс человек меняет свой характер. В СССР – трудящийся, не чернь, занимаются общественной деятельностью. Соврем. – человек, который осваивает массовую культуру, под стереотип рекламы, отличается снижение, полит активности. Формируется как некий антипод советскому типу, «перевертыш». Воспризводится массовой коммуникацией (не путать со СМИ) – общение, товарно денежные отношения и т.д.

 

Нарцисс (Фрейд, Фромм)

Социокультурный – нарцисс –человек, для которого важны эстетические ценности, а главной ценностью выступает он сам. Нарциссизм – антропологический эстетизм, любовь к самому себе. Тип человека, который имеет определенные биологические корни (Дж.Локк). Тождественность я и снова я рассматривает Готлиф Фихте. Локк рассматривает проблему самоидентификации впервые. Гегель –анализ проблемы господина и раба, также в лекциях по эстетике (проблемы искусства в связи с соц. идеями). Фихте: философия самосознания.

Тип нарцисса имеет исторические корни(метался по Европе в поисках – Ницше). С эпохи Возрождения, с Платона (человек-нарцисс). Лосев относит Платона не только исследователям искусства, но и к человеку, влюбленного в свое тело с эстетической стороны. Эстетическое – все прекрасное, выявленное наружу, когда человек пытается выделиться, «выплеснуться». Ницш говорил, что человек по природе эстет. Нужно развивать дионисийское, стихийное начало. Нге искуственная красота(холодная), а естественная (живая).

Для романтиков главная ценность в человеке – красота (Гедерлин, Шлегель, Карамзин). Писали о прошлом красивом мире, считали, что такой мир возможен, возможно гед-то уже и существует. Романизм – исток нарциссизма (Липовецки, Манхейм, Фромм). С детства ориентирован на прекрасное, на удовольствие от созерцания прекрасного ребенок тянется к красивым вещам. Человек –нарцисс может быть разных типов. Все зависит от чувства прекрасного, человек может тянуться и к безобразному. Эта линия также имеет свою разветвленность в прошлом. Сейчас имеет приоритет (Фромм «некрофилия»), безобразное доминирует в СМИ, СМИ отражает то, что существует реально в обществе (массовое психическое отклонение). Созерцание страданиями других людей (Шопенгауэр). Нарцисс внутренне противоречив, тянется к прекрасному и к безобразному, разные виды, разные привязанности.

Социокультурные типы человека

Критерии выделения

Социокультурный тип, который формировался определенной культурой, определенным обществом. Иногда разделяют и говорят отдельно о человекекультурном и человеке социальном. Культурный может быть по регионам (западный человек, русско-сибирский). Социальный – с типом общества (рабовладелец), с типом социальной структуры.

Соединив, получаем жителя Афин.

Как выделять?

Социальную типологию со структурой.

Культура в соответствии с формами (духовная, материальная). Т.о. существует много критериев.

Исторический критерий (чел античный). Современный тип начался с 20 века, 21 начался, но еще не обозначился другой новой к-й(живем еще к-й 20века). Социокультурный тип чел-а во времени.

Региональный критерий (восточный, западный чел., африканец, сибиряк и т.д.)основа как выделение самостоят. государств (в графе национальность – сибиряк).

Эти критерии дополняют друг друга, все имеют место споры об особом типе чел-ка.

Исторические типы

 

Более универсальный характер. Используют прежде всего историки.

1. Процесс развития человека с начала его появления по настоящее время. Современный тип человека существует 40-50тыс.лет. до этого анхантропы (неадертальцы и др. ветви исторического типа чел-ка). Хомо сапиенс тоже м.б. дифференциирум в зависимости от его атрибутов. В зависимости от времени различные способности (лучше видит, слышит). Античный чел более эмоционален. В средние века то плакали, то смеялись, непосредственная эмоциональность. Церковь затормаживала, «тушила» эмоциональность, что привело к появленю рационального чел-а.

2. Зависимость от атрибутов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.013 с.)