Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивисткие теории личности: теория поля К.Левина.
Левин исходил из положения, что основой человеческой активности в любых ее формах яв-ся потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность ч-ка. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в к-ой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, к-ая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность. Т.О., предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к потребности. Избыток положительных валентностей "поля признаков" может привести к описанному Левином "феномену пресыщения". В ситуации, когда невозможно прекратить действие, вызвавшее пресыщение, легко возникает негативная эмоция, агрессия. В связи с проблемой потребностей Левин изучал целеобразование и целенаправленное поведение, ввел в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение и связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи, послуживших фундаментом для изучения невротических конфликтов. Левин различал 2 рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, к-ые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение ч-ка более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, к-ые форм-ся на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Т.О., ч-к не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.
43. Когнитивисткие теории личности: теория личностных конструктов Дж.Келли. Т.Л.К. – когнитивная теория личн., разработанная в 50-х гг. XX в. Келли. Цель - в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизн. опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Ключевым понятием Т.Л.К., составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личн. классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собств. опыте. Личность в Т.Л.К. представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, к-ые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я". Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (н-р., хороший-плохой). Каждый конструкт имеет 2 противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере 3 эл-та (явления или предмета), 2 из к-ых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Т.Л.К. выделяются специфич. типы личност. конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, к-ый может одновременно принадлежать разл. областям, но явл. постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личн. быть открытой для нового опыта. Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при к-ых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться);2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его чел.; 3) степень проницаемости конструкта, по к-ой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости эл-ты, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, к-ые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. В зависимости от особенностей применимости выделяются осн. и периферич. конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также осн. и ситуативные личност. конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть как вербальными и невербальными. В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора. Для измерения личност. конструктов в Т.Л.К разработан методич. принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личност. конструктов (РТЛК).
В Т.Л.К. активно используется понятие «роль», подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личн. мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест). Т.Л.К. – оригинальное направление в теории личн., иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личн. и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения. 45. Диспозициональная теория личности Г.Олпорта. Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного ч-ка, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками ч-ка внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-ые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не я-ся статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует. Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент – это первичный генетич. материал, из к-го строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы ч-ка. Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Сов-ть черт обеспечивают стабильность поведения ч-ка, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-ых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в к-ые она активно стремится попасть.
В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди к-ых можно выделить 3 типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки ч-ка можно свести к ее влиянию(Дон Жуана, Ж.д'Арк). Центральные диспозиции явл. строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении ч-ка, к-ые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции-менее заметны, менее устойчивы, менее
обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки. Личность не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-ый Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум - позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение к-ой – форм-ие уникальности человеческой жизни. Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков. 46. Факторная теория личности Х.Айзенка. Ядром теории Айзенка яв-ся концепция того, что эл-ты личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивид.способ поведения или мысли, к-ые могут быть, а могут и не быть хар-ми личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности). Второй - привычные действия или мысли, т.е.реакции, к-ые при определенных условиях повторяются.. Третий – черта – «важное, относительно постоянное личное св-во». Черта форм-ся из нескольких взаимосвязанных привычных реакций (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость). Четвертый, высший уровень организации поведения - уровень типов или суперфакторов. Тип форм-ся из нескольких связанных между собой черт. Н-р, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, соц. робостью и еще несколькими чертами, к-ые все вместе образуют интровертный тип.
В ранних исследованиях Айзенк выделял только 2 общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем определил 3 тип — психотизм (Р), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все 3 типа как части нормальной структуры личности. Все 3 типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Айзенк установил 4 критерия для идентификации факторов: 1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. 2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. 3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. 4. социальный – социальная уместность фактора, т.е.нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к соц.явлениям, н-р таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.007 с.) |