Выбор наиболее привлекательных карточек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор наиболее привлекательных карточек



 

Покажем это на примере карточек с качествами (см. Приложение 1).

1. Клиенту предлагается разложить эти карточки в три ряда: ближний к себе - наиболее привлекательные карточки, средний - не определенные по привлекательности, дальний от себя - явно не привлекательные. Привлекательность в данном случае означает, что клиент хотел бы эти качества развивать как при освоении профессии, так и самой своей будущей работе. Таким образом мы исходим из того, что главное не сама профессия, а то, как она влияет на самого человека, развивает его или больше ведет к деградации...

Здесь роль консультанта сводится к тому, чтобы спровоцировать клиента делать такие расклады более осмысленно и обоснованно. Для этого можно задавать уточняющие вопросы. Например. можно спросить, почему близкие по смыслу карточки находятся в разных рядах? Если объяснения нет, то клиент может сам скорректировать свои расклады, но иногда он дает убедительное объяснение и карточки остаются на прежних местах. бывают случаи, когда клиент не может толком ответить на такой вопрос, но при этом видно, что он "убежден" в таком расположении карточек...

В данной методике действует правило - последнее слово за клиентом (даже, если он не смог что-то обосновать). Задача профконсультанта - активизировать клиента на подобные размышления. В идеале, сам клиент начинает находить противоречия в своих раскладах (как бы сам себе задает вопросы). Но консультант должен показать для этого пример (через свои вопросы).

Нередко эти три ряда различаются по числу карточек (например, в каком-то ряду может оказаться всего три карточки, что немного осложнит дальнейшую работу....), хотя можно изначально предложить клиенту стремиться к тому, чтобы ряды были сопоставимы по числу карточек.

2.Можно также предложить проранжировать самый близкий ряд по привлекательности (слева - самые привлекательные карточки, а справа - менее привлекательные по убывающей привлекательности).

3.Особенностьою карточек с качествами является то, что имеют два полюса, позволяющие определять, развито данное качество у клиента (светлая часть карточки вверху) или, наоборот, - не развито (вверху - затемненная часть карточки). Соответственно, клиенту можно предложить, перевернуть карточки затемненной частью верх, если он считает, что выписанные на них качества у него плохо развиты.

2. Далее клиент должен выбрать 5 самых привлекательных качеств из любого ряда. при этом возможно, что какие-то карточки он возьмет и из среднего и даже из дальнего от себя ряда. Опыт показывает, что такой (повторный, уточняющий) выбор позволяет клиенту лучше определиться в своих предпочтениях.

Даже работа всего лишь с одной группой карточек может рассматриваться как самостоятельная методика и даже занять немало времени (до 1,5 - 2-х часов). Но данный профессьянс позволяет определять и соотношение карточек из разных групп, что обеспечивает более комплексный выбор своих предпочтений.

 

Соотнесение карточек из разных групп

 

Покажем это на примере соответствия карточки с трудовым действием и уже отобранными карточками с качествами. Допустим, что клиент отобрал следующие карточки с качествами: достоинство и честь (К-10), умение сосредоточиваться на деле (К-14), уравновешенность (К-11), самокритичность (К-9) и логичность (К-13). Он также выбрал трудовое действие «работать с текстами - читать, писать и т.п.» (Ч-1). Требуется определить, насколько данное действие будет способствовать развитию желаемых качеств. Психолог сначала просит самого клиента сказать, какие качества явно соотносятся с «работой с текстами», а какие может и вступают в противоречие с этим действием. В нашем примере явно соотносятся с «чтением текстов» такие качества как «умение сосредоточиваться», «уравновешенность», и «логичность»… Явным не соответствий вроде нет. И тогда можно сказать, что данное действие в целом не помешает клиенту развивать желаемые качества в будущей работе.

Если много несоответствий (по большинству карточек с качествами), то тогда обсуждается вопрос, либо заменить действие – по принципу «если хочешь развивать в себе данные качества, то выбери другую работу», либо что-то сделать с качествами, если действие для нашего клиента крайне значимо – по принципу, «если непременно хочешь это делать в будущей работе, то стать другим, т.е. выбери другие качества»… Для оптимизации корректирующих выборов (корректировок) можно использовать сокращенные перечни карточек по каждой группе (см. Приложения 1-5).

Аналогично все это проделывается и с другими отобранными карточками с трудовыми действиями… А потом – и с отобранными карточками организаций, или с другой группой карточек, в зависимости от решаемых задач, решаемых на консультации…

 

3.Составление "молекул" из отобранных карточек

 

Рассмотрим это на примере определения наиболее привлекательной специальности. Допустим, клиент отобрал следующие 12 карточек трудовых действий и организаций: работать с текстами (Ч-1), обслуживать посетителей (Ч-2), составлять планы программы (Ч-3), беседовать, консультировать (Ч-10), руководить, организовывать (Ч-5), преподавать (Ч-4), постоянно работать над собой (Ч-9), учебное заведение (Г-17), армия и флот (Г-19), правоохранительные органы (Г-18), научная организация (Г-16) и медицинское учреждение (Г-1).

Сначала профконсультант предлагает самому клиенту разложить эти карточки на группы по сходству. Можно даже показать на примере, как это делается (лучше для этого использовать другие карточки - из стопок, а не те, что отобрал клиент). В нашем случае это могут быть следующие группы сходных карточек: 1) армия и флот, правоохранительные органы, руководить, составлять планы, постоянно работать над собой; 2) учебное заведение, составлять планы, научная организация, преподавать, работать с текстами, беседовать и консультировать, постоянно работать над собой; 3) медицинское учреждение, работать с текстами, обслуживать посетителей, беседовать консультировать, составлять планы. Иногда бывает так, что ни одна карточка не может быть отнесена с какой-либо группой и тогда она просто откладывается в сторону (в надежде, что через какое-то время ее все же удастся соотнести с другими карточками). Как видно, некоторые карточки одновременно могут оказаться в разных группах (в нашем случае – это карточки постоянно работать над собой, работать с текстами, беседовать и консультировать, составлять планы. Держать все это в уме сложно (особенно, сложно запомнить карточки, которые одновременно относятся к разным группам), поэтому целесообразно использовать идею «молекулы», позволяющей в наглядном виде все это представить в виде разложенных на столе карточек, когда разные группы соприкасаются друг с другом и общие карточки являются связующими звеньями между группами.

Далее можно предложить клиенту разложить эти группы на столе таким образом, чтобы они соприкасались друг с другом. При этом какие-то карточки могут одновременно относиться к разным группам (см выше). Профконсультант и здесь может сначала показать это на примере с другими карточками.

В нашем случае, карточки которые встречаются в разных группах на столе должны занять центральное место, а карточки из других групп располагаются рядом, вокруг них. В самих группах со сходными карточками можно также определить большее или меньшее соответствие («валентность»), по принципу, чем ближе карточки, тем в них больше сходства. В итоге, после совместных с клиентом творческих усилий на столе вырисовывается та самая «молекула».

 

Подведение итогов

Покажем это на примере только что обозначенной «молекулы» (см. выше – предыдущий раздел). В нашем случае, в соответствии с образовавшимися группами карточек можно ориентировочно определить, с какими сферами труда и специальностями они соотносятся: 1) армия и флот, правоохранительные органы, руководить, составлять планы, постоянно работать над собой (силовые структуры); 2) учебное заведение, составлять планы, научная организация, преподавать, работать с текстами, беседовать и консультировать, постоянно работать над собой (научно-образовательная деятельность); 3) медицинское учреждение, работать с текстами, обслуживать посетителей, беседовать консультировать, составлять планы (медицина).

Если группы карточек относятся к совершенно противоположным, явно не пересекающимся сферам, то можно просто по каждой группе отдельно уточнить соответствующие специальности. Для этого можно использовать карточки со специальностями. При более полном варианте использования профессьянса предполагается, что из группы карточек специальностей клиенты уже выбрал наиболее подходящие для себя и тогда их можно соотнести с теми сферами, которые получились в результате составления «молекул». Если имеется совпадение, то по каждой группе с помощью карточек специальностей можно просто уточнить более конкретные специализации, которые выписаны на самих карточках). Например, по медицинскому направлению ищем карточку «здравоохранение» (С-4) и выбираем наиболее интересные специализации: лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармацевтика и т.п. Выбор более конкретной специализации можно проделать с помощью методики Схема альтернативного выбора (см. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002, 378-387) и др.

При этом, если сравнивать сами группы карточек по привлекательности, то для этого можно использовать несложный прием. Профконсультант вместе с клиентом определяют, сколько карточек относится к каждой из групп – по принципу, чем больше карточек набирает данная группа, тем больше вероятности, что именно она наиболее подходит для данного клиента.

Для оптимизации данной работы, лучше использовать лист бумаги. Покажем на примере определения наиболее предпочтительной специальности, как это проще сделать. Выписываются все возможные специальности, которые соответствуют разложенным на столе группам профессий (в нашем случае это могут быть профессии «врач», «офицер», «преподаватель вуза» и т.п.).. При этом клиент может назвать и специальности, которые логически не выводятся из ранее сделанных раскладов (это можно объяснить тем, что клиент находится в творческом состоянии и начинает называть даже тио, что методика не выявила, но спровоцировала...).

Далее совместно подсчитывается, сколько карточек соответствует каждой специальности. Если какая-то специальность набирает наибольшее число таких соответствий, то на нее следует обратить особое внимание.

Для большей уверенности, можно соотнести эту специальность (наиболее предпочтительную) с ранее отобранными карточками с качествами и посмотреть, насколько такая специальность будет способствовать развитию значимых для клиента качеств.... С соответствующими корректировками (если понадобится).

Дополнительно (при наличии времени), можно посмотреть, насколько каждая из этих специальностей соотносится с отобранными карточками с качествами (насколько специальность позволит развиваться в желательном направлении) и с учебными действиями (насколько специальность приемлема в плане ее освоения в учебном заведении).

 

Если между группами карточек нет сильного противоречия, то можно попробовать определить «обобщенные (или универсальные) специальности», сочетающие в себе особенности разных групп труда. В нашем пример, такими обобщенными специальностями могут быть: «армейский врач», «преподаватель в военном училище», «медицинский психолог», «военный психолог» и др.

 

Подготовка профконсультанта и педагога-психолога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.009 с.)