Третий период — вторая четверть XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий период — вторая четверть XIX в.



  1. «Восточный вопрос»; основные задачи:
  • укрепить влияние России в Ближневосточном регионе;
  • добиться максимально выгодного для России режима в черноморских проливах;
  • расширить черноморскую торговлю;
  • максимально обезопасить южные границы империи;
  • оказать поддержку национально-освободительному движению славянских народов против турецкого владычества.
  1. Кризисные ситуации в восточном вопросе:
  1. а) 1820-е гг.; связана с греческим национально-освободительным восстанием в 1821 г.;
  2. б) начало 1830-х гг.; связана с турецко-египетским конфликтом и угрозой распада Османской империи.
  1. Основные договоры:
  1. а) Адрианопольский мирный трактат (1829) между Россией и Турцией: к России отходили устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа; Турция выплачивала контрибуцию в 33 млн руб.;
  2. б) Ункяр — Искелесийский русско-турецкий союзный договор (1833) на 8 лет: подтвердил условия Адрианопольского трактата; обе стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на одну из сторон третьей державы. Договор — крупная победа русской дипломатии, он значительно укрепил позиции России на Ближнем Востоке; однако, с другой стороны, обострил отношения с европейскими государствами;
  3. в) Лондонская конвенция (1841): вместо двустороннего русско-турецкого союза введена коллективная опека Турции европейскими державами — Россия была лишена самостоятельности на Ближнем Востоке, были сведены на нет успехи, достигнутые русской дипломатией в 1833 г.; общий итог — дипломатическое поражение России.
  1. Европейское направление, основные задачи:
  1. а) борьба с европейским революционным движением;
  2. б) поиск поддержки с целью выгодного для России решения восточного вопроса.

В 1830–1831 гг. — революционный кризис в Европе (установление Июльской монархии во Франции, завоевание независимости Бельгией, восстание в Польше).
В сентябре 1833 г. заключена русско-австрийская конвенция «О взаимной гарантии польских владений» (предусматривала взаимопомощь в случае польского восстания, второй вопрос — гарантия неприкосновенности Османской империи).
В конце 40-х гг. XIX в. разразился очередной революционный кризис в Европе. Россия приняла участие в подавлении революционных выступлений в Европе: в 1846 г. русскими, австрийскими и прусскими войсками была ликвидирована Краковская республика (территория республики включена в состав Австрии); весной 1848 г. русские войска участвовали в подавлении революций в Молдавии, Валахии (совместно с турецкой армией) и в Венгрии (совместно с Австрийской армией). Россия превратилась в «жандарма Европы».

  1. Кавказское направление; основные задачи:
  1. а) закрепление Кавказа и Закавказья в составе Российской империи;
  2. б) обеспечение безопасности южных границ России;
  3. в) помощь национально-освободительной борьбе армянского народа против иранского владычества.

В июле 1826 г. иранская армия вторглась в Закавказье. Русские войска под руководством А.П. Ермолова освободили Закавказье и перенесли военные действия на территорию Ирана.
В апреле 1827 г. — наступление русской армии в Восточной Армении. В феврале 1828 г. заключен Туркманчайский мирный договор России с Ираном. Из отходивших к России ханств была образована Армянская область с русским административным управлением; Иран обязан был выплатить России контрибуцию в 20 млн руб. и предоставить на своей территории преимущества в торговле; Ирану запрещалось держать на Каспии военные суда; российские суда могли свободно плавать по Каспийскому морю; договор гарантировал свободу переселения в Россию армянского населения. В феврале 1829 г. произошло нападение на Российское посольство в Тегеране. Повод: бегство из гарема двух армянок и евнуха, укрывшихся в посольстве. В результате разгрома посольства произошла гибель российской миссии во главе с А.С. Грибоедовым (38 чел. — спасся 1 чел.). Россия удовлетворилась личными извинениями шаха.
Стремление России закрепиться в Кавказском регионе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней войне (1817–1864). Горцы Кавказа, направляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Шамиль — волевой, энергичный деятель, обладавший полководческим талантом.

Наступление на среднеазиатские ханства; присоединение Казахстана. Причины наступления России на среднеазиатские ханства (Кокандское, Бухарское, Хивинское): а) рост промышленности (Средняя Азия — источник сырья и рынок сбыта для развивающейся русской промышленности); б) экспансия Англии в этом регионе. Итоги: подчинить Среднеазиатские ханства не удалось, велись переговоры о заключении русско-хивинского торгового соглашения (1839). С добровольным принятием русского подданства Старшим Жузом (1846) Россия утвердилась в Казахстане.

  1. Четвертый период — Крымская война (1853–1856). Причины военных действий:
  • во-первых, Англия, Франция и Австрия стремились упрочить свое влияние в европейских владениях Османской империи, вытеснить Россию из Черноморского региона, тем самым ограничить ее продвижение на Ближний Восток;
  • во-вторых, Турция, поощряемая Англией и Францией, вынашивала планы отторжения от России Крыма и Кавказа;
  • в-третьих, Россия стремилась разгромить Османскую империю, захватить черноморские проливы и расширить свое влияние на Ближнем Востоке.

В 1853 г. был заключен англо-французский секретный договор, направленный против России (эти страны, а также и Австрия не желали усиления влияния России на Ближнем Востоке, стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и с Кавказа).

Характер войны — захватнический с обеих сторон.

Этапы Крымской войны: 1) ноябрь 1853 — апрель 1854 гг. — русско-турецкая кампания (Дунайский фронт); 2) апрель 1854 — февраль 1856 гг. — англо-франко-сардинская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье (Кавказский фронт), попытки высадки англичан на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском.
Основные сражения: на реке Альма, оборона Севастополя, бои за Малахов курган.

Полководцы: П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Н.Н. Муравьев.

В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Турцией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией, Сардинией, с одной стороны, и Россией — с другой. Условия:

  • от России отторгалась южная часть Бессарабии с устьем Дуная;
  • в обмен на Карс с областью России возвращались Севастополь, Евпатория и другие города в Крыму;
  • Черное море становилось нейтральной территорией: России и Турции запрещалось иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море;
  • черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных кораблей всех стран;
  • Россия лишалась права защиты православного населения Османской империи, покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.

Причины поражения в войне: 1) неверная оценка международной ситуации, приведшая к дипломатической изоляции России и войне не с одним, а с несколькими сильнейшими противниками; 2) отсталая военная промышленность (базировавшаяся в основном на крепостном труде); 3) устаревшее вооружение; 4) отсутствие развитой дорожно-транспортной системы.

Значение поражения России в Крымской войне:

  • во-первых, южные границы России оказывались беззащитными;
  • во-вторых, это подорвало влияние России на Ближнем Востоке и ее престиж на международной арене;
  • в-третьих, Россия оказалась в международной дипломатической изоляции.

Развитие русского национального самосознания.
Западники и славянофилы

Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

  • во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;
  • во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII-XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.

В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С.С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М.П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С.П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О.И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

На рубеже 30–40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

Основные идеи славянофилов:

  • убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;
  • большое значение придавали крестьянской общине;
  • Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;
  • резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;
  • единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие;
  • верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.

Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рамки терминов «» и «западничество» предложил Л.Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А.Н. Сахаров первым западником называет летописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С.М. Соловьева и Г.В. Плеханова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три главных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно римским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преобладании социально-экономических интересов. Ярким представителем первого «фазиса» Соловьев считал П.Я. Чаадаева, второго — В.Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н.Г. Чернышевского и «людей шестидесятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А.А. Григорьев: 40–60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н.И. Цимбаев и другие историки).

В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30–60-х гг. XIX в.

Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В.Г. Белинского. В его кружок входили П.В. Анненков, И.И. Панаев, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др.

Основные идеи западников:

  • благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;
  • необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;
  • особая позиция была у радикальных западников (в отечественной историографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во-первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20–30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета:

  • кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;
  • кружок Н.П. Сунгурова (1830–1831) выступал за революционный переворот;
  • кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831–1834), Н.В. Станкевича (1833–1937) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.

Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф.М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

М.В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны.

Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.02 с.)