Этап – принятие нормативно-правового акта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап – принятие нормативно-правового акта.



Стадии:

- вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа;

- обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе;

- голосование за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта;

- подписание проекта нормативно-правового акта;

- опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов;

 

Законотворчество – это процесс создания, изменения или отмены акта высшей юридической силы (закона).

Стадии законодательного процесса:

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции РФ);

Обсуждение законопроекта: происходит на заседаниях Государственной Думы, предполагает три чтения. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение отдельных положений.

Принятие закона:

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 105 Конституции РФ).

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира (статья 106 Конституции РФ).

 

6. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

7. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

8. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (статья 107 Конституции РФ).

9. Обнародование закона: статья 15 Конституции РФ:

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Признаки нормативно-правового акта:

- результат правотворческой деятельности компетентных субъектов;

- содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права);

- принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

- имеет определенную документальную форму;

- направлены на регулирование типичных отношений;

- обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Виды нормативно-правовых актов:

1) от юридической силы:

· законы;

· подзаконные акты;

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

- принимается только законодательным (представительным) органом государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

- регулирует наиболее важные общественные отношения. Содержит правовые нормы «первичного» характера;

- принимается и вводится в действие в особом процессуальном порядке;

- обладает высшей юридической силой;

Сущность высшей юридической силы:

- принимает и отменяет только законодательный орган (непререкаемость закона);

- все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным законом (Конституцией); если нормативно-правовой акт или акт применения противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

- закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специального уполномоченного на то органа законодательной власти;

Классификация законов:

1) по юридической силе:

а) основные (Конституция);

б) обыкновенные (текущие):

Виды обыкновенных законов:

- по юридической силе:

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

2) по сфере действия:

- федеральные законы;

- законы субъектов федерации;

3) по внутренней структуре:

- текущие (закон о бюджете);

- кодифицированные (основы, кодексы, уставы, положения);

 

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Признаки подзаконных актов:

- базируются на законе, издаются в пределах компетенции правотворческого органа;

- регулируют широкий круг общественных отношений;

- служат основанием для правоприменительной деятельности;

- имеют атрибуты: официальное название акта, наименование органа, принявшего его, дату издания, указание на территориальные пределы осуществления, срок действия и вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц;

Виды подзаконных актов:

1) по субъектам:

- акты Президента (указы, распоряжения);

- акты Правительства (постановления, распоряжения);

- акты министерств (приказы, инструкции и т.д.);

- акты государственных органов субъектов;

- акты органов местного самоуправления (решения, постановления);

- акты организаций;

2) по сфере распространения:

- общие;

– местные;

– ведомственные;

– внутриорганизационные;

3) по порядку принятия:

- единолично принятые (Указ Президента);

- коллегиально (Постановление Правительства);

4) срок действия:

- постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция);

- временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (Закон о бюджете);

5) по сфере действия:

- общегосударственные;

- региональные;

- локальные;

6) по предмету регулирования:

- акты, регламентирующие государственно-правовую сферу;

- акты, регламентирующие уголовно-правовую сферу;

- акты, регламентирующие гражданско-правовую сферу и др

 

Лекция 11. Система права.

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

 

Краткое изложение материала

1. Структурные подразделения системы права:

1) правоотношение: субъекты, объект, взаимные субъективные права и обязанности;

2) публичное и частное право:

- публичное право – совокупность элементов системы права, которая регулирует общественные отношения, выражающие государственный (общий) интерес, отношения, связанные с осуществлением (реализацией) государственной власти (вертикальные отношения);

- частное право – совокупность элементов системы права, которая регулирует общественные отношения, выражающие частный интерес их участников (горизонтальные отношения);

3) материальное и процессуальное право:

- материальное право – регулирует сами общественные отношения;

- процессуальное право – регулирует порядок применения норм материального права;

4) внутригосударственное и международное (частное и публичное) право: приоритет, в случаи противоречий, международного права;

5) система объективного права;

Система объективного права – упорядоченная совокупность юридических норм и принципов, подразделяющаяся на институты, подотрасли и отрасли права.

Норма права – первичный элемент системы права.

Институт права – совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование общественных отношений одного вида.

Виды институтов права:

1) – отраслевые (институт преступления);

– межотраслевые (институт собственности);

2) – материальные;

– процессуальные (институт обжалования);

3) – регулятивные (институт представительства);

– охранительные (институт ответственности);

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм и институтов, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений (наследственное право в рамках гражданского права и др.).

Отрасль права – наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, подотраслей и институтов, регулирующая качественно однородные группы общественных отношений.

Критерии для выделения отрасли:

– предмет регулирования – относительно обособленная область общественных отношений, требующая применения особого метода воздействия;

– метод правового регулирования – приемы (способы воздействия) на общественные отношения: дозволение, запрет, обязывание;

Сочетание способов дает методы: императивный и диспозитивный.

Отрасли:

1) – публичные (конституционное, уголовное, административное, финансовое);

– частные (гражданское, семейное и др.);

– материальные (конституционное, гражданское, семейное и др.);

– процессуальные (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное);

2) особый юридический режим:

– профилирующие (базовые): охватывают главные правовые режимы (конституционное, уголовное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное);

– специальные: правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни (семейное, финансовое, земельное и др.);

– комплексные: соединяют разнородные институты профилирующих и специальных (экологическое, аграрное и др.).

2. Предмет правового регулирования – общественные связи и отношения, объективно нуждающиеся в упорядочивании с помощью системы юридических средств и способов (человеческое поведение).

О траслевой метод правового регулирования.

Специфика определяется:

- правовым статусом участников общественных отношений;

- системой юридических фактов;

- порядком конкретизации прав и обязанностей;

- системой отраслевых санкций.

Методы:

1) основные:

- императивный;

- диспозитивный;

2) дополнительные:

- поощрения;

- координации.

 

Лекция 12. Правовые системы современности.

1. Понятие и классификации современных национально-правовых систем.

2. Особенности романо-германской правовой семьи.

3. Особенности англо-американской правовой семьи.

4. Специфические черты мусульманского и индусского права.

 

Краткое изложение материала

1. Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности. Правовая система – это комплексная категория, характеризующая правовую жизнь общества в рамках той или иной цивилизационной культуры.

Структура правовой системы:

формы (источники) права;

– система права;

– правовая культура;

– правовое сознание;

– механизм правового регулирования;

– юридическая практика;

Классификация правовых систем:

– национальные правовые системы;

– правовые семьи;

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность источников права, механизма правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в пределах юрисдикционной территории государства.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры (системы) права и исторических традиций его формирования и реализации.

Виды правовых систем:

1) общественно-экономическая формация:

– рабовладельческая;

– феодальная;

– капиталистическая;

– социалистическая;

2) идеологический принцип и юридическая техника:

– романо-германская;

– англосаксонская;

– социалистическая;

– религиозные;

3) правовой стиль (происхождение и эволюция, юридическое мышление, источники и др.):

– романо-германская;

– англосаксонская;

– религиозные;

2. Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.

Группы:

– романского права (Франция, Италия, Бельгия и др.);

– германского права (ФРГ, Австрия, скандинавские страны);

Особенности:

– основной источник права – нормативно-правовой акт;

– наличие отраслей права, урегулированных кодифицированными нормативными актами;

– деление права на частное и публичное;

3. Англо-американская (англосаксонская) правовая система – это семья общего права, которая исторически сложилась в Англии, США и др.

Особенность:

- отсутствие отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами;

- нет деления на частное и публичное право;

- основной источник права – судебный прецедент;

- нормы носят казуистический (индивидуальный) характер;

- приоритет отдается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств;

- автономия судебной власти;

- деление права на общее право и право справедливости. Общее право создается общими судами, право справедливости – высшими судебными инстанциями;

4. Мусульманское право рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей (божественной) воли.

В семью мусульманского права входят государства Ближнего Востока.

Основной источник права – Коран: священная книга мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета.

Производные источники:

1) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом их последователей;

2) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульман;

3) Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права;

Писанное мусульманское право – шариат, неписанное – одат.

Особенности:

– обязывающий (как правило) характер предписаний;

– система наказаний очень сурова, все наказания от имени Бога. Цель наказаний – очищение от грехов;

– очень широкий охват регулирования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.076 с.)