Практическое занятие № 2. Уровни и методы самопознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 2. Уровни и методы самопознания



Вопросы для подготовки

1. Стихийное и сознательное самопознание и критерии их отличия. Понятие рефлексии. Структура самопознания.

2. Эмпирическое самопознание и его методы (самонаблюдение, эксперимент, самотестирование)

3. Концептуальное самопознание и его структура. Теоретическое самопознание и его методы (анализ и синтез, восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному и др.). Оценочное самопознание и его основание. Виды самооценок. Значение самооценки. Проектные самопознания (самопроектирование) и его технология.

 

Литература

1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.2. Самопроектирование [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 1999. – С. 25-113.

2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 1. С. 177-201; Часть 2. С. 161-171.

3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – Гл.3. С. 27-46.

4. Чернявская, Г.К. Трудный путь к самому себе [Текст] / Г.К. Чернявская. – СПб., 1994. – Гл.2.

5. Шевцов, А.А. Введение в самопознание [Текст] / А.А. Шевцов. – СПб., 2003. – Раздел IV. С. 557-571.

Проблемные вопросы

1. Как соотносятся сознательное самопознание и научное?

2. Является ли воспоминания о себе самопознанием?

3. Какова структура объекта самонаблюдения?

4. Какова роль в самопознании вопросов?

5. Как соотносятся эмпирическое и теоретическое самопознание?

6. Как соотносятся самооценка на концептуальном и иррациональном уровнях самопознания?

7. Какова роль самооценки в оценке человеком других людей и оценки других людей в самооценке?

 

Темы докладов

1. Самодиагностирование.

2. Самопрогнозирование.

3. Самоцелеполагание.

4. Самопланирование.

5. Выбор и принятие решения.

Для каждого докладчика определяется оппонент.

 

Практическое занятие № 3. Движущие силы самопознания.

 

Вопросы для подготовки

1. Противоречия человека между ориентацией на самоопределение и самореализацию и недостаточностью его знаний о себе – основные противоречия самопознания.

2. Роль в самопознании одиночества.

3. Конкретные противоречия человека как факторы детерминации самопознания: между иррациональной стороной жизни человека и концептуальной; между старыми технологиями жизнедеятельности и необходимостью формирования новых; между стремлением человека к самореализации и трудными состояниями его души; между метафизическими структурами сознания человека и его диалектичностью мышления сегодня.

Литература

1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.1. Самопознание [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 1998. – С.48-68.

2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 2. С. 171-179.

3. Берн, Э. Познай себя [Текст] / Э. Берн. – Екатеринбург, 2003.

4. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – С. 32-36.

5. Шевцов, А.А. Введение в самопознание [Текст] / А.А. Шевцов. – СПб., 2003. – Раздел IV. С. 561-568.

Проблемные вопросы

1. Когда в жизни человека начинается самопознание?

2. Почему одиночество выступает фактором детерминации самопознания?

3. Образование – это условие самопознания или его движущая сила?

4. Как противоречие между стихийной стороной жизнедеятельности человека и концептуальной стимулирует самопознание?

5. Почему познание и преодоление трудных состояний души человека выступает движущей силой самопознания?

6. Каков механизм диалектизации метафизических структур сознания человека?

7. Как соотносятся самопознание человеком всего негативного в себе и очищение от него?

 

Практическое занятие № 4. Сущность самореализации

 

Вопросы для подготовки

1. Понятие самореализации (широкий и узкий смысл). Самореализация, жизнеосуществление и самоосуществление.

2. Самореализация, свобода, необходимость и ответственность.

3. Самореализация и саморазвитие. Вера в себя и творчество. Этапы саморазвития индивида.

4. Самореализация и самоутверждение.

5. Самореализация и самоотчуждение.

Литература

1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2001. – Гл.1. С. 7-58.

2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 2. С. 201-214.

3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – С. 60-88.

4. Чернявская, Г.К. Трудный путь к самому себе [Текст] / Г.К. Чернявская. СПб., 1994. – Гл.2.

Проблемные вопросы

1. Как соотносятся понятия «самореализация» и «жизнеосуществление»?

2. Как соотносятся самореализация и самоактуализация?

3. Что является основанием свободной самореализации человека?

4. Как соотносятся саморазвитие и самофункционирование человека?

5. Как соотносятся становление человека и его формирование?

6. Как соотносятся самосовершенствование и самовоспитание человека?

7. Как соотносятся самоотчуждение и самоутверждение человека?

Практическое занятие № 5. Структура самореализации

 

Вопросы для подготовки

1. Эзотерическая (внутренняя) самореализация и ее виды. Концептуальная самореализация, самообразовательная реализация, самовоспитательная реализация, оздоровительная самореализация.

2. Экзотерическая (внешняя) самореализация и ее виды.

Бытовая, экономическая и досуговая самореализация.

Профессиональная самореализация, общественно-политическая (гражданская), семейная, коммуникативная и экологическая.

3. Базовая самореализация и ее виды. Познавательная самореализация, нравственная и эстетическая.

 

Литература

1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2001. – С. 32-58.

2. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2007. – Часть 2. С. 214-220.

3. Голубчиков, А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) [Текст] / А.Я Голубчиков. – Челябинск, 1993.

 

Проблемные вопросы

1. Как соотносятся концептуальная самореализация и самообразовательная?

2. Как соотносятся концептуальная и самовоспитательная самореализация?

3. Как соотносятся бытовая и досуговая самореализация?

4. Раскройте взаимосвязь профессиональной и общественно-политической самореализации.

5. Каково соотношение семейной и бытовой самореализации?

6. Раскройте взаимосвязь познавательной и нравственной самореализации.

По всем перечисленным вопросам студентам дается домашнее задание для подготовки небольших сообщений.


4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

(для студентов очного отделения)

1. Самоуправление деятельности студента.

2. Самодиагностирование деятельности студента.

3. Самопрогнозирование студента.

4. Самоцелеполагание студента.

5. Планирование студентом своей жизнедеятельности.

6. Выбор и принятия студентом решения.

7. Механизмы реализации студентом своих проектов.

8. Установка как способ перехода от самопроектирования к самореализации студента.

9. Самоорганизация и самодисциплина студента.

10. Самостимулирование студента.

11. Контроль и самооценка студента.

12. Соотношение самоопределения и самопроектирования студента.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

(для студентов заочного отделения)

1. Самоуправление деятельности студента.

2. Самодиагностирование деятельности студента.

3. Самопрогнозирование студента.

4. Самоцелеполагание студента.

5. Планирование студентом своей жизнедеятельности.

6. Выбор и принятия студентом решения.

7. Механизмы реализации студентом своих проектов.

8. Установка как способ перехода от самопроектирования к самореализации студента.

9. Самоорганизация и самодисциплина студента.

10. Самостимулирование студента.

11. Контроль и самооценка студента.

12. Соотношение самоопределения и самопроектирования студента.

13. Уровни и методы самопознания.

14. Движущие силы самопознания.

15. Сущность, структура и функции Я-концепции.

 

Примерные темы контрольных работ
для студентов заочной формы обучения (по выбору)

1. Самоцелеполагание студента.

2. Самопланирование студентов своей учебной деятельности.

3. Выбор и принятие решения.

4. Контроль и самооценка студента.

Объем работы – 7-8 страниц.

Примерные темы рефератов

Все студенты пишут трактат на 12-15 страницах «Самопознание моих деятельностных Я».

Перечень тестов

Познавательные тесты

1. Изучение способности к самопознанию с помощью опросника «Что значит познать себя?» (по А.Н. Красило) – (См.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002. С. 189-193).

2. Упражнение с идеальной моделью (из арсенала психосинтеза). (См.: Маралов А.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002. С. 222-226).

3. О самоактуализации личности (См.: Маслоу А. Психология бытия. «Рефл.-бук.». «Ваклер», 1997. С. 283-300).

4. Дидактический тест по дисциплине.

График выполнения самостоятельной работы

Контрольную работу (трактат) на тему «Самопознание своих деятельностных Я» все студенты очного отделения выполняют в течение 1 семестра и сдают за 3 недели до зачетной недели.

Первый тест используется после завершения 1-й части курса «Основы самопознания». Второй и третий тесты используются после завершения чтения 2-й части курса «Основы самореализации личности». Дидактический тест используется после изучения всего курса. Он позволяет студентам выявить пробелы в своих знаниях и лучше подготовиться к зачету.

Конспекты дополнительно законспектированной литературы студенты сдают через 7 недель после начала занятий.

 

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Условия самореализации социальных работников (педагогов) в научно-исследовательской деятельности.

2. Самопроектирование социальных педагогов (работников) в процессе учебной деятельности как средство развития их креативности.

3. Формирование у социальных работников (педагогов) познавательной компетентности как условие их профессиональной самореализации.

4. Соотношение управления и самоуправления в самостоятельной работе социальных педагогов (работников).

5. Нравственное воспитание и самовоспитание социальных работников (педагогов) в процессе профессиональной подготовки.


Вопросы для зачета по курсу «Основы самопознания и самореализации личности» (для студентов очного и заочного отделения)

1. Субъект и объект самопознания и я человека.

2. Я – единые и их специфика.

3. Я – множественные и их специфика.

4. Я – зеркальное и Я – энигматическое.

5. Стихийное и сознательное самопознание.

6. Предметное самопознание и его методы.

7. Оценочное самопознание и его основания.

8. Проектное самопознание и его технология.

9. Самодиагностировние, самопрогнозирование и самоцелеполагание.

10. Самопланирование, самомоделирование, выбор и принятие решения.

11. Соотношение самопроектирования и самоопределения.

12. Движущие силы самопознания.

13. Самопознание, познание других людей и образования. Окно Джогари.

14. Самопознание, науки о человеке и образование.

15. Сущность, структура и функции Я – концепции.

16. Значение самопознания и его трудности.

17. Сущность самореализации.

18. Самореализация, свобода, необходимость и ответственность.

19. Самореализация и саморазвитие личности (этапы саморазвития).

20. Самореализация, самоутверждение и самоотчуждение.

21. Структура самореализации.

22. Соотношение самопознания, самовоспитания и самореализации личности.

23. Методы самореализации личности.

24. Трудности самореализации.

 


Требования к уровню освоения

содержания дисциплины

1. Студент должен знать:

- основы самопознания личности и его методы;

- основы самореализации личности и ее методы.

2. Студент должен владеть:

- общенаучными и специально-научными методами самопознания и методами самореализации, а также технологией самопроектирования и самоуправления.

3. Студент должен уметь:

- применять методы самопознания в процессе познания самого себя и методы самореализации в процессе собственной реализации.

 

Критерии оценивания студентов на зачете

До зачета допускается студенты, которые:

1. Не имеют пропусков занятий без уважительных причин.

2. Во время выполнили контрольную работу и прошли практикум по самопознанию и самореализации личности.

3. Своевременно отчитались по темам, предназначенным для самостоятельного изучения.

4. Имеют либо конспекты лекции, либо конспекты рекомендованной литературы по лекционной части курса.

 

Отметка «зачтено» ставится, если студент:

- знает основы самопознания личности и его методы;

- знает основы самореализации личности и ее методы;

- может на примере показать применение полученных знаний к познанию какой-то стороны своего Я.

 

Отметка «не зачтено» ставится, если студент:

- демонстрирует относительную полноту знаний по темам дисциплины, но эти его знания нечеткие, рыхлые;

- если демонcтрирует частичные знания по темам дисциплины;

- если на конкретном примере не может проиллюстрировать умение применять полученные знания к познанию самого себя.

6. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ
обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Дидактическое и материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Тематические тесты по самопознанию и самореализации.


6.2. Рекомендуемая литература

Основная

1. Байлук, В. В. Человекознание [Текст]: Кн.4. Базовые методологические принципы творческой самореализации педагога и студента / В. В. Байлук. – Екатеринбург, 2003.

2. Байлук, В. В. Человекознание [Текст]: Кн.5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов / В. В. Байлук. – Ч.1 и Ч.2. – Екатеринбург, 2007.

3. Байлук, В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. Ч.1. Теоретические основы самопознания личности [Текст] / В.В. Байлук. – Екатеринбург, 2009.

4. Байлук, В. В. Воспитание, самовоспитание и самореализация студентов в Институте социального образования [Текст] / В.В. Байлук; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2009.

5. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – М., 2002.

6. Шевцов, А. А. Введение в самопознание [Текст] / А. А. Шевцов. – СПб., 2003.

 

Дополнительная

1. Байлук, В. В. Человекознание. Кн.1. Самопознание [Текст] / В. В. Байлук. – Екатеринбург, 1998.

2. Байлук, В. В. Человекознание. Кн.2. Самопроектирование [Текст] / В. В. Байлук. – Екатеринбург, 1999.

3. Байлук, В. В. Человекознание. Кн.3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В. В. Байлук.. – Екатеринбург, 2001.

4. Бердяев, Н. Самопознание [Текст] / Н. Бердяев. – М., 2001.

5. Берн, Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех кто интересуется [Текст] / Э. Берн. – Екатеринбург, 1999.

6. Берне, Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание [Текст] / Р.Берне. – М., 1986.

7. Голубчиков, А. Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) [Текст] / А.Я.Голубчиков. – Челябинск, 1993.

8. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самопознание [Текст] / И. С. Кон. – М., 1984.

9. Маслоу, А. Психология бытия. «Рефи-бук» «Вакляр».

10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М., 1994.

11. Чернявская, Г. К. Трудный путь к самому себя [Текст] / Г.К. Чернявская. – СПб, 1994.

12. Энциклопедия практического самопознания. – М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.07 с.)