География и административное подчинение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География и административное подчинение



Уральские горы в районе полярного круга называют Полярным Уралом. Именно здесь железная дорога пересекает горный хребет и заканчивается азиатским городом Лабытнанги (по ненецки - "Семь лиственниц"). Город стоит на берегу западной протоки реки Оби – Выл - Посла, а на правом берегу Оби (напротив) расположился город Салехард (по ненецки - "Город на мысу"). Город основан в 1597 году и раньше назывался Обдорск. Сама Обь течет с юга на север и впадает в Обскую Губу Карского моря.

В административном делении земель, где проходит нитка маршрута, «черт ногу сломает». Уральский хребет отделяет (Европейскую) республику Коми от (Азиатской) Тюменской области, по рекам которой мы и путешествовали, причем начало и конец маршрута проходят в Приуральском районе. В свою очередь этот район входит в ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ), площадь которого 750 тыс. кв. км, что превышает площадь Великобритании в три раза.

Вечная мерзлота

Скорый поезд, пересекая полярный круг, начинает идти очень медленно потому, что колея лежит на вечной мерзлоте. Мерзлый грунт летом оттаивает, а зимой опять замерзает, постоянно деформируя насыпь железной дороги. Каждый день сотни рабочих проверяют, подсыпают, ремонтируют и меняют что-то на этой «вечно живой» колее, поэтому, она очень дорогая, одноколейная и после закрытия рудников и шахт в Воркуте стала невыгодной. Но она действует благодаря еще и городам Лабытнанги и Салехарду, куда от станции Сейда идет ветка.

Вечная мерзлота состоит из двух слоев - нижнего (древнего) и верхнего. Между ними находится слой оттаявших пород. Летом верхний слой сверху немного оттаивает (на глубину, в основном, до 1.5 м.), в зависимости от грунта. Меньше всего оттаивают болота - на штык лопаты. Под реками и глубокими озерами мерзлоты нет.

В 1827 году житель Якутска Фёдор Шергин стал копать колодец, но грунт шёл сплошь мёрзлый. Вначале Шергин надеялся "дойти до воды", но потом продолжал рыть уже лишь "из интереса". Через 10 лет глубина шахты достигла 116,4 м, но температура породы продолжала оставаться отрицательной. Толщина мёрзлых пород в районе города Воркута достигает 130 м.

Горы

Уральские горы в районе Северного края принято делить на три части: Полярный Урал - от побережья Карского моря до реки Грубею, Приполярный - от реки Грубею до широтного колена реки Щугор и Северный - южнее Щугора.

Полярный Урал представляет собой ряд нескольких, относительно параллельных, и относительно невысоких горных хребтов. Доминирующая вершина - гора Пай-Ёр (или Пайер, что на ненецком языке означает "Владыка гор"). Высота вершины - 1472 м. Эта красавица иногда освобождается от облаков и тогда видны ее вечно снежные склоны и вечно обледеневшие долины. Покорение вершины летом (а не зимой) - дело проблематичное. Кроме резкого перепада высот постоянно мешает плохая погода - дожди, а выше град и снег при сильных ветрах.

 

 

Тундра

Северная половина ЯНАО расположена целиком в зоне тундры. Типичная мохово-лишaйниковaя тундра летом удивляет пышностью и пестротой своего разнотравья, обилием ягод. Среди растений, почти нет однолетних: им не успеть за короткий период вегетации завершить круг развития. Многолетние же, заложив почки с осени, быстро развиваются короткой весной. В кустарниковой тундре растут маленькие кустики полярной ивы, а затем все чаще встречаются заросли ерника - полярной березки с багульником.

По водоразделам и горным хребтам тундра внедряется в более южные зоны, а по хорошо дренированным долинам далеко на север заходит редколесье - лиственничное, березовое или еловое. По поймам рек и многочисленным оврагам проникают в тундру вплоть до заливов Карского моря прекрасные разнотравные луга.

Лесотундра занимает в пределах округа довольно широкую полосу. Здесь среди кустарниково-лишайниковой тундры растут редко стоящие деревья, главным образом лиственница, повсюду много озер и сфагновых болот.

Южная половина округа расположена в подзоне северной тайги. Особенно значительны массивы лиственнично-кедрово-еловых лесов, местами с примесью березы. Наш маршрут проходил по лиственничному поясу.

Климат

Ветра здесь дуют постоянно, особенно зимой в горах, и достигают скорости - 50 м/сек, что способствует промерзанию, поскольку в лютые морозы снег постоянно сдувается с хребтов и ровных участков тундры. В 1953 году на участке железной дороги "Сейда - Лабытнанги" зимним ветром повалило целый поезд! Люди сутки сидели внутри - ждали погоды. Только один человек не выдержал, пошёл пешком до ближайшей станции и в пути замёрз.

Количество осадков (максимальное в виде дождей выпадает летом) в районе маршрута примерно в 1.5 раза больше чем испарений, поэтому влажность максимальная. Это способствует образованию болот, которые и преобладают.

Количество циклонов - 216 дней в году, т. е. (в среднем) два дня из трёх идёт дождь, особенно ночью. Циклоны идут с запада постоянно, но горы останавливают грозовые тучи и невооруженным глазом видно эту бесконечную каждодневную борьбу циклона и хребта. Когда циклон прорывается на юге - ветер дует с юга и на маршруте идет дождь, (216 дней). А если он огибает хребет с севера - ветер дует с севера (холодно), но светит солнце (оставшиеся 150 дней в году), поскольку тучи над Карским морем рассеиваются.

Железная дорога

Железная дорога в Лабытнанги, которая сама по себе уникальна потому, что является единственной заполярной железной дорогой из Европы в Азию, должна была по проекту заканчиваться в городе Игарка. И она была, практически, построена заключёнными ГУЛАГа в 1953 году, многие из которых там и погибли (официально около 300000 человек).

После смерти Сталина стройку заморозили, поскольку военная доктрина изменилась (появились ракеты, поражающие цель в любой точке СССР). Назывались ударные стройки так - «№ 501» (участок Салехард-Надым) и «№ 503» (Надым-Игарка). Трудно представить, как тяжело в сороковых и пятидесятых годах в условиях заполярья на вечной мерзлоте приходилось строить железную дорогу, питаясь тюремной похлёбкой. Этот памятник сталинизму длиной 700 км ещё стоит, вернее то, что от него оставила мерзлота, тундра и тайга. Вздыбленные, скрученные рельсы, полусгнившие шпалы, сгоревшие мосты, рухнувшие станции, размытые, заросшие насыпи и разрушенные бараки с надписями и проклятиями заключённых.

Растительный мир. Птицы

Очнувшись от долгой зимней спячки, северные растения цветут торопливо. Едва пригреет солнце, едва оголится земля на южных склонах, как на бурой подушке тундры появляются цветы. Восьмиконечные звездочки дриад, колосья горлеца, подушки бесстебельных смолевок. В пестром братстве северных цветов выделяется желтая, мохнатоногая Сиверсия. Звучностью имени и величиной. И неистребимым жизнелюбием. Сиверсия - краса Севера. По садовым меркам она не очень крупный цветок, как гвоздика, может быть, даже и меньше, но рядом со своими северными соседями Сиверсия - исполин. И в то же время цветок-старик. Многолетник, достигающий порой ста и даже ста пятидесяти лет.

На буграх кустарников и деревьев не встретишь - здесь нет снега и защиты от ветра. В логах же и понижениях кустарник весь подстрижен, словно в городском сквере. Это ветер жесткими морозными снежинками срезает за зиму все ветки вровень с поверхностью снега. У деревьев, растущих в лесотундре - у одиноких лиственниц и елей, наоборот, обглоданы лишь нижние сучья - те, до которых может добраться стелющаяся внизу метель-поземка. У редких забравшихся на склоны гор лиственниц стволы и сучья кривые, перекореженные, словно застыли в судороге, а все деревья - как флаги, вытянулись сучьями в одну, подветренную сторону, на восток.

Весной на реках и озерах Полярного Урала много уток. Большинство из них пролетные, но немало и местных. В числе их и, обитающие на озере Варчато, чёрные как угли, турпаны. На озере Варчато и др. много гагар - крупных водоплавающих птиц, питающихся исключительно рыбой. Гагара - летающая лодка. Птица, никогда не садящаяся на землю и не умеющая ходить. По восточным долинам рек, текущих с Полярного Урала, там, где эти реки из горной тундры входят в зону лесов, часто встречаются огромные гнезда. Это гнезда орланов-белохвостов - самых крупных птиц Севера. Орланы прилетают очень рано, в марте.

Одновременно с самой большой птицей прилетает на Север и самая маленькая - пуночка - "арктический воробей". Пуночка появляется в тундре, когда она еще покрыта снегом, когда еще нередки сильные морозы и пурга. Наиболее распространенные птицы тундры и Полярного Урала - куропатки. У куропаток здесь мало укрытий, но много врагов - хищные птицы, волки, песцы и даже олени, поедающие яйца и птенцов куропаток. Злейший враг куропаток и вообще всех северных птиц, от пуночек до гусей, сокол-сапсан. Он-то как раз странник, прилетает на Север из Южной Америки, из Австралии.

Охота и рыбалка

Охота на оленей запрещена. Диких (горных) оленей, практически, нет. Все олени (даже отбившиеся от стада) - собственность хантов (ханты и ненцы - коренные жители). Завалить оленя - все равно, что у нас застрелить чужую корову, т.е. украсть. За оленя хозяин может убить. Жизнь в заполярье сурова и, с точки зрения туриста, у местного населения много странных обычаев. Несколько советов (по отношению к хантам, которые живут на реках) - на рыбалку с ними не ходить (будешь тонуть - не спасут по религиозному убеждению), на святые хантовские места не соваться и водки не наливать. Рыбалка, ради которой на Урал едут многие группы, официально разрешена только по лицензиям. К туристам все это имеет формальное отношение и относится к тем, кто ловит сетями на продажу, а не на пропитание спиннингом. Рыба является одним из основных богатств этого края. Щука начинает ловиться там, где исчезает хариус, где вода мутнеет, появляются редкие водоросли, а лиственница вытесняется елью, т.е. ниже по течению. Как сказали рыбаки из Салехарда, щука менее 10 кг у них не считается трофеем. Потому что на реке Собь, есть место («Щучья Яма»), где щуки не меряно, и вес ее доходит до 40кг. Скажу честно, таких ям там две, одна просто менее облавливается местными, но трофеев по 40 кг мы так и не добыли, да и снастей, чтобы поднять 40 кг у нас не было.

Характеристика реки Собь

СОБЬ - река на западе центральной части Приуральского района (в нижнем течении - на границе с Шурышкарским районом), левый приток р. Оби, впадает в нее на 322-м км от устья, у с. Катровож, в 35 км юго-западнее г. Салехарда. Берет начало на восточном склоне Полярного Урала, протекает по лесотундре. Очень извилиста. Длина 185 км, площадь водосбора 5890 кв. км. В бассейне реки насчитывается свыше 400 водотоков, из которых около 50 имеют длину более 10 км. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу.

Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчетный) около 50 куб. м/с, объем годового стока 1,5 куб. км. Замерзает река в октябре, в среднем 10-15 числа, вскрывается в июне, в среднем во второй декаде. Средняя продолжительность ледостава 8,0 мес. Доля грунтовых вод из-за наличия вечной мерзлоты незначительна. Половодье имеет многовершинный гребенчатый вид. У п. Харп оно начинается в третьей декаде апреля - первой декаде июня, в среднем в конце второй декады мая, достигает пика через месяц и заканчивается обычно в июле, в среднем 20 числа. Уровень половодья превышает предвесенний на 3,0 - 3,5 м. Продолжительность половодья 60 - 65 дней.

Летне-осенняя межень выражена неярко. Она мало устойчива, непродолжительна (30 - 35 дней), нарушается серией дождевых паводков высотой чаще всего 0,5 - 1,0 м. Зимняя межень, устойчива и длится около 200 дней.

Наибольший размах колебаний уровня у п. Харп около 4,3 м. Самый высокий уровень наблюдался в середине июня 1958 г., самый низкий - в конце октября 1953 г. и в конце августа 1967 года. Средний многолетний годовой расход воды у п. Харп 31 куб. м/с. В устье средний расход воды около 120 куб. м/с.

Варианты подъезда и отъезда

Подъезды на маршрут

1. Автотранспортом г. Чебоксары - г. Киров (420км). Затем поездом №090 г. Нижний Новгород - г. Лабытнанги (1661км) до станции Харп.

2. Автотранспортом г. Чебоксары - г. Нижний Новгород (240км), затем поездом №090 г. Нижний Новгород - г. Лабытнанги (2117км).

Мы добирались по первому варианту. Заказным автотранспортом (Мерседес Спринтер - 19 мест) до Кирова. Это оказалось и дешевле, и дало выигрыш по времени около семи часов. В Нижний Новгород пришлось бы выезжать из Чебоксар в 9 часов утра (7000р.). А так мы выехали в 12-30, и прибыли в Киров к 19 часам (10000р.), а в 23-52 сели в тот же поезд №090, не затратив денег на оплату проезда Нижний Новгород – Киров (647,30р. на одного человека без багажных билетов, на группу 7764р.).

На станции Инта, наши два вагона отцепили, и поезд ушел на Воркуту. Через 5 часов их прицепили к поезду №210 г. Москва - г. Лабытнанги. Это произошло под утро, и не доставило большинству пассажиров никакого неудобства. Прибыли на станцию Харп в 15-43 по московскому времени. Стоит заметить, что два прицепных вагона до станции Лабытнанги в поезде Нижний Новгород – Воркута появились только в 2011 году, да и то они не регулярны. Например, когда мы уезжали из Лабытнанги, такие вагоны должны были быть только через восемь дней после нашего отъезда. Стоимость проезда - смотри смету.

Отъезды с маршрута

Из поселка Катровож до г. Лабытнанги идти своим ходом 57км по р. Обь на катамаранах могли только ненормальные, мы к таким себя не относили. Поэтому в поселке мы наняли катер одного местного предпринимателя, и он доставил нас в Лабытнанги, сначала в речной порт, а затем на Уазике наш груз на вокзал. Можно в Катравоже нанять моторные лодки, но это дороже.

Из города Лабытнанги уходят всего 2 поезда в сутки - №209 в Москву и №953 в Воркуту. Уходят утром, друг за другом в 8-00 и 8-40 (время московское). На чем ехать – зависит от наличия билетов и запаса времени. На московский поезд даже при наличии билетов нам их просто не успевали оформить, так что пришлось нам ехать на воркутинском поезде.

Из Лабытнанги поездом №953 Лабытнанги - Воркута до станции Сейда (прибытие 15-54 время московское), затем пересадка на поезд №375 Воркута-Москва до г. Котлас (отправление 19-08, прибытие 18-27 следующего дня), ну и в Котласе пересадка на поезд №679 Котлас-Киров (отправление 22-30, прибытие 08-23). Из Кирова на заказном автотранспорте (том же самом Мерседесе) в Чебоксары, связались с водителем уже в поезде на Котлас. Стоимость проезда - смотри смету.

4.3. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута

Аварийные выходы

В случае необходимости маршрут можно закончить: в любой точке маршрута и в зависимости от местоположения этой точки, возвращаться по воде в Харп, либо выбираться на вездеходную дорогу (или зимник) и по ней добираться до Харпа или Катравожа. Так же можно на второй половине маршрута нанять рыбацкие лодки прямо до Салехарда или Лабытнанги.

Запасные варианты

Любопытны маршруты:

1) начать сплав от станции Собь до Катравожа;

2) возврат по воде от устья Хараматолоу в Харп, но тогда не будет щуки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.022 с.)